Мастер-класс по русской литературе Цель icon

Мастер-класс по русской литературе Цель



НазваниеМастер-класс по русской литературе Цель
Дата конвертации18.11.2013
Размер43.67 Kb.
ТипДокументы
источник

Мастер-класс по русской литературе

Цель. Представить наиболее результативный элемент собственной системы работы над текстом художественного произведения, конкретно - работу над определением темы и идеи (основной мысли) текста.


!. Презентация педагогического опыта.


Методическая и воспитательная работа, над которыми работаю: развитие речи и формирование общечеловеческих норм гуманистической морали через анализ текста художественного произведения. Почему выбрала эту тему? Потому что развитее речи – канал развития интеллекта.(Н.И.Жилин)

Потому что речевые умения и навыки способствуют усвоению и других учебных предметов. ^ Потому что речевая культура – составная часть общей культуры человека. В решении моей методической темы главную роль играет навык (техника) чтения. Оптимальное чтение (чтение в темпе разговорной речи) является не только общеучебным умением, но и инструментом, средством добывания, получения знаний. «Не забывайте, что самое колоссальное орудие многостороннего образования – чтение». (А.Герцен) Л.В. Занков не случайно считал ускорение темпа важным условием развивающего обучения. Дети теперь неохотно читают художественную литературу. У некоторых очень низкая скорость чтения. Если же умения читать нет, то откуда появиться интересу к литературе, которая, как известно, требует читателя не только умного, но прежде всего умеющего читать? Учитывая это, стараюсь проводить такие виды работ, которые требовали бы от учащихся навыка беглого, осознанного чтения. Чтения не по принуждению, а по желанию. По мнению методистов, лень, равнодушие, нежелание учиться – это следствия. А причина – в неумении учиться, в незнании и невладении способами и приёмами работы, в нашем случае – неумении читать. «Читается трояким образом: 1-е, читать и не понимать; 2-е, читать и понимать; 3-е, читать и понимать даже то, что не написано». (Я.Б.Княжнин) Это как раз то, чему учатся дети при определении темы и идеи. А при медленном чтении школьник затрудняется выделять главное и существенное, воспринимает материал мозаично, а не целостно. В результате идёт механическое запоминание текста, а не логическая проработка его.

Работа над определением темы и идеи текста художественного произведения является и подготовкой к успешному обучению в профильном классе и к выполнению задания С ЕГЭ.


^ 2. Представление системы работы.

а) Определение темы и идеи (что хотел сказать автор?) в маленьком стихотворении Игоря Северянина «В парке плакала девочка». 5 класс.

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…

И отец призадумался, потрясённый минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.


(^ Стихотворение трогает своей безыскусной задушевностью, серьёзной сентиментальностью, сострадательностью.)

При определении темы здесь я использую знания детей по природоведению, полученные в начальных классах. Перечисляем предметы живой и неживой природы, описанные в тексте: парк (деревья), птичка раненая, люди. Дети называют такие темы: «Природа», «Парк», «Папа и дочь», «Раненая ласточка», «Плач девочки»…Определяем широкую тему («Природа»). Остальные темы узкие. Среди последних выбираем конкретную тему, которая точно отражает содержание: «Раненая ласточка».

- Что хотел сказать автор? Идея: «Надо жалеть птиц», «Жалость», «Надо заботиться о птицах», «Птицы – наши друзья», «Нравственность» («Сострадание», «Милосердие» - добавляет и объяснят учитель.) …


б) «^ Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина. 7 класс.

Тема:

- Тема власти. Власть и народ.

- Нравственные пороки верхушки общества.

- Паразитизм генералов.

- Тяжёлое положение народа.

- Трудолюбие мужика.

- Тема «маленького человека».

б) Определение идеи:

- Каков крестьянин? Он прекрасен. Умён. Талантлив. Сметлив.

- Русский мужик гуманен.

- Показана нравственная, душевная сила народа.

- Как влияет крепостное право на людей (и на богатых, и на угнетаемых).

- Щедрин выступает против общественных пороков.

- Русский мужик такой же человек, он достоин лучшей жизни.

- Получается наоборот: «кто не работает, тот ест».

- «Так жить нельзя!»

Отвечают на вопросы не только книголюбы, но и плохо читающие дети.


в) ^ Находим в тексте предложение, в котором заключена основная мысль (идея) .

- К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». 5 класс.

«Не только человеку извинение требуется».

- Антоний Погорельский. 5 класс. «Чёрная курица, или Подземные жители».

«Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».

- В.А.Жуковский. Сказка «Три пояса».

«Смеяться над старыми – значит, прежде времени смеяться над собою. Будьте рассудительны, скажу лучше – будьте жалостливы».

«Можно ли завидовать тем, которых любишь. Я довольна, если вы счастливы».

«Буду служить вам от всего сердца: ваше удовольствие составляет моё счастье».

«Тебя обманули твоя неопытность и хитрость твоих завистливых подруг, но ты невинна в сердце».

«Змеи, которыми они обвиты, суть ядовитые змеи самолюбия и зависти».

Авторская идея: внешняя красота должна являться выражением внутренней красоты.


Для выполнения такого вида работы дети должны обладать разными видами чтения: выборочное чтение (отобранный материал прочитывается ещё раз, но уже углублённым способом, здесь нужно небыстрое, внимательное чтение), сканирование (быстрый просмотр текста с целью найти нужную цитату, дату, фамилию, место событий, описания…), быстрое чтение (способ мысленного («про себя») чтения) и др.

(В ходе чтения дети включаются в активную поисковую деятельность.

Происходит самостоятельное созидание знаний .(Важный дидактический принцип.) Обогащается лексикон. Учатся понимать образный язык художественного произведения, средства выразительности языка. Вырабатывается читательская активность, потребность в общении с книгой. Расширяется кругозор детей, обогащается нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.)


3. Проведение имитационной игры.


Раздаются «учащимся» задания в двух вариантах: определить идею (основную мысль) эпизода из «Дети подземелья» В.Г.Короленко (5 класс) и «Классы» Л.Н.Толстого (7 класс) в текстах. (Найти цитаты.)0

- «Серый камень высосал из неё жизнь».

- « Самый тяжкий из людских пороков –Неблагодарность»




Похожие:

Мастер-класс по русской литературе Цель iconВ русской литературе XX-XXI веков
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения...
Мастер-класс по русской литературе Цель iconМастер – класс «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной» Цель мастер класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании»
Цель мастер класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании» с учетом исследовательской...
Мастер-класс по русской литературе Цель iconМастер класс как форма профессионального обучения педагогов. Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс»
«мастер-класс» занимает особое место. Определимся сначала с понятием мастер-класса. Формат мастер-класса предполагает информационное...
Мастер-класс по русской литературе Цель iconМу «Управление образования администрации городского округа Прохладный кбр» моу «сош №5» до №20» гмо музыкальных руководителей Мастер – класс «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в процессе музыкального воспитания»
Совершенствование у детей речевых, смысловых, звуковых форм народного творчества посредством приобщения к истокам русской народной...
Мастер-класс по русской литературе Цель iconТест по русской литературе, 9 класс
Древнерусская литература, описывающая жизнь, мотивы, принципы, ход исторического события, охватывающего период…
Мастер-класс по русской литературе Цель iconДокументи
1. /Мастер -класс Тупикова/Муниципальное общеобразовательное учреждение мастер кл тупикова.docx
Мастер-класс по русской литературе Цель iconДокументи
1. /Мастер-класс/МАСТЕР - КЛАСС.doc
Мастер-класс по русской литературе Цель iconКалендарно-тематическое планирование по литературе 11 класс
Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок»
Мастер-класс по русской литературе Цель iconТематический план № урока Вид урока
Русская литература в контексте мировой культуры. Национальное самоопределение русской литературы. Классицизм, сентиментализм, романтизм;...
Мастер-класс по русской литературе Цель iconКалендарно-тематическое планирование По литературе 10 класс 2012-2013 учебный год
Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX в., художественными открытиями русских писателей-классиков
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы