Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка icon

Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка



НазваниеПрограмма курса «окружающий мир» Пояснительная записка
Дата конвертации19.11.2013
Размер90.81 Kb.
ТипПрограмма курса
источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Пояснительная записка

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области как «Естествознание» и «Обществознание».

Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.

Количество учебных часов в год - 68 часов.

Цель:

Формирование у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представление о его месте в этой среде как личности.

Задачи:

  • дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  • последовательное формирование общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать, анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологическое наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими способами измерений;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Программу обеспечивают:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2003–2004, 2005.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2003–2004, 2005.

  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2003–2004, 2005.

  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2003–2004, 2005.


Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;

  • понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);

  • три состояния веществ в природе;

  • основные свойства воды и воздуха;

  • источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;

  • некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);

  • полезные ископаемые родного края;

  • значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;

  • положение России и своего края (города, примерное положение своего села, поселка) на карте;

  • особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

  • города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;

  • достопримечательности Санкт-Петербурга.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);

  • ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам и по компасу;

  • проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;

  • измерять температуру воды и воздуха;

  • письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;

  • узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;

  • показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);

  • описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга;

  • делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;

  • написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • ориентироваться на местности по компасу;

  • принимать посильное участие в охране и защите природы;

  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;

  • оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);

  • выполнять правила поведения в природе;

  • рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;

  • удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.



^ Таблица соответствия часов рабочей учебной программы – Примерной программе




Раздел курса

Кол-во часов по Примерной программе

Количество часов по годам изучения

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов










2




2

Планета, на которой мы живем










12




3

Неживая природа










16




4

Взаимосвязь неживой и живой природы










16




5

Природные сообщества










16




6

Наша страна Россия










6





^ Содержание тем учебного курса.

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 ч)

Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приемами использования: микроскоп (система увеличительных стекол), термометр, часы, флюгер, компас и др.

Примечание. Раздел программы раскрывается в процессе изучения тем, связанных с необходимостью использования тех или иных приборов.

^ Планета, на которой мы живем (12 ч)

Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.

Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Практикум

Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.

Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.

^ Неживая природа (16 ч)

Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.

Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Практикум

Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

^ Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.

Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.

^ Взаимосвязь неживой и живой природы (16 ч)

Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.

Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Практикум

Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».

^ Практические работы: определение примерного состава почвы.

Природные сообщества (16 ч)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.

Практикум

Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.

Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).

^ Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

^ Наша страна Россия (6 ч)

Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные

связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Практикум

Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Экскурсия в краеведческий, художественный музей.


Рекомендуемая литература

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2003–2004, 2005




Похожие:

Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПрограмма «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин I. Пояснительная записка
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой. М.: Вентана Граф, 2001
...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПрограмма «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПояснительная записка Окружающий мир Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПрограмма по предмету «окружающий мир». Пояснительная записка
«окружающий мир» («Наша планета Земля») (авторы: А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан), которая является составной частью Образовательной...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПрограмма курса «Окружающий мир» Пояснительная записка Предметная область «Естествознание, обществознание»
Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПрограмма курса «Окружающий мир» Пояснительная записка Предметная область «Естествознание, обществознание»
Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции...
Программа курса «окружающий мир» Пояснительная записка iconПрограмма курса "Окружающий мир", 1-4 классы Пояснительная записка
Это и определяет его цель формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы