Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета icon

Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета



НазваниеЦель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета
Дата конвертации07.10.2012
Размер63.25 Kb.
ТипДокументы
источник


«Что значит жить по правилам» (параграф 5).

Цель:

Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета.

Задачи:

1. Сформулировать понятие «правила», соотнося их с понятием «социальные нормы».

2. Научиться разделять привычки на индивидуальные и групповые.

3. Выявить причины появления в обществе обычаев и ритуалов.

4. Доказать важность значения этикета в жизни человеческого общества.


До начала урока учащиеся разделяются на группы по просьбе учителя и самостоятельно выбирают капитана команды. Каждая команда занимает места, образуя небольшой круг.

Учитель:

Дорогие ребята! Мы продолжаем наше традиционное путешествие в рамках правовой недели и сегодня наш маршрут пролегает в страну под названием «Правила». Нам предстоит ответить на очень каверзные вопросы, самостоятельно решить непростые задачи и в конце нашей встречи определить, кто из команд лучше всех знает и понимает правила общения между людьми. Как известно, сказочный медвежонок Винни Пух считал, что в гости лучше всего ходить по утрам, а улицу переходить на любой свет светофора, но обязательно в толпе. Но, к сожалению, следуя правилам, придуманным им самим, сказочный герой, Винни Пух, часто попадал в неприятные истории. Каждый раз, выручая своего друга из очередной неприятной истории, друзья – Тигра, Пятачок, ослик Иа-Иа, говорили Пуху, что ему нужно соблюдать Правила и лишь тогда он сможет избежать неприятных приключений. Так что же это за волшебное слово «Правила», которое помогает нам и медвежонку избегать неприятностей? Поиск ответа на этот вопрос станет Вашим первым командным заданием.

Задание 1. (5 минут)

Учитель: Я предлагаю командам на листке бумаги написать определение, что такое правила. Капитанам команд предлагается озвучить сформулированные определения, записанные ответы передать жюри. При оценке ответов будет учитываться самостоятельность и творческий подход участников команд. За правильный ответ команда получает 3 балла.

Учащимся раздаются чистые листы бумаги и ручки. Члены команды должны успеть сформулировать определение слова «Правила» и записать на листке бумаги. Капитаны команд озвучивают вслух поочередно определение, данное каждой командой, передавая членам жюри письменные ответы. При оценке, жюри учитывает определение, данное с позиций обществознания.

Правильный ответ:

Правила – закон, или постановление; это нормы регулирующие поведение людей.

Задание 2. (5 минут)


Учитель: Великий русский поэт А.С. Пушкин имел привычку, идя на ежедневную прогулку, брать с собой тяжелую трость. Делал он это не для того, чтобы отбиваться от хулиганов. Александр Сергеевич был великолепным стрелком, и трость ему нужна была для того, чтобы тренировать кисть руки. Вот такая странная привычка была у русского классика. Часто привычку называют «второй натурой человека». А какие привычки – хорошие и плохие – знаете Вы? Поиск ответа на этот вопрос будет вашим вторым заданием команд.


Командам предлагается записать на листе бумаги плохие и хорошие привычки и зачитать их вслух. Листки с ответами передаются жюри. За каждый правильно сформулированную привычку команды получают по 1 баллу.

Задание 3. (5 минут)

Учитель: Одним из приятных моментов нашей повседневной жизни является момент знакомства с новыми людьми. Какие они, эти наши новые знакомые мы не знаем, но от того, как будет происходить знакомство, может зависеть, как будут выстраиваться взаимоотношения между новыми друзьями. В нашем мире, столь богатом всякого рода предписаниями, действуют определенный обычай знакомства, который каждый из нас должен знать, ведь обычай – это коллективные привычки. Насколько вы хорошо знаете обычаи первого знакомства, мы узнаем в нашем следующем задании.

Во – первых, каждой из команд предлагается записать на листе бумаги фразу, которая по существующим обычаям, произносится во время представления незнакомого Вам человека и во – вторых ответить на вопрос, кто должен первым протягивать руку при знакомстве – мужчина или женщина.

Когда задание будет готово, капитан отдает листок с ответами жюри, а два представителя команды разыгрывают сцену знакомства. Это задание будет оцениваться от 1 до 10 баллов. (5 минут).

Правильные ответы :

А) «Позвольте представить вам…» «Разрешите познакомить вас…».

Б) Первой при новом знакомстве протягивает руку женщина.

Задание 4. (7 минут)

Учитель: Достаточно часто в нашей повседневной жизни нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда о человеке говорят: «Он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета». Что же это за волшебное слово «этикет»? В общепринятом понимании этого слова, под этим термином скрывается форма поведения человека построенная на правилах учтивости принятых в обществе. Слово «Этикет» имеет французские корни и переводится как «ярлык», «этикетка» или «церемониал». В русский язык этот термин вошел в 18 столетии, когда в России шел процесс складывания придворного быта русского императорского двора. Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении, а что – не принятым. Именно этот согласительный характер создает широкую палитру правил этикета, принятых у различных народов и определяемых особыми историческими условиями развития народа. Бросить обглоданную кость другому человеку, с нашей точки зрения, - унизить его. Шведский путешественник Э. Лундквист рассказывает, что у папуасов Новой Гвинеи как раз наоборот. Поделиться, таким образом, своей едой, считается у них высшим проявлением дружеских чувств. Если в нашем представлении плюнуть на кого-нибудь значит символически выразить презрение, то у американских индейцев плевок врача на пациента считается знаком благоволения. Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец не поймет намека. Таким образом, этикет – это форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости принятые в обществе, составляющего большую и важную часть общечеловеческой культуры выработанной на протяжении многих веков разными народами. В последнем конкурсе каждая из команд – участников получит последнее задание на знание правил этикета.


Современную жизнь сегодня невозможно представить без телефона. А какие правила этике существуют в отношении телефонных разговоров и существуют ли они вообще ? На эти вопросы нам предстоит услышать ответы наших команд.

Команды – участники получают задания и письменно отвечают на них. Затем задания озвучиваются и каждый ответ, жюри оценивает от 1 до 3 баллов.

Лист заданий:

1) Вы набрали номер телефона вашего друга. Что следует спросить по правилам этикета, у вашего друга, прежде чем продолжить разговор?

Правильный ответ

Не помешали ли вы, не оторвали ли его от важных дел?

2) Каким по продолжительности должен быть телефонный разговор и почему?

Правильный ответ

Ответ должен быть кратким поскольку в этот момент вашему другу могут звонить по срочному вопросу родные и знакомые.

3) Вы набрали номер, но ошиблись, и трубку взял незнакомый человек. Ваши действия.

Правильный ответ

Нужно вежливо сказать: «Простите, я ошибся номером».

4) О чем следует подумать, прежде чем Вы решитесь набрать номер телефона вашего друга?

Правильный ответ:

Будет ли ваш звонок приятен?

Не побеспокоите ли вы того, кому звоните?

Заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить?

5) Какими фразами следует начинать разговор по телефону, если Вы звоните сами?

Правильный ответ:

"Здравствуйте. Это звонит Олег. Можно попросить Витю к телефону?", "Будьте добры, позовите к телефону Наташу", "Я хотел бы поговорить с Таней", "Пригласите, если не трудно Сашу".

6) Какую фразу следует произносить в телефонную трубку, если позвонили Вам?

Правильный ответ

"Я вас слушаю!", "Алло»

7) Что необходимо сделать с мобильным телефоном, если вы находитесь на спектакле или концерте?

Правильный ответ:

Отключить мобильный телефон или поставить на вибро – вызов.


Учитель: Живя рядом с другими людьми, вы ребята, неизбежно сталкиваетесь со множеством правил, которые давно стали общественными нормами. Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает. Правила или социальные нормы служат образцами поведения для каждого из нас. Когда человек выполняет правила, он может быть уверен, что его действия не причинят неудобства другим людям, не натолкнуться на неприятие и осуждения. Сегодня мы с Вами в форме игры рассмотрели важные обществоведческие термин: правила, социальные нормы, привычки, ритуал, обычай, этикет которые очень важно знать и понимать каждому из нас.


1) Вы набрали номер телефона вашего друга. Что следует спросить по правилам этикета, у вашего друга, прежде чем продолжить разговор?


__________________________________________________________________


2) Каким по продолжительности должен быть телефонный разговор и почему?


__________________________________________________________________


3) Вы набрали номер, но ошиблись, и трубку взял незнакомый человек. Ваши действия.


__________________________________________________________________


4) О чем следует подумать, прежде чем Вы решитесь набрать номер телефона вашего друга?


__________________________________________________________________


5) Какими фразами следует начинать разговор по телефону, если Вы звоните сами?


__________________________________________________________________


6) Какую фразу следует произносить в телефонную трубку, если позвонили Вам?


7) Что необходимо сделать с мобильным телефоном, если вы находитесь на спектакле или концерте?


__________________________________________________________________




Похожие:

Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета icon«Учимся быть культурными» «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик»
Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного...
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconПриложение 1 План проведения круглого стола для родителей
Цель: сформировать у ребенка представления о цвете (4 основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый). Игры
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconКалендарно-тематическое планирование Геометрия, 10 класс 2009/2010 учебный год № п/п Раздел, название урока в поурочном планировании
Цель: сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных...
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconМастер – класс победителя конкурса лучших учителей РФ белик Марины Валентиновны
Цель: сформировать целостное представление и значение праздника для народов мира, как проявление глубоких традиций и обычаев, отличающих...
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconГрафик функции. (урок 1)
Цели урока: сформировать навыки построения графика функции, определять наибольшее и наименьшее значение функции, область значений...
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconЦель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у учащихся. Задачи
Конвенцией ООН «О правах ребенка», сформировать представления и развить знания у учащихся об основных правах человека знакомство...
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconПравила этикета этикет это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального, интеллектуального статуса.
Этикет это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального, интеллектуального...
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconТема «Полезные ископаемы России». Цель урока
...
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconКонкурс методических разработок по программе «Разговор о правильном питании» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р п. Дергачи»
Цель: показать медицинскую обоснованность правил этикета, взаимосвязь культуры поведения и безопасности за столом, прививать навыки...
Цель: Сформировать представления об основных правилах поведения в обществе, и регулирующей социальной функции обычаев, ритуалов и этикета iconКонкурс-игра «Культура поведения или » в 4 классе Автор составитель: Марченко Ирина Николаевна, Учитель начальных классов моу сош №100 Кировского района г. Волгограда
Цель: расширение знаний обучающихся о правилах хорошего тона, о культуре поведения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы