Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии icon

Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии



НазваниеМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии
страница1/4
Дата конвертации29.09.2012
Размер0.89 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4


Методические рекомендации

для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии

Содержание

1.Особенности структуры экзаменационной работы в 2010 году 4

Приложение 1 23

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 23

Приложение 2 26

Памятка 26

Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 26

Организация проверки знаний и умений обучающихся при подготовке к экзаменационной работе 27

Приложение 5 48

Приложение 6 49

Список литературы для подготовки к экзамену по биологии 49

Список литературы 49

Приложение 7 51

Приложение 7 53


Введение


Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания и национальной принадлежности. Основные цели развития образования – повышение его качества и усиление практической направленности.

Школьный курс биологии – важный компонент естественно-научного образования. Он вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.

2010 г. стал третьим годом проведения в новой форме государственной (итоговой) аттестации по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Саратовской области. В 2010 г. в ней приняли участие около 7576 девятиклассников, что составляет 38 % от общего числа выпускников основной школы из 41 районов области и г. Саратова.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы обучающимися Саратовской области позволяет сделать определенные выводы об уровне освоения содержания курса биологии в основной школе, типичных проблемах и затруднениях при выполнении заданий экзаменационной работы и сформулировать некоторые рекомендации по совершенствованию методики преподавания биологии в основной школе.


  1. ^

    Особенности структуры экзаменационной работы в 2010 году



Экзаменационная работа по биологии в 2010 г. состояла из трех частей и включала 32 заданий различной степени сложности.

Часть 1 (А) включала 25 заданий с выбором одного верного ответа из четырех (21 – базового и 4 – повышенного уровня сложности).

Часть 2 (В) включала 4 заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности: с выбором трёх верных ответов из шести предложенных, на установление соответствия, на определение последовательности этапов протекания биологических процессов, явлений, объектов; на конструирование биологического текста.

Часть 3 (С) содержала 3 задания с развернутым ответом. Из них одно на применение биологических знаний в практической жизненной ситуации, два задания на анализ содержания текста по биологической проблематике и соотнесение его со знаниями, полученными при изучении курса биологии в основной школе.

Структура экзаменационной работы, по сравнению с 2009 годом, осталась неизменной по частям и содержательным блокам. В новом варианте демонстрационной версии внесены следующие коррективы:

1. Увеличено число рисованных заданий, это расширило проверяемое содержание всех разделов курса биологии общеобразовательной школы;

2. В задание А25 части 1 (А) введен вопрос, проверяющий умение школьника работать с графическим представлением информации.

3. В часть 2 (В) включен новый тип задания (В4), проверяющий умение школьника конструировать связаный текст из предложенного перечня предложений.

  1. ^ Основные результаты экзамена по биологии в 2010г.


Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии определялась на основании суммы баллов за правильно выполненные задания. В 2010 году была принята следующая шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

Таблица 1. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по 5- балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 -11

12-21

22-31

32-41


Средний показатель успеваемости по области составил 97,1 %, самый низкий показатель в Балаковском районе (91%). В 12 районах успеваемость составила 100 % (ЗАТО Светлый, Петровский, Хвалынский, Воскресенский, Алгайский, ЗАТО Шиханы, Екатериновский, Балтайский, Ивантеевский, Саратовский, Михайловский, Базарно-Карабулакский) (см. Приложение 9, таблица №1.

Качество знаний по области составило 58 %, это на 5, 61 % больше, чем в 2009 году. Самый высокий показатель в Базарно-Карабулакском районе и составил 97 %, самый низкий в ЗАТО Светлый – 22% (см. Приложение 8, таблица №1).

Распределение отметок среди аттестуемых было таковым: «2»  4,1 %, «3»  38,3 %, «4»  45,3 %, «5»  12,3%

Таблица 2. Распределение отметок среди учащихся, принявших участие в эксперименте по биологии в 2009, 2010 годах

Отметка

2009г. (%)

2010 г. (%)

«2»

1, 04

4,1

«3»

45,7

38,3

«4»

43,16

45,3

«5»

10,1

12,3


Данные, приведенные в таблице, показывают, что положительные отметки по пятибалльной шкале получили 96,1 %, это на 2,86 % меньше, чем в прошлом году. Можно сделать вывод, что практически все обучающиеся справились с экзаменационным заданием успешно.

Процент обучающихся, получивших на экзамене «5» в 2010 году составил 12,3 %, это на 2,2 % выше, чем в прошлом году. Процент обучающихся, получивших за экзамен «5» колебался в интервале от 0 % (в ЗАТО Светлый, Турковском, Красноармейском районах) до 54 % (в Базарно-Карабулакском районе). (см. Приложение 8 таблица №1).

Процент обучающихся, получивших на экзамене «4» в 2010 году составил 45,3 %, это на 2,14 % выше, чем в прошлом году. Процент обучающихся, получивших за экзамен «4» колебался в интервале от 22 % (в ЗАТО Светлый) до 80 % (в Ивантеевском районе). (см. Приложение 8, таблица № 1).

Таким образом, можно утверждать, что количество обучающихся, ориентированных на предмет и хорошо подготовленных к экзамену в 2010 году увеличилось. Можно ожидать большую востребованность в химико-биологическом, медико-биологическом профилях.

Процент обучающихся, получивших на экзамене «3» в 2010 году составил 38,3 %, это на 7 % ниже, чем в прошлом году. Процент обучающихся, получивших за экзамен «3» колебался в интервале от 3 % (в Базарно-Карабулакском районе) до 78% (в ЗАТО Светлый) (см. Приложение 8, таблица №1).

Процент обучающихся, получивших на экзамене «2» в 2010 году составил 4,1 %, это на 3,06 % выше, чем в прошлом году. Процент обучащихся, получивших за экзамен «2» колебался в интервале от 0 % (ЗАТО Светлый, ЗАТО Шиханы, Петровском, Хвалынском, Воскресенском, Алгайском, Базарно-Карабулакском, Балтайском, Екатериновском, Михайловском, Саратовском, Ивантеевском районах) до 9 % (в Балаковском районе) (см. Приложение 8, таблица №1).

Это связано с перераспределением учащихся, выбирающих экзамен биология. В прошлом году в экспериментальном режиме можно было сдавать такие предметы, как ОБЖ, физическую культуру, экологию, технологию. Как правило, данные предметы выбирали слабо подготовленные дети. В 2010 году, в связи с отсутствием в перечне экзаменов по выбору этих предметов, мы наблюдали резкое увеличение количества обучающихся, выбравших биологию. Среди данных учащихся был высок процент слабо успевающих обучающихся.

Средний балл по области составил 3, 65 балла и колебался в интервале от 3,22 баллов (в ЗАТО Светлый) до 4,5 баллов (в Базарно-Карабулакском районе), (см. Приложение 8, таблица №1).

Никто из обучающихся за экзаменационную работу не набрал максимального количества баллов (41 балл).

^ Результаты выполнения заданий первой части работы, типичные ошибки

Таблица 3. «Результаты выполнения части 1»

№ задания

% Выполнено правильно

%

%

Выполнено

Не приступали

неправильно

 

А1

75

24,8

0,1

А2

57,9

41,5

0,4

А3

69

27,9

0,5

А4

64

35

0,5

А5

66,9

32,7

0,3

А6

81,7

18

0,5

А7

74

25,6

0,4

А8

73,6

26

0,3

А9

68,2

31

0,5

А10

72,3

27,3

0,3

А11

56,1

43

0,5

А12

57,7

41

0,8

А13

60,8

38,4

0,7

А14

53,5

45,7

0,7

А15

68,4

31

0,5

А16

67

32

0,5

А17

70,9

28,3

0,6

А18

54,5

44,6

0,8

А19

52

47

0,9

А20

70,8

28,3

0,8

А21

65,5

33,1

1,2

А22

56,7

41,8

1,2

А23

61

37,2

1,6

А24

71

27

1,4

А25

76

21,6

2,1


В первой части наибольший процент выполнения заданий составили А1 - 75%, А6 -81,7%, А 7 – 74 %, А8 – 73,6 %, А 25 – 76 %. Из выполненных заданий А1, А6, А7, А 8 относятся к базовому уровню, А 25 – к повышенному.

Обучающиеся лучше всего справились с разделами программы: «Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей», «Царство Растения» «Царство Животные».

Обучающиеся продемонстрировали хорошее умение объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей, называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы.

Наименьший процент выполнения заданий А 11 – 56,1%, А 14 – 53,5%, А 18 – 54,5%, А 19 – 52 %, А 22 – 56,7 %.

Обучающиеся хуже справились с разделами программы: «Психология и поведение человека», «Транспорт веществ», «Органы чувств», «Приемы оказания первой доврачебной помощи», «Учение об эволюции органического мира».

Из заданий, вызвавших затруднения А 11,А 14, А 18, А 19 относятся к базовому уровню, А 22 – к повышенному.

Слабые умения выявлены по умению применять биологические знания в практической деятельности, сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения; устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания.

^ Результаты выполнения заданий второй части работы, типичные ошибки

Данные задания оценивались от 0 до 2 баллов. Наибольший процент полного выполнения второй части составили задания В3 (40 %), задание на установление соответствия. Обучающиеся показали хорошее знание экологических факторов.

Сложным оказалось задание, где нужно было выбрать 3 из 6 ответов (В1 – 28%), задание касалось сравнение представителей разных систематических групп царства Животных и царства Растения.

Таблица 4. Результаты выполнения второй части.

№ задания

% Выполнено правильно

% Выполнено частично

%

%

Выполнено

Не приступали

неправильно

 

В1

28

36,8

30,6

4,2

В2

30,8

9,2

54,2

5,6

В3

40

16,5

38,8

4,5

В4

17,6

5,4

60

16,3


Хуже всего экзаменуемые справились с заданиями на конструирование биологического текста (17,6%), проверяющее знание органов чувств. Такое задание было введено впервые, недостаточно отработаны учителями. Все задания этой части относятся к повышенному уровню сложности.


^ Результаты выполнения заданий третьей части работы, типичные ошибки

Данные задания оценивались от 0 до 3 баллов. Наибольший процент полного выполнения третьей части составили задания С2 (41,1 %). Интересно, что процент не приступивших к выполнению данного задания самый низкий и составляет 16,6 % (см. таблицу 5). В этом задании нужно было выбрать из текста информацию и правильно заполнить таблицу, проверялось умение работать с текстом (понимать, сравнивать, обобщать) по всем разделам школьного курса.

Таблица 5 « Результаты выполнения третьей части».

№ задания

% Выполнено правильно

% выполнено на 2 балла

% выполнено на 1 балл

%

%

Выполнено

Не приступали

неправильно

 

С1

3,7

3,7

21,6

22,7

51,7

С2

41,1

31,5

8,6

1,9

16,6

С3

23,1

24,7

14,6

7,4

30


Хуже всего экзаменуемые справились с заданиями с заданием С1 (3,7 %), С 3 (23,1%). Оба задания требовали развёрнутого ответа.

В задании С1 проверялось применять знания по биологии человека в практических ситуациях.

В задании С3 нужно было, используя текст, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления

Задания С1 и С2 этой части относятся к повышенному уровню сложности, задание С3 – повышенного уровня сложности.

^ Анализ выполнения заданий выпускниками с различным уровнем подготовки

Средний показатель выполнения базовых заданий обучающимися составил 65 %, заданий повышенного уровня – 12 %, заданий высокого уровня – 23 %.

Средний показатель выполнения части 1(А) выпускниками, сдавшими экзамен на «4» и «5», составил  86%. Средний показатель выполнения части 2(В) той же группой экзаменуемых составил 81%, части 3(С)  37%. Средний показатель выполнения всей работы слабо подготовленными учащимися, получившими отметку «3», составил в части 1(А)  42%, части 2(В)  41%, части 3(С)  17%.

Результаты показали, что хорошо подготовленные учащиеся, получившие отметки «4» и «5», правильно выполнили все задания базового уровня в интервале от 68% до 100%. Выполнение заданий базового уровня часть 1(А) учащимися, получившими отметку «3» (от 41% до 78%), свидетельствует о том, что они слабо усвоили не только ряд тем, но и разделы курса биологии. Наиболее успешными эти выпускники были при выполнении заданий, проверявших содержание блока «Система, многообразие и эволюция живой природы», а точнее таких разделов школьной биологии, как «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные». Процент выполнения заданий данной тематической направленности колебался в интервале от 45% до 71%. Школьники успешно узнавали предлагаемые растительные и животные объекты, называли характерные признаки и свойства тех или иных организмов разных систематических групп.

Иначе обстоят дела с другими темами курса. Так, результаты экзамена показали, что к традиционно трудным для усвоения темам основной школы (эволюционное учение) добавилось большинство тем из блока «Человек и его здоровье». Наибольшую трудность у этой категории выпускников вызвали задания, проверявшие освоенность следующих тем: нейрогуморальная регуляция, транспорт веществ, внутренняя среда организма человека (особенно это касается знаний иммунитета), обмен веществ и превращение энергии, а также психология и поведение человека,

Столь низкие результаты освоения базовых понятий школьного курса биологии и, в первую очередь, содержательного блока «Человек и его здоровье», на долю которого приходится половина заданий экзаменационной работы, может быть объяснено рядом причин. Прежде всего, следует учитывать, что изучение одноименного раздела происходит не в 9-ом классе, как это было традиционно, а в 8-ом, где возможности усвоения часто сложного анатомического и физиологического содержания ограничены возрастными особенностями восприятия и понимания биологического содержания. Кроме того, подчеркнем, что изучение этих тем происходит более чем за год до проведения самого экзамена. Смещение школьного раздела «Человек и его здоровье» на целый учебный год было связано с окончательным переходом на концентрическую программу по биологии в основной школе. Несмотря на перенос изучения раздела, не произошли изменения в содержании авторских программ и рекомендованных учебниках (большинство учебников по разделу было создано под линейную программу обучения биологии, т.е. для учащихся 9 классов). Отрицательным фактором, повлиявшим на общее снижение результата, является также отсутствие качественно новой методической литературы, учитывающей возрастные особенности школьников, обучающихся в 8 классе.

Серьезные затруднения вызвали у экзаменуемых задания, проверяющие содержание раздела «Общие закономерности жизни» (блок «Эволюционное учение»). Несмотря на то, что количество этих заданий в КИМ было минимально и направлены они были на проверку общебиологических понятий, определяемых рамками стандарта по биологии, результаты аттестации показали, что обучающиеся в своем большинстве не смогли овладеть содержанием дисциплины по разделу 9 класса. Возможная причина низких результатов как «сильных», так и «слабых» учащихся кроется в следующем: при подготовке к экзамену данные темы курса не были отработаны в силу большого числа проблем, возникших в процессе преподавания всего раздела «Общие закономерности жизни». Не исключено, что часть школ продолжает работать, не учитывая изменений, внесенных в содержание биологического образования и закрепленных в стандарте 2004 г.

Результаты по типам заданий распределились неравномерно, Так, из четырех типов заданий этой части экзаменационной работы наибольшие затруднения у экзаменуемых вызывали задания на конструтрование биологического текста, развёрнутое обоснование какого либо положения.



  1. ^ Особенности экзаменационной работы в 2011 году (проект)

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Целями аттестационного экзамена являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут содействовать осознанному выбору выпускником дальнейшей траектории обучения.

Основой разработки экзаменационных вариантов является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном стандарте 2004 г. и в учебниках по биологии, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях. Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни». Это позволяет охватить проверкой основное содержания курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утвержденного стандарта и не зависит от рабочей программы и учебников, по которым ведется преподавание биологии в школе. В экзаменационных материалах преобладают задания по разделу «Человек и его здоровье», поскольку в нем рассматриваются проблемы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.

Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ проявляется в отборе контролируемого содержания и в построении структуры контрольных измерительных материалов. Содержание экзаменационной работы в 9 классе проверяет знания, умения и виды деятельности по блокам, аналогичным курсу биологии в основной школе. Структура экзаменационной работы представлена одинаковым числом частей и типами тестовых заданий.

Работа включает 32 задания и состоит из трех частей.

^ Часть 1 (А) содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех, из них 22 – базового и 2 - повышенного уровня сложности.

Часть 2 (В) включает 4 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 – с выбором трех верных ответов из шести; 1 – на соответствие; 1 - на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 – на включение пропущенных в текст терминов и понятий.

^ Часть 3 (С) содержит 4 задания с развернутым ответом, из них 1 – на применение биологических знаний на практике; 2 – на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; 1 – на работу со статистическими данными, представлены ми в табличной форме; первые два задания повышенного, а последние высокого уровня сложности.

С распределением заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности можно ознакомиться на сайте http://www.fipi.ru (проект КИМ по биологии 2011 г).

Структура экзаменационной работы осталась неизменной по частям и содержательным блокам. В новом варианте демонстрационной версии внесены следующие коррективы:

1) Сокращено общее количество заданий в части 1(А) с 25 до 24.

Уменьшено число заданий повышенного уровня (до 2-х).

2) В части 2(В), вместо задания В4, на конструирование биологического текста, введено задание, на включение пропущенных терминов и понятий в тематический текст.

3) В части 3(С) добавлено задание С4, которое направленно на проверку умение находить, описывать и строить умозаключения, анализируя статистические данные представленными в табличной форме.

  1. Рекомендации по подготовке к экзамену и совершенствованию учебного процесса с учётом результатов и ошибок экзамена по биологии в 2010 году и изменений, внесённых в проект демоверсии 2011 года.

Учителю биологии следует внимательнее знакомиться с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращать внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.

На успешность сдачи экзамена большое влияние оказывает правильно выбранная учебная литература и, в первую очередь, учебник. Так как в преподавании биологии в основной школе используется около 20 учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ (их перечень можно найти на сайте Министерства), учителям стоит требовательнее подходить к отбору учебной литературы, учитывая специфику образовательной программы класса.

Подготовку к аттестационному экзамену по выбору следует начинать с первой четверти 9 класса и проводить ее по нескольким направлениям.

В процессе организации систематического повторения четырехгодичного курса биологии следует обеспечить обобщение наиболее значимого и сложного для понимания школьников материала из разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье». Особое внимание при повторении необходимо уделять следующим вопросам школьного курса биологии: способам познания живой природы и собственного организма; исторического развития растительного и животного мира; вопросам экологии; строению и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы; особенностям строения и жизнедеятельности организма человека, его отдельным системам в контексте гигиены и санитарии и первой доврачебной медицинской помощи.

Если экзамен по биологии выбрало большое число учащихся класса, при организации повторения необходимо планировать уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Если число школьников, выбравших экзамен по биологии, невелико, для организации повторения целесообразно использовать внеурочное время: консультативные часы, предпрофильные элективные курсы, факультативы.

При проведении различных форм текущего контроля следует использовать задания, аналогичные заданиям ГИА-9. Основной акцент при проверке должен быть направлен на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание следует уделить работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.

Другим направлением при организации повторения должна стать работа по формированию умения делать сравнительные характеристики и выявлять особенности организмов, представляющих все царства живой природы. Обучающимся под руководством учителя следует вспомнить и закрепить особенности строения и жизнедеятельности типичных представителей основных отделов споровых и семенных растений, а среди цветковых – знание классов однодольных и двудольных. Повторяя содержание раздела «Животные», особое внимание следует сосредоточить на сравнении важнейших типов и классов позвоночных и членистоногих. В процессе повторения следует обратить внимание на содержание, касающееся эволюции растительного и животного мира.

В системе повторения центральное место должен занимать раздел «Человек и его здоровье». В 2010 году, как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. В связи с тем, что в материалах КИМ 2011 г. сохранится гигиеническая направленность, при повторении следует обращать внимание на отработку умений обосновывать то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленную на сохранение и укрепление здоровья человека. Задания по разделу «Общие закономерности живого» сохранятся в прежнем объеме (проверяться будет только то содержание раздела, которое определено действующим стандартом по биологии).

Любой экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, будь то вопрос в экзаменационном билете или в тестовом задании. В процессе подготовки учащихся к экзамену, как впрочем и в процессе обучения, учителю следует определить место данного элемента содержания в теме урока, раздела и курса в целом и формулировать вопросы, позволяющие проверить усвоение данного элемента. Важно понимать, каким образом поставленный вопрос или задание организуют познавательную деятельность учащихся в каждом конкретном случае, в какой степени выполняет мотивационные и стимулирующие функции. Интересный глубокий вопрос активизирует мышление, обеспечивает рефлексию человека, связанную с возможностью или невозможностью найти решение. Вот почему при подготовке учащихся к экзаменам необходимо учить читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

Важным направлением в процессе подготовки учащихся к экзамену должна стать систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового уровня. Для этих целей могут быть использованы не только тесты, созданные учителями, но и материалы, рекомендованные ФИПИ (например, «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009» /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009; «ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Биология 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме» /авт.- сост. В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010), а также интернет- материалы размещённые на тематических сайтах.(см. приложение № 6, 7)

Анализируя конкретные тестовые задания, учителю следует познакомить обучающихся с определенными правилами их выполнения. Необходимо обращать внимание школьников на предложенную к заданию инструкцию (важность данного этапа определяется тем, что в КИМ используется 8 разных типов тестовых заданий); приучать учащегося внимательно читать формулировку задания, добиваясь точного её осмысления. Следует научить учащихся при рассмотрении предложенных вариантов ответов отбирать из них заведомо неверные, а затем осуществлять окончательный выбор (см. приложение № 2,3).

Среди заданий с выбором одного ответа из четырех встречаются задания, требующие умения распознавать на рисунке изображение организма, либо его части. При работе с такого рода заданиями важно учитывать, что они, как правило, вызывают у учащихся повышенный интерес, но при этом требуют большей концентрации внимания. Формирование навыков работы с такого рода тестовыми заданиями может осуществляться как на уроке, так и в системе домашней подготовки. При выполнении заданий с рисунками учащиеся должны внимательно разбирать предлагаемые изображения, уточнять отдельные детали, помогающие находить нужный объект или фрагмент и внимательно выписывать (или вписывать) нужную цифру (или букву). В работе с рисованными тестовыми заданиями следует использовать только четкие, информативные и понятные рисунки, т.к. рисунки плохого качества могут спровоцировать в дальнейшем ошибку на экзамене. С 2010 года в первую часть экзаменационной работы включены задания, требующие умение извлекать биологическую информацию из графиков, схем, поэтому при подготовке к экзамену нужно особое внимание уделить данному типу заданий.

Важное место в КИМ занимают задания повышенного уровня сложности с кратким ответом. Их выполнение способствует развитию мышления, формированию умений применять знания в стандартных и измененных ситуациях. Во избежание случайной ошибки процедуру поиска правильного ответа следует повторить несколько раз и только после этого записать ответ.

Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений. Учить выполнять подобные задания нужно следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений; остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по следующим критериям: внешнее или внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы.

Задание со свободным развернутым ответом повышенного уровня сложности требует от учащихся умения обосновывать необходимость соблюдения гигиенических правил поведения человека в повседневной жизни. Обязательным условием успешного выполнения такого типа заданий является умение приводить аргументы с учетом конкретных знаний из области анатомии и физиологии человека.

Успешность выполнения заданий со свободным ответом высокого уровня сложности повышается при формировании умений включать недостающие слова в готовый тематический текст, извлекать необходимую информацию из развернутого текста и строить развернутый ответ на основе содержания прочитанного. Подобные задания требуют сложных видов мыслительных операций, например, анализа, сопоставления, синтеза, обобщения, абстрагирования и ряда других. Выполняя похожие задания, учащиеся должны провести анализ вопроса (или текста), установить причинно-следственные связи, обобщить результаты наблюдений и экспериментов, сделать прогноз, обосновать риски, возникающие вследствие изменений, происходящих в окружающей среде.

Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины, следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту.

Текстовое задание, требующее от обучающегося прочтения тематического биологического текста (объем около 1500 знаков) и краткого ответа, состоящего из одного - двух предложений проверяет следующие умения:

- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу;

- проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;

- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;

- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

Сформулированный ответ вносится в графы предложенной таблицы. В этом случае оценивается не развернутость ответа, а умение точно и кратко его формулировать.

Методика подготовки обучающихся к выполнению подобных заданий может быть следующей: учитель подбирает тексты, построенные по данному алгоритму, после чего учит школьников беглому, но при этом вдумчивому чтению, а также умению оперативно отвечать на поставленные к тексту вопросы. Такая работа легко может проводиться на уроках во время изучения раздела «Общие закономерности живого».

Четвертое тестовое задание третьей части контролирует умение применять полученные знания в новой ситуации с использованием содержания, представленного в табличной форме. Ответ на это задание экзаменуемый должен излагать в виде подробного аргументированного объяснения, демонстрируя умения находить необходимую информацию, свободно излагать свои мысли. Формированию необходимых для выполнения задания умений может способствовать работа по составлению плана прочитанных текстов учебника, таблиц, схем, комментирование ответов на разные биологические темы других обучающихся с указанием логических ошибок.

Учитывая то, что в последние годы возникла необходимость в формировании базы компетентностно-ориентированных заданий, возникла необходимость в создании дидактических копилок (от учителя требуется кропотливая работа по отбору и разработке подобных заданий). (см. приложения № 1, 3,4).

Методическую помощь учителю и обучающимся окажут материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, регламентирующие разработку КИМ для ГИА по биологии 2011 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2010 г.;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену (см. приложение № 6).

Кроме традиционных форм подготовки обучающихся к ГИА, приветствуются инновационные формы, вызывающие особый интерес у данной возрастной аудитории (см. приложение № 5).

Приложение 1




  1   2   3   4




Похожие:

Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание
Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 20
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике Автор-составитель: А. С. Спирин методист
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой...
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт автор-составитель Боченина Н. В
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой...
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике

Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии Карасева Татьяна Вячеславовна
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку в общеобразовательных учреждениях
Авторы-составители: Сторожева Т. Ю., методист кафедры филологического образования гаоу дпо «Сарипкипро»
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку в общеобразовательных учреждениях
Авторы-составители: Сторожева Т. Ю., методист кафедры филологического образования гаоу дпо «Сарипкипро»
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconПриказ №367 «О разграничении видов работ по подготовке и проведению в 2009/2010 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в независимой форме»
Назначить школьным координатором по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся основной школы в независимой...
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 х классах в независимой форме по предмету «География»
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы