Исследование по русскому языку в 8 классе icon

Исследование по русскому языку в 8 классе



НазваниеИсследование по русскому языку в 8 классе
Дудукалова Елена Анатольевна
Дата конвертации20.11.2013
Размер127.47 Kb.
ТипИсследование
источник


Управление образования администрации муниципального образования город Новотроицк



ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Урок-исследование по русскому языку в 8 классе






Автор

Дудукалова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного автономного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа № 22"




г. Новотроицк

2012

^ Краткая аннотация урока


Актуальность

Современному обществу требуются инициативные, творчески мыслящие люди, способные актуализировать свои потенциальные возможности и прогрессивно преобразовывать это общество. Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению самостоятельности школьников способствует использование в учебно-познавательном процессе проектно-исследовательской деятельности.


^ Научная основа

Урок "Виды обстоятельств" входит в систему уроков по изучению синтаксиса простого предложения в 8 классе. На уроке используется метод исследования. Научной основой при подготовке к уроку послужили идеи Абрамовой С.В. "Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку".


^ Инновационная направленность

Использование проектно-исследовательской деятельности в системе моей работы с целью повышения уровня самостоятельности и творческой активности учащихся.


^ Краткая аннотация

Содержание урока-исследования "Виды обстоятельств" включено в обязательный программный минимум по русскому языку в 8 классе. На уроке используются такие формы и методы работы, как:

- исследовательская деятельность;

- поисковый метод;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, групповая работа на уроке, индивидуальная;

- творческая работа.

Использование на уроке исследовательских, поисковых методов обучения предполагает активное развитие у школьников творческой самостоятельности, логических умений и мыслительных операций, воспитывает любовь к родному языку.


Степень распространенности

Урок-исследование "Виды обстоятельств" по русскому языку был показан в качестве открытого урока на методическом заседании учителей гуманитарного цикла.


Тема: "Виды обстоятельств"

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;

2. Развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;

3. Воспитывать самостоятельно мыслящую личность.


Формы и методы: самостоятельная работа в группах, самостоятельная исследовательская

- работа в парах, работа с учебником, индивидуальная работа;

- частично поисковый метод, анализ языкового материала;

- выступление-представление по теме урока, творческая работа.


Оборудование: оформленная доска, карточки для самостоятельной работы в парах, ответы для самопроверки (на компьютере).


Ход:

I. Организационный момент

Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал.


^ II. Домашнее задание

- записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения.

(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.)


1 ряд: найти определение в предложении "Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки"

- укажите в данном предложении орфограммы-согласные.


2 ряд: найти дополнение в предложении "Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки"

- объясните постановку запятых в предложении.


3 ряд: найти обстоятельство в предложении "Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками"

- назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков.


II. Работа по теме "Виды обстоятельств"


1. Актуализация знаний


- ? Какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению?

- ! Определите значение обстоятельств в третьем предложении!

- ? Как вы это сделали?

- ? Только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? Существуют ли другие виды обстоятельств по значению?


^ 2. Цели и задачи урока

Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. (Записываем тему урока.) Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.


^ 3. Изучение нового материала

Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.

Для сильных учеников

Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.

1. Лошади бежали дружно.

2. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

3. Сегодня ты пришёл рано.

4. По неосторожности я уронил книжку.

5. Мы пришли вам помочь.

6. Смотрела она, не мигая.

7. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

8. На другой день проснулся я с головной болью.

9. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

10. Недавно нас уже звали на помощь.


В ходе исследования заполните следующую таблицу


Виды обстоятельств



















Вопросы
















Примеры
















Какой частью речи выражены





Для средних учеников

В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.

I. 1. Лошади бежали дружно.

2. Смотрела она, не мигая.

II. 1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III. 1. Сегодня ты пришёл рано.

2. На другой день проснулся я с головной болью.

IV. 1. По неосторожности я уронил книжку.

2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V. 1. Мы пришли вам помочь.

2. Недавно нас уже звали на помощь.


В ходе исследования заполните следующую таблицу


Виды обстоятельств

 
















Вопросы
















Примеры
















Какой частью речи выражены





Для слабых учеников

В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.

I. 1. Лошади бежали дружно.

2. Смотрела она, не мигая.

II. 1. В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.

2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

III. 1 Сегодня ты пришёл рано.

2. На другой день проснулся я с головной болью.

IV. 1. По неосторожности я уронил книжку.

2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V. 1. Мы пришли вам помочь.

2. Недавно нас уже звали на помощь.


В ходе исследования заполните следующую таблицу


Виды обстоятельств

 

Время

Образ действия

Место

Причина

Цель

Вопросы

 

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Какой частью речи выражены

 


По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства.


После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля


Виды обстоятельств

 

Время

Образ действия

Место

Причина

Цель

Вопросы

Когда?

Как долго?

Как?

Каким образом?

Где?

Куда? Откуда?

Почему?

По какой причине?

Зачем?

С какой целью?

Примеры

Сегодня ты пришёл рано.

Смотрела она, не мигая.

Заливаются на деревьях певчие дрозды.

^ По неосторожности я уронил книжку.

Мы пришли вам помочь.

Какой частью речи выражены

Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания


^ Какие возникли вопросы?


III. Закрепление

Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями.


1. Выписать из теста все обстоятельства, определить их виды по значению.

^ Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).

Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).


- взаимопроверка, оценивание;

- комментирование ответов.


2. Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону.

(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.

- слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ


IV. Контроль Тест-пятиминутка

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение, б) дополнение, в) обстоятельство, г) подлежащее.


2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении?

"К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением?"

а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением


3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении

"От жары и духоты книзу клонятся цветы":

а) место, б) время, в) образ действия, г) причина.


4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении

"Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться":

а) цель, б) время, в) образ действия, г) причина.


5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении

"Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней":

а) цель, б) место, в) образ действия, г) причина.


6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?

а) обратно опечалился б) опять приехал


V. Итог

- Какой член предложения мы называем обстоятельством?

- Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?

- С какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?

- На какие вопросы они отвечают?

Оценки за урок


VI. Домашнее задание

- п. 178;

- на выбор:

а) упр. 167: подчеркните обстоятельства в предложениях, укажите их вид и чем они выражены;

б) составить свой рассказ с использованием разных видов обстоятельств.





Похожие:

Исследование по русскому языку в 8 классе iconКонтрольно-измерительные материалы для подготовки к гиа по русскому языку в 9 классе Пояснительная записка
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей
Исследование по русскому языку в 8 классе iconДиагностические контрольные работы
Диагностические контрольные работы были проведены в форме тестирования в 4 классе по математике и русскому языку; в 9 классе – по...
Исследование по русскому языку в 8 классе iconРабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений...
Исследование по русскому языку в 8 классе iconАнализ пробных экзаменов по русскому языку и математике в 9,11 классе проведенных в апреле 2013 г в мобу «Боевогорская сош»
«О проведении регионального пробного единого государственного экзамена по русскому языку и математике в 2013 году», приказов школы...
Исследование по русскому языку в 8 классе iconТематическое планирование учебного материала по русскому языку в 6 классе
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Русский язык – один из богатейших в мире
Исследование по русскому языку в 8 классе iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Примерной программы основного образования...
Исследование по русскому языку в 8 классе iconИсследование проводится с целью оценки качества подготовки обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений по математике, русскому языку и физике
Исследование проводится по инструментарию, разработанному специалистами гбоу дпо со «иро»
Исследование по русскому языку в 8 классе iconИсследование по русскому языку в 3 классе. Тема: Приставка, её роль в слове. Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами
Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс, приставка, окончание)
Исследование по русскому языку в 8 классе iconТематическое планирование по русскому языку в 7 классе № Тема, раздел Количество часов
Календарно- тематическое планирование уроков по русскому языку в 7 классе по программе Ладыженской Т. А.(170 часов)
Исследование по русскому языку в 8 классе iconСправка по итогам мониторинга (муниципального) по русскому языку и математике
По плану уо в моу-сош с. Любимово 22 апреля проведены мониторинговые исследования в качестве образования в 9 классе по русскому языку...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы