Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа icon

Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа



НазваниеГ о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа
г. о.Нальчик<> <> ________________ А. М. Егожев 5 сентября 2011
Дата конвертации01.01.2014
Размер149.31 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №31»

им. Нури Цагова г. о.Нальчик

________________ А. М. Егожев

5 сентября 2011 г.


Дополнительная

образовательная  программа

«Школа субботнего дня»


Принято на МО учителей начальных классов

Протокол №1 от 31.08.2011г.

Паспорт программы


1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника «Школа субботнего»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению


3

Основные разработчики программы

Шидова Рита Хабасовна

Циримова Маргарита Айтечевна

^ Татарканова Марита Исмаиловна


4

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.


5

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.




6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов


7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

  • логическую и символическую пропедевтику.




8

Сроки реализации программы

От 2011 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6,6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению




Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной деятельности, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 10% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

^ Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 Программа рассчитана на детей 6,6 – 7 летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа субботнего дня» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников:

  • группы формируются из детей 6,6-летнего возраста;

  • продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – март)

  • наполняемость групп не более 15 человек;

  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 35 минут

 

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  • «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

- формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

- логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

- символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

  • «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.



  • «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

  • Развитие слухового и зрительного восприятия

  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

  • Развитие слуховой и зрительной памяти

  • Развитие мышления и речи

  • Развитие общей и мелкой моторики

  • Совершенствование коммуникативных навыков

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

  • Совершенствование навыков монологической речи

  • Совершенствование навыков диалогической речи

  • Развитие мимики и пантомимики

  • Развитие фантазии и воображения

  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению

  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

  • Развитие творческих способностей

  • Формирование эмоционально-волевой сферы

  • Формирование этических представлений

  • Повышение уверенности в себе

  • Научить принимать решения



План занятий

    1. «Занимательная математика»-10 часов

    2. «Основы грамоты»-10 часов

    3. «Умелые ручки»-10 часов



Тематический план занятий

 курса «Занимательная математика»



п\п

Тема занятия

Цель занятия


1

Счёт на слух, счёт по осязанию.

Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.

Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей


2

Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки.

Объединять группы предметов,

Выд устанавливать взаимосвязь между

частью и целым.


3

Представления об элементарных геометрических фигурах

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать


4

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам.

5

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

6

Сра Сравнение количества предметов

на наглядной основе

Соотношение количества предметов между двумя группами


7

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет


8

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу


9

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами


10

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества




^ Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»



п\п

Тема занятия

Цель занятия


1

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).


Знакомство с правилами штриховки

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых и_коротких линий. Считалки


Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

3

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками


Развитие фонематического слуха и зоркости

4

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв


Соотношение звуков и знаков

5

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские народные сказки о мифологических персонажах. Домовой.


Знакомство с национальным фольклором. Продолжение штриховки

6

Знакомство с линованной бумагой. Письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»


Развитие пространственного представления на линованной бумаге

7

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»


Определение правой и левой сторон предмета

8

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.


9

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»


Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

10

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)




^ Тематический план занятий

«Умелые ручки»



п\п

Тема занятия

Цель занятия


1

Аппликация « Павлин»

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении


2

«Радуга над полянкой», «бабочка»

Использование красок, технику складывания листа пополам


3

Оригами «Лебедь»

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата


4

Раскрашивание шаблона «Яйцо»

Знакомство с техникой росписи на бумаге


5

Аппликация по шаблону «Грибок»

работа по шаблону и образцу


6

Конструирование «Домик у дороги»

Аппликация из геометрических фигур


7

Рисование «Дерево»

Знакомство с техникой «по-мокрому листу»


8

Рисование Медвежонка на поляне

Развитие творческой инициативы


9

Мозаика «Кораблик»

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»


10

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе



Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

  10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

  11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

  12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.






Похожие:

Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconСотикова Ирина Павловна Дополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Мы – художники – умельцы» для обучающихся 1-4 классов
Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа кружка
Данная дополнительная образовательная программа является программой художественной направленности. Программа является модифицированной,...
Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconАнз Егожев Анзор Миронович директор мкоу «сош №31 им. Нури Цагова» г о. Нальчик

Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconНиколаев Олег Анатольевич пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа кружка «Компьютерная грамотность» направлена на создание условий для развития личности ребенка,...
Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconПротокол №21 от 15 сентября 2006г. Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Караван»
С развитием электронной музыки общество отдало предпочтение вокально – инструментальным ансамблям, что привело к вырождению духового...
Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1
Программа обучения учащихся отражает современные представления о “проекте курса” и имеет следующую структуру: пояснительная записка,...
Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа

Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа

Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа

Г о. Нальчик А. М. Егожев 5 сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы