Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы icon

Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы



НазваниеМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
страница1/3
Дата конвертации29.09.2012
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

по подготовке выпускников основной школы

к участию государственной (итоговой) аттестации


Бычкунова Е.Б., методист кафедры

Философии и методологии науки

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»


Саратов 2010

Содержание





Стр.

Введение

3 - 5

Анализ итоговой государственной итоговой аттестации по географии 2009 года Саратовской области

Особенности структуры экзаменационной работы по географии в 2011 года (проект)

5 – 12

Методические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 – х классах в независимой форме по предмету «География»

13 - 32

Приложения

33 - 50

Список литературы, рекомендованный для подготовки и проведения ГИА в 9 – м классе

51



Введение

Данные методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой) аттестации.

Методические рекомендации составлены с учетом организации учебного курса «География» на основе результатов итоговой аттестации выпускников девятых классов Саратовской области за 2009-2010 учебный год. Дается анализ типичных ошибок выпускников базового, повышенного и высокого уровней сложности. Предлагаются различные варианты организации предэкзаменационного повторения. В приложения включены задания и памятки для обучающихся.

Итоговая аттестация в 9-х классах, нацеленная на выявление не только уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, но и умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, в известной мере, может свидетельствовать о степени социализации личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации никоим образом не имеется ввиду механическое натаскивание. Поскольку только хорошие знания курса географии во всех его аспектах являются основой успешной сдачи экзамена.

Назначение экзаменационной работы по географии за курс основной школы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.

Цель итоговой государственной аттестации в 9-х классах - улучшение качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение

Задачи проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме:

- создание условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе;

- формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;

- повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

- выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;

- определение образовательного рейтинга выпускников IX классов общеобразовательных учреждений:

- формирование географической компетенции выпускников IX классов

Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные (независимые от используемых учебников, возможностей школы, количества выделяемых на предмет часов и т.п.) параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.

Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.


^ Анализ итогов государственной итоговой аттестации по географии 2010 года Саратовской области

Экзамен по географии в рамках государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в 2010 г. сдавали 5874 девятиклассников, из 38 районов области и города Саратова, что составило 30%.

Успеваемость обучающихся в 2010 году составила 93%, это на 5% ниже, чем в 2009 году. Качество знаний в 2010 году составило 53%, это на 13% ниже, чем в 2009 году.

Качество знаний – 66%

Количество «5» – 399 (6,8%)

Количество «4» – 2.683 (45,7%)

Количество «3» – 2.366 (40,2%)

Количество «2» – 426 (7,3 %)

Средний балл – 3,6.

Доля обучающихся, набравших балл выше среднего – 52,4%.

Доля обучающихся, набравших балл ниже среднего – 47,5.

Доля обучающихся, набравших максимальный балл – 0,07%.

Понижение успеваемости и качества знаний в первую очередь связано с тем, что в 2010 году географию сдавали обучающиеся, которые в основном обучались на оценку «3» (удовлетворительно) и не собирались оканчивать полную среднюю школу. В отличие от 2009 года, когда часть девятиклассников выбирали социально – экономический профиль, при этом многие из них обучались на оценку «4» (четыре) и «5» (пять).

В территориальном разрезе лучшие результаты по среднему баллу в образовательных учреждениях Духовницкого – 4,0; Турковского – 4,0; Хвалынского – 3,8; Питерского – 3,8; Базарно – Карабулакского - 3,8; Ртищевского – 3,8; Балтайского – 3,8 районов области.

Минимальное значение среднего балла – в образовательных учреждениях следующих районов: Марксовского – 3,1; Аркадакского – 3,2; Озинского – 3,1; Калининского – 3,3; Балаковского – 3,3 районов.

Проверка знаний проводилась по основным содержательным блокам:

1. источники географической информации;

2. природа Земли и человек;

3. материки, океаны, народы и страны

4. природопользование и геоэкология;

5. география России.

В работе использовались задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. В проверяемые задания включены умения работать с картами атласа, причем не просто считывать информацию, а самостоятельно выбирать необходимые карты, находить в них требующуюся информацию. Содержание заданий проверяли географические знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Экзаменационная работа состояла из 30 заданий разных типов. Задания проверяли знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения в жизненном, практическом контексте.

Таблица 1. Распределение заданий по разделам курса основного общего образования по географии

^ Разделы обязательного минимума содержания основных образовательных программ

Процент максимального первичного балла за задания по данному разделу от максимального первичного балла за всю работу (=33)

1.Источники географической информации

18%

2.Природа Земли и человек

21%

3.Материки, океаны, народы и страны

6%

4.Природопользование и геоэкология

6%

5.География России

49%



Работа включала 19 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов; 8 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв); и 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Работа содержала 16 заданий базового уровня сложности, 11 заданий – повышенного уровня и 3 – высокого.

Выполнение задания, в зависимости от типа и трудности, оценивалось разным количеством баллов. Выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение заданий с развёрнутым ответом (15, 21 и 24) в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составлял 33.

Для того чтобы получить отметку «3», учащемуся было необходимо набрать 11 баллов, то есть 75% заданий базового уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий базового уровня могло быть компенсировано за счет выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.

Отметка «4» выставлялась, если экзаменуемый набрал не менее 20 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и половину заданий повышенного уровня сложности.

Отметка «5» выставлялась, если выпускник набрал не менее 26 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и все задания повышенного уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий повышенного уровня могло компенсироваться частичным или полным выполнением заданий высокого уровня сложности.

Максимально за выполнение всех заданий работы можно было набрать 33 балла. Отличительной особенностью структуры экзаменационной работы по географии является то, что в ней не выделяются отдельные части в соответствии с типами заданий. Задания разных типов имеют общую нумерацию. Все задания выполнялись с использованием одного общего источника информации – географической карты, статистических таблиц или текста. Особенностью ГИА по географии явилось то, что при выполнении всех заданий экзаменационной работы разрешалось пользоваться линейками, калькуляторами, школьными географическими атласами для VII,VIII и IX классов. В 2010 году увеличилось время на выполнение экзаменационной работы по географии до 2 часов (120 минут).

В целом можно констатировать достаточно высокий уровень подготовки экзаменуемых, но в то же время нельзя не обратить внимание на неполное достижение частью выпускников отдельных требований образовательных стандартов.


^ Типичные ошибки

При анализе итогов экзамена было обращено внимание на результаты выполнения работы всеми группами выпускников, принимавших участие в аттестации, и на отличия в степени географической подготовки экзаменуемых, получивших на экзамене разные отметки. Из требований блока «Знать/ понимать» на экзамене проверялось знание географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли, различий в хозяйственном освоении разных территорий, особенностей географического положения РФ, природы, населения и хозяйства России, природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем и мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Для проверки знания и понимания географических особенностей природы, населения, экономики мира и России использовались задания двух видов – на проверку непосредственно знания фактов и на понимание взаимосвязей и закономерностей природных, социальных и экономических явлений и процессов, и особенностей их проявления на конкретных территориях.

Анализ результатов экзамена показал, что у значительной части обучающихся географические компетентности сформированы недостаточно.

7,3 обучающихся (426) не смогли получить удовлетворительную отметку, не смотря на то, что для этого надо было набрать 11 баллов базового уровня.

Полное усвоение требований стандарта к уровню подготовки показали 53% обучающихся, получивших на экзамене «4» и «5». Выпускники, получившие отметку «3», составляют значительную группу (40,2%). Они владеют базовыми умениями работы с источниками географической информации (картографическим, статистическим), знают и понимают основные географические термины и понятия. Однако применять имеющиеся знания и умения для решения задач даже в незначительно измененных ситуациях они не могут.

Одним из главных недостатков подготовки выпускников по географии является несформированность умений работать с различными источниками географической информации, прежде всего – с географическими картами. Обучающиеся не имеют навыков работы с топографической картой, что привело к затруднениям в выполнении задания № 20 (определении направлений на картах и по плану местности). Это говорит об удовлетворительном уровне сформированности умений (выполнение заданий данного типа составило 35%). Умение определять направление на картах и плане местности сформировано лучше. Его показали до 50% выпускников. Экзаменуемые не знают промежуточные стороны горизонта. С заданием №22 (построение профиля) не справилось до 50%. Это значит, что экзаменуемые не представляют, как выглядит местность, изображенная горизонталями. Несформированность у обучающихся умений работы с топографическими планами и картами может быть объяснена сокращением времени, отводимого базисным учебным планом на изучение географии в 6 классе. До 15% не могли выбрать нужную карту для определения границ в задании № 2. Сложным для обучающихся оказалось задание №18, связанное с применением знаний в новой ситуации.

Для большинства обучающихся в экзамене сложным оказалось задание

№ 30 (блок: материки, океаны, народы, страны). Задания №№ 5,6,23,24 показали, что обучающиеся не всегда уверенно могут самостоятельно выбрать необходимую карту и получить с её помощью нужную информацию.

Недостатком подготовки части выпускников является непонимание некоторых географических терминов и понятий: экологические процессы (задание №13), циклон, антициклон (задание №№ 11 – 12).

В курсе географии России имеются пробелы в знаниях о природных заповедниках (задание №6), о природных заповедниках (задание №17). До 50% обучающихся не умеют анализировать синоптическую карту (задание №11), прогнозировать погоду (задание №12). Это можно объяснить тем, что не во всех учебниках географии России имеется эта карта, не отработаны навыки работы с ней. Необходимо использовать синоптические карты, помещенные в СМИ. В задании №8, где требовалось определить среднюю плотность населения района по данным о численности его населения и площади территории, справилось около 50% выпускников. Не умеют сравнивать значение естественного показателя прироста населения регионов, имея данные показателей смертности (до 10%).

Анализ работ показал, что значительная часть обучающихся не научилась соединять знания и умения из различных курсов школьной географии. Это относится к заданиям №№15, 21, 24, где нужно было давать развернутый ответ (процент выполнения от 10 – 35). Часто у обучающихся отсутствуют развёрнутые ответы или ответы написаны далёким от географии языком.

Причины низкого качества выполненных работ можно объяснить недостаточностью внимания при отработке понятий, работе с картами, сокращению часов географии в 6 классе, введением новых типов практических работ в 8 классе (синоптическая карта).

В целом знания и понимание проверяемых в КИМ фактов и закономерностей можно считать сформированным у всех выпускников, получивших удовлетворительные, хорошие и отличные отметки за выполнение экзаменационной работы.

Выводы: В целом географическую подготовку выпускников 9 классов, прошедших аттестацию, можно считать удовлетворительной. Большинство выпускников знают основные географические факты, понимают географические закономерности и имеют пространственное представление о географии природных и экономических явлений, умеют выбрать источник географической информации для решения конкретной задачи и найти в нём нужную информацию, представленную в явном виде, умеют читать карту.

Около половины выпускников понимают суть некоторых географических показателей, умеют найти данные для их определения и определить их; более 75% выпускников могут делать простейший прогноз по карте погоды, умеют определять различие в поясном времени территорий, выявлять эмперические зависимости на основе анализа данных, интерпретировать информацию, представленную в разном виде. Около 40% аттестуемых могут объяснить географические явления, установить причинно – следственные связи.


^ Особенности структуры экзаменационной работы по географии в 2011 году (проект).

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2011 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2011 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2011 года, приведен в кодификаторе элементов содержания, размещённом на сайте www.fipi.ru.

Проект экзаменационной работы состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Работа включает 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных (в 2010 году было 19 заданий), 9 заданий с кратким ответом

(в 2010 году было 8 заданий), из них 4 задания, требующих записи ответа в виде одного или двух слов, 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв и 3 задания с развёрнутым ответом, в котором требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности.

Значительная часть заданий экзаменационной работы в новой форме по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ.

В отличие от ЕГЭ, в экзамене в новой форме большее внимание уделяется степени достижения учащимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для экзамена в новой форме является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации

( карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).

^ Методические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9-х классах в независимой форме

по предмету «География»

Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.

Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольных функциях. С учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов.

В подготовки школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.

Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.

Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.

В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы.

Учитывая ограниченность времени, при повторении важно, во – первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во – вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.

Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:

- определение внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения;

- вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);

обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.

Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:

- представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии:

- помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам, аспектно – содержательным линиям;

- привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;

- ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;

- дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.

В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено содержание проверяемых на экзамене знаний. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам:

- источники географической информации;

- природа Земли и человек;

- материки, океаны, народы и страны;

- природопользование и геоэкология;

- география России.

В начале учебного процесса учитель проводит вводное занятие.

Это занятие предполагает рассмотрение вопросов общего характера: назначение государственного экзамена в 9 классах, структура и содержание экзаменационной работы, основные типы заданий и подходы к их выполнению.

Характеризуя часть 1, объясним выпускникам, что она содержит 19 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков географических явлений, причин и следствий событий, умение анализировать географические источники.

Целесообразно на конкретных примерах показать учащимся особенности каждого вида заданий экзаменационной работы.

Задания части 1

Раздел «Природа Земли и человек»

1. Представителем животного мира, какого из перечисленных материков является кенгуру?

1) Южная Америка 3) Северная Америка

2) Австралия 4) Евразия

Ответ: 2.

2. Типичным представителем растительного мира, какого из перечисленных материков является баобаб?

1) Африка 3) Евразия

2) Южная Америка 4) Австралия

Ответ:1.

Для успешного выполнения 1 – 2 задания, требуются знания природы мира, и в частности эндемичных растений и животных. Необходимо вспомнить, какие растения и животные встречаются на материках.

3. На каком из перечисленных материков находятся озера Мичиган и Онтарио?

1) Северная Америка 3) Южная Америка

2) Австралия 4) Африка

Ответ: 1.

4. На каком из перечисленных материков находятся самые высокие в мире горы?

1) Африка 3) Евразия

2) Северная Америка 4) Южная Америка

Ответ: 4.

Выполнение данных заданий требует знания географической карты, умение приводить примеры основных форм рельефа, рек. Для выполнения этих заданий необходимо повторить основную номенклатуру.

5. Прочитайте текс и ответьте на вопрос:

Учащиеся одной из школ юга России 23 сентября совершили поход на вершину одной из невысоких гор, находящихся в окрестностях их города, двигаясь по компасу с востока на запад. Каждые полчаса они делали короткие остановки, во время которых они измеряли температуру воздуха, атмосферного давления и определяли высоту Солнца над горизонтом. (Схема маршрута с точками остановок показана на рисунке).




Результаты их наблюдений приведены в следующей таблице.





точки

Время наблюдения

Температура воздуха, °С

^ Атмосферное давление, мм рт.ст.

Высота

Солнца

над горизонтом




1

10 ч.

+10

755

17°




2

10 ч. 30 мин.

+11

745

21°




3

11ч.

+12

735

25°




4

11 ч. 30 мин.

+13

725

30°




5

11 ч. 55 мин.

+14

715

35°


Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

  1. Температура воздуха понижается с высотой.

  2. Континентальность климата увеличивается в направлении с запада на восток.

  3. Атмосферное давление понижается с высотой.

Высота Солнца изменяется в зависимости от географиче­ской широты местности.

Ответ: 3.

При выполнение заданий подобных заданию №5 очень важно внимательно проанализировать представленные в таблице данные наблюдения. На первый взгляд все варианты ответа могут показаться правильными, - все названные в них географические закономерности действительно существуют в природе, однако данные таблицы не могут подтвердить, что температура воздуха с высотой понижается, так как наблюдения проводились в разное время, и происходило нагревание воздуха.

Данные о высоте Солнца не могут подтвердить названную в четвертом варианте ответа закономерность, так как наблюдения проводились на одной и той же широте, нет в таблице и никаких данных, позволяющих оценить степень континентальности климата. Зато хорошо видно, что чем выше в гору поднимались учащиеся, тем ниже становилось атмосферное давление. Поэтому правильный ответ – 3.

Данный тип задания вызывает частые затруднения в выполнении у ряда учащихся.

Часть 2 включает 8 заданий с открытым кратким ответом (из них 3 задания, требующие написать ответ в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующие написать ответ в виде числа, последовательности цифр или букв).

Задания части 2.

1. Как называются самые высокие горы земли?

Ответ: Гималаи.

Выполнение заданий данного типа направлено на проверку знания географической карты и основных понятий. Необходимо правильно вписать ответ. Данное задание требует знания максимальных и минимальных высот материков.

Часть 3 состоит из 3 заданий с открытым развернутым ответом. Это задания высокого уровня сложности. Географические задачи с развернутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умений анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и хозяйстве отдельных территорий.


^ Критерии оценивания заданий типа С1

Содержание критерия

Балл

^ В ответе говорится о двух возможных отрицательных последст­виях массовой вырубки лесов (изменении газового состава атмо­сферы или исчезновении уникальных видов растений и живот­ных, или глобальном изменении климата). Например:

Может резко уменьшиться приток кислорода в атмосферу, что повлечет за собой ухудшение условий жизни людей. Могут исчезнуть некоторые уникальные виды растений и животных

2

В ответе говорится или только об уменьшении притока кислоро­да в атмосферу, или только об исчезновении уникальных видов растений и животных, или глобальном изменении климата.

Например:

^ Может резко уменьшиться приток кислорода в атмосферу, что повлечет за собой ухудшение условий жизни людей.

ИЛИ

Могут исчезнуть некоторые уникальные виды растений и животных

1

В ответе ничего не говорится ни об уменьшении притока кисло­рода в атмосферу, ни об исчезновении уникальных видов расте­ний и животных, ни о глобальном изменении климата. Например:

  • ^ Уменьшается площадь лесов.

0


Критерий оценивания заданий типа С2

^ Содержание критерия

Балл

В ответе говорится о зоне контакта литосферных плит или о границах литосферных плит, о сближении литосферных плит.

Например:

  • Здесь сталкиваются две плиты.

  • Эта страна находится в зоне сближения литосферных плит.

  • Тут зона границы литосферных плит.

2

В ответе говорится о сейсмическом поясе.

Например:

  • На карте видно, что здесь - сейсмический пояс.

  • Острова, принадлежащие этой стране, входят в сейсмиче­ский пояс, где часто происходят землетрясения.

1

В ответе ничего не говорится ни о сейсмических поясах, ни о литосферных плитах.

Например: ^ Здесь часты землетрясения и извержения вулканов

0

Критерии оценивания заданий типа СЗ

^ Содержание критерия

Балл

В ответе говорится о зоне разломов или о раздвижении литосферных плит.

Например:

  • Здесь находится пояс Великих Восточно-Африканских разломов.

  • Здесь африканская литосферная плита раскололась на две части, которые раздвигаются.

  • Здесь из-за разломов образовались сбросы, горсты и грабены, которые движутся, и в них образуются озера.

2

В ответе говорится сейсмическом поясе.
Например:

  • ^ На карте видно, что здесь - сейсмический пояс. Восточная Африка входит в сейсмический пояс, где часто происходят землетрясения.

1

В ответе ничего не говорится ни о сейсмических поясах, ни о литосферных плитах, ни о зонах разломов.

Например:

  • ^ Здесь часто бывают землетрясения

  • Здесь есть действующие вулканы.

0


В ходе выполнения заданий подобных заданиям типа С необходимо сформированности способности увидеть в реальных ситуациях географические аспекты и применить школьные знания для их понимания и объяснения. Для этого необходимо понимать взаимосвязи, существующие между географическими объектами и явлениями, уметь выбрать в атласе карту, которая поможет найти информацию, необходимую для объяснения того или иного явления.

При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование географической компетентности:

- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;

- владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);

- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;

- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;

- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.

Необходимым условием формирования географических компетенций является наличие у учащихся опыта решения различных проблем познавательного и практического характера и использованием широкого спектра знаний и умений, которые им дает школьная география. Поэтому наиболее органичным представляется планирование соответствующих видов деятельности учащихся на уроках обобщения знаний в конце изучения отдельных разделов и тем курсов школьной географии.

Поскольку географическая компетентность проявляется в реальных жизненных ситуациях, то необходимым условием реализации компетентностного подхода в обучении является моделирование таких ситуаций – контекстов:

Пример 1.

Прочитайте сообщение информацион­ного агентства и ответьте на вопросы:

12 сентября 2007 г. у берегов Индоне­зии в точке с координатами З0 с.ш.. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последова­ла серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли, по меньшей мере, 17 человек. Трехметровая волна обру­шилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек.

Вопрос 1. Как называется волна, разру­шившая поселок?

Ответ: .

Вопрос 2. Карту какого из материков необходимо выбрать для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?

1) Африки

2) Евразии

3) Северной Америки

4) Южной Америки

Вопрос 3. На дне какого океана про­изошло землетрясение?

Ответ: .

Вопрос 4. Объясните, почему в этом районе часто происходят землетрясения.

Вопрос 5. Где в России происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у бере­гов Суматры?

1) Кавказ

2) Прибайкалье

3) Урал

4) Курильские острова

Пример 2.

Прочитайте сообщение информацион­ного агентства и ответьте на вопросы.

Европейский центр технологий и инвес­тиционных исследований Etirc планирует вложить в 2008 — 2010 годах в строитель­ство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн. долларов. Стоимость строительства заводов составит около 220 млн. долларов - остальные средства пойдут на обеспечение производств электроэнергией.

Компания выбрала две площадки под строительство: в районе поселка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород путем его электролиза из воды, сжижать и поставлять железнодорожным транспортом в Японию.

Вопрос 1. Какой буквой на политико-административной карте России обозначена Иркутская область (см. рис.)?

1)А 2) В 3)С 4)D

Вопрос 2. Какие особенности природно-ресурсной базы промышленности Иркутской области обусловили ее выбор для строительства заводов по производс­тву водородного топлива?

Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность про­мышленности.

Вопрос 3. Назовите одну из железнодорожных магистралей, связывающих Иркутскую область с морскими портами Тихого океана.

Особое внимание следует обратить на задания, проверяющие требование стандарта уметь выявлять зависимости на основе результатов наблюдений.

Пример 3.

Прочтите текст и выполните задания. Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, обмениваются результатами наблюдений, которые прово­дятся ими на географических площадках. 23 сентября в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха. Результаты их наблюдений приведены в следующей таблице (см. табл. 1).



Рис.

Таблица 1


^ Пункт наблюдения

Координаты наблюдения

Высота солнца над горизонтом

Температура воздуха, оС

^ Время наблюдения

Луга

59° с.ш.

31°

+14 °С

13 ч. 00 мин

30° в.д.










Тверь

57° с.ш.

34°

+12°С

13 ч. 24 мин.

36° в.д.










Тамбов

53° с.ш.

37°

+15 °С

13 ч .48 мин

42° в.д.










Волгоград

49° с.ш.

41°

+14°С

14 ч. 00 мин

45° в.д.











Вопрос 1. Какую закономерность подтверждают собранные данные?

  1. В европейской части России темпе­ратура воздуха повышается при движении с севера на юг.

  2. Температура воздуха изменяется в течение суток.

  3. Высота Солнца изменяется в тече­ние дня в зависимости от времени наблюдения.

  4. Высота Солнца увеличивается при приближении к экватору.

Вопрос 2. Количество солнечной радиации, получаемой земной поверхностью, зависит не только от угла падения солнечных лучей, но и от продолжительности дня. В каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность дня наибольшая?

  1. Луга

  2. Тверь

  3. Тамбов

4) Волгоград

Недостатки географической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания географии на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.

На этапе планирования результатов обучения по отдельным темам и разделам курсов школьной географии важно четко представлять, какие именно умения должны быть сформированы у учащихся в результате изучения той или иной темы.

Характер выявленных недостатков подготовки выпускников свидетельствует о том, что важные направления совершенствования преподавания географии связаны с этапом объяснения, отработки и закрепления знаний.

Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи.

При организации самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование умений применять знания в измененной ситуации, большое значение имеет актуализация опорных знаний, необходимых для выполнения соответствующих заданий, определения алгоритма их выполнения.

Эффективна, например, такая работа: из таблицы, характеризующей демографическую ситуацию в регионах России, учитель удаляет строку с данными о показателе смертности и дает задания для слабых учащихся установить, какие данные необходимы для определения естественного прироста населения; для сильных учащихся – провести расчеты с целью сравнения плотности населения в отдельных регионах России.

Этап контроля позволяет проверить соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям. Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля.

При организации контроля усвоения основных понятий рекомендуется уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение применять их.

Рекомендуется уделить внимание в учебном процессе элементам содержания. Целенаправленно формировать умения грамотно выразить свои мысли. Начиная с 6 – го класса целесообразно определить темы, входящие в структуру экзаменационной работы и отрабатывать их.

6 класс – Масштаб. Работа с топографической картой. Градусная сеть.

7 класс – Взаимосвязь рельефа строения земной коры, полезные ископаемые. Распределение поясов атмосферного давления.

8 класс – Разница во времени на территории России. Часовые пояса. Климатообразующие факторы. Взаимосвязь природы и человека.

9 класс – Субъекты Федерации. Агропромышленные ресурсы. Импорт и экспорт. ВВП. Географический прогноз.

По этим темам целесообразно проводить срезы знаний (небольшие письменные работы, тесты). Тестовые задания могут быть индивидуальные или в небольших группах. Ответы должны обсуждаться. Ответы на мини – тесты должны писаться 5 – 7 мин.

При изучении на базовом уровне разделов географии «Природа Земли», «Население России», «Источники географической информации» целесообразно проводить тестирование.

Успешность выполнения экзаменационной работы во многом определяется тем, насколько девятиклассники знакомы и умеют выполнять все типы заданий. Вот почему рекомендуется включать эти задания в учебный процесс и в качестве обучающих, и в качестве контрольных.

Подобный анализ различных типов заданий готовит школьников к экзамену. В рамках предэкзаменационного повторения обобщенная характеристика, всей работы будет полезна для выпускников.

Анализ результатов экзамена подтвердил правомерность выбранных подходов к созданию контрольно измерительных материалов с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.

При подготовке к экзамену целесообразно продолжить работу по формированию и совершенствованию у выпускников умений работать с различными источниками географической информации и применять знания и умения для решения конкретных задач.

Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях и объяснять эти события с привлечением географических знаний.

Следует уделять больше внимания отработке таких важных надпредметных и метапредметных умений, как чтение графиков и диаграмм разных видов. Анализ типичных ошибок при чтении климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры воздуха.

Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графической информации (в частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок, допущенных при определении количества выпадающих атмосферных осадков по климатограммам, при нахождении объекта по географическим координатам, при определении по карте расстояний с помощью масштаба. Умение пользоваться шкалой формируется в процессе изучения многих предметов, но, вероятно, требуется более последовательная и осознанная его отработка и при изучении географии.

Такое умение, как выявление зависимости между географическим положением объекта и особенностями климата по данным таблицы и интерпретация этой информации, также вызвало некоторые затруднения у учащихся. Можно предположить, что недостаточный уровень сформированности этих умений связан как с отсутствием во многих учебно-методических комплектах заданий, направленных на формирование соответствующих умений, так и с нехваткой времени у учителей на их отработку. Очевидно, что ограниченность количества учебных часов по географии в VI классе и возрастные особенности мышления шестиклассников не позволяют обеспечить достижение большинством учащихся соответствующих требований стандарта к уровню подготовки выпускников. В связи с этим, рекомендуется при планировании работы в VII классе предусмотреть соответствующие виды деятельности учащихся при изучении тем: «Различия во времени на территории России», «Климат России». При этом необходимое время можно выделить за счет сокращения времени на отработку и проверку знаний фактологического характера.

В целом материал по экономической и социальной географии усвоен выпускниками IX классов лучше, чем по физической географии. Это проявляется и в усвоенности понятий, и в понимании связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов России, и в сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи. Так, понятия физической географии (режим рек, антициклоны) усвоены хуже, чем демографические понятия (воспроизводство населения, миграция населения). Также для учащихся оказывается несколько труднее определять по описанию (слогану) регион России, если в этом описании преобладают особенности природы, а не хозяйства. В связи с этим, рекомендуем уделять больше внимания взаимосвязи природных и экономических явлений при изучении географии России, особенно ее регионов. Целесообразно несколько больше акцентировать внимание на уникальности черт природы различных регионов.

Еще одно направление подготовки к экзамену по географии – формирование более четких пространственных представлений о размещении типов почв и природных зон на территории России. Эта рекомендация основана на анализе типичных ошибок, допущенных в экзаменационных работах (около 40% выпускников не знают, в каких регионах России почвы наиболее плодородны, около 30% считают, что Ямало-Ненецкий АО находится в зоне тайги). Также можно предположить, что такие ошибки связаны с незнанием расположения субъектов РФ (хотя по другим заданиям этого не выявлено) или с тем, что у учащихся слабо сформировано умение использовать карты природных зон или почвенные карты атласов (для выполнения заданий другого содержания учащиеся используют карты атласов более успешно).

При изучении рельефа и геологического строения любой территории в VI, VII или в VIII классах необходимо больше внимания уделять формированию представлений о последовательности залегания слоев горных пород. Это важное мировоззренческое представление должно быть сформировано у большего количества выпускников. Очевидно, что для формирования соответствующих представлений не требуется большого количества учебного времени. Достаточно просто акцентировать внимание учащихся на названной выше закономерности. Причем сделать это можно не только при изучении темы «Горные породы» в VI классе, но и при изучении рельефа и геологического строения любой территории в VII или в VIII классах.

Рекомендуем обратить больше внимания на формирование географических понятий, причем проверку их сформированности проводить не в форме воспроизведения определения, а в форме какой-либо деятельности (выделить признаки, узнать проявление, рассчитать показатель и т.п.). Эта рекомендация основана на анализе ошибок, допущенных при определении средней плотности населения, рождаемости, годовой амплитуды температур воздуха, а также при узнавании проявления демографических процессов (35% учащихся путают понятия «возрастная структура населения» и «воспроизводство населения»).

Ввиду недостаточного уровня сформированности знаний о факторах размещения отдельных производств, например производства азотных удобрений, предприятий передельной металлургии, а также понятия ЭГП (лишь 10% выпускников продемонстрировали знание особенностей ЭГП г. Россошь, повлиявших на решение о размещении ОАО «Минудобрения» в этом городе, и столько же выпускников имеют верное представление об особенностях хозяйства Дальнего Востока, объясняющих экономическую целесообразность размещения в Комсомольске-на-Амуре предприятия «Амурсталь»), требуется больше внимания уделять этим вопросам при изучении регионов России.

Методическую помощь учителю и учащимся могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ для государственной (итоговой) аттестации по географии выпускников IX классов (в новой форме) 2011 г.

- (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов 2011 г.

- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ.


Приложение №1.


^ Примеры тестовых заданий для обучающихся 8 класса

по географии.

Наша Родина на карте мира Географическое положение России

А 1. Какой буквой на карте России обозначен мыс Челюскин (рис)?




Рис.

1)А 2) В 3)С 4)D

А 2. Какое утверждение о географическом положении России является верным?

  1. Протяженность территории России с севера на юг больше, чем с запада на восток.

  2. На западе граница России проходит по реке Днепр.

  3. На северо-западе Россия граничит с Финляндией и Норвегией.

  4. Территория России с юга омывается морями Тихо го океана.

A3 Площадь территории России составляет млн км2.
1)8,2 2)10,4 3)12,5 4)17,1


А 4. Территория России расположена в

  1. Северном, Южном и Восточном полушариях

  2. Восточном, Западном и Северном полушариях

  3. Северном, Южном и Западном полушариях

  4. Восточном, Западном и Южном полушариях

А 5 Крайняя восточная точка территории России

  1. мыс Челюскин

  2. мыс Канин Нос

  3. мыс Дежнева

  4. мыс Лопатка

В 1 Установите соответствие между крайней точкой территории России и ее географическим положением.

Крайняя точка

территории России Географическое положение

  1. мыс Челюскин А) восточная

  2. Куршская коса Б) западная

  3. мыс Дежнева В) северная

Г) южная

Запишите в таблицу буквы, соответствующие вы­бранным ответам.

1

2

3










В 2. Выберите из предложенного списка три страны, имеющие общие границы с Россией. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Молдавия 2) Норвегия 3)Армения 4)Латвия

5) Казахстан 6) Швеция

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В З. Установите соответствие между крайними точками территории России и буквами, которыми они обозначены на карте (рис.).




Рис.

Крайняя точка

территории России Буква

  1. мыс Флигели А

  2. мыс Челюскин Б

  3. гора Базардюзю В

  4. Куршская коса

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1

2

3

4













С 1. Почему в Арктике многие острова покрыты ледниками, хотя средние летние температуры в этом район» составляют от 0 до +4 °С? Укажите не менее двух причин.

С 2. Одна из крупных стран мира имеет географическое положение, сходное с географическим положением России.

Назовите эту страну и определите, в чем состоит это сходство. Укажите не менее двух элементов сходства.


Приложение №2.

Пример. Тест учебных достижений по курсу «География России: Население, Хозяйство. Регионы». Он предназначен для оценки результатов обучения за курс географии девятого класса при традиционном варианте его преподавания, но может использоваться при комплексном подходе к изучению географии России.

Тест состоит из 25 заданий. Задания первой части содержат по 3 – 4 варианта ответа. Каждый вопрос имеет только один верный ответ. Задания второй части включают вопросы, ответы на которые необходимо написать полностью. Максимальный балл за тест – 78.

  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации
Охватывают все содержательные линии курса
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике Автор-составитель: А. С. Спирин методист
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей географии
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт автор-составитель Боченина Н. В
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике

Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся основной школы к государственной итоговой аттестации по литературе
Охватывают все периоды литературного процесса, изученного в основной школе, и структурированы в соответствии с требованиями спецификации...
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии Карасева Татьяна Вячеславовна
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии за курс основной школы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы