Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой icon

Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой



НазваниеПрограмма для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой
Дата конвертации08.10.2012
Размер87.4 Kb.
ТипПрограмма
источник


МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Каменка Турковского района Саратовской области


Методическая разработка урока по биологии в 7 классе по теме:


« Высшие, или Плацентарные, Звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные»


Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой


Автор работы:

Денисова Валентина

Дмитриевна

учитель биологии


Цель урока:

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами критического мышления.

^ Задачи урока:

Образовательная: сформировать знания о многообразии млекопитающих; раскрыть биологические особенности представителей отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные; углубить знания учащихся о классификации животных.


Развивающая: продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения познавательных задач.


Воспитательная: создать условия для увлечённого учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.


^ Методы обучения: проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, беседа, исследовательский.


Методические приёмы: приём опережающего домашнего задания, приём создания проблемных ситуаций, программированный контроль, демонстрация.


^ На доске цитата: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

(Китайская притча)


Оборудование:

Таблицы «Насекомоядные», «Пушные грызуны и зайцеобразные», «Рукокрылые», компьютер, диск с презентациями.


^ Подготовительный этап урока.

Класс делится на 2 группы по 3 человека для работы во время урока над учебным материалом. Подготовка презентации по результатам выполнения группового проекта во внеурочное время.


^ Ход урока:

I .Организация начала урока.

II. Сообщение темы урока, цели, задачи урока и мотивация учебной деятельности.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что «…накопление знаний подобно росту дерева…», и высказывает надежду, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительной группе животных—млекопитающих.

Урок начинается с формулирования самими учащимися целей занятия и их корректировки учителем ( слайд №1).

^ III. Актуализация знаний учащихся.

Задание 1. Индивидуальная работа с карточкой (на магнитной доске). Продолжите работу над схемой:












































Таблички: тип Хордовые, класс Млекопитающие, подкласс Первозвери, подкласс Звери, Яйцекладущие, Сумчатые(Низшие), Плацентарные (Высшие).

Задание2.

На экран проецируется слайд №2.

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

Задание3. Слайд №3 Определите, к каким подклассам относятся изображённые на рисунке животные? Назовите их.

Поставьте номера соответствующих характеристик.

Подкласс:_________________________

Подкласс:___________________________



  1. В плечевом поясе сохранились вороньи кости.

  2. Плацента развита плохо.

  3. Рождают живых детёнышей, дальнейшее развитие которых происходит в сумке.

  4. Млечные железы примитивные, трубчатые, не имеющие сосков.

  5. Яйцекладущие животные.

  6. Имеется выводковая сумка, в которую открываются соски млечных желёз.

  7. Однопроходные животные: имеется клоака, в которую открываются мочеточники и протоки половых желёз.

  8. Молоко впрыскивается специальной мышцей в рот детёныша.

Ответ: (Первозвери—1,4,5,7;Сумчатые: 2,3,6,8).

^ IV.Восприятие и осознание нового материала.

Учитель обращается к учащимся с вопросом: почему Высшие, или Плацентарные, животные являются более высокоорганизованными по сравнению с Низшими млекопитающими? ( предполагаемый ответ: всегда развивается плацента, хорошо развита кора полушарий переднего мозга, выводковых сумок нет, соски млечных желез хорошо развиты, детёныши сами сосут молоко, температура тела высокая и постоянная).

^ 1. Основные признаки отряда Насекомоядные.

Учитель: к отряду Насекомоядные относится 370 видов. У нас в стране распространены ежи, кроты, землеройки. На заболоченных участках в Центральной России обитает редкий зверёк— русская выхухоль. Это настоящее «живое ископаемое». Оно появилось 30 млн.лет назад, когда по земле бродили гигантские ящеры и мамонты. Все эти животные давно вымерли, а выхухоль дожила до наших дней. Включена в Красную книгу России.

Учитель предлагает обратить внимание учащихся на таблицу «Насекомоядные» и назвать характерные особенности организации животных этого отряда. (Предполагаемый ответ: мелкие размеры, мордочка вытянута, маленькие глаза, ушные раковины небольшие, ноги короткие, питаются насекомыми).Далее учитель дополняет ответы учащихся и предлагает решить познавательную задачу. (Слайд №4).Ответ: потеря тепла происходит с поверхности. Запас тепла в теле пропорционален объёму тела. Малые организмы менее экономичны в сохранении тепла, чем крупные. Они очень проворны, быстро бегают, обмен веществ происходит интенсивно, поэтому они много едят.

Значение Насекомоядных в природе:

-- уничтожают большое количество насекомых-вредителей, вредных грызунов;

-- кроты, землеройки участвуют в рыхлении почвы, обогащают её кислородом, органическими и минеральными веществами.

^ 2.Отряд Рукокрылые, или Летучие мыши.

Учитель знакомит с основными признаками отряда( способность к полёту, наличие крыльев) и отмечает, что у многих людей летучие мыши не вызывают приятных эмоций, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.

Далее учитель просит одного из учеников показать слайды презентации (с комментариями) по результатам выполнения группового проекта.(см. слайды проекта № 1- 11).

^ 3. Отряд Грызуны и Зайцеобразные. Работа в группах с источниками информации и средствами наглядности.

Школьники изучают источники информации и обобщают её в виде таблицы. (Слайд№5)

^ Задания группам:

I группа. 1. Заполните таблицу:


Представители грызунов

Признаки отряда

Значение в природе и жизни человека




















2.. Ответьте на вопрос: какие биологические особенности позволили грызунам широко распространиться на Земле, заселить разнообразные места обитания?

3. Какие представители из отряда Грызунов внесены в Красную книгу Саратовской области.

Литература:

1.В.М. Константинов, и др. Биология 7 кл, стр. 263

2. В.А. Бабенкова и др. Удивительное в жизни животных, стр.324

3. Красная книга Саратовской области, стр.481


II группа. 1. Заполните таблицу:


Представители зайцеобразных


Признаки отряда

Значение в природе и жизни человека




















2.Ответьте на вопрос: Каким образом человек мог вывести различные породы кроликов?

3. Какие представители из отряда Зайцеобразные внесены в Красную книгу Саратовской области?

Литература:

1.В.М. Константинов и др.Биология 7 кл, стр. 264

2.П.Р. Ляхов. Я познаю мир, стр.347

3. Красная книга Саратовской области, стр.479

^ 4. Информационный блок.

Представители от каждой группы объясняют свой вопрос, остальные делают записи в тетради.

5. Отряд Хищные. ( Слайд № 6)

Учитель знакомит с общей характеристикой отряда Хищные. В беседе выясняется, что на основании общих признаков столь разнообразных по внешнему виду животных объединяют в один отряд Хищные.( Питание животной пищей, дифференцированные зубы, хищные зубы, хорошее развитие полушарий переднего мозга и др.)

^ 6.Сообщения учащихся о семействах Волчьи, Кошачьи, Медведи, Куньи.

В ходе прослушивания сообщений учащиеся должны записать в тетради названия животных, о которых будет идти речь, и распределить их по семействам. (слайд №7 )

^ 7. Проверка выполнения задания по распределению отряда Хищные по семействам. (Слайд№8)

Семейство Волчьи:1-лисица, 4-собака, 6-волк, 7-шакал,14-песец.

^ Семейство Кошачьи:3-кошка,8-тигр, 13-рысь, 15-гепард,16-леопард,17-лев.

Семейство Медведи: 5-белый медведь, 9-бурый медведь.

Семейство Куньи: 2-соболь,10-куница,11-выдра, 12-горностай, 18-норка.

^ 8.Роль Хищных. Работа в группах. Фронтальная беседа. ( Предполагаемый ответ:

- хищные звери регулируют численность других животных;

- жертвами хищных млекопитающих становятся ослабленные и больные животные, т.е. они предотвращают вспышки эпидемий;

- некоторых хищных разводят на зверофермах: песцов, лисиц;

-охотничье- промысловое значение: соболь, песец, лисица.)

^ 9.Учитель: среди хищных животных у вас, ребята, конечно есть любимцы! (дети высказываются). (Слайд №9)

Черты характера и чувства человека часто сравнивают с животными (учащиеся находят соответствие):

-- смелый, как ( лев);

-- трудолюбив, как (крот);

-- хитрый, как (лиса);

-- труслив, как (заяц);

-- слабый, как (мышонок);

-- хозяйственный, как (белка);

-- тихий, как (мышь).

^ V. Осмысление и запоминание нового материала.

1. Задание: Определить систематическое положение лисицы обыкновенной (на магнитной доске).

Империя – Клеточные

Надцарство – Эукариоты

Царство – Животные

Подцарство – Многоклеточные

Тип – Хордовые

Класс – Млекопитающие

Отряд – Хищные

Семейство – Волчьи

Род – Лисица

Вид – Лисица обыкновенная

^ 2. Задание в парах постоянного состава по определению систематического родства:

А. Куница лесная и инфузория балантидий (родство на уровне царства Животные).

Б. Куница лесная и пчела медоносная (родство на уровне подцарства Многоклеточные животные).

В. Куница лесная и ланцетник обыкновенный ( родство на уровне типа Хордовых).

Г. Куница лесная и жаворонок степной (родство на уровне подтипа Черепные).

Д. Куница лесная и выхухоль русская (родство на уровне подкласса Плацентарные).

Е. Куница лесная и кот степной (родство на уровне отряда Хищные).

З. Куница лесная и ехидна чёрная ( родство на уровне класса Млекопитающие).

^ 3.Демонстрация видеосюжета из жизни животных.

Учащиеся определяют, какие особенности иллюстрирует эта зарисовка(ёж, бобр, лев, песец)

VI. Заключение урока.

Обращение учителя к классу: нетрудно себе представить, что человек не царь, повелитель, преобразователь природы, а часть её. И жить надо по принципу «Не навреди!» Тратьте большую часть своих физических и умственных усилий на сохранение и воспроизводство, а не на уничтожение и употребление.

VII. Домашнее задание.

1. п.55

2.Составить цепи питания с использованием животных, изученных на уроке.

3.Составить кроссворд по теме «Млекопитающие» (по желанию).




Похожие:

Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconМетодические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconМетодические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconМетодические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconРабочая программа по биологии ( 7-9 класс; 2 часа в неделю) Составитель: Клейн Екатерина Сергеевна
Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5 -11 классы: программы...
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconУчебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред проф. И. Н. Пономаревой. 3-е изд., перераб. М вентана-Граф, 2007
Рабочая программа предназначена для учащихся вечерних школ с заочной формой обучения
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconПрограмма для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2010
Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева....
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconРабочая программа по общей биологии Рассчитана для учащихся
Составители программы: И. Н. Пономарева, Л. П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова, В. С. Кучменко. Под редакцией проф. И....
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconI. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством...
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2011-2012 учебный год Учитель химии и биологии
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой iconОбразовательная программа по разделу "растения" Автор: Маслак Екатерина Николаевна
И. Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г стр. 57-108),...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы