Рабочая программа учебного курса «Музыка» icon

Рабочая программа учебного курса «Музыка»



НазваниеРабочая программа учебного курса «Музыка»
страница1/3
Дата конвертации19.11.2013
Размер399.45 Kb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3

Рабочая программа учебного курса «Музыка» 5 класс.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (примерных программ общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Данная рабочая программа рассчитана на 35 час.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Цели и задачи: Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: ^ I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: ^ III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»; IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы. Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Требования к уровню освоения: Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Знать/понимать:

специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);

знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Уметь:

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.


Таблица соответствия часов рабочей учебной программы


№ п/п

Раздел курса

Кол-во часов

по Примерной программе

Кол-во часов по годам изучения

Итог

1

I полугодие «Музыка и литература»


16

16



35

2

II полугодие «Музыка и изобразительное искусство»

19

19



Содержание тем учебного курса:


Название темы

Необходимое количество часов

Содержание учебной темы

Что стало бы с музыкой,

если бы не было литературы.

9




Что стало бы с литературой,

если бы не было музыки.

7




Можем ли мы увидеть музыку.

10




Можем ли мы услышать живопись.

9






Приложение к рабочей программе:

  • Дидактическое обеспечение для промежуточного контроля.

  • Дидактическое приложение итогового контроля.

  • Перечень тем рефератов, проектов и т.д.

  • Разработки нестандартных форм уроков с применением интерактивных методов обучения.

  • Данные материалы находятся в кабинете.


Перечень рекомендуемой литературы:

  1. Программы общеобразовательных учебных заведений. Музыка. Под руководством Д. Б. Кабалевского. 1- 8 классы.- М.: Просвещение, 2006.

  2. В. В. Программы общеобразовательных учебных заведений.

  3. Алеев, Т. И. Науменко. Музыка. 5класс. - М.; Дрофа, 2006.

Методическая литература:

  1. Музыка в 4-7 классах. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1986.

  2. Музыка в школе. - Воронеж, 2000.

  3. Музыка. 5, 6, 7, 8 классы. Поурочные планы по программе Алеев В.В., Науменко Т.И. под ред.В.М. Самигулиной .- Волгоград. Учитель, 2006.

  4. Музыка. 6 класс. Поурочные планы по программе Алеев В.В., Науменко Т.И. Под ред. О. П. Власенко. - Волгоград. Учитель, 2006.

  5. Т. А. Затямина. Современный урок музыки. Учебно-методическое пособие.- М.: Глобус, 2007.



Рабочая программа учебного курса «Музыка» 6 класс.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (примерных программ общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 6 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:

  • характерные особенности духовной музыки (истоки духовной музыки; жанры духовной музыки: знаменный распев, молитва; жанр молитвы в музыке современных композиторов);

  • особенности русского музыкального фольклора (проекты по темам: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен»);

  • современная музыка XX века (образы природы в музыке композиторов XX века; музыка современности; интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах)

  • мастерство исполнителя (на примере творчества Рахманинова С.В., Скрябина А.Н., Шаляпина Ф.И., Собинова Л.В.).

  • стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.

В связи с освоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

  • духовная музыка (знаменный распев; произведения Рахманинова С.В., Чеснокова П.Г., Гаврилина В.);

  • современная музыка (Свиридов Г., Гаврилин В., Шнитке А., Журбина А.).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 час.

Цели и задачи: Целью уроков музыки в 6 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.

Тема первого полугодия «Преобразующая сила музыки» реализуется через мысль, что музыка воздействует на жизнь человека и в этом ее огромная сила. Дети должны осознать, что музыка – это отражение человеческих чувств и настроений, и воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, его отношение к жизни. Музыка оказывает влияние на всю деятельность человека, его отношение к миру, к людям, на его идейные и нравственные идеалы, на все его жизненное поведение.

Тема второго полугодия «В чем сила музыки» раскрывается через решение проблемы, в чем заключается способность музыки оказывать влияние на жизнь человека. Учащиеся должны понять, что сила воздействия музыки определяется двумя ее важными качествами: красотой и правдой. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.


Требования к уровню освоения: Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен», «Известные исполнители и исполнительские коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего» и т.д.

Требования к уровню освоения: Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Знать/понимать:

  • роль музыки в жизни общества;

  • воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;

  • жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • приемы развития образов музыкальных произведений;

  • характерные особенности духовной и современной музыки;

  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);


Уметь:

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.



Таблица соответствия часов рабочей учебной программы


№ п/п

Раздел курса

Кол-во часов

по Примерной программе

Кол-во часов по годам изучения

Итог

1

Преобразующая сила музыки

16

16


35

2

В чем сила музыки

19

19


Учебно-тематический план программы по музыке для 6 класса


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля




^ I четверть«Преобразующая сила музыки»

9 час.




1.

Музыка и настроение

1ч.




2.

Особенности музыкального стиля П.И. Чайковского и

Ф. Шопена

1ч.




3.

Тема счастья в музыке П.И. Чайковского

1ч.




4.

Сила русской народной песни

1ч.

Защита проектов

5.

Песни в борьбе за мир

1ч.




6.

Героическая музыка Л. Бетховена

1ч.




7.

Сила музыки И.С. Баха

1ч.




8.

Особенности полифонии и гомофонии

1ч.




9.

«Преобразующая сила музыки»

1ч.

Фронтальный опрос оценивание певческих умений учащихся.




^ II четверть «Преобразующая сила музыки»

7 час.




10.

Истоки духовной музыки






11.

Образы русской духовной музыки






12.

Жанр молитвы в музыке русских композиторов






13.

Истоки русской песенности






14.

Мятежный дух музыки Скрябина






15.

Сатира в музыке






16.

Музыка Рождества









^ III четверть«В чем сила музыки»







17.

Красота и правда жизни






18.

Сила музыки И.С. Баха



Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха

19.

Юмор в жизни и музыке






20-21

Свет музыки В.А. Моцарта



Музыкальная викторина по произведениям В.А.Моцарта

22-23

Музыка природы






24

Образы природы в музыке композиторов XX века






25

Музыка современности – энергия жизни






26-27

«В чем сила музыки»



Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся




^ Ivчетверть «В чем сила музыки»







28.

Роль изобразительности в музыке






29.

Мастерство исполнителя






30.

Сила музыки П.И. Чайковского






31.

Музыка – гимн жизни






32.

Военная тематика в музыке



Проектные задания «Истории военных песен»

33.

Воплощение русских обрядов в музыке






34.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах






35.

«В чем сила музыки»




Фронтальный опрос по теме.

Оценивание певческих умений учащихся




^ За учебный год:

35 часов



  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconПрограмма учебного курса химии 9 класса
Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основании государственной программы...
Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету "Музыка"
Рабочая программа по учебному предмету “Музыка” составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. I viii классы....
Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconРабочая программа учебного предмета «музыка»

Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 6 класса 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconГузаерова Венера Агелтдиновна учитель географии С. Ябалаково 2012 пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе
Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «алгебра и начала анализа» в 11 классе (Профильный уровень) пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...
Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconРабочая программа по учебному курсу «Алгебра» 9 класс Базовый уровень к учебнику Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. и др
Рабочая программа учебного курса по математике составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего...
Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconНовышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного стандарта начального образования по искусству. Рабочая...
Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconРабочая программа по обществознанию для 10-го класса (базовый уровень) Составила
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 10 класса разработана на основе
Рабочая программа учебного курса «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «Математика»
М.: Просвещение, 2009) и авторской программы курса «Математика»для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений Истоминой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы