«Технология продуктивного чтения» icon

«Технология продуктивного чтения»



Название«Технология продуктивного чтения»
Дата конвертации06.10.2012
Размер83.59 Kb.
ТипДоклад
источник

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«Технология продуктивного чтения»


Старцева Надежда Николаевна, МОУ «СОШ № 9 г.Ртищево Саратовской области», учитель начальных классов

Аннотация


Доклад о технологии, позволяющей формировать квалифицированного читателя, в котором заинтересовано современное общество. Данная технология в полной мере способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых образовательных стандартах. Она может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией. В доклад органично вписан мастер-класс, позволяющий увидеть работу технологии на практике.


Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза 28 сентября В.В. Путин заявил о том, что наша страна стремительно теряет статус самой читающей. Были приведены страшные, на мой взгляд, цифры: 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!

Учить правильному чтению, не в смысле «без ошибок», а в смысле формирования квалифицированного читателя, необходимо с раннего детства. Как сделать данный процесс увлекательным и продуктивным одновременно? Я полагаю, для этого нужны в том числе и продуктивные технологии. Одна из них – технология формирования типа правильной читательской деятельности - кажется мне наиболее эффективной. Она является основной и единой при работе с любыми текстами на всех уроках в Образовательной Системе «Школа 2100». Технология продуктивного чтения, разработанная проф. Н.Н. Светловской и заявленная в данной программе, предполагает три этапа работы с текстом.

^ I этап. Работа с текстом до чтения.

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.

Покажу работу с текстом на данном этапе на конкретном примере.

3 класс, урок литературного чтения.

Тема: «Подарки» зимы.

(Бальмонт «Снежинка»)

Проецируются слайды с изображением Зимы-царицы, на фоне музыки учитель читает:

- Птица-тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица – белоока, белолица.

Как махнула рукавом – всё покрыла серебром!

- Кто же эта царица, догадались?

- Вы любите зиму?

Я тоже очень люблю зиму.

(На экране листаются фотографии с изображением того, о чём говорит учитель)

За белый искристый ковёр, который скрипит под ногами так звонко в утренней тишине.

^ За вкусный морозный воздух и ослепительно-голубое небо.

За вот эту берёзку, что под нашими школьными окнами принакрылась снегом, точно серебром.

^ А перед входом в школу – в горностаи одетая ель. Вы обращали внимание, как ей платье идёт меховое?

Эта красота рядом с нами, вглядись, всмотрись, почувствуй!

^ Всё заковал, заколдовал мороз.

Деревья спят, укутанные в иней.

Качнёт их ветер – и на тьму волос

Слетает снег сыпучий, бело-синий

А видели ли вы вблизи снежинки, порхающие в воздухе? Знаете, что из миллионов и миллиардов нет даже двух одинаковых?

^ Это ли не чудо?

- Люди каких профессий не только особенно тонко чувствуют красоту природы, но и умеют делиться своими чувствами, мыслями, настроением с нами?

- Тема сегодняшнего урока «Подарки» зимы»

- Попробуйте предположить, о чём мы будем читать?

- Как вы думаете, почему слово «подарки» взято в кавычки?

-Целью нашего урока и будет выяснить, какие подарки есть у зимы.

^ II этап. Работа с текстом во время чтения

На данном этапе происходит первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное чтение, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Затем выявляется первичное восприятие, определяется, совпали ли первоначальные предположения учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

После этого текст перечитывается. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) проводится с использованием таких приемов, как диалог с автором через текст и комментированное чтение. И это наиболее короткий и доступный «путь к автору».

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:

- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, которые требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов, предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

- задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

- включать воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

Психологи, психолингвисты говорят о том, что во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.

Проведение такого диалога – дело нелёгкое. Здесь важно не допустить ошибки.

Наибольшие затруднения учитель испытывает, определяя, насколько прием «погружения» в текст соответствует художественной задаче произведения. В учебники включено достаточно произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д.

Другое часто встречающееся затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору: вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер. Важно помнить, что не на любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ.

Теперь поговорим о приёме комментированного чтения.

Читают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Но если в ходе учительского комментария дети высказывают интересные суждения, ни в коем случае нельзя оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения. Важно, чтобы комментарий был кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя – увязнуть в своих комментариях, формулировать громоздкие вопросы и повторять их по нескольку раз, пытаясь комментировать то, чего нет в тексте. В таком случае уйдёт самая главная ценность - эмоциональная реакция детей на текст. Комментарий должен лишь усиливать эмоциональную реакцию, делать ее более яркой и эстетической.

Разрабатывая методические рекомендации для учителей к урокам чтения, авторы ОС «Школа 2100» описали процесс комментированного чтения и обозначили те места, которые требуют комментария, а также показали образцы ведения диалога с автором. Образцы комментированного чтения предложены учащимся и учителю также в тетрадях по чтению. И это большое подспорье учителю, осваивающему технологию продуктивного чтения.

Завершается данный этап работы с текстом обобщением прочитанного, постановкой к тексту обобщающих вопросов, обращением к отдельным фрагментам текста, выразительным чтением.

Отследим данный этап на заявленном выше уроке.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение

- Прочтите стихотворение про себя, оправдаются ли ваши предположения?

^ Самостоятельное чтение про себя

2. Выявление первичного восприятия.

- Какие ожидания оправдались?

- Вы почувствовали настроение этого стихотворения? Какое оно?

(Светлое, приподнятое, поэт восхищается смелостью снежинки, любуется её красотой…)

Мы с вами уже знаем, что в лирических стихотворениях поэты выражают свои чувства. В них обязательно есть настроение.

^ Попробуйте выбрать из ряда слов те, которые называют чувства и настроение наиболее точно.

На доске магнитами крепятся слова

удивление, радость, восхищение, восторг, умиление, огорчение, отчаяние, грусть, сочувствие, счастье, ненависть, тоска

- Если значение какого-либо слова непонятно, уточните по словарю

Группа из 3-х учеников выбирает нужные слова, составляя словарь настроений

- Какие картины представили, когда читали? Расскажите.

III. Повторное чтение.

Вслух по смысловым частям – картинам.

Развитие воображения, эмоций детей: комментированное чтение.

После чтения первой строфы

- Почему поэт так называет снежинку – смелая? Что можете предположить?

После второй

- «Бурная дорога» - это какая? (Трудная, опасная). Это дорога с небес на землю. А снежинка легко проносится, не боится, ей хочется на землю…

После чтения третьей, четвёртой строф

- С кем дружит снежинка? ( С ветром, он её и крутит, и лелеет, и утешает.) Представьте себе эти картины: снежинка то взлетает, то крутится, то медленно качается, как на качелях…

После пятой строфы

- Увидели снежинку? Она похожа на…(звезду). Расскажите, какой вы её себе представили?

После шестой

- Что вы заметили в этой строфе? (Она почти дословно повторяет 1-ю) Почему поэт повторяет эти строчки, как вы думаете?

- Какой знак стоит в конце первой и последней строфы? Почему?

- Прочитайте строки, которые относятся к иллюстрации.

IV. Беседа. Подготовка к выразительному чтению.

- Какой приём использовал поэт, чтобы мы могли увидеть, представить эту снежинку?

- Как будем читать стихотворение?

Обращаемся к словарю настроений на доске

- Бальмонт – удивительно светлый поэт, Блок сказал про него «поэт с утренней душой». «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе».

- А услышали ли вы мелодичность стихов Бальмонта?

- Так давайте же попробуем передать голосом и настроение, и мелодичность стихотворения.

V. Выразительное чтение

- Какая музыка подошла бы к танцу снежинки?

Я предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента одного и того же композитора – С. Баха. Какой из них, на ваш взгляд, больше отражает настроение стихотворения?

- Музыка помогает или мешает восприятию?

^ III этап. Работа с текстом после чтения предполагает коллективное обсуждение прочитанного. Оценки детей произведения сопоставляются с авторской позицией. Формулируется основная идея текста. И, конечно же, творческие задания, опирающиеся на эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

VI. Обобщающий вопрос.

В этом стихотворении идёт речь о каких-либо подарках? А ведь наша тема – подарки зимы…

- Что бы вы назвали подарками зимы?

- А ведь это стихотворение – тоже подарок. Мы чувствовали любовь поэта к природе, красоте, его искренность. Он подарил свои чувства нам, а мы с благодарностью приняли это подарок. Вы со мной согласны?

VII. Итог урока.

- О чём же хотел нам сказать Бальмонт? Какие могут быть подарки?

Вам захотелось выучить стихотворение наизусть?

VIII. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. По желанию сочинить стихотворение или сказку о том, что увидела снежинка на земле, с кем познакомилась, что узнала…

3. Нарисовать или сфотографировать снежинку.


Таким образом, основная задача учителя – помочь ребенку увидеть в тексте автора, «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» - решается в ходе вдумчивого чтения. Уверена, путь «вслед за автором» возрастосообразный и доступный.







Похожие:

«Технология продуктивного чтения» iconТехнология продуктивного чтения
В образовательной системе существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии...
«Технология продуктивного чтения» iconМетодические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения
Каким образом данный учебно-методический комплект реализует принципы деятельностного подхода?
«Технология продуктивного чтения» icon«Основные формы проведения массового мероприятия в библиотеке для школьников» Методические рекомендации На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения»
На семинаре «Сельская библиотека – центр чтения» речь пойдет о проблеме детского и юношеского чтения, о воспитании культуры чтения,...
«Технология продуктивного чтения» iconФормирование навыка беглого чтения
Все остальные, со­ставляющие технику чтения, важны для обеспечения понимания содержания чи­таемого. Вместе с тем нельзя переоце­нить...
«Технология продуктивного чтения» iconЧто такое навык чтения. Психологические аспекты навыков чтения
Говоря о формировании навыка чтения, мы в первую очередь говорим о развитии следующих 4 качеств при чтении: правильность, беглость,...
«Технология продуктивного чтения» iconСценарий урока химии по теме: «Генетическая связь классов неорганических соединений»
Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковая технология; технология дифференцированного обучения; коммуникативно-диалоговая...
«Технология продуктивного чтения» iconОбразовательный стандарт основного общего образования по технологии
«Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд»
«Технология продуктивного чтения» iconРоль чтения в обучении
Огромная роль чтения в образовании, развитии и воспитании человека общеизвестна. Почему так важно научить ребенка навыкам и умениям...
«Технология продуктивного чтения» iconРазвитие речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения
На уроках литературного чтения эта проблема решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью...
«Технология продуктивного чтения» iconРассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей
Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы