Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» icon

Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17»



НазваниеПроектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17»
Дата конвертации19.11.2013
Размер49.97 Kb.
ТипДокументы
источник

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ


Е. В. Тихонова

МБОУ «Средняя Общеобразовательная Школа №17» г. Новочебоксарск


Аннотация (резюме): Одним из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка к научно-практической конференции. Школьные научно-практические конференции, являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя. Целью научно - практической конференции является формирование и расширение знаний по предмету.

^ Ключевые слова: научно-практическая конференция, исследовательская работа.


Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Особую значимость сегодня приобретает организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения учащегося.

В нашей школе учителя ежегодно готовят школьников к научно-практическим конференциям в разных предметных областях. Наиболее охотно принимают участие учащиеся 7- 9 классов. По итогам школьной научно-практической конференции наилучшие работы проходят на региональный этап. Я работаю учителем географии. Данная предметная область включает в себя широкое поле деятельности по многим направлениям: геология, гидрология, климатология, население, промышленность, транспорт, экология и т.д.

В организации научно-исследовательской деятельности школьников выделяют несколько этапов: мотивация научно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции.[2]

Основными требованиями к работам участников конференции:

На конференцию принимаются научные, исследовательские, прикладные и творческие работы.

В работе необходимо четко обозначить теоретические и практические достижения автора, области использования результатов. В случае если результаты работы нашли применение, должны быть приложены подтверждающие материалы. Проблема, затронутая в работе, должна быть по возможности оригинальной.

Если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение. Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может быть даже необычных, но обоснованных [1].

Начинается работа учителя с выявления ребёнка, заинтересованного в исследовании какой-либо проблемы, способного к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, способного продемонстрировать своё исследование широкой публике. Профессиональный учитель сможет увидеть в учащемся потенциал и развить его. Затем мотивация. Конечно, учитель должен заинтересовать ребёнка в выбираемой теме. Иногда учащийся сам находит исследуемую проблему – в этом случае заинтересованность его оптимальная. В моей практике были случаи, когда учащиеся выбирали тему исследуемой работы не по географии. Совместными усилиями, шаг за шагом мы шли к поставленной цели.

Если ребёнок готовит исследование первый раз, то руководителю следует предоставить ему алгоритм этапов подготовки к конференции и алгоритм самой структуры работы по исследованию. Затем начинается самое сложное в подготовке исследования – сбор материала, который может продлиться от нескольких недель до 2-3 месяцев или более. На данном этапе необходимо обучить учащегося методам научного исследования: это могут быть наблюдения, опыты, эксперименты, анкетирование, статистический анализ и др. Таким образом, сбор материала – самая трудоёмкая работа в исследовании.

Немаловажная роль отводится оформлению научного доклада. Поэтому руководитель помогает учащимся в правильном и грамотном построении структуры и содержания. Работа не должна носить реферативный характер. Большую часть работы составляют выводы по наблюдениям, опытам или статистическому анализу. Цели и задачи должны соответствовать теме. Цель, поставленная в начале исследуемой работы, должна совпадать с выводами. Всё это должен корректировать руководитель исследования.

Важную часть занимает приложение, в котором исследователь может поместить диаграммы, схемы, таблицы, фотографии, рисунки. Всё это очень украсит доклад и сделает презентацию очень интересной.

Учитель помогает юному исследователю сформулировать проблему, цель и задачи работы. Совместно составляют первичный план работы, основная часть которого в ходе работы над темой будет уточняться, конкретизироваться. Определяют методы исследования. Подбирают научный материал, который является базой, теоретической частью для дальнейших исследований.

Научно-практическую работу необходимо оформить в виде презентации, которая позволит ярко и красочно представить работу, а докладчику уверенно держаться перед публикой. Перед выступлением желательно отрепетировать, выступить в кругу своего класса. Во время таких тренировочных выступлений, ребята задают много вопросов, что позволяет выступающему заранее предвидеть интересующие вопросы, подготовить более полный ответ на них. Помню, в начале 2000 –х годов о презентации мы и не знали, всю исследуемую работу представляли в виде записей, графиков, диаграмм и рисунков на одном большом ватмане. На сегодняшний день ИКТ позволили быстро и качественно представлять исследуемые работы. И ещё, шанс на победу возрастает в том случае, когда учащийся, выступая перед жюри, представляет свои изделия или проводит какие-либо опыты.

Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу [3].

Мною за 10 лет разработаны и выполнены в ходе подготовки к научно-практической конференции работы по следующим темам:

2002 – 2003 учебный год – «ДТП и грузонапряженность дорог нашего города».

2003 – 2004 учебный год – «Овражно – балочная сеть г. Новочебоксарск».

2004 – 2005 учебный год – «Отдых и туризм населения г. Новочебоксарск».

2008 – 2009 учебный год – «Изменение осенней температуры воздуха на фоне глобального потепления».

2009 -2010 учебный год - «Дети - за безопасность на автомобильных дорогах» .

2010 – 2011 учебный год – «Самодельные приборы, предсказывающие погоду»,

«Художественная обработка древесины» .

2011-2012 учебный год - «Рождаемость Чувашской Республики с начала выплаты материнского капитала».


Список используемой литературы

1. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : методические рекомендации для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев //Завуч. – 2005. - № 6. – с. 4 – 29.

2. Белых, С. Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых. - Комментарии А. С. Савичева. Под ред. А. С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.

3. Криволапова, Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Н. А. Криволапова, Н. Н. Войткевич. - Курган, 2004. – 79 с.




Похожие:

Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconПрограмма «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» моу «Никифоровская сош» Пояснительная записка. I. Актуальность
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» моу «Никифоровская сош»
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconПлан работы мбоу сош №5 г. Тайшета на декабрь 2012 года
Методический семинар «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников и их роль при формировании ууд»
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconПлан работы мбоу сош №5 г. Тайшета на ноябрь 2012 года
Методический семинар «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников и их роль при формировании ууд»
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconСитникова Евгения Валентиновна Проектно-исследовательская деятельность на урок
Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconУчебный план мбоу "Раздольненская средняя общеобразовательная школа им. В. Н. Ролдугина" на 2012-2013 учебный год
Учебные часы, элективные курсы, факультативы, проекты исследовательская деятельность
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconИсследовательская деятельность учащихся в обучении географии
«Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconДиректор мбоу «Каменногорская средняя общеобразовательная школа» Л. Л. Зырянова
Образовательная программа мбоу «Каменногорская средняя общеобразовательная школа» составлена на основе следующих законодательных...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconНаучно-исследовательская деятельность учащихся Иванова Э. Г. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 города Чебоксары»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 города Чебоксары»
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconПроектная деятельность по предмету «Окружающий мир» в начальной школе. Подготовила: учитель начальных классов мбоу «оош с. Ленинское»
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом к усвоению детьми новых знаний. Основной из разновидностей...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся по географии е. В. Тихонова мбоу «Средняя Общеобразовательная Школа №17» iconАнализ работы мбоу «мотовиловская средняя общеобразовательная школа» в 2011 – 2012 учебном году. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мотовиловская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мотовиловская средняя общеобразовательная школа» осуществляет свою деятельность...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы