Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа icon

Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа



НазваниеРабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа
Дата конвертации07.10.2012
Размер306.92 Kb.
ТипРабочая программа
источник


Филиал МОУ СОШ с. Каменка в селе Ольшанка Самойловского района Саратовской области



«Согласовано»

Руководитель ШМО


_________/Шевченко Г.А./

Протокол № __ от «___»

___________ 2011 г.





«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ


____________ /-------------./

«___» __________ 2011 г.





«Утверждено»

Директор МОУ СОШ


___________ /Храмова О.А./

«___» __________ 2011 г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению


5 КЛАСС (уровень – базовый)


Программа







Авторы:

Пасечник В.В.




Латюшин В.В.




Пакулова В.М.




____________________________________________




«Природоведение. Природа. Неживая и живая» //

В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. М. – Дрофа, 2007г.







Количество часов:

68


Учитель биологии:


Сыпкова Лилия Владимировна


Учебный год:


2011-2012



СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка……………………………………………………3


2. Содержание учебного предмета………………………………………..…5


3. Требования к уровню подготовки………………………………………...6


4. Контроль уровня обученности………………………………………….…7


5. Календарно-тематическое планирование………………………………...8


6. Литература…………………………………………………………………15


7. Средства обучения………………………………………………………...16


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования


Цель:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменении природной среды под воздействием человека,

  • овладение начальными естественными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.




Задачи:

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни,

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.




Межпредметные связи:

  • химия,

  • физика,

  • история,

  • география,

  • астрономия,

  • изобразительное искусство,

  • основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).




Формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • устные ответы,

  • тематические сообщения,

  • самостоятельные работы,

  • контрольные работы,

  • тесты,

  • зачётно-обобщающие уроки.

Практикум:

  • определение сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков,

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами,

  • определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следование нормам экологического и безопасного поведения в природной среде,

  • составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными,

  • оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.






^




2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




Введение (2 часа)

ГЛАВА 1. ВСЕЛЕННАЯ (5 часов)

ГЛАВА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ (11 часов)

ГЛАВА 3. ВОЗДУХ (6 часов)

ГЛАВА 4. ВОДА(3 часа)

ГЛАВА 5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (3 часа)

ГЛАВА 6. ПОЧВА (4 часа)

ГЛАВА 7. ОРГАНИЗМ(6 часов)

ГЛАВА 8. РАСТЕНИЯ (7 часов)

ГЛАВА 9. ГРИБЫ(2 часа)

ГЛАВА 10. ЖИВОТНЫЕ (5 часов)

ГЛАВА 11. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (3 часа)

ГЛАВА 12. ПРИРОДА ЕДИНА (2 часа)

ГЛАВА 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (5 часов)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК. ЛЕТНЕЕ ЗАДАНИЕ


^
Лабораторных, практических работ – 18



Количество учебных часов – 68



3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ




В результате изучения предмета учащиеся должны:


Знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы,

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.


Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель,

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.



^

4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ



Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

    • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;

    • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

  1. ^ Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.

Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.


^

Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».


^

Оценка лабораторных и практических работ


Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «^ 3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


^ 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

урока

Дата

Тема

Новые понятия, термины

Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы

^ Домашнее задание

Примечание










^ Введение (2 часа)













1

1




Человек и природа







Стр.5-6




2

2




Как изучают природу

Наблюдение, эксперимент, измерения


Опыт по выращиванию лука

Стр.7-10













^ ГЛАВА 1. ВСЕЛЕННАЯ

(5 часов)













3

1




Звёзды на небе

Астрономы, звезды, телескоп

Лаб.работа №1 «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария»

§1




4

2




Земля – наш дом

Ось Земли, экватор, орбита

Лаб.работа №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов полушарий»

§2




5

3




Оболочки Земли

Земная кора, литосфера, гидросфера, биосфера




§3




6

4




Луна – естественный спутник Земли

Лунные фазы, полнолуние, новолуние





§4




7

5




Солнце. Солнечные системы

Астероиды, метеоры, кометы

^ Практич.работа №1, 2, 3 «Ориентирование на местности с помощью компоса, Полярной звезды и местным признакам»

§5













^ ГЛАВА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ

(11 часов)













8

1




Тела и вещества

Тела, вещества




§6




9

2




Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

Деформация, упругость, пластичность

Лаб.работа №3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»

§7




10

3




Вещества и смеси

Смеси веществ




§8




11

4




Молекулы. Атомы. Элементы.

Молекулы, атомы, химические элементы




§9




12

5




Движение частиц вещества

Диффузия




§10




13

6




Взаимодействие частиц

Сила притяжения, текучесть




§11




14

7




Разнообразие веществ

Простые, сложные, неорганические, органические вещества




§12




15

8




Явления природы. Физические явления

Физические явления: механические, тепловые, электрические, световые

Демонстрация опыта по электризации тел путём трения

§13




16

9




Химические явления. Горение

Химические явления, горение, топливо




§14




17

10




Окисление

Окисление, дыхание




§15,

повт.§6-14




18

11




Обобщающий урок по теме «Строение и свойства веществ»






















^ ГЛАВА 3. ВОЗДУХ

(6 часов)













19

1




Состав воздуха

Смог




§16




20

2




Свойства воздуха

Водолазный колокол, сжимаемость, упругость




§17




21

3




Вес воздуха и атмосферное давление


Атмосферное давление




§18




22

4




Изменение давления воздуха с высотой


Плотность и разреженность воздуха, барометр




§19




23

5




Погода и её предсказание

Температура воздуха, влажность, направление и скорость ветра

Практич.работа №4 «Описание погоды за месяц»

§20




24

6




Воздух, его значение в природе и жизни человека







Сообщения учащихся













^ ГЛАВА 4. ВОДА

(3 часа)













25

1




Три состояния воды

Теплопроводность, ледники, туман, пар




§21




26

2




Тепловое расширение воды







§22




27

3




Вода – растворитель. Работа воды в природе







§23













^ ГЛАВА 5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (3 часа)













28

1




Горные породы. Разнообразие горных пород

Минералы, магматические, осадочные, метаморфические

Лаб.работа №4 «Описание минералов и гонных пород, определение их свойств»

§24




29

2




Разрушение горных пород

Выветривание, обломочные горные породы




§25




30

3




Полезные ископаемые. Металлы

Руда, ковкость, тягучесть, блеск

Лаб.работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

§26













^ ГЛАВА 6. ПОЧВА

(4 часа)













31

1




Почва, её образование, разнообразие почв

Структурная, бесструктурная, горизонты




§27




32

2




Состав и свойства почвы

Глинистая, солончаковая, плодородие




§28




33

3




Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения


Органические и минеральные удобрения

Демонстрация почв своей местности

§29-30




34

4




Эрозия почв, её виды. Охрана почв

Эрозия ветровая и водная




§31













^ ГЛАВА 7. ОРГАНИЗМ

(6 часов)













35

1




Организм и его свойства


Биологические явления




§32




36

2




Среда обитания организмов. Экология

Факторы живой и неживой природы

Экскурсия «Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды»

§33




37

3




Увеличительные приборы

Микроскоп, лупа




§34




38

4




Клеточное строение организмов. Ткани

Ядро, оболочка, цитоплазма

Демонстрация микропрепарата растительной клетки

§35 (стр141-142)




39

5




Одноклеточные и многоклеточные организмы

Одноклеточные, многоклеточные организмы




Повт. §32-34, §35 до конца




40

6




Обобщающий урок по теме «Организмы»






















^ ГЛАВА 8. РАСТЕНИЯ

(7 часов)














41

1




Характерные признаки растений

Пигменты, хлорофилл, фотосинтез




§36




42

2




Разнообразие растительного мира

Цветковые, нецветковые

Демонстрация живых растений, гербарных образцов

§37




43

3




Строение цветковых растений

Лист, цветок, плод, семя

Лаб.работа №6 «Распознавание органов цветкового растения»

Лаб.работа №7 «Влияние температуры, влажности на прорастание семян»


§38




44

4




Дикорастущие растения. «Зелёная аптека»







§39




45

5




Красная книга растений




Лаб.работа №8 «Определение названий растений»

§40




46

6




Многообразие культурных растений


Овощные, зерновые культуры, плодовые, технические




§41,

повт. §36-40




47

7




Обобщающий урок по теме «Растения»






















^ ГЛАВА 9. ГРИБЫ

(2 часа)













48

1




Разнообразие грибов




Демонстрация муляжей грибов

§42




49

2




Шляпочные грибы

Грибница, плодовое тело, пенёк, шляпка

Лаб.работа №9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»

§43













^ ГЛАВА 10. ЖИВОТНЫЕ

(5 часов)













50

1




Признаки животных

Растительноядные, хищники, всеядные




§44




51

2




Условия жизни и многообразие диких животных

Позвоночные и беспозвоночные

Демонстрация коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных

§45




52

3




Значение диких животных и их охрана

Заповедники

^ Лаб.работа №10 «Узнавание животных своей местности»

§46




53

4




Домашние животные


Животноводство




§47




54

5




Связи живого и неживого

Пищевая связь, цепь питания




§48,

повт. §42-47




55







Обобщающий урок по теме «Грибы. Животные»






















^ ГЛАВА 11. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

(3 часа)













56

1




Растения в вашем доме




Демонстрация комнатных растений

Сообщения учащихся




57

2




Животные в вашем доме




Демонстрация домашних животных

Сообщения учащихся




58

3




Растения и животные. Обобщающий урок







Составить кроссворд на тему «Животные и растения»













^ ГЛАВА 12. ПРИРОДА ЕДИНА (2 часа)














59

1




Мы в ответе за природу







Разработать правила поведения в природе




60

2




Любите природу и

помогайте ей







Изготовление кормушек и скворечников













^ ГЛАВА 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

(5 часов)













61

1




Общий обзор строения человека

Система органов

Демонстрация скелета человека (муляж)


§49




62

2




Человек и окружающая среда

Тепловой и солнечный удар

^ Лаб.работа №11 «Определение показателей развития своего организма»


Повт. §49




63

3




Травмы человека (ушибы, переломы, растяжение связок)

Ушиб, переломы, растяжение связок

Лаб.работа №12, 13 «Оказание первой помощи при ушибах, при растяжении связок»

§50




64

4




Травмы человека (кровотечения)

Капиллярное, венозное

^ Лаб.работа №14 «Оказании первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении»

§50 до конца




65

5




Вредные привычки и их профилактика


Алкоголь, никотин, наркомания




§51




66







^ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК. ЛЕТНЕЕ ЗАДАНИЕ














И Т О Г О: 66 часов + 2 часа (резерв)



^

6. ЛИТЕРАТУРА

Основная литература


Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. М.: Дрофа, 2007.


Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  2. Зарудняя Т.В. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель-АСТ, 2003.

  3. Леонтьева О.М.Биология. Игры на уроках. 5 класс: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

  4. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. 3-тье изд. М.: Просвещение, 1996.

  5. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  6. Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  7. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
^




7. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ




Объекты натуральные





  • набор муляжей плодов и корнеплодов,

  • плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).
^




Оборудование лабораторное




Приборы


  • Лупа (7-10*)

  • Лупа препаровальная


Приборы (демонстрационные)

  • Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)

  • Микропроектор (р) или насадка для микропроекции

  • Микроскоп учебный УМ-301



^

Оборудование для опытов


  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80

  • Зажим пробирочный ЗП

  • Колба коническая Кн-1-500-34

  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом

  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ

  • Мензурка 500 мл

  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП

  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2

  • Цилиндр измерительный 250 мл

  • Чаша выпарительная

  • Чаша коническая с обручем 190 мм

  • Шпатель фарфоровый

  • Штатив лабораторный Шлб

  • Лоток для раздаточного материала

  • Препаровальные инструменты

  • Иглы препаровальные

  • Пинцет анатомический с насечкой

  • Ножницы с одним острым концом

  • Скальпель брюшистый

  • Рулетка (10 м)

  • Укладка для луп (по 10 шт)









Похожие:

Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 11 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 10 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconРабочая программа по учебному курсу «Математика» 5-6 класс Базовый уровень рабочая программа для основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconРабочая программа по математике 5 класс (уровень освоения программы: базовый) 7 класс
Общеобразовательный курс (базовый уровень) для 5-9 классов (авторы Н. Я виленки, В. И. Жохова и др.)
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconРабочая программа по учебному курсу «Физика» 7-9 класс Базовый уровень Программа Громова С. В. Родиной Н. А
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconДокументи
1. /информатика/Рабочая программа 10, 11 класс базовый уровень/10-б класс 2009-2010.doc
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconРабочая программа по учебному курсу «Геометрия» 7-9 класс Базовый уровень Пояснительная записка
...
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconРабочая программа по учебному курсу «Алгебра» 7-9 класс Базовый уровень Пояснительная записка
...
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconРабочая программа по природоведению для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А. А. Плешаков,...
Рабочая программа по природоведению 5 класс (уровень базовый) Программа iconРабочая программа по предмету «Геометрия» в 7-9 классах (базовый уровень) на 2012 2015 учебные годы Составитель
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы