Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии icon

Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии



НазваниеМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии
страница1/4
Дата конвертации29.09.2012
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4



Методические рекомендации

для учителей по подготовке обучающихся основной школы

к государственной (итоговой) аттестации

в независимой форме по химии


Карасева Татьяна Вячеславовна

методист по химии кафедры

естественнонаучного образования

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»


Содержание

Введение


3

Основные результаты экзамена 2010 года


3

^ Характеристика экзаменационной работы


5

Результаты выполнения заданий по блокам


13

^ Сравнение результатов экзаменационной работы по химии 2009 и 2010 годов


19

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов ГИА 2010 года


28

^ Рекомендаций по эффективному использованию в школах различных учебно-методических комплектов в ходе подготовки к государственной (итоговой) аттестации


35



Введение

Для оценки качества подготовки выпускников основной школы по химии и дифференциации их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится государственная (итоговая) аттестации (в новой форме) обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования.

В соответствии с данной целью, экзамен, проводимый в новой форме, должен содействовать осознанному выбору выпускниками профиля для дальнейшего обучения на старшей ступени образования в средней (полной) общей школе. Основная задача общеобразовательного учреждения и каждого педагога, работающего на этой ступени образования – помочь правильному осуществлению этого выбора.

^ Контрольные измерительные материалы, предназначенные для проверки усвоения выпускниками системы знаний о веществе, химической реакции, методах познания веществ и химических превращений разрабатывает Федеральный институт педагогических измерений. Содержание контрольных измерительных материалов определяется Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии. В пакет документов также входят Кодификатор, систематизированный перечень элементов содержания, подлежащих контролю на экзаменационной работе и Спецификация, содержащая комплекс умений, которыми должен овладеть выпускник основной школы к моменту ее окончания.

^ Основные результаты экзамена 2010 года

Экзаменационную работу по химии в 2010 году выполняли около трех тысяч выпускников основной школы, что составляет 15 процентов от числа сдающих экзамены за курс основной школы. Успеваемость обучающихся по предмету химия в 2010 году составляет 93%, что на 6,8 % ниже результата 2009 года, качество знаний – 61%, что на 13% ниже результата прошлого года. Средний балл по пятибалльной системе в 2010 году составляет 3,7, в 2009 году он составлял 4,0. Распределение отметок по пятибалльной системе, полученных выпускниками Саратовской области в 2010 году, представлено в диаграмме 1.

Диаграмма 1



Средний балл за выполнение работы составляет 21,3 балла, что условно соответствует выполнению всех заданий базового уровня и одному правильно выполненному заданию повышенного уровня.

Снижение средних показателей по успеваемости и среднему баллу связано с увеличением числа двоек, полученных на экзамене. По сравнению с 2009 годом, этот показатель вырос в несколько раз.

Результаты экзамена дают основание для следующих предварительных выводов:

  • Большая часть выпускников, сдающих экзамен по химии, имеет достаточный уровень подготовки для дальнейшего изучения предмета в профильных классах;

  • Выпускники основной школы осознанно выбирают экзамен по химии, правильно понимая его назначение не только как выпускного экзамена, но и как способа проверки готовности к обучению в классах с профильным и углубленным преподаванием этого предмета;

  • Экзаменационная работа в новой форме по химии является действенным инструментом для объективной оценки уровня знаний и умений выпускников основной школы.

Ряд районов области достигли высоких результатов по показателям выполнения экзаменационной работы по химии в 2010 году. Без двоек выполнили экзаменационную работу по химии выпускники Алгайского, Базарнокарабулакского, Вольского, Духовницкого, Екатериновского, Ивантеевского, Краснокутского, Краснопартизанского, Питерского, Романовского, Ртищевского, Самойловского, Саратовского, Турковского районов, ЗАТО Михайловское и школы городского подчинения г. Саратова. В Самойловском, Базарнокарабулакском, Краснокутском, Питерском районах более 50 процентов выпускников экзаменационные работы выполнили на «5».

^ Характеристика экзаменационной работы

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089) – основа для разработки контрольных измерительных материалов государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) для обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования.

Контрольные измерительные материалы разработаны в соответствии с:

  • требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта к химической подготовке выпускников;

  • объемом учебного времени, отведенного на изучение химии в основной школе (140 часов);

  • принципом значимости учебного материала для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по химии;

  • подходами к разработке контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.

Задания экзаменационной работы распределены по четырем содержательным блокам:

  • «Вещество»,

  • «Химическая реакция»,

  • «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах»,

  • «Методы познания веществ и химических явлений».

Содержательный блок «Вещество» включает следующие элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы:

  • Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

  • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

  • Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента.

  • Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

  • Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

  • Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

  • Чистые вещества и смеси.

  • Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Проверка элементов содержания этого блока осуществляется как на базовым, так и на повышенном уровне сложности.

Содержательный блок «^ Химическая реакция» включает шесть элементов содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы:

  • Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

  • Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

  • Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

  • Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

  • Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

  • Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Проверка элементов содержания этого блока осуществляется как на базовым, так и на повышенном уровне сложности.

Содержательный блок «^ Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» является самым крупным блоком экзаменационной работы. Доля заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока, составляет в экзаменационной работе 36% от общего числа всех заданий. В него входят следующие элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы:

  • Химические свойства простых веществ.

  • Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

  • Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

  • Химические свойства сложных веществ.

  • Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

  • Химические свойства оснований.

  • Химические свойства кислот.

  • Химические свойства солей (средних).

  • Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

  • Первоначальные сведения об органических веществах.

  • Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

  • Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).

Элементы содержания этого блока контролируются на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.

Четвертый блок экзаменационной работы «^ Методы познания веществ и химических явлений» содержит следующие элементы содержания:

  • Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

  • Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы).

  • Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение газообразных веществ.

  • Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

  • Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

  • Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

  • Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Элементы содержания этого блока контролируются на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.

Каждый блок в экзаменационной работе представлен разным числом заданий. Такое распределение определяется тем, какой объем данный блок занимает в курсе химии основной школы.

Экзаменационная работа по химии включает 25 заданий, которые распределены по трем частям – часть А (первая часть) состоит из 19 заданий, часть В (вторая часть) содержит 4 задания, часть С (третья часть) включает два задания. Каждая часть включает одинаковые по сложности и разные по форме представления задания. Задания в экзаменационной работе расположены в порядке возрастания уровня их сложности.

Часть А – включает задания с выбором ответа (базового уровня сложности), все задания части А оцениваются в один балл. Максимальный первичный балл этой части 19, что составляет 55,9 процентов максимального первичного балла за задания данного уровня сложности (от общего максимального первичного балла - 34). Доля заданий базового уровня сложности составляет 76 процентов.

В экзаменационной работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа:

  • для выполнения задания обучающийся должен выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа, например:

А3

Ковалентная полярная связь образуется между атомами

1)

натрия и брома

2)

серы и кислорода

3)

водорода

4)

Калия и хлора

  • другая разновидность заданий части А предлагает два суждения, верность этих суждений обучающему необходимо оценить и выбрать правильный ответ, например:

А17.

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?




А. При нагревании жидкости в пробирке горлышко пробирки необходимо направлять в сторону от соседа по парте




Б. Сосуд с горячей жидкостью необходимо закрывать пробкой сразу после окончания нагревания.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


Задания части А входят в состав каждого содержательного блока. Блок «Вещество» и «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» содержит по шесть заданий части А, блок «Химическая реакция» - пять заданий, блок «Методы познания веществ и химических явлений» - два задания.

Часть В – включает задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Задания части В оцениваются двумя баллами. Максимальный первичный балл этой части 8, что составляет 23,5 процентов максимального первичного балла за задания данного уровня сложности (от общего максимального первичного балла - 34). Доля заданий повышенного уровня сложности составила в работе 16 процентов.

В экзаменационной работе 2010 года предложены:

  • два задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор), например:

В1

В ряду химических элементов As – P – N

1)

увеличиваются радиусы атомов

2)

увеличивается электроотрицательность

3)

усиливаются кислотные свойства их высших оксидов

4)

возрастает значение высшей степени окисления

5)

увеличивается число электронов во внешнем слое атомов

Ответ:____________________________________

  • два задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, например:

В3

Установите соответствие между изменением степени окисления атома и схемой превращения вещества

А)

H2S + O2 → H2O + SO2

1)

S+4 → S+6

Б)

H2SO4 + Na → Na2SO4 + H2S + H2O

2)

S+6 → S-2

В)

SO2 + H2O + Br2 → H2SO4 + HBr

3)

S+6 → S+4







4)

S-2 → S+6







5)

S-2 → S+4

Ответ:____________________________________

Правильный ответ записывается в виде набора цифр.

Задания части В входят в состав трех блоков: Блоки «Вещество» и «Химическая реакция» содержат по одному заданию, «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» содержит два задания.

Часть С – включает задания с развернутым ответом (высокого уровня сложности) и состоит из двух заданий. Задание С1 оценивается четырьмя баллами, задание С2 – тремя баллами. Максимальный первичный балл этой части 7, что составляет 20,6 процентов максимального первичного балла за задания данного уровня сложности (от общего максимального первичного балла - 34). Доля заданий высокого уровня сложности составила в работе 8 процентов.

Задания с развернутым ответом проверяют усвоение обучающимися следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

При выполнении первого задания части С, необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам неорганических веществ, одно из превращений рассмотреть с точки зрения реакций ионного обмена. Например:

С1. Дана схема превращений:



Cu → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO

Вопрос: Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.

Второе задание представляет собою комбинированную задачу, в основе которой два типа расчетов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Например:

С2. Через 40 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 6% пропустили углекислый газ до образования карбоната натрия. Вычислите объем (н. у.) вступившего в реакцию газа.

Выполнение заданий повышенного уровня сложности позволяет осуществлять дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие отметки («4» и «5»).

Задания части С входят в состав двух содержательных блоков: С1 - «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах»; С2 – блок «Методы познания веществ и химических явлений».

Экзаменационная работа ориентирована не только на проверку усвоения содержания курса химии основной школы, но и на проверку овладения определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по химии, определенными федеральным компонентом государственного стандарта.

Представление о распределении заданий по видам проверяемых умений дает таблица 2.2 «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2010 года (в новой форме) по химии».

Федеральный институт педагогических измерений год от года совершенствует контрольные измерительные материалы. Кроме того, при совершенствовании контрольных измерительных материалов учитываются пожелания и замечания, высказанные педагогами во время обсуждении проектов этих документов.

С учетом пожеланий и замечаний в содержание контрольных измерительных материалов 2010 года были внесены следующие изменения:

  • Часть В, задание В3 – содержание задания позволяет осуществить контроль не только умения определять степени окисления химических элементов, окислитель и восстановитель в реакциях ОВР, но и владение умением установить соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и изменением степеней окисления участвующих в ней атомов;

  • Часть В, задание В3. Изменилась типология теста по сравнению с 2009 годом, тест множественного выбора изменен на тест установления соответствия позиций, представленных в двух множествах.

  • Часть С, задание С1. Внесен дополнительный элемент – составлять и записывать сокращенное ионное уравнения реакций по одному из превращений в схеме, предполагающей запись уравнений химических реакций по схеме превращения, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам неорганических веществ;

  • Введение дополнительного проверяемого элемента в часть С, задания С1 привело к увеличению максимального числа баллов за выполнение этого задания с 3 до 4 баллов. Это привело к увеличению суммарного числа баллов за выполнение всей работы в целом с 33 до 34 баллов;

^ Результаты выполнения заданий по блокам

  1. Результаты выполнения заданий содержательного блока

«ВЕЩЕСТВО»

Результаты выполнения заданий содержательного блока «Вещество» достаточно высок, он составляет в среднем 73процента.

  1   2   3   4




Похожие:

Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии Карасева Татьяна Вячеславовна
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике Автор-составитель: А. С. Спирин методист
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой...
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии
Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 26
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание
Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 20
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт автор-составитель Боченина Н. В
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой...
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике

Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку в общеобразовательных учреждениях
Авторы-составители: Сторожева Т. Ю., методист кафедры филологического образования гаоу дпо «Сарипкипро»
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку в общеобразовательных учреждениях
Авторы-составители: Сторожева Т. Ю., методист кафедры филологического образования гаоу дпо «Сарипкипро»
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconПриказ №367 «О разграничении видов работ по подготовке и проведению в 2009/2010 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в независимой форме»
Назначить школьным координатором по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в независимой...
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 х классах в независимой форме по предмету «История»
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы