Р. П. Степное советского района саратовской области урок icon

Р. П. Степное советского района саратовской области урок



НазваниеР. П. Степное советского района саратовской области урок
Р.П. СТЕПНОЕ<> <>СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ<><><>Уро
Дата конвертации07.10.2012
Размер88.25 Kb.
ТипУрок
источник


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Урок окружающего мира на тему:

"Как природа залечивает раны"

3 класс.

(по программе "Школа-2100")


Подготовила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Вартапетова Оксана Анатольевна


2010 год


Цель:

  • показать, что природа восстанавливает замкнутый круговорот путём смены экосистем;

Задачи:

  • закрепить знания об экосистемах озера, болота, луга, леса;

  • развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение; развитие умения работать в группах.

  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, растениям, заботу о природе.


Оборудование:

  • презентация, мультимедиа проектор, компьютер, видео - фильм, учебник, рабочий лист, карточки, музыка.



Ход урока


  1. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас.

  1. Актуализация знаний (звучит музыка) (слайд 1)

^ Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

-О чём это стихотворение?

-Все мы любим свою землю, природу.

-А какая бывает природа?

-Сейчас мы проведём с вами блиц-опрос «Знатоков природы» (слайд 2)

Команда №1.

Назовите предметы неживой природы.

(камень – земля – вода - солнце)

Команда № 2

Назовите лесных потребителей.

(жук – дятел – курица – бабочка – мышка)

Команда № 3

Назовите разрушителей экосистемы

(дождевой червь – грибы – бактерии – улитки– речной рак)

Команда № 4

Назовите производителей экосистемы.

(трава – дерево – цветок – водоросли - ягоды)

-Молодцы, спасибо.

(шум леса) (слайд 3)


  1. ^ Постановка проблемы. Введение в новую тему.

-Ребята, где мы с вами оказались? (В лесу, на лугу)

(слайд 4 – загрязнённый лес)

-До нас, здесь кто-то побывал.

-Что можно сказать об этом?

-Да, люди нанесли «рану» природе.

-Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)

-Верно, мы будем говорить, как природа залечивает свои раны. (слайд 5)

- Какие бывают раны у природы?

(выступление по командам, дети зачитывают сообщения на карточках)

Команда №1- «Землетрясение» (слайд 6 - фильм)

Землетрясением называют подземные толчки и колебания земной поверхности. Каждый год на Земле происходит около полумиллиона землетрясений. Причем большая их часть проходит незаметно для жителей и улавливается лишь специальными приборами.

^ Команда №2- «Пожары» (слайд 6)

Пожар может возникнуть и по нашей вине и по вине людей, и из-за стихии. Во время пожара главное не паниковать, а действовать решительно и быстро. Очень опасен лесной пожар, его жертвой может стать огромные площади деревьев и лесные обитатели. Если ты оказался вблизи очага пожара, немедленно предупреди всех находящихся по близости людей и постарайся покинуть опасную зону.

^ Команда №3- «Наводнения» (слайд 6)

Когда в реке, озере или море резко повышается уровень воды, это грозит наводнением — затоплением всех прилегающих пространств суши. Обычно реки выходят из берегов весной из-за обильного таяния снега или сильных ливней. Морское наводнение может быть вызвано сильными ветрами с моря или высокими океанскими приливами. Большое наводнение — беда для человека.

^ Команда №4- «Вулканы» (слайд 6)

Древние римляне считали, что бог огня Вулкан живет глубоко под землей. Когда он гневается, то на поверхности Земли образуются трещины, из которых вырываются пламя, дым и расплавленная огненная масса, а пространство вокруг покрывается пеплом и камням Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на ее вершине, напоминающим по форме воронку. Эту воронку называют кратером. Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород — лава.


– Пожары, извержения вулканов, землетрясения, наводнения и тысячи других причин время от времени разрушают экосистемы. (слайд 7)

– Чтобы произошло с нашей планетой, если бы природа не научилась восстанавливать экосистемы?


^ 4.Поиск решения проблемы.

1. Беседа.

– Как же происходит восстановление экосистем?

– Проследите на примере:

– После наводнения (весеннего половодья), когда вода сойдет, в низинах останется вода.

– Что появится? (слайд 8 озеро)

– Озеро – устойчивая экосистема?

– Что со временем произойдет с озером? (слайд 8 болото)

– Болото – устойчивая экосистема?

– Значит? (слайд 8).

– А луг – это какая экосистема?

– Значит?

– Это значит, что со временем восстановится экосистема (лес), которая была на этом месте до наводнения.

– Но вы должны понять, что это произойдет не за год, и не за два. Это длительный процесс.

^ 2. Работа по учебнику (Обсуждение рисунка на стр.67 «Кострище в лесу»)

– Посмотрите на рисунок стр.67, внизу, изображено место, где разжигали костер – кострище. Растения в этом месте выжжены, земля голая, покрыта пеплом.

– Посмотрите на рисунок справа. Что произошло?

– Сколько прошло времени?

– А кто способствовал зарастанию кострища в лесу?

– Вы должны понять, что «залечивание ран» не происходит быстро. Природе нужно время, чтобы восстановить разрушимое.

-Ребята, как же помочь природе? Справится ли природа сама? Как залечить раны?

-Давайте, совместно найдём ответы на наши вопросы.

(Работа групп в рабочих листах по восстановлению текста)

Как природа залечивает раны.

  1. Пожар может поджечь лес и превратить его в пепелище. Извержение вулкана покрывает землю застывшими потоками лавы. Восстановление растительности на месте ожога происходит постепенно и в определённой последовательности.

  2. Вначале чёрное пятно обожжённой почвы заметно выделяется на фоне окружающей зелени. Первыми на обгорелой почве поселяются мхи, развивающиеся из крошечных спор, переносимых вездесущим ветром.

  3. Через несколько месяцев на значительной части пепелища уже можно обнаружить зелёный моховой покров. На следующий год, после того как растает снег, на кострище появятся первые травы.

  4. Несколько позже появляются здесь всходы деревьев. В конце концов, бывшее кострище вновь обретает зелёный покров, где будут господствовать типично лесные растения. Природа умеет залечивать свои раны, нанесённые огнём и водой.

(Проверка выполненной работы)


– Раньше природа всегда успевала “залечивать свои раны”. Поэтому Земля была покрыта растениями – производителями, её населяли животные – потребители, а в почве работали разрушители. Со временем человек всё больше и больше стал использовать природу в своих целях. И теперь ей стало трудно “залечивать раны”, которые наносит ей человек. (слайд 9)


5.Физкультминутка (слайд 10)

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр,

В футбол играли-

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули от души!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две развитых нами склянки,

Две разбитые баранки-

Словом мусора гора!

-Эй, скорей же детвора!

За работу нам пора (дети собирают оставленный мусор).


  1. Первичное закрепление.

1)-А сейчас, я предлагаю встретиться с любимыми героями. И ответить на вопрос: «Как человек губит природу?» (слайд 11 отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Шапокляк»).

2) – Как человек губит природу?

(Капканы, динамитом убивают рыб, рубят лес, засоряют речку,...)

3) Беседа о сроках утилизации отходов.

– А как вы думаете, сколько времени потребуется «разрушителям» переработать этот мусор?

(дети зачитывают справки по командам) (слайд 12)

1 команда– Пищевые отходы? – 3 – 10 лет.

2 команда– ^ Садовые отходы? – 3 – 10 лет.

3 команда– Бумага, картон, шерстяные изделия, кожа? – 3 – 40 лет.

4 команда– Железные банки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, пластмасса – 50 – 500 лет и более.

^ Стекло – 1 миллион лет или вообще не разлагается! (Но это, конечно, не проверено временем).

– Теперь, надеюсь, вы задумаетесь, прежде чем выбросить что-нибудь, даже бумажку в посёлке, а тем более на природе.


  1. ^ Работа с учебником (с.69)

-На стр.69 предложен список советов. Попробуйте выбрать те советы, которые помогут сохранить природу. Из каждой пары советов – один правильный.

(дети зачитывают выбранные советы по командам)

1команда – Если ты захочешь развести в лесу костёр, найди старое кострище.

^ 2 команда – Если ты захочешь украсить комнату, собери букет из садовых цветов.

3 команда – Гулять в лесу лучше по тропинкам.

4 команда – На склонах оврагов нельзя вырубать лес, так как он укрепляет почву и мешает её размыванию.


  1. Закрепление.

1)-Игра «Отгадай знак».

– Я буду показывать значок, а вы называете правило (слайд 13)

(отгадывают по командам, по 2 знака на команду)




-Молодцы!

-Но, чтобы убедиться, что тему вы сегодня поняли до конца, я, предлагая вам поработать с тестом. (рабочий лист)

2) Тест.

(выполняется по командам)

Задания.

  1. Природа умеет залечивать раны самостоятельно?

а) да

б) нет

м) частично


2. Кто относится к профессии «потребители»?

а) дождевой червь

о) лиса

в) одуванчик


3.Какая из перечисленных экосистем самая устойчивая?

л) лес

б) болото

в) луг


  1. Какие «профессий» помогают переработать мусор?

а) производители

о) разрушители

в) потребители


  1. Кто больше наносит вред природе?

д) человек

б) животные

в) никто


  1. Сколько времени природа перерабатывает садовые отходы?

ц) 3-10

б) 5-6

в) 1-3

7. Где лучше нарвать цветы, чтобы украсить комнату?

а) на лугу

б) в лесу

ы) в саду


3) Проверка теста.

-Проверить наш тест поможет ключевое слово, которое должно у вас получиться, если вы буквы правильно поставите по порядку. (слайд 14)

1

2

3

4

5

6

7

м

о

л

о

д

ц

ы

-Да, вы очень хорошо сегодня поработали на уроке. (слово МОЛОДЦЫ)


  1. Итог урока.

1. (Просмотр фильма) (слайд 15)

-В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. Все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе.

-Я предлагаю вам подвести итог нашему уроку. Закончить следующие предложения: (слайд 16)

-Теперь я знаю…

-Я буду…

2. Оценка

  1. Домашнее задание.

– Придумайте знаки (как знаки дорожного движения) поведения в природе и нарисуйте разрешающие и запрещающие знаки.

-Придумайте призыв о бережном отношении к природе.




Похожие:

Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconСхема проведения егэ по истории на территории Советского района Саратовской области в 2010 году
...
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconСхема проведения егэ по математике на территории Советского района Саратовской области в 2010 году
...
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconР п. Степное Советского района Саратовской области Урок
Урок "Окружающего мира" с использованием икт по теме "Природные сообщества – болота"
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconПостановление От № р п. Степное Об утверждении административного регламента управления образования администрации Советского
О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в администрации Советского муниципального...
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconПостановление От 02. 03. 2011 №119 р п. Степное Об утверждении административного регламента управления образования администрации Советского
О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в администрации Советского муниципального...
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconУправление образования администрации советского муниципального района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №1 Р. П. Степное советского района саратовской области прика з
Советского муниципального района и приказа управления образования от 20. 02 2012г. №84
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconКонспект урока математики на тему «Сочетательное свойство сложения» Илюшова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов мбоу-сош №2 р п. Степное Советского района Саратовской области
Илюшова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов мбоу-сош №2 р п. Степное Советского района Саратовской области
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconР п. Степное Советского района Саратовской области «утверждаю» Директор школы Е. Ю. Миткевич Приказ основная образовательная программа
Муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №2 р п. Степное
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconПриказ №79 р п. Степное
Мку «Информационно-методический отдел управления образования Советского района» проведена Интернет-конференция «О, урок! ты солнце!»....
Р. П. Степное советского района саратовской области урок iconПлан работы моу сош №1 р п. Степное Советского района Саратовской области по военно-патриотическому воспитанию учащихся на 2011/2012 учебный год
Урок памяти «Подвиг не знает забвения», посвященный экипажу ту-160 «Михаил Громов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы