М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников icon

М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников



НазваниеМ. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников
Дата конвертации31.12.2013
Размер34.42 Kb.
ТипДокументы
источник

М.А.Нежурина, Е.М.Малахова,

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №28 с УИОП» г.Старый Оскол


Возможность экологического образования младших школьников

В системе экологического образования и воспитания значимое место занимает начальная школа. Здесь дети целенаправленно попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к окружающему миру во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природоведческих знаний в жизни человека, многообразие связей его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться во благо ее. Одно из основных требований, предъявляемых к содержанию начального экологического образования, - развитие научных знаний на основе достоверной информации о состоянии окружающей среды и взаимодействия с ней человека. Важнейшим компонентом экологической культуры является целостное представление о природной и социальной средах, понимание общих закономерностей их гармоничного сосуществования. Наш регион является центром горнорудной промышленности, поэтому вопросы экологии и экологической безопасности, а также сохранения и рационального использования природных ресурсов, является первоочередными. В 2003 году администрацией области было принято постановление «О первоочередных мерах по экологическому воспитанию, образованию и просвещению населения». Это постановление повлекло за собой разработку целой программы для реализации намеченных целей . Естественно, что основной груз эколого-просветительской работы лег на плечи учителей и воспитателей. И это абсолютно верно. В работе по формированию экологической культуры мы используем, как правило, нетрадиционные формы проведения уроков: экскурсии, встречи с объектами природы, заочные путешествия, «разговор с природой», корреспондентские отчеты, информационные часы, практические занятия. Особенно успешным на уроках является моделирование проблемных ситуаций по правилам поведения в природе. Ответами на вопросы могут стать творческие работы детей: рисунки, поделки, тексты, стихотворения, обращение к этнокультурному и фольклорному материалу. Стоит заметить, что вести просветительскую природоведческую деятельность в начальной школе возможно практически в любом предметном курсе и никогда не упускать момент элемента занимательности и энциклопедических справок. Большую возможность по реализации вопросов экологического образования и воспитания имеет проведение внеклассных мероприятий разной природоведческой направленности. Это «Экологическая тропа», операции «Не ломайте веточку», «Мой двор», «Кормушка», «Малым рекам и родникам – чистоту и полноводность», «Парки города», «Первоцвет», «Уют», «Зеленая улица»; творческие исследования «Растения и животные нашего района», «Красная Книга Белгородской области». Стало доброй традицией в лесных зонах, парках, местах массового отдыха горожан и дачных поселках размещать таблички, плакаты и листовки с призывами и обращениями: не мусорить, не рвать первоцветы, не шуметь, не забирать лесных друзей домой. Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении за природой и влиянием человека на нее. Поэтому необходимо каждое живое общение с ней – прогулку, работу на пришкольном участке, уход за комнатными растениями, поездки, экскурсии и путешествия, - использовать для достижения этой цели. Очень важно учить младших школьников наблюдать за явлениями и объектами природы, показать их разнообразие и множество. Уже в первые дни пребывания детей в школе организуются и проводятся ознакомительные экскурсии по школе, школьной территории. Учитель показывает и рассказывает, каким образом достигается и поддерживается уют, порядок и чистота на школьной территории, знакомит с правилами поведения учащихся в зоне ближайшего их окружения. Используя принцип постоянства, постепенности и посильности, а также усложнения материала, учитель обучает правилам поведения в окружающем мире. Наблюдая за природой, школьники получают представления о сложности, уникальности и хрупкости жизни, о взаимозависимости всех природных объектов, о непрерывности жизни. Казалось бы, изучая окружающий мир, дети должны находить ответы на свои вопросы. Но на практике оказывается, что вопросов у детей становится значительно больше, и, порой, не всегда ответить на них можно однозначно. Например, что сложнее устроено: космический корабль или живой цветок на окне? Люди научились делать огромные машины, но почему не могут создать самый маленький живой организм? Зачем люди уничтожают то, что природа создает столетиями? Сколько вопросов – столько ответов. На помощь приходит не только учитель, но и энциклопедический материал. Умение работать с научными и справочными источниками можно развивать как на уроках, так и во внеурочное время, предлагая ученикам творческие задания с использованием словарей, научной литературы, сети Интернет. Целенаправленная работа по формированию экологических представлений у младших школьников, начиная с первого класса, является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, а главной задачей – формирование человека, который в шкале ценностей на первое место ставит охрану жизни и среды обитания. Только тогда можно быть уверенным в том, что принимаемые законы по охране природы и ее ресурсов будут исполняться, а экологически невыгодные проекты – решительно отвергаться, какую бы экономическую выгоду они не имели.




Похожие:

М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconСтатья учителя начальных классов моу лобанихинская сош миненко Натальи Павловны
Именно в начальной школе необходимо создать условия для формирования начальных основ экологической культуры у младших школьников
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconМоу сош с. Лохово автореферат экологические проекты как средство формирования экологического сознания младших школьников
Ii. Опыт организации экологической проектной деятельности младших школьников
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconИсторико – краеведческое направление исследовательской деятельности младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов моу гимназия №1 г. Майского Овчинниковой Е. Н.)

М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconПрограмма семинара кустового методического объединения учителей начальных классов «Роль работы с одаренными детьми. Система работы учителя по подготовке к олимпиадам и конкурсам.»
Гория участников семинара: учителя начальных классов, обучающиеся 1-2 класса (моу «сош с. Шумейка», моу «оош с. Ленинское», моу «оош...
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconТ. А. Бойко, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол Белгородской области

М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconПриказ №421 г. Старый Оскол
Старооскольского городского округа» внести изменения в Положение о приеме обучающихся в муниципальное автономное общеобразовательное...
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconФормирование основ экологической культуры младших школьников средствами организации внеурочной деятельности ” Учитель начальных классов Букаева Л. А. Основной задачей экологического образования, исходя из требований фгос ноо
Основной задачей экологического образования, исходя из требований фгос ноо, является не столько усвоение экологических знаний, сколько...
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconФормирование общих представлений школьников об информационной картине мира
Аксёнова Т. И., Зиновьева Ж. В., Мбоу «сош №28» имени А. А. Угарова, г. Старый Оскол Белгородской области
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconДеятельность Крымовой А. Г., учителя начальных классов моу сош №15 г. Энгельса, Саратовской области, в межаттестационный период 2007 – 2012 г г. Профессиональная компетентность и результативность деятельности учителя начальных классов
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
М. А. Нежурина, Е. М. Малахова, учителя начальных классов моу «сош №28 с уиоп» г. Старый Оскол Возможность экологического образования младших школьников iconПротокол № Действителен до
Моу сош №2 с уиоп в лице их уполномоченных представителей. Представитель работников – председатель независимого профсоюза моу сош...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы