Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание icon

Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание



НазваниеПодготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание
Дата конвертации06.10.2012
Размер98.07 Kb.
ТипДокументы
источник

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К  ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В НЕЗАВИСИМОЙ ФОРМЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


      Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен, достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро обществоведческого знания. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.

      

      ^ Назначение экзаменационной работы по обществознанию за курс основной школы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.

     Задачи проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме:

     - создание условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе;

     - формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;

     - повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

     - выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;

- определение образовательного рейтинга выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. 

Отобранные дидактические единицы были сгруппированы в шесть содержательных линий: общество и человек (16 элементов), культура (10 элементов), экономика (22 элемента), социальные отношения (15 элементов), политическая сфера (13 элементов), право (20 элементов).


    Определяющим признаком для каждой части экзаменационной работы по обществознанию в IX классах является форма заданий:

      -    часть 1 содержит задания с выбором ответа;

- часть 2 содержит задания с кратким ответом;

- часть 3 содержит задания с развернутым ответом.

      В первой части работы представлены семь содержательных линий курса, предусмотренных в нормативном документе 1998 г.: общество, человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в шесть блоков-модулей. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте проверочной работы.

      К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

      ^ Задания второй и третьей частей ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий второй и третьей частей, что в совокупности они представляют все шесть блоков-модулей.

    ^ В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 215) или букв (например, БАВДГ), записанных без пробелов. Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

    ^ Ответы на задания в третьей части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов проверочных работ эти тексты охватывают все базовые дисциплины и содержательные линии курса. Все шесть заданий здесь непосредственно связаны с подобранным по ряду критериев фрагментом источника — текстом, в котором рассматриваются определенные стороны жизни общества. При этом каждое из заданий выполняет свою функцию.

      Первое задание требует выделить основные смысловые части текста и озаглавить их (составить план). Выполнение этого несложного, на первый взгляд, задания показывает, насколько ученик способен «схватить» текст как целое и в то же время выделить в нем относительно законченные смысловые единицы. Требование озаглавить каждую часть предполагает умение выделять и формулировать центральную идею.

      Второе и третье задания призваны выявить умение извлекать нужную информацию из предложенного текста. Частично на это нацелено и четвертое задание — требуется выделить какое-либо положение. Однако дальше сложность работы возрастает — требуется проиллюстрировать это положение конкретным примером. Конкретизация общего положения (утверждения, понятия, функции, нормы и т.п.), по общему признанию исследователей, является комплексным умением, включающим ряд познавательных операций: важно, чтобы было правильно понято само исходное положение, или тот его аспект, который требует конкретизации; необходимо хорошо представлять себе те виды социальной информации, которые могут служить средством конкретизации: реальные факты, положения меньшей степени общности, ситуации реальной жизни и смоделированные, статистические данные и т.п.; следует правильно выбрать содержательное «пространство», из которого будет черпаться конкретизирующий материал. Таким образом, выполнение данного задания может свидетельствовать об уровне овладения не только определенными знаниями, но и комплексом сложных способов познавательной деятельности.

      Пятое задание имеет самостоятельное развернутое условие, т.е. выступает как задание-задача. Но и оно связано с анализируемым текстом. Подобные задания также выявляют комплекс умений. Укажем два основных: умение видеть за конкретными фактами сущность явления, процесса; умение соотносить два массива социальной информации: знания по данному вопросу, полученные при изучении курса, и сведения, содержащиеся в источнике социальной информации.

      Последнее задание нацеливает ученика на формулирование и обоснование своего отношения, оценки тех или иных позиций по актуальным и спорным вопросам общественной жизни современного общества. При этом оно также органически связано с текстом, побуждая ученика вновь обратиться к нему, но уже под иным углом зрения. Очевидно, что объектами оценки экспертов при выполнении этих заданий является не заявленное школьником отношение, а сила аргументации своего выбора, а также умение извлечь нужную в данном случае информацию из текста и правильно интерпретировать ее в заданном ракурсе.

      Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

       Таблица 1

^ Распределение заданий по частям работы




Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

20

20

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

5

9

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

6

13

Задания с развернутым ответом




Итого

31

42




 
 

^ Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

     Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня (А1, А2, А4, А5, А7-А9, А11, А12, А14, А15, А17-А19) и 6 повышенного уровня (А3, А6, А10, А13, А16, А20). Часть 2 содержит пять заданий повышенного уровня (В1 – В5). В части 3- 4 задания повышенного уровня (С1-С3, С5) и 2 задания высокого уровня сложности (С4, С6).

    Порядковые номера заданий первой части экзаменационной работы соответствуют проверяемым дидактическим единицам. Задания 1-3 — дидактическая единица «общество и человек», 4-6 — «культура», 7-10 — «экономика», 11-13 — «социальные отношения», 14-16 — «политическая сфера», 17-20 — «право». Задания 2, 5, 9, 12, 13, 19 проверяют умение привлекать обществоведческие знания для анализа практической ситуации, 3, 6, 10, 13, 16, 20 — умение оценивать истинность двух суждений о социальных объектах и процессах, остальные задания — разнообразные умения, связанные с обществоведческими понятиями. 
 

      Таблица 2

^ Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности





Уровень сложности заданий



Число заданий



Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 42

Базовый

14

14

33%

Повышенный

15

23

55%

Высокий

2

5

12%

Итого

31

42

100%

 
 
 Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)

  • Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

       - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

       - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

  • Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для  решения задачи, к каким источникам,  нормативно-правовым актам следует обратиться.

  • Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

  • Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

  • Убедитесь в правильности вашего ответа:

     - соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

     - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

     - нет ли противоречий между вашими аргументами;

     - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

     - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

     - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами;

      10. Особое внимание обратить на работу с текстами, источниками социальной информации. Развивать умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, составляя планы небольших текстов. При этом целесообразно использовать памятки для учащихся по анализу текста:

       а) прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст;

      б) помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте;

      в) соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь  общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право);

      г) дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею;

      д) отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания;

      ж) вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос;

      з) обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе;

      и) старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание;

       к) сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы;

     11. В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов обществоведческого курса, рекомендуется использовать помимо основного один-два дополнительных учебника (учебных пособия), рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год. Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства»;




Похожие:

Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconПриказ №367 «О разграничении видов работ по подготовке и проведению в 2009/2010 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в независимой форме»
Назначить школьным координатором по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в независимой...
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconПсихолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса
К государственной итоговой аттестации за курс основной школы в независимой форме
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике Автор-составитель: А. С. Спирин методист
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой...
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт автор-составитель Боченина Н. В
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой...
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике

Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в независимой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии
Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 26
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание
Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 20
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconАнализ государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в 2009 год
Анализ работы Управления образования по подготовке к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме за 2008-2009 учебном...
Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обществознание iconАнализ государственной (итоговой) аттестации учащихся 9, 11 классов моу-сош №1 р п. Степное за 2011/2012 учебный год
Саратовской области (38 районов) принимала участие в сдаче государственной( итоговой ) аттестации в независимой форме
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы