Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения icon

Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения



НазваниеТема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения
Дата конвертации08.10.2012
Размер121.96 Kb.
ТипДокументы
источник

Тема «Сколько весит здоровье ученика?»

1. Выбор темы

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

В начале учебного года мы провели викторину. Тема этой викторины заложена в загадке.

Загадка

Знаю я чудесный дом,

Жильцов занятных много в нем.

Дом тот, друг мой, не простой:

Ходит в школу он с тобой.

Проживают в доме том

Карандаши и книжки,

Дружат и не тужат в нем

И тетради, и альбом,

Краски-шалунишки.

Ну, ответьте мне девчонки!

Ведь дом этот вам знаком,

Что такое этот дом? (Портфель)


Тема викторины была «Загадки мудрого портфеля». Учащиеся начальных классов провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля (резинке, тетрадке, альбоме, дневнике):

  • Что означает это слово?

  • Какого происхождения?

  • Кто придумал?

  • Сколько лет данному предмету?

  • Когда на Земле появился портфель?

Провели соревнование: кто быстрее соберёт портфель?

Что означает слово портфель? Слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы.

- Вы можете предположить, когда на Земле появился портфель?

Ученик. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? Ответ на этот вопрос мы решили выяснить при изучении темы «Организм человека и его здоровье» и провели исследование. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:

Что предпочтительнее: ранец или портфель?

Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?

Сколько должен весить ранец?

Как правильно выбрать ранец?


  1. Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.


  1. Задачи

  • Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

  • Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

  • Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

  • Предложить свои способы решения проблемы.




  1. Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: учащиеся МБОУ-ООШ с. Любимово

  1. ^ Гипотезы исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.


  1. Методы исследования

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.


  1. ^ Результаты исследования «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

Что такое осанка?

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.

Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

Эксперимент. - Давайте проверим правильность осанки у школьника. (Ученик у стены показывает.)

  • Голова и туловище находятся на одной вертикальной линии.

Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками.

  • Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга;

  • Грудная клетка развернута и выдвинута вперёд;

  • Лопатки не выступают;

  • Живот подтянут;

  • Ноги в коленях выпрямлены.


Это - правильная осанка ученика.


Попробуйте пройти, соблюдая осанку. (Показ учеником с книгой на голове.)

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.


^ Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

^ Отчего портится осанка?

Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

^ Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Физ. пауза. (Проводит ученик)


У меня спина прямая,^ Ходьба на месте, руки за спину.

Я наклонов не боюсь: Наклон вперёд.

Выпрямляюсь, прогибаюсь. Наклон назад, выпрямиться.

Поворачиваюсь. Повороты туловища.

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.^ Наклоны вперёд и выпрямиться.

Я хожу с осанкой гордой. Повороты туловища.

Прямо голову держу, Наклон вперёд и выпрямиться.

Никуда я не спешу. Ходьба на месте, руки за спину.

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

Я могу и поклониться. ^ Поклон и выпрямиться.

И присесть, и наклониться, Присед, наклон вперед

Повернись туда, сюда! Повороты туловища направо, налево

Ох, прямешенька спина!

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.


Учитель: Что может оказать влияние на формирование осанки?

На формирование неправильной осанки оказывают:

  • хронические заболевания,

  • недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,

  • неправильное положение во время занятий;

  • несоответствующая росту мебель,

  • неудобная обувь и одежда.


В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

^ Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Что лучше носить: ранцы или портфели? (Ответы).

Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.


^ Выбираем ранец

Но как правильно его выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!


Ученик. При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.


^ На всё есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий.


^ Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 20 человек.


План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

  1. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

  2. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.

  3. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

  4. Подвести итоги.

6. Дать рекомендации детям и учителям.


Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в начальных классах отсутствует:


Читает ученица:

В любимую школу с портфелем спешу.
Портфель мой тяжелый, в нем столько ношу!
В нем горные кряжи, в нем берег морской,
В нем родина наша на карте большой.

Конечно, никаких ни кряжей горных и песка морского в наших портфелях нет, а носим мы учебники, тетради, пеналы, а некоторые и два пенала носят. Какие требования предъявляются к учебникам?

^ Гигиенические требования к изданиям учебников

«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

- 1-4-х классов – 300 г;

- 5-6-х классов – 400 г;

- 7-8-х классов – 500 г;

- 10-11-х классов – 600 г.


Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:

«Литературное чтение» - 300г

«Математика» - 310 г

«Русский язык» - 250 г

«Окружающий мир» - 350 г

Дневник – 260г

Тетрадь-задачник – 150г

Тетрадь с печатной основой – 120г

«Английский язык» - 250г

Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и нарушитель, им оказался учебник «Окружающий мир» - 350 г.


Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100.


Данные записали в таблице.


Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.

Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.

Результаты приведены в таблице.

Выводы

Мы увидели, что у 5 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители легковесы весом всего 0,3кг. Однако у 10 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (1,15 кг, 1 кг, 0,9 кг).

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.


Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?


^ Результаты исследования

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, вторник: 6 кг. (В этот день у половины учащихся есть дополнительный платный английский язык). Самым легким ранец оказался в среду и пятницу. Вес легковеса достигал 3 кг, причем не учитывался вес сменной обуви. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

- самый правильный ранец (до 0,5 кг) - 0,3 кг;

- самый лёгкий портфель - нет;

- самый тяжёлый ранец – 1,15 кг;

- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 6 кг;

- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 3 кг;

- самый тяжёлый учебник – «Окружающий мир» - 350 кг;

- самый «тяжёлый» учебный день понедельник, вторник;

- самый «лёгкий» учебный день - пятница, среда;


Диаграмма

Понаблюдав за весом ранцев в течение недели, сделали диаграмму для каждого ученика. Приводится диаграмма одного ученика. Почти во все дни недели реальный превышал правильный вес ранцев.


^ Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!


^ Рекомендации учителям и работникам школ

Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.


^ Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Правила

для поддержания правильной осанки

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

  • Не носить ранец или портфель в одной руке.

  • Не перегружать портфель.

  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

  • Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.

  • Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.


^ Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!



Рефлексия.

Музыкальные рекомендации и предложения.

Частушки

Носим ранцы мы большие,

Книги, ручки, карандаши

Мы теперь не просто дети

Мы теперь – ученики.


Мы – веселые ребята,

Сильные, красивые,

Но с портфелем за плечами

выглядим мы хилыми.


Наш учитель физкультуры

Очень сильно обомлел:

Захотел поднять портфель,

А поднять-то не сумел.


Наш учитель дорогой!

Меньше задавай домой.

Пусть портфель будет полегче,

Оттого мы будем крепче.


А изготовителя мы просим

Пожалеть ученика,

Чтобы ранцы и портфели

Были легче мотылька.


Ведь СанПин нельзя придумал,

Чтоб портфеля масса

У детей не вызывала

На лице гримасу.


Я хожу с осанкой гордой.

Прямо голову держу,

И тяжелых ранцев вовсе

За спиною не ношу.


Я могу и поклониться.

И присесть, и наклониться,

Повернись туда, сюда!

Ох, прямешенька спина!


Плечи вниз и спинку ровно

Нужно нам всегда держать.

И хорошую осанку

Нужно всем нам сохранять.


Литература.

Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007

Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008

Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.

Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.


Дополнительный материал


Тест-анкета для ориентировочной оценки риска

сколиоза и других нарушений осанки


Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.


^ Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя четырех-балльную шкалу:

0 – признак не проявляется;

1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;

3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.


Признаки

  1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

  2. Носит сумки, портфель в одной руке.

  3. Имеет привычку сутулиться.

  4. Проявляет недостаточную двигательную активность.

  5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

  6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

  7. Неправильно или регулярно питается.

  8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.

  9. Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью.

  10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.


Интерпретация результатов

Благополучный показатель - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.









Похожие:

Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconИсследовательская работа «Мое здоровье» Тема: «Сколько весит здоровье ученика?»
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconИсследовательская работа Тема «Сколько весит здоровье ученика?»
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой....
Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconИсследование «Сколько весит здоровье ученика?»

Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconКлассный час Тема: «Поговорим о здоровье»
Здоровье сохранить очень трудно. Однако многое зависит от нас. Давайте поразмышляем
Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconПрактикум «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами»
Здоровье – одна из главных ценностей жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания...
Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconПрограмма «Здоровье» (моу «сош №23»)
Здоровье – защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика
Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconШкола и здоровье ребенка. История и современность что такое здоровье. На бытовом уровне поняти­ем «здоровье»
Здоровье. На бытовом уровне поняти­ем «здоровье» обозначают не только отсутствие болезни это само собой разумеется; смысл этого слова...
Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconСт. Озимая 2011 Родительское собрание во 2 классе Здоровье и вредные привычки Цели
Цели: рассмотреть понятие «привычка», влияние вредных привычек на здоровье человека; сформулировать понятие «здоровье»; воспитывать...
Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconОз и з №25 Здоровье
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия,...
Тема «Сколько весит здоровье ученика?» Выбор темы Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения iconВоспитательная программа «Здоровье» Пояснительная записка
Здоровье человека – тема всегда очень актуальная, но в 21 веке она становится первостепенной
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы