Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год icon

Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год



НазваниеРабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год
страница1/3
Дата конвертации07.10.2012
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3


Филиал МОУ СОШ с. Каменка в селе Ольшанка Самойловского района Саратовской области



«Согласовано»

Руководитель ШМО


_________/Шевченко Г.А./

Протокол № __ от «___»

___________ 2011 г.





«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ


____________ /-------------./

«___» __________ 2011 г.





«Утверждено»

Директор МОУ СОШ


___________ /Храмова О.А./

«___» __________ 2011 г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ







2011-2012 учебный год



Составитель: учитель географии

Филиала МОУ СОШ с.Каменка в селе Ольшанка

Самойловского района

Саратовской области

^ Сыпкова Лилия Владимировна









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«___» _______ 2011 г.

«__»_______200_ г.
^

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по географии, авторской программой по географии 9 класс, автор Э.В. Ким, одобренным Министерством образования и науки Российской Федерации и минимумом содержания образовательной программы.


^ Цели. Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Главные задачи курса «География России» - углубленное изучение природы, населения и хозяйства России; максимальное приближение содержания географический знаний и умений, приобретаемых школьниками, к запросам повседневной жизни. Курс «Географии России», призван, прежде всего, воспитывать патриота и гражданина своей страны.

Основное внимание уделяется показу проявления законов взаимодействия общества и природы в пределах России.

Рабочая программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Курс «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Срок реализации программы 1 год.


Учебник: Алексеев А.И. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А.И. Алексеев. - М.: Дрофа, 2008.


УМК:

  1. Географический атлас, 9 класс. – М.: Дрофа, 2008

  2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс / В.И. Сиротин. – М: Дрофа, 2008.

  3. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 9, из них оценочных – 8.


Оценочные практические работы:

  1. Обозначение на к/к названия республик в составе Центральной России.

  2. Обозначение на к/к все субъекты РФ, входящие в состав Северо-Запада.

  3. Обозначение на к/к все субъекты РФ, входящие в состав Европейского Севера.

  4. Обозначение на к/границы субъектов РФ, входящих в состав Поволжья.

  5. Обозначение на к/к все субъекты РФ, входящие в состав Уральского района.

  6. Обозначение на к/к границы автономных округов, областей, краев и республик, входящих в состав Западной Сибири.

  7. Обозначение на к/к границы автономных округов, областей, краев и республик, входящих в состав Восточной Сибири

  8. Обозначение на к/к границы автономных округов, областей, краев и республик, входящих в состав Дальнего Востока


^ Формы промежуточного контроля: тестовой контроль, проверочные работы, работы с контурными картами.


Содержание курса географии в 9 классе

Раздел. Хозяйство России (17 часов)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

^ Раздел. Регионы России (40 часов)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

^ Раздел. Россия в современном мире (2 часа)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

^ Раздел. География своей республики (края, области) (6 часов)

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


Резервное время – 3 часа.


Требования к подготовке учащихся:

  1. Называть (показывать):

    • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие центры;

    • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

    • географические районы, их территориальный состав;

    • отрасли местной промышленности.

  2. Описывать:

    • природные ресурсы;

    • периоды формирования хозяйства России;

    • особенности отраслей;

    • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

    • экономические связи районов;

    • состав и структура отраслевых комплексов;

    • основные грузо- и пассажиропотоки.

  3. Объяснять:

    • различия в освоении территории;

    • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

    • сельскохозяйственную специализацию территории;

    • структуру ввоза и вывоза;

    • современное социально-экономические и экологические проблемы территорий.

  4. Прогнозировать:

    • возможные пути развития территории под влиянием определенных факторов.



Основная и дополнительная литература:

  1. Демин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. / А.М. Демин и др. – Саратов: Лицей, 2008.

  2. Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Дронов В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007.

  4. Интернет –ресурсы.

  5. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. – М.: Дрофа, 2004.

  6. Малиновская С.А. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексееву / С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Моисеева О. П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл. / О. П. Моисеева М.: Творческий центр, 2002.

  8. Новенко Д.В. География: 6-10 кл.: справочные материалы / Д.В. Новенко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  9. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 класс / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. М.: Эксмо, 2008.

  10. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.

  11. Тельтевская Н.В. География Саратовской области. / Н.В. Тельтевская. – Саратов: Саратовский университет, 1993.

  12. Торопова Т.К. География. 6-9 классы: тесты, викторины / Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель. 2009.



^

Учебно-тематический план


9 класс, 2 часа в неделю, 68 часов



№ п/п

Темы

Кол-во








часов

^ Раздел 1. Хозяйство России (17 часов)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(2 часа)

1

1

Понятие и структура "хозяйства". Этапы развития хозяйства.

1

2

2

Географическое районирование.

1

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (15 часов)

3

1

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

4

2

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

1

5

3

АПК. Легкая и пищевая промышленности.

1

6

4

Лесной комплекс.

1

7

5

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.

1

8

6

Электроэнергетика.

1

9

7

Металлургический комплекс.

1

10

8

Машиностроительный комплекс.

1

11

9

Военно-промышленный комплекс

1

12

10

Химическая промышленность.

1

13

11

Транспортный комплекс.

1

14

12

Информационная инфраструктура.

1

15

13

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

1

16

14

Территориальное разделение труда.

1

17

15

Итоговый урок по разделу "Хозяйство России"

1

^ Раздел 2. Районы России (40 часов)

Тема 3. Европейская часть России(24 часов)

18

1

Восточно-европейская равнина.

1

19

2

Волга.

1







Центральная Россия (6 часов)

20

1

Центральная Россия: состав, географическое положение. Пр. работа №1

1

21

2

Центральный район: особенности населения.

1

22

3

Хозяйство Центрального района.

1

23

4

Москва - столица России.

1

24

5

Центрально-Черноземный район.

1

25

6

Волго-Вятский район.

1







Северо-западный район (4 часа)

26

1

Географическое положение и природа. Пр. работа №2

1

27

2

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.

1

28

3

Санкт-Петербург - вторая столица России.

1

29

4

Калининградская область.

1







Европейский Север (3 часа)

30

1

Географическое положение и природа. Пр. работа №3

1

31

2

Этапы развития хозяйства.

1

32

3

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

1







Поволжье (2 часа)

33

1

Географическое положение и природа. Пр. работа №4

1

34

2

Население и хозяйство.

1



№ п/п

Темы

Кол-во








часов







Северный Кавказ (3 часа)

35

1

Природные ресурсы. Пр. работа №5

1

36

2

Хозяйство района. Народы Северного Кавказа.

1

37

3

Южные моря России.

1







Урал (4 часа)

38

1

Географическое положение и природа. Пр. работа №6

1

39

2

Этапы развития и современное хозяйство.

1

40

3

Города Урала. Проблемы района.

1

41

4

Итоговый урок по теме "Европейская Россия"

1

Тема 4. Азиатская часть России (16 часов)

42

1

Природа Сибири.

1

43

2

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

1

44

3

Арктические моря.

1

45

4

Население Сибири.

1

46

5

Хозяйственное освоение Сибири.

1







Западная Сибирь (2 часа)

47

1

Природные условия и ресурсы. Пр. работа №7

1

48

2

Хозяйство района.

1







Восточная Сибирь (3 часа)

49

1

Природные условия и ресурсы. Пр. работа №8

1

50

2

Байкал.

1

51

3

Хозяйство района.

1







Дальний Восток (6 часов)

52

1

Формирование территории. Пр. работа №9

1

53

2

Природные условия и ресурсы.

1

54

3

Моря Тихого океана.

1

55

4

Население района.

1

56

5

Хозяйство района.

1

57

6

Итоговый урок по теме "Азиатская часть России"

1

^ Раздел 3.Россия в мире (2 часа)

58

1

Россия в современном мире

1

59

2

Итоговый урок "Районы России"

1

^ Раздел 4. География своего региона (Саратовской области) (6 часов)

60

1

Особенности ЭГП, формирования природы, территории

1

61

2

Население и хозяйственное освоение

1

62

3

Особенности хозяйства региона. Промышленность

1

63

4

АПК

1

64

5

Административный центр, его особенности

1

65

6

Социально-экономические проблемы региона

1

^ Обобщение, повторение (3 часа)

Резерв времени

3

ВСЕГО:

68



  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «Природоведение» 5 класс на 2011-2012 учебный год. Базовый уровень
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крестьянская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconРешетник Марины Витальевны, высшая квалификационная категория по учебному курсу «Немецкий язык» 5 класс 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа учебного курса немецкого языка для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы...
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconПрограмма по учебному курсу «Литература» 5,6,8, 9 классы на 2012-2013 учебный год. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год icon2. Технология разработки рабочей программы
Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или...
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconПрограмма по учебному курсу «Природоведение» 5 класс на 2012-2013 учебный год. Базовый уровень
Рабочая программа представлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и...
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «Математика» 5-6 класс Базовый уровень рабочая программа для основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по курсу «Математика» для учащихся 1 класса на 2012 / 2013 учебный год Программу
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего...
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» (письму), 1 класс, учитель Петухова И. А. Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык», 1 класс, учитель Петухова И. А
Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» (письму), 1 класс, учитель Петухова И. А
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «Физика» 7-9 класс Базовый уровень Программа Громова С. В. Родиной Н. А
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по учебному курсу 2011-2012 учебный год iconРабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса на 2011-2012 учебный год
Разработана на основе авторской программы В. В. Пасечника для общеобразовательных учреждений
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы