Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» icon

Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности»



НазваниеВикулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности»
Дата конвертации30.09.2012
Размер81.43 Kb.
ТипДокументы
источник

Викулова Е.В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности»


В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к результатам обучения школьников: личностным, метапредметным и предметным. Школа, учитель должны создать такие условия, чтобы у ученика сформировались качества, необходимые ему как субъекту учебной деятельности, включая:

личностный смысл учения;

способность принимать и сохранять цели учебной деятельности;

владение способами выполнения учебных действий;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Это, безусловно, требует создания инновационно-методического инструментария, который и будет обеспечивать реализацию ФГОС. Методический инструментарий педагога – это использование инновационных технологий обучения и системы интегрированной оценки достижений учащихся с учетом требований стандартов второго поколения.

Сегодня учитель на уроке - артист второго плана. На передний план выходит ученик как субъект учебной деятельности, а вместо цели урока – цель индивидуальной или коллективной деятельности учащихся. Структура учебного занятия должна быть очень динамичной, с присутствием целого набора разнообразных действий и операций, объединенных целесообразной деятельностью. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности. Требования новых стандартов ориентируют нас на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения таких как - организация работы в группах и парах.


Среди множества технологий по направлениям модернизации в настоящее время приобретают наибольшее значение личностно-ориентированные технологии и технологии на основе активизации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Принцип активности ребенка в процессе обучения, был и остается одним из основных. Под этим понятием я понимаю такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. На мой взгляд, самой удачной технологией для этого является технология интерактивного обучения. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Обучение во взаимодействии позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения проблем.       В образовательном процессе мы понимаем под интерактивным обучением специальную форму организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся активно вовлекаются в процесс познания, между ними, в ходе многосторонних коммуникаций, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на эффективность восприятия материала и формирование УУД субъектов обучения. 

Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. 

На своих уроках я применяю следующие интерактивные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер».  Применение данной технологии целесообразно на обобщающих уроках, семинарских занятиях или отдельных этапах урока (на этапах овладения учащимися способами УД, воспроизведения и коррекции знаний), при формировании надпредметной и межпредметной компетенций.

Модерация – технология проведения занятия в интерактивном режиме. Основная цель данной технологии –
развитие способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем (на слайде). Модератором является учитель или подготовленный им ученик, группа учеников. I этап — знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы


Создается настрой учащихся на предстоящую работу. Модератор обозначает свою роль, задачи предстоящей работы и результаты, которые нужно получить. II этап — определение и формулировка проблемы или темы обсуждения На данном этапе необходимо четко сформулировать тему предстоящего обсуждения, довести до сознания каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы, выявляются приоритеты для обсуждения. III этап — обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов

В малых группах проводится обсуждение темы. Необходимым условием является выполнение предварительно оговоренного временного регламента.
III этап — обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов. Заранее модератор готовит различные алгоритмы, «сценарии» для такого обсуждения, которые даются участникам в качестве рекомендаций. Результаты обсуждения в группах представляются всем учащимся с помощью листовок, плакатов, презентаций или других средств визуализации, на основании чего проводится общая дискуссия. IV этап — обобщение и конкретизация результатов, подведение итогов работы. Модератору предстоит, проанализировав, обобщить проделанную работу и представить участникам результаты обсуждения. Демонстрация плакатов, слайдов, опорных конспектов на которых зафиксированы все результаты работы и заметен вклад каждого ученика, свободный обмен мнениями и впечатлениями, рефлексия, которая поможет учителю (модератору) определить степень усвоения учениками изучаемого материала и решения выдвинутой проблемы. Технология «Открытого пространства» созданная Харрисоном Оуэном, используется для разработки новых продуктов и обучающих программ в образовательном процессе, для обмена опытом, в междисциплинарных исследованиях предлагает учащимся простой способ самоорганизации. Использование интерактивных технологий в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их  деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий, что соответствует требованиям, предъявляемым к уроку здоровьесберегающими технологиями. Интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей


Однако если применять интерактивную методику в «первозданном» виде, она не будет соответствовать современным требованиям к педагогической технологии и, как следствие, может не достигнуть поставленных целей. Преодолеть эту проблему можно, применив в комплексе с интерактивным обучением информационно – коммуникационные, проектные и дальтон-технологии, проблемное обучение, что позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить каждому ученику возможность самостоятельно постигать новое, осуществлять компетентностный подход в обучении. Применение интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов позволяет эффективнее управлять демонстрацией наглядного материала, организовывать групповую работу и проводить контроль усвоенного материала. Применение ИИСС (информационных источников сложной структуры) на уроках и во внеурочной деятельности – дополнительных справочных материалов на электронных носителях, носящих интегральный характер, способствует развитию одаренности учащихся.

Обучающиеся охотно выполняют задания, подготовленные в программе для интерактивной доски. При этом они могут корректировать и исправлять работы своих товарищей (например, при выполнении тестовых и рисуночных заданий, заданий в форме таблиц и кроссвордов). ИКТ - технологии называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.

Технология проектной деятельности тесно связана с использованием ИКТ-технологий. Очень важно то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности: как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности, активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.       Работа над исследовательским, социальным или практико – ориентированным проектом требует от учащегося развития навыков самостоятельного обучения. Важнейшим аспектом работы учащегося над исследовательской проблемой связан с поиском необходимой информации. Школьники учатся работать не только с книгой, но и со средствами массовой информации, ресурсами Интернет; учатся проектировать, создавать презентационное сопровождение своих выступлений.

В виде мини – проектов на каждом уроке может быть представлен материал по наиболее значимым и интересным с познавательной точки зрения вопросам темы. Проект может носить творческий, информационный или исследовательский характер. Представляется в форме мультимедийной презентации, устного журнала, опорного конспекта, схемы, стендовой выставки. Обязательно указывается цель, этапы и практическая направленность проекта.

Содержание проблемного обучения представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление, разобраться и устранить их. В зависимости от характера постановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. Проблемное задание может быть: тестовым, графическим, практическим, основанным на наглядно – образном материале, носить характер исследовательской работы. Проблемный вопрос – это то с чего должен начинаться практически каждый наш урок. Согласно требованиям, предъявляемым новыми стандартами образования учитель должен приходить на урок с вопросами, а не с готовыми ответами и в процессе совместной деятельности находить ответы на все вопросы. В прошлом учебном году, работая вместе с коллегами в составе Школы передового педагогического опыта мы познакомились с Дальтон-технологиями. Технология считается в настоящее время весьма перспективной, так как в ней заложены большие возможности для реализации личностно – ориетированного образования. Цели: Обеспечить индивидуализированное развитие ученика. Развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно - познавательной деятельности.. Дальтон-технологии: Дальтон-план, Дальтон-задание, Дальтон-лаборатория; Дальтон-«дом», Дальтон-час.

Принцип свободы в технологии Дальтон- задание реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и места их выполнения, источников информации, уровня самостоятельности. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность  выполнения задания, за продуктивность сотрудничества с одноклассниками. Основная идея: работай с кем хочешь, спрашивай кого – хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам. Учащиеся могут выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке, использовать разные источники информации, работать с учебной и справочной литературой, работать самостоятельно, в парах, предусматривается возможность контроля и самоконтроля. Одна из международных консалтинговых компаний проанализировала наиболее успешные образовательные системы планеты. Исследования показали, что единственный параметр, от которого зависят успехи детей и качество образования, – это взаимодействие учителя и ученика на уроке. Нельзя улучшить результаты обучения, не повышая качество преподавания. Структура, содержание, технологии, формы, методы, применяемые на уроке должны способствовать успешному осуществлению учебно- педагогической деятельности, направленной на достижение желаемого результатов обучения. «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» Гете.







Похожие:

Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconИнформация о деятельности стажёрской площадки
Опыт разработки и реализации социальных проектов как условие успешной социализации школьников
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconСеминар «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании»
Как среди них выбрать? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных...
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconИнформационно-аналитическая справка о ходе реализации в 2012 году программы развития гбоу сош №14 «Центр образования» г. Сызрани «Создание единого здоровьесберегающего пространства школы и микрорайона как условие успешной самореализации обучающихся»
Зовательного процесса является одной из важнейших задач образовательного учреждения. В 2012 году сохранение и укрепление здоровья...
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconУрок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся
Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconКак составить портфолио учителя
В педагогической деятельности современного российского учителя встречаются разные моменты. Один из самых приятных, интересных этапов...
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconИнструментарий: Анкета Сроки проведения исследования
Анализ результатов мониторингового исследования оценки качества педагогической деятельности
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconЛист самооценки педагогической деятельности учителя  Аннотация к материалу «Лист самооценки педагогической деятельности учителя»
Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства...
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconРазвитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как условие их успешной самореализации
...
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconДиагностическая карта учителя Сведения о себе
В чем вы испытываете затруднение при проведении анализа педагогической деятельности (нужное подчеркните): самоанализ урока и всей...
Викулова Е. В. «Методический инструментарий учителя как условие успешной педагогической деятельности» iconМетодика разработана на базе профессионального стандарта педагогической деятельности, в основу которого положен психологический анализ деятельности учителя и ученика а также данные педагогической теории,
Для осуществления оценки уровня сформированности основных компетенций педагогической деятельности для экспертов подготовлены экспертные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы