Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных icon

Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных



НазваниеМетодические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных
страница1/7
Дата конвертации19.10.2012
Размер1.18 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5   6   7


Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования


Институт детства

Кафедра начального образования





Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных

1150-летию зарождения российской государственности

и году истории


"Году российской истории посвящается..."(начальная школа)


Санкт-Петербург


2012

Введение


Уважаемые коллеги!


В 2012 году исполняется 1150 лет зарождения российской государственности.

2012 год - Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева объявлен годом Российской Истории. Президент считает, что празднование в 2012 году 1150-летия российской государственности послужит консолидации российского общества. Он отметил, что неслучайно принял решение объявить 2012 год юбилейным. Актуальность темы консолидации для Российской Федерации как многонационального, поликультурного и многоконфессионального государства чрезвычайно высока. Формирование российского гражданского самосознания молодежи, российской идентичности происходит в сложных условиях вызовов глобализации, интеграции России в мировое сообщество на переломе эпох. Практическое значение исторических знаний всегда оценивалось высоко, иначе человечество стояло бы на месте, ему всякий раз приходилось бы начинать все сначала. История – древнейшая наука, дающая богатую пищу для пытливого и любознательного ума. При изучении истории нам доставляет радость сам процесс постижения истины, способность разгадать многие загадки минувших эпох, проникнуть в скрытые завесой веков тайны далекого прошлого, без чего мы никогда не смогли бы понять самих себя. Горизонты науки, тематические, пространственные и временные рамки исторического познания непрерывно расширяются, постоянно нарастает информационный поток – сегодняшний день завтра становится историей. Знать все невозможно, но очень важно не потеряться в вихре фактов, сведений, точек зрения.

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты Отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания. Данная эмблема будет широко применяться в целях военно-патриотического воспитания, при проведении праздничных мероприятий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03 марта 2011 года № 267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» рекомендуем включить в план на 2011/2012 учебный год во внеурочную деятельность мероприятия, отражающие данную тематику.


^ Методические материалы для проведения 1 сентября 2012г. урока

Важнейшие даты, рекомендуемые для гражданского образования школьников.

Важнейшие юбилейные события в Российской истории:

1150-летия зарождения российской государственности.

200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года.

400-летие победы второго ополчения Минина и Пожарского.

1150-летние юбилеи российских городов: Ростов Великий, Белозерск, Изборск, Муром.

865-летие Москвы.

675 лет монастырю – Троице-Сергиева Лавра.

150-летие со дня рождения Петра Столыпина.

75 лет отметит Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт.

75 лет со времени беспересадочного перелета В.П. Чкалова по маршруту Москва-Ванкувер (США) через Северный полюс 2012 год объявлен Годом российско-американского культурного диалога.

200-летний юбилей первого русского поселения на территории Америки Форт-Росс.

200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова. В соответствии с Указом Президента РФ «О праздновании 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова» в 2014 г. (от 24 мая 2011 г. № 674) необходимо начать работу к юбилею поэта.


^ Перечень приоритетных исторических тем, актуальных в 2012 году и краткосрочной перспективе





2012 год

В течение года

1150-летие зарождения российской государственности

апрель

150 лет со дня рождения П.А. Столыпина

апрель

70-летие окончания битвы за Москву 1941-1942 гг.

апрель

55-летие запуска первого искусственного космического спутника Земли

апрель

15 лет со дня подписания Договора о союзе Белоруссии и России. День единения народов Белоруссии и России.

май

200-летие окончания русско–турецкой войны 1806-1812 годов (заключение Бухарестского мира)

август-сентябрь

Празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 г.

сентябрь

50 лет со дня учреждения Международного дня памяти жертв фашизма

октябрь-ноябрь

50 лет «Карибскому кризису»

ноябрь

400-летие освобождения Москвы ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина

ноябрь

70 лет со дня подписания соглашения между представителями командования Красной армии и Сражающейся Францией об участии французских частей ВВС в военных операциях в СССР («Нормандия – Неман»)

декабрь

90 лет со дня принятия Декларации о создании СССР

декабрь

200-летие основания Форта Росс – русского поселения на побережье Северной Калифорнии

декабрь

220 лет российскому посольству в Японии




2013 год

январь

400-летие избрания на царство Михаила Романова и утверждение последней правящей династии в России

февраль

70-летие победы в Сталинградской битве

март

95 лет со дня подписания Брест-Литовского мирного договора

март

135 лет со дня подписания Сан–Стефанского мирного договора, завершившего русско – турецкую войну 1877-1878 гг.

апрель

230 лет со дня воссоединения Крыма с Россией

апрель

25 лет со дня подписания Женевских соглашений о политическом урегулировании вокруг Афганистана

май

310 лет со дня основания г. Санкт - Петербурга

июль-август

70 лет битве на Курской дуге

июль-август

Вхождение Грузии в состав Российской империи (в связи с 230-летием заключения Георгиевского трактата)

октябрь

360 лет со дня принятия Земским собором решения о воссоединении Украины с Россией




2014 год

В течение года

150-летие принятия Земской и судебной реформ Александра II

январь

360 лет Переяславской Раде

июнь

215 лет со дня рождения А.С. Пушкина

июнь

305-летие победы русских войск над шведами в Полтавском сражении

июль

300 лет первой крупной победе русского флота – Гангутское морское сражение 1714 года

июль

100-летие начала Первой мировой войны

август

75-летие разгрома японских войск на реке Халкин - Гол

август

20 лет празднования Дня государственного флага России

сентябрь

75-летие подписания Пакта о взаимопомощи между СССР и Эстонией (ввод в Эстонию советских войск)

октябрь

75-летие подписания Пакта о взаимопомощи между СССР и Латвией (ввод в Латвию советских войск)

октябрь

75-летие подписания Пакта о передаче Литве г. Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между СССР и Литвой (ввод в Литву советских войск)

ноябрь

75 лет со дня начала советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

декабрь

35-летие ввода советских войск в Афганистан




2015 год

Май

70-летие Победы в Великой Отечественной войне

июнь

75-летие возвращения Бессарабии и Северной Буковины в состав СССР

август

75-летие принятия Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР

август

70 лет назад американская авиация подвергла атомной бомбардировке японские города Хиросима и Нагасаки

сентябрь

70 лет со дня окончания Второй мировой войны




110 лет со дня окончания Русско–японской войны 1904 – 1905 гг.




75 лет Катынским событиям

Кроме этих дат, Комиссией при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России предлагается перечень приоритетных исторических тем, актуальных в 2012-2015 гг. Эти темы могут быть использованы при определении направлений внеурочной работы. В ходе урока можно спланировать и обсудить с классом основные мероприятия на учебный год.


Глава 1. Нормативное обеспечение.

1.1. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2011 г. N 267 "О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности" (Опубликовано 5 марта 2011 г.).

В целях дальнейшей консолидации российского общества и в связи с исполняющимся в 2012 году 1150-летием зарождения российской государственности постановляю:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности.

2. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок: образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности и утвердить его состав;

обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении празднования 1150-летия зарождения российской государственности.

Президент Российской Федерации Д. Медведев.


1.2. Приказом Президента Российской Федерации №Пр-3479 от 20 ноября 2011 года утверждена официальная эмблема празднования 200-летия победы

России в Отечественной войне 1812 года.

Золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, увенчанный одной короной. На груди орла – серебряный крест с закругленными и слегка вогнутыми по бокам концами (т.н. "ополченский крест"). В центре креста – щит с обращенным влево всадником на вздыбленном коне, поражающим копьем опрокинутого навзничь дракона. На горизонтальных концах креста цифры: справа – "1812", слева – "2012". В лапах орла золотая развивающаяся лента, а также: в правой лапе – золотые перуны, в левой лапе – золотой круглый лавровый венок.

Санкт-Петербургая Академия постдипломного педагогического образования разработала методические рекомендации по организации в образовательных учреждениях города и предлагает учителям общеобразовательных учреждений принять участие в реализации Года Российской истории.


^ Глава 2. Методические рекомендации по пропаганде ценностей государственности.

«Для россиянина «история» есть священная книга народов:

главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;

скрижаль откровения и правил; завет предков к потомству;

дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»

(Н. М. Карамзин)

Формирование личности является следствием воздействий воспитания в семье, произвольных и непроизвольных влияний средств массовой информации, а также самовоспитания, стимулируемого появлением у человека определенного плана будущего, известного жизненного идеала. Однако именно школа всемерно способствует личностному развитию детей и подростков, преподавая коренное значение исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, организовывая воспитание и обучение на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия гражданских и высоких патриотических идей, а также – гуманистического сознания и долга по отношению к другим народам и человечеству в плане мировой и отечественной культуры.

Наше государство, страна существуют более 11 веков, это государство было разным, очень разным, менялись формы правления, политические режимы, стратегические цели его развития, образ жизни. «Наша история была очень бурной и драматичной. Мы можем многое понять, изучая ее», - отметил глава государства Д.А. Медведев в своем выступлении на заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию в июле 2011г. посвящённое подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. Эту дату Россия будет отмечать в 2012 году.

Государство не создается одномоментно, в конкретном году. Однако есть условные исторические даты, которые, тем не менее, считаются точкой отсчета. Это есть у всех народов, описывающих свою историю.

Традиционно отсчет российской истории ведется с 862 г., когда на Русь пришли варяги из Скандинавии и стали князьями русских земель. После эпохи отрицания смысла данных событий в настоящий момент сформировался более взвешенный подход к тем событиям давних лет, и празднование юбилея российской государственности имеет значение не только научное, но и практическое.

Инициатором празднования этого события стал в 19-м столетии император Александр Второй, и оно праздновалось с размахом, однако потом, из-за сложных периодов развития государства, праздник был отодвинут «за исторические кулисы» на довольно большой срок. И вот страна возвращается к нему.

Вновь идея всероссийского празднования даты основания Российского государства прозвучала в сентябре 2009 года на совместном заседании Госсовета и совета по культуре и искусству, которые проводились с участием Президента России Дмитрия Медведева. Тогда он поддержал предложение видных деятелей науки и культуры страны о праздновании 1150-летия российской государственности. А 3 марта 2011 года был подписан Указ Президента России «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности». О подписании указа об организации праздничных мероприятий Президент России Дмитрий Медведев сообщил 3 марта 2011 года на научно-практической конференции в Санкт-Петербурге, посвященной 150-летию подписания манифеста об отмене в России крепостного права.

Историки сегодня едины во мнении: развитие российской государственности изначально происходило на многонациональной основе и пошло не по пути дробления, а, наоборот, по пути объединения. В процессе создания государства преодолевалась удельная раздробленность и препятствия для культурного и религиозного многообразия, подчеркнул Дмитрий Медведев, - что предопределило создание такого уникального государства, как Российская империя, впоследствии Российская Федерация. Более того, вхождение в одно государство способствовало и появлению общих ценностей, а на основе общих ценностей складывались новые нормы социальной жизни, складывались общие правила поведения, происходило развитие отношений со странами Европы, впоследствии и странами Азии и, конечно, происходило приобщение к передовым в тот период образцам культуры и современным идеям. Это один из весьма серьёзных, фундаментальных исторических уроков.

Идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране. Впоследствии наше право создавало всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная система права, включая уже, в конечном счёте, Свод законов Российской империи, и впоследствии, в том числе и в советский период, эта традиция была продолжена, и это обеспечивало дальнейшее правовое развитие нашей государственной жизни.

Знаменательная дата – это повод для осмысления и современных проблем. Историческое наследие даёт нам бесценный материал для этого, но в то же время даёт и вектор для развития на будущее. Этот инструмент развития должен включать в себя и национальные традиции, и традиции общей жизни на территории нашей страны, которые проходят через всю нашу историю.

Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся гражданской позиции, пониманию ценностей демократического общества.

Придерживаясь данной позиции и учитывая значимость событий 862 года в истории Отечества, Комитет по образованию Санкт-Петербурга рекомендует организовать во всех образовательных учреждениях города мероприятия в честь юбилея - 1150-летия зарождения российской государственности. Цель проведения мероприятий: «Повысить самосознательную консолидацию народа в целях дальнейшего развития нашего большого и сложного государства – Российской Федерации» (Д.А.Медведев). Работа по сопровождению и популяризации 1150-летие российской государственности проводится как в урочное, так и во внеурочное время с привлечением клубов любителей истории и чтения исторической литературы, исторической реконструкции, мастерских, советов и других организаций и объединений.

Предлагаемые рекомендации призваны помочь учителям начальных классов, классным руководителям в организации и проведении мероприятий по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

^ В начальной школе (1-4 классы) чрезвычайно важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой организации мероприятий должен стать личностно-ориентированный подход. С одной стороны, ребенок учится анализировать собственное поведение, учитывать точку зрения другого человека. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения мероприятий создать эмоционально комфортные для школьников условия.

Основными мероприятиями являются классные часы, главными формами которых могут стать: рассказ, беседа, игра-путешествие, очная и заочная экскурсии. Их цель – развернутое знакомство с историей Российского государства, формирование и закрепление первоначального интереса к своей Родине, воспитание любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям России.

Неотъемлемой частью является оформление классной комнаты к проведению мероприятий: подбор тематических наглядных пособий, расположение их в удобных для просмотра местах (фотографии, простые кроссворды на соответствующую тематику). В начальной школе ученики впервые знакомятся с историей России, и в ходе классных часов учителю, классному руководителю необходимо начинать с объяснения тематики и причин проведения мероприятий, посвященных 1150-летию зарождения российской государственности. В дальнейшем педагогами освещаются основные вехи истории, содержаться объяснения, почему и после каких событий зародилось Российское государство. Целесообразно также привлечь внимание ребят к тому факту, что любовь к России нашла отражение в творчестве писателей, художников, композиторов и пр.

Затрагивая вопросы патриотизма, следует обратить внимание на нравственные проблемы. Патриотизм – любовь к Отечеству – не зависят от материального благополучия Родины. Эта любовь бескорыстна и не требует ничего взамен. Любовь к Родине связана с любовью к родному краю, где человек родился, где его вскормили, где он приобрёл первые познания жизни, первые впечатления.

Любовь к своему отечеству связана с уважением к народу, к его языку, традициям, произведениям духовного творчества. Любить Отечество – значит любить прошлое своего народа, его историю; любить и разделять его настоящее – его обычаи, традиции; любить его будущее – его идеалы, стремления, заботиться об улучшении политического устройства страны, установлении согласия и мира в общественной жизни, охранять Российское государство. Патриотизм выдвигает на первый план исполнение обязанностей перед Отечеством. «Что я сделал для России, чтобы получать от неё блага…». Общество только тогда сможет достичь высокой ступени развития, когда его граждане проникнуться идеей служения родной стране, а не только заботой о личном благополучии. Это совершенно не предполагает принижение личности и её прав.

Необходимо обратить внимание, что Россия на протяжении одиннадцати с половиной веков развивалась как мощная, многонациональная цивилизация, накопила огромный опыт совместной жизни разных народов.

В советское время и в 90-е гг XX в. многие события истории российской государственности замалчивались или преподносились искажённо. Нынешний период изучения истории вырабатывает иные подходы, которые позволяют подходить к истории российской государственности более объективно, взвешенно. Затрагивая проблемы фальсификации истории, можно обратить внимание на высказывание нидерландского культуролога Йохан Хейзинги: «В ХХ веке история стала орудием лжи на уровне государственной политики. И никакая восточная деспотия древности в своих "свидетельствах" не доходила до такой манипуляции». Историю создаёт народ, а пишут её люди. Она может являться грозным оружием в информационных войнах. Поэтому необходимо, чтобы изучение российской государственности было направлено на работу с фактами, на поиск исторической правды.

Привлечение наглядности, примеров из художественной литературы, материалов Интернет–ресурсов сделает урок, посвященный Году российской истории, ярким, запоминающимся.


  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных

Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных 50-летию полета в космос
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам при планировании, подготовке...
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года для общеобразовательных учреждений Нижегородской области
В 2012 году будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В связи с этим рекомендуется...
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconДокументи
1. /методические рекомендации к проведению муниципального этапа ВОШ И ООШ/ОБЖ.doc
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по проведению уроков, посвящённых Великой Победе
Во исполнение письма Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 марта 2013 года №08-343 «О проведении...
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. №206-вс)
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconПлан Мероприятий, посвященных Дню матери в мбоу «сош №29» г. Чебоксары с 19 по 30 ноября 2012 года
Совещание при директоре по организации и проведению мероприятий, посвященных Дню матери
Методические рекомендации по проведению урока и внеурочных мероприятий, посвященных iconПлан основных мероприятий по проведению в моу аннинская сош №6 Года учителя
Проведение заседания организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных Году учителя
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы