Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка icon

Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка



НазваниеПрограмма среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка
Дата конвертации19.11.2013
Размер216.39 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (Примерная программа)

Структура распределения материала:

  • Литература первой половины XIX века

  • Литература второй половины XIX века.

  • Литература первой половины XX века

  • Литература второй половины XX века

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.


^ Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

^ Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

^ Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


^ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

  • создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


Таблица соответствия Примерной программе и содержательных линий курса (10)


раздела

темы

Тема раздела

Количество часов по Примерной программе

Количество часов по Рабочей программе

1




Литература XIX в.

90

90




1

Введение

1

1

2




^ Литература первой половины XIX в.

10

10




1

Обзор литературы первой половины XIX в.

1

1




2

А.С.Пушкин

4

4




3

М.Ю.Лермонтов

2

2




4

Н.В.Гоголь

3

3

3




^ Литература второй половины XIX в.

79

79




1

Обзор литературы второй половины XIX в.

1

1




2

А.Н.Островский

7

7




3

Ф.И.Тютчев

3

3




4

А.А.Фет

3

3




5

И.А.Гончаров

5

5




6

И.С.Тургенев

8

8




7

А.К.Толстой

2

2




8

Н.С.Лесков

2

2




9

М.Е.Салтыков-Щедрин

2

2




10

Н.А.Некрасов

5

5




11

К.Хетагуров

1

1




12

Ф.М.Достоевский

10

10




13

Л.Н.Толстой

17

17




14

А.П.Чехов

9

9

4




^ Обзор зарубежной литературы второй половины XIX в.

1

1




1

Г.де Мопассан

1

1




2

Г.Ибсен

1

1




3

А.Рембо

1

1



^ Учебно-методический комплект:

Ю.В.Лебедев. Русская литература XIX в. 10 кл. в 2 ч. 11-е изд. М.: «Просвещение», 2009.


Таблица соответствия часов рабочей учебной программы – Примерной программе


раздела

темы

Тема раздела

Количество часов по Примерной программе

Количество часов по Рабочей программе

1




Литература XX в.

90

105




1

Введение

1

1

2




^ Литература первой половины XX в.

70

77




1

Обзор литературы первой половины XX в.

1

1




2

И.А.Бунин

4

4




3

А.И.Куприн

2

2




4

А.М.Горький

5

8

3




^ Обзор русской поэзии конца XIXв. - начала XX в.

8

11




1

Обзор

1

1




2

Символизм

1

2




3

В.Я.Брюсов

1

1




4

К.Д.Бальмонт

1

1




5

А.Белый

1

1




6

Акмеизм

1

1




7

Н.С.Гумилев

1

1




8

Футуризм

1

1




9

И.Северянин

1

1




10

В.В.Хлебников

1

1




11

Крестьянская поэзия

1

1




12

А.А.Блок

7

7




13

В.В.Маяковский

5

6




14

С.А.Есенин

5

5




15

М.И.Цветаева

3

3




16

О.Э.Мандельштам

3

3




17

А.А.Ахматова

5

5




18

Б.Л.Пастернак

4

4




19

М.А.Булгаков

6

9




20

А.П.Платонов

2

2




21

М.А.Шолохов

6

6

4

1

Обзор зарубежной литературы первой половины XX в

1

2




2

Б.Шоу

2

1




3

Г.Аполлинер

1

1

5




Литература втрой половины XX в.

19

23




1

Обзор литературы второй половины XX в

2

2




2

А.Т.Твардовский

2

2




3

В.Т.Шаламов

2

2




4

А.И.Солженицын

2

2




5

В.М.Шукшин

1

2




6

В.В.Быков

1

2




7

В.Г.Распутин

1

2




8

Н.М.Рубцов

1

1




9

Р.Гамзатов

1

1




10

И.А.Бродский

1

1




11

Б.Ш.Окуджава

1

1




12

А.В.Вампилов

1

1

6

1

Э.Хемингуэй

2

1

7

1

Обзор литературы последнего десятилетия

1

3


Учебно-методическое обеспечение предмета

Учебник: Литература. 11 кл. в 2 ч.Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов и др. Под ред. Журавлева. 14-е изд. М.: «Просвещение», 2009.





Похожие:

Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по литературе базовый уровень пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПрограмма по литературе для 11 класса (2012/2013). Учитель Трембицкая Юлия Александровна. Пояснительная записка
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПрограмма для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПрограмма для среднего (полного) общего образования (Профильный уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПрограмма для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПрограмма для среднего (полного) общего образования (Профильный уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconРабочая программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Пояснительная записка
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПрограмма по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПрограмма по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа среднего (полного) общего образования по литературе пояснительная записка iconПрограмма по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы