Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов icon

Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов



НазваниеФормирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов
Дата конвертации29.09.2012
Размер109.59 Kb.
ТипПрограмма
источник


Формирование универсальных учебных действий (УУД)

у обучающихся на ступени начального общего образования.


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

• устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

• определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

• выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

• определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.


  1. ^ Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных

действий на ступени начального общего образования.

    1. Определение понятия «универсальные учебные действия».

Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения,

т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.



    1. ^ Функции универсальных учебных действий.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

    1. ^ Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный; знаково-символический;

4) коммуникативный.

5) информационно-коммуникативные

Четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов.
^

1.4. Характеристики универсальных учебных действий.

1.4.1. Личностные универсальные учебные действия.


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопре­деление;

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

1.4.2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся органи­зацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование — определение последовательности про­межуточных целей с учетом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уров­ня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю. Произвольность – умение действовать по образцу и подчинение правилам предполагает построение образа ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия.


1.4.3. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; приме­нение методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и вы­бор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необхо­димой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной инфор­мации; свободная ориентация и восприятие текстов художе­ственного, научного, публицистического и официально-дело­вого стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические универсальные действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

^ 1.4.4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в ди­алог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интег­рироваться в группу сверстников и строить продуктивное вза­имодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, спо­собов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера — контроль, коррек­ция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­никации; владение монологической и диалогической форма­ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

• из общения и со-регуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;

• из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

• из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.


^ 2. Возрастные особенности развития универсальных учебных действий.

2.1. Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников.

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личност­ную готовность ребенка к обучению в школе.

^ Критерии сформированности внутренней позиции школьника:

  • положительное отношение к школе, чувство необходи­мости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфи­чески школьного содержания;

  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпоч­тении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подго­товке к школе;

  • предпочтение классных коллективных занятий индиви­дуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание обще­принятых норм поведения в школе; предпочтение социально­го способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

.


^ 3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.


^ 4.Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

В таблицах отражено значение различных видов универсальных учебных действий для успешности обучения школьников и усвоения ими учебного содержания различных предметов в начальной школе.

Развитие универсальных учеб­ных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Развитие универсальных учебных действий для школьного об­разования это существенная психологичес­кая составляющая образовательного процесса, целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий является ключевым условием повышения эффектив­ности образовательного процесса в новых социально-истори­ческих условиях развития общества.




Похожие:

Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconПрограмма формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом...
Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования
Нормативно-правовой и документальной основой программы формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального...
Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Функции. Состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов icon«Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования»

Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель Программы формирования ууд
Цель Программы формирования ууд – обеспечение реализации требований и содержания фгос в школе I ступени
Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconПротокол №5 заседания рабочей группы по введению фгос нового поколения
...
Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconПротокол №5 заседания рабочей группы по введению фгос нового поколения
...
Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу сош №3 п. Эльбан Амурского муниципального раойна
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения...
Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Рственного образовательного стандарта начального общего образования, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных...
Формирование универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов iconIV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы