Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего icon

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего



НазваниеСоветы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего
Дата конвертации02.01.2014
Размер89.18 Kb.
ТипДокументы
источник

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)


Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.


Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.


^ Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.


^ Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.


^ Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.


^ Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”


^ Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.


^ Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


^

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе


Какие родители не хотели бы, чтобы их ребенок любил учиться? Но на деле такое случается редко. Большинство детей не любят ходить в школу и делать домашние задания. Что уж говорить дополнительной познавательной активности… Но все же можно помочь ребенку полюбить такое нелегкое дело, как учеба. Для каждого возраста (младшие, средние и старшие школьники) система мотивации должна быть своя.
^

Младшие классы


  1. Создать ощущение безопасности. Дети, когда в первый раз идут в школу, не знают, что их там ждет. А как известно, все незнакомое пугает. Поэтому заранее расскажите ребенку о правилах поведения в школе: как выйти из класса, если захотелось в туалет, можно ли отвлекаться на уроках, если стало скучно и т.д. Полезным будет поиграть с ребенком в школу, репетируя некоторые ситуации.

  2. Развивайте в ребенке любознательность. Каждый день учить буквы и рисовать в прописи крючочки – не самые интересные занятия. Поэтому объясните ребенку, что дальше будет интереснее и между делом дома или при прогулке на улице рассказывайте какие-нибудь интересные факты из истории или мира природы, чтобы ребенок мог ими увлечься.

  3. Хвалите за достижения. Старайтесь не указывать на ошибки, а подчеркивайте то, что у ребенка хорошо получается. Если вы будете ругать ребенка за ошибки, то интерес к учебе у него точно пропадет.
^

Средние классы


  1. Помогите спланировать время. При переходе из младшей школы в среднюю меняется вся структура учебы: учителей, предметов и заданий становится больше, а учиться – сложнее. Поэтому важно помочь ребенку справиться с напряжением. Составьте вместе режим: ставьте напоминания в телефон, заведите специальный календарь, на котором будете делать отметки, выделите специальное время для занятий и для отдыха. И пусть ведущую роль в этом будет играть ребенок, а вы только помогайте.

  2. Ослабьте контроль. Если в младшей школе вы все время делали с ребенком домашние задания или хотя бы регулярно их проверяли, то в средней школе постепенно оставляйте задания непроверенными. Важно, чтобы ребенок начал учиться не для вас, а для себя. Дайте ему понять, что хорошие оценки нужны ему, а не вам.

  3. Поднимите самооценку. Низкая самооценка – это одна из причин плохой успеваемости. Поэтому поддерживайте ребенка, настраивайте его на позитивный лад и позволяйте действовать самостоятельно.
^

Старшие классы


  1. Удача – результат собственных усилий. Важно, чтобы ребенок понимал, что его успехи и неудачи зависят от него самого, а не от учителей, везения или воли случая. Ребенку нужно научиться признавать свои ошибки и гордиться своим достижениями и талантом.

  2. Не бояться экзаменов. По сути, выпускные экзамены в школе – это первое серьезное испытание для ребенка. А родители только могут усугубить положение, делая все время акцент на результате экзаменов (ты должен сдать хорошо, а то не поступишь и т.д.). Не забывайте интересоваться чувствами ребенка и помогите снизить его тревожность. Расскажите, как сами сдавали экзамены.

  3. Помогите ребенку познать себя. В подростковом возрасте дети часто пускаются в крайности: зубрят до потери пульса или напротив днями напролет ничего не делают. Родителям в этот момент важно поддержать ребенка и помочь ему разобраться в себе. Помогите понять ребенку, как лучше усваивается информация: на слух или зрительно, легче учить большими объемами или постепенно и понемногу. Кроме этого помогите определиться с выбором института, а соответственно и специальности. Но не решайте за ребенка и не навязывайте свое мнение. Это решение должен принять он сам.

^ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ.

(Умение читать имеет большое значение для успешного обучения. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее прочитать). Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

  1. Очень важно, чтобы родители следили за подбором книг для чтения. Некоторые родители думают, что любое чтение полезно, а другие, что за чтением должны следить учитель, библиотекарь, но не они. Да, они за этим следят, но не всегда могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Для каждого возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям» (в библиотеках).

  2. Должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что они не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят за развитием сюжета. Такое чтение вырабатывает привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, рассуждение автора.

  3. Надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, о природе… Но в то же время надо и учитывать индивидуальные интересы детей (приключенческая литература).

  4. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе (на уроках естествознан6ия, истории).

  5. Необходимо упражнять ребенка в чтении вслух, чтобы можно было контролировать правильность чтения.

  6. Книги на первых порах должны быть с яркими картинками, небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Если затрудняетесь в выборе книги, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.

  7. В воспитании любви к книге могут сыграть положительную роль и внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с друзьями – все это вызывает у детей интерес к книге.

  8. Можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.

  9. Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.

  10. Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей. Помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Продолжительность чтения – не больше 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

  11. Нужно воспитывать культуру общения с книгой. Надо приучить детей беречь книги. Необходимо соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки, свет от нее не должен попадать в глаза, а на поверхность стола, где лежит книга.



^ Памятка для родителей «Как помочь ребенку учиться»

(материалы работы творческой группы по теме: «формирование мотивации к обучению»).


I. Помните, что задача родителей заключается не только в том, чтобы накормить и одеть ребенка.

II. Тот, кто пасует перед трудностями, никогда не победит.

- Ваш долг, будучи родителями, дать понять детям, что их будущее зависит от того, что и как они делают сейчас.

- Для родителей важно настойчиво требовать от своих детей того, чтобы они выполняли предписанные им дела вовремя и должным образом.

- Помните: если ребенок обходит стороной ответственность с самого начала своей жизни, это становится естественной реакцией на препятствия в будущем.

III. ^ Значимость развития у детей положительной самооценки.

- Первое, что вы можете сделать для своих детей – это сказать, что вы их любите. Если родители не могут выражать положительного отношения в общении со своими детьми, их дети вырастут, обладая низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

- Родители могут и должны помочь почувствовать своим детям, каково это гордиться своими собственными достижениями и оставаться сильными и уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.

- Поддерживайте своих детей в любой момент, когда вы им понадобитесь. Но дайте возможность им допускать ошибки и не вмешивайтесь до тех пор, пока эти ошибки незначительны. Разум наиболее поддается обучению, когда вокруг создана атмосфера, благоприятствующая принятию разумных рисков.

^ IV. Мотивация – залог успеха вашего ребенка в обучении.

- Закупите для дома различную литературу. На ребенка оказывает воздействие все, что его окружает. Читайте ему каждый день. Читайте сами. Когда дети в раннем возрасте видят своих родителей за чтением, это производит на них впечатление.

- Поддержите ребенка в его стремлении определиться с собственными интересами. Например, если ваш сын очень любит животных, купите ему образовательные книги, журналы о животном мире, покажите сайты в Интернете, на которых представлена информация о животных. Проявление заинтересованности в том, чем занимается ваш ребенок, уже само по себе является мотивирующим фактором.

- Играйте с ребенком в различные развивающие игры.

- С самого начала, когда ребенок пойдет в школу, убедитесь, что он собран. Собранность в школьных делах способствует должному развитию мозга.

- Отмечайте достижения ребенка. Поощряйте своего ребенка за большие и маленькие достижения, будь то прочтение книги или завершение важного школьного задания.

- Воспринимайте любое повседневное событие как возможность научиться чему-то новому. Постоянно задавайте вопросы своему ребенку и проводите различные аналогии, чтобы расширять его знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.

Будучи примерами для подражания, родители несут ответственность за создание атмосферы, которая способствовала бы заинтересованности их ребенка в процессе обучения.




Похожие:

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconДля вас, родители! Психотерапия неуспеваемости правило первое
Правило первое: не бей лежачего. "Двойка" достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconПричины возникновения неуспеваемости школьников
Картина неуспеваемости в школе очень разнообразна. Однако, несмотря на это, имеются определенные типы неуспеваемости. Как правило,...
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconПравила для родителей
Не бей лежачего. «Плохая отметка» достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний...
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconСоветы родителям первоклассников
Во время записи в 1-ый класс желательно присутствие ребенка. Первое знакомство с будущим первоклассником поможет определить его мотивацию...
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconСоветы родителям Содержание страницы
Во время записи в 1-ый класс желательно присутствие ребенка. Первое знакомство с будущим первоклассником поможет определить его мотивацию...
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconРебёнок идёт в детский сад
Советы молодым родителям, которые помогут вашему малышу справиться в первое время с расставанием с любимыми мамой и папой и с привычной...
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconПодростковый кризис советы родителям Советы родителям Кто предупрежден – тот вооружен
В первую очередь важно заранее постепенно подготавливать ребенка к изменениям, которые произойдут в его организме в переходном возрасте,...
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconПсихотерапия неуспеваемости Десять правил повышения успеваемости Вашего ребенка
Двойка достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома...
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconСоветы родителям первоклассников правило 1
Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год...
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной) Правило первое: не бей лежачего iconПолезные советы родителям школьников. Правило Нагрузка
Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы