Из опыта работы учителя Селивановой Н. С
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С icon

Из опыта работы учителя Селивановой Н. С



НазваниеИз опыта работы учителя Селивановой Н. С
Дата конвертации09.10.2012
Размер166.58 Kb.
ТипДокументы
источник



"Поиск методических средств, способствующих развитию личности глухого ребенка, в процессе преподавания литературы в старших классах".


(Из опыта работы учителя Селивановой Н.С.)


"В руках сурдопедагогов находится мощное средство повышения качества учебно – воспитательного процесса, каким … является развитие детей в процессе их обучения и воспитания." (Зыков С.А.)

В настоящее время совершенствование системы обучения детей с недостатками слуха осуществляется на принципах всемерной гуманизации, демократизации образования, дифференцированного подхода к развивающему обучению и воспитанию учащихся. Учитывая особенности психического развития данного контингента, реализуя во всех компонентах учебно – воспитательного процесса принцип коррекционной направленности, специальная школа ставит задачей приблизить уровень развития своих воспитанников к развитию слышащих детей, создать все условия для наиболее полной их социальной и трудовой адаптации в обществе.

Личностью является человек, имеющий активную жизненную позицию, к которой он пришел в результате большой сознательной работы. Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личность (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает.

Каждый человек как личность обладает устойчивыми психическими свойствами, которые возникают из психических процессов и состояний, многократно пережитых человеком. Взаимосвязанные психические свойства образуют структуру личности, включающую следующие элементы:

  1. Направленность (жизненная позиция).

  2. Способности (возможности в усвоении знаний).

  3. Темперамент (быстрота и сила протекания психических процессов).

  4. Характер (индивидуальное лицо личности).

Психические свойства личности влияют на все психические процессы и действия человека, которые приобретают индивидуальное своеобразие, характерное для каждой личности.

В структуру личности входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конституции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояние органов чувств и речи к моменту рождения) – основа для формирования психики. Но эти факторы не влияют на поведение личности непосредственно, а только через конкретные социальные отношения, в которых она развивается.

Развитие личности происходит в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Противоречия разрешаются посредством деятельности, которая приводит к образованию новых свойств и качеств личности. Личность формируется и проявляет себя в деятельности (активности субъекта, направленной на достижение определенной цели).

Рассматривается один из видов деятельности – учение (сознательная деятельность человека, направленная на усвоение ЗУН, накопленных человечеством и необходимых для продуктивного труда).

Структура деятельности:

  • направленность на достижение определенных целей (результата), которая организует поведение личности;

  • мотивация (побуждение к достижению целей;

  • способы выполнения (особая роль принадлежит самостоятельности и творческому отношению к процессу деятельности);

  • эмоциональное отношение к процессу и результату (переживание успеха и неудачи; внимание, волевое напряжение, мыслительные процессы и т.д.)

Деятельность состоит из отдельных действий, связанных между собой. И хотя каждое действие имеет свою частную цель, свой способ выполнения и мотив, в конечном итоге все действия подчинены общей цели деятельности и общим ее мотивам.

Учение как деятельность преследует несколько задач:

  1. Сознательное и глубокое усвоение сложной системы научных знаний о природе и обществе.

  2. Приобретение жизненно ценных умений и навыков, из которых важнейшими являются умения самостоятельно пользоваться усвоенными знаниями, самостоятельно мыслить.

  3. Развитие активности в усвоении ЗУН.

В рамках учебной деятельности возникают новые ее виды, перестраиваются психические процессы. Деятельность осваивается не как совокупность приемов, а как целостное образование. Учащиеся с самого начала включаются с помощью учителя в осуществление осваиваемой деятельности через общение и сотрудничество.

^ Усвоение знаний начинается с восприятия (целенаправленность, четкость, осмысленность, связь с ранее изученным материалом важны на данном этапе). Осуществляется процесс воздействия на разные органы чувств.

^ Второй этап – мысленная отработка учебного материала и его систематизация. Чем активнее деятельность мышления, чем разнообразнее логические операции, которыми учащиеся пользуются при осмыслении учебного материала, тем полнее и глубже его усвоение. Важен подбор и система реализации методических приемов.

^ Третий этап – применение знаний (начиная с процесса приобретения).

Четвертый – закрепление в памяти (в процессе применения). Акцент делается на произвольное и непроизвольное запоминание. Важно не закреплять старую роль ученика, полученную в начальной школе, а расширять его учебные возможности (способность самооценки результатов своего учебного труда, умения оценивать и осознавать различные способы выполненной работы другими учащимися, а также участвовать в совместной работе). Важное значение приобретают внешние мотивы - собственное развитие в процессе обучения.

Совершенствование педагогического процесса применительно к каждому учебному предмету включает его оптимизацию, которая предусматривает максимально полную мобилизацию всех возможностей существующей дидактической системы. В основу этого процесса положены следующие принципы:

  1. Совершенствование школьного обучения основывается на всестороннем развитии ребенка. Л.С. Выготский в решении проблемы развития аномального ребенка видел не только "… условие успешного обучения, но и возможность компенсации дефекта". При интенсификации учебно – воспитательного процесса развитие не сводится к получению школьниками предметных знаний, умений, навыков. Задача состоит в развитии личности ребенка, его сознания в процессе учебной деятельности, в формировании у него желания и умения учиться. Интенсивное продвижение учащихся в общем развитии создает предпосылки для более значительного по сравнению с типовым содержанием обучения расширения и углубления сообщаемых знаний.

  2. Усиленное речевое развитие, которое выступает и в качестве цели обучения.

Активизация речевой деятельности учащихся способствует повышению уровня образования. Реализация в учебно – воспитательном процессе единого подхода к развитию речи детей с недостатками слуха, усиление коммуникативной направленности в обучении словесной речи в сочетании с наиболее полной реализацией выдвинутого ранее структурно – семантического подхода к обучению языку способствует повышению эффективности работы по данному разделу обучения.

  1. Интенсификация учебно – воспитательного процесса предполагает широкую

опору на наглядно – практическую, предметно – практическую деятельность школьников не только в младших, но в средних и старших классах.

  1. Целенаправленное формирование умственных действий. Обучение приемам

сравнения, обобщения и т.п., планированию деятельности.

  1. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей, обеспечивающая

повторение и углубление знаний, способствующая использованию одних знаний при изучении других, позволяющая создать интегрированную систему обучения языку, формирования различных навыков и развития умственных действий и операций.

  1. Создание оптимальных условий для реализации дифференцированного и

индивидуального подхода к учащимся. При правильно организованном учебном процессе учитель обеспечивает полную занятость учащихся (каждого учащегося) в течение всего урока и максимальную активизацию его учебной деятельности, что определяет эффективность обучения и развития школьников.

  1. Важным принципом, преобразующим учебный процесс, способствующим

повышению качества обучения, формированию устной речи, является использование слухо – зрительного восприятия.

Разработанная в ходе педагогического исследования система развития нарушенной слуховой функции предполагает неразрывную связь развивающего слухового восприятия с расширением познавательной деятельности детей, усвоением речевого материала, формированием произносительной стороны речи.

  1. Использование элементов билингвистической системы обучения (словесно –

жестового двуязычия), позволяющей значительно увеличить объем учебной информации, степень ее понимания.

Накопленный в разных странах мира, в том числе и в России, опыт, которым сегодня располагает наука, дает основание утверждать, что билингвистическое обучение эффективно для многих глухих учащихся. Таким образом, подтверждается положение Л.С.Выготского, утверждающее, что "максимальное использование всех видов речи, доступных для глухонемого ребенка, - необходимое условие коренного улучшения обучения и воспитания глухонемых детей".

Мы рассмотрели основные направления совершенствования обучения детей с недостатками слуха, предлагаемые сурдопедагогикой и сурдопсихологией. Какие "новые технологии", способствующие стимулированию и корректировке развития учащихся нам предлагает общая психология?

В трудах Н.А. Менчинской и Д.Б. Богоявленского развита теория усвоения знаний, которая основывается на идее управления умением и включает в его целостный цикл восприятие, анализ – синтез, ассоциации, запоминание, понимание, применение. По мнению специалистов, большую ценность представляют исследования Н.А. Менчинской и З.И. Калмыковой, посвященные специфике обучения слабоуспевающих учащихся.

В.В. Давыдовым разработана теория применения содержательных обобщений в целях повышения результативности уроков, экономии времени и особенно усиления развивающего влияния обучения. В начале изучения темы ученикам сообщаются не факты, примеры, опытные данные, а некоторые обобщенные теоретические положения. Затем из них дедуктивно (от общего к частному) выводятся частные знания о явлениях предметного характера.

Б.Г. Ананьев обосновал подход к формированию личности, который требует сочетать в единстве познание, обобщение и труд. Интенсификация учебного процесса осуществляется за счет соединения обучения с трудом и организацией более демократичного общения учителей и учеников.

Н.Ф. Талызина и Т.А. Ильина внесли свой вклад в развитие теории и практики программированного обучения и алгоритмизации. Программирование способствует управлению процессом учебного познания. Учебный материал делится при этом на дозы, после изучения которых следует контроль, обратная связь, анализ. Лишь после усвоения предыдущей дозы ученик переходит к новому элементу содержания. Обучение школьников алгоритмам, четким программам действий по решению задач ускоряет процесс усвоения в первую очередь естественно – математических знаний, развивает учащихся.

Одним из эффективных оснований для интенсификации обучения, по мнению специалистов, может служить теория поэтапного формирования умственных действий (П.Л. Гальперин, Н.В. Талызина). В соответствии с этой теорией учебное познание должно проходить также следующие этапы: ознакомление с действием, формирование действия в материальном (материализованном) виде, формирование действия как внешнеречевого, во внутренней речи, переход его в глубокие свернутые процессы мышления. Ряд исследований убедительно свидетельствует об эффективности такого обучения, экономии времени, особенно при формировании умений и навыков.

При целостном, системном совершенствовании учебно – воспитательного процесса необходимо опираться на всю совокупность основных закономерностей и принципов его построения, которые выявлены в современной педагогике, психологии и школьной гигиене.

Итак, мы подошли к основному моменту – реализации принципов, способствующих построению учебно – воспитательного процесса "от ученика" под углом зрения задач и перспектив его развития на уроках литературы в старших классах для детей с недостатками слуха.

Изучение литературы как предмета предполагает ознакомление учащихся с содержанием, идейной направленностью художественных произведений, с основами литературоведения, а также развитием связной литературной речи учащихся. Уроки литературы призваны развивать у школьников умение осмысливать прочитанное, воспроизводить созданные писателем картины жизни героев, формировать читательские интересы, активизировать и развивать творческую деятельность учащихся. Из вышеописанных функций вытекают задачи преподавания литературы в школе для детей с недостатками слуха:

  • познавательная;

  • воспитательная;

  • эстетическая;

  • коммуникационная;

  • коррекционная.

Задачи определяют содержание. На начальном этапе (1-6 кл.) формируется умение читать и осмысливать отрывки из произведений детской литературы. На втором этапе (7 кл. – литературное чтение) происходит процесс знакомства учащихся с произведениями художественной литературы и формируются первоначальные умения анализировать эти произведения. Учащиеся знакомятся с литературоведческими понятиями. Третий этап (8-9 кл. – первоначальное изучение литературы). Углубляется анализ художественных произведений. Учащиеся учатся понимать идею автора через систему художественных образов.

^ На четвертом этапе (10-11 кл.) школьники изучают наиболее значительные произведения основных периодов развития русской литературы. Им сообщаются элементарные сведения по теории. Школьная программа по литературе предусматривает формирование системы знаний, необходимых учащимся для изучения литературного произведения:

  • о жизни и творчестве писателя;

  • об эпохе написания произведения и эпохе, отраженной в нем;

  • о специфике литературного произведения (композиции, художественных и языковых средствах);

  • о различных видах искусства (живопись, кино, театр, музыка);

  • о человеческих чувствах, характерах.

Кроме знаний учащиеся овладевают умениями, необходимыми для работы с литературным текстом: историко – литературные, речевые, логические, литературоведческие и умения эмоционально – эстетического направления.

Какие проблемы возникают у глухих учащихся на уроках литературы? Во – первых, затруднения в понимании читаемого текста, обусловленные речевым недоразвитием, вызванным нарушением слуховой функции. Трудности языкового плана влияют на развитие эмоционально – волевой сферы и порождают эстетическую неграмотность. Процесс восприятия и осмысления текста характеризуется неточностью и фрагментарностью. Следует отметить, что основополагающим фактором в этом процессе является единство речи и абстрактно – теоретического мышления. Глухие дети, усвоив определенные системы словесных обозначений, начинают использовать их в качестве средств внутренней мыслительной деятельности лишь после многократного применения в речевой практике. Поэтому для них остаются "за кадром" такие тонкости, как многоплановость повествования, противоречивость характеров героев, их переживания, скрытые мотивы поступков, взаимосвязь событий и прочее. В лучшем случае они усваивают основную сюжетную линию, поверхностные оценочные категории, описания внешности, отдельные яркие эпизоды. Чтение не вызывает у них того эмоционального состояния, которое испытывают слышащие сверстники. При отсутствии положительных эмоций появляется негативная реакция на процесс чтения и обдумывание прочитанного. Немаловажным является и учет психических особенностей человека при овладении языком. Глухие учащиеся с ярко выраженным интуитивно – чувственным восприятием языка (коммуникативный тип) при чтении способны уловить смысл, опираясь на несколько знакомых слов. Они эмоционально откликаются на прочитанный текст. При затруднениях требуют словотолкования или перевода на жестовый язык. У глухих с лингвистическим типом процесс первичного восприятия замедлен и затруднен поиском недостающих звеньев. Они основательно прорабатывают каждую фразу. Им необходимо несколько раз вернуться к прочитанному тексту, пока не увяжут все его фрагменты в единое целое. Но в отличие от первого типа они более глубоко понимают содержание произведения, более верны в оценках событий и действующих лиц.

Несомненно, труден путь ученика и учителя к познанию. Задача первого – подняться на ступень выше в личностном развитии, второго – помочь ему в этом.

Мы провели анализ существующих программ с целью подбора произведений в соответствии с основными разделами, которые должны способствовать реализации развивающего направления в учебно – воспитательном процессе, а также систематизацию материала для самостоятельного чтения учащихся. Далее осуществили анализ основных направлений традиционного и инновационного обучения. Цель – выделить основные параметры и проследить пути их реализации, выбрать оптимальные варианты. При этом учитывали коррекционную направленность процесса обучения детей с недостатками слуха.

Предложенные нами рекомендации являются общими для работы с данной категорией учащихся. Цель – предоставить учителю основу для планирования процесса обучения с учетом перспектив развития личности ребенка.

Важнейшим звеном процесса обучения являются методы. "Метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение им содержание того или иного предмета". (Ю.К. Бабанский.) От умения осуществлять оптимальный подбор методических средств зависит успешная реализация целей урока. Следующий этап нашей работы - определение условий эффективного применения отдельных методов обучения. Система выбора методов разработана выдающимся методологом и теоретиком Ю.К. Бабанским, но учителю – практику для осуществления творческого процесса необходимо иметь четкое представление о классике.

"Каждый метод обучения состоит из ряда приемов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся". (Ю.К. Бабанский.) Проследим реализацию разнообразных методических средств, способствующих развитию учащихся, на уроках литературы в 9 классе в процессе изучения произведений различных жанров.

^ 1. "Повесть о Петре и Февронии Муромских". (Раздел "Древнерусская литература".)

Программой выделяется на изучение произведения 4 часа. Ценность "Повести …" заключается в привлечении внимания читателя к человеческой личности, чувствам, переживаниям. Она – своеобразный гимн любви. Распределение часов осуществлялось в следующем порядке:

^ Вводное занятие (1 час).

Содержание: подготовка учащихся к восприятию текста, создание эмоционального настроя и представления об исторической эпохе; знакомство с произведением (поверхностное).

^ Методические средства: осуществление связи с ранее изученными произведениями ("Повесть временных лет"), использование межпредметных связей (уроки истории), уточнение представлений и расширение знаний об изучаемом объекте (просмотр иллюстраций, рисунков учащихся, карт, опорных схем).

Учитывая особенности восприятия произведений исторического плана глухими школьниками (отсутствие связи изображаемых событий с жизненным опытом, а также преобладающий наглядно – действенный тип мышления), мы придаем большое значение опорным схемам различного содержания. На данном уроке использовалась следующая схема:


^ Киевская Русь. 10 век. (10 тысяч лет назад.)


Главные города:

Киев

Новгород

Владимир

Муром

Рязань

Смоленск

Классы:

князья, бояре – богатые, "лучшие люди";

дружинники – воины;

крестьяне (холопы, смерды и др.) – трудовой люд.


На этапе знакомства с произведением учащимся предлагается следующая схема = план:

  • Жанр произведения.

  • Время появления.

  • Время и место действия.

  • Главные и второстепенные действующие лица.

Работа над содержанием (2 часа).

Основной этап изучения литературного произведения – это работа с текстом.

^ Круг проблем: эмоциональное переживание содержания; осмысление идейно – тематической направленности и художественного своеобразия; выработка на основе анализа произведения личного отношения к событиям и героям.

Знакомство с произведением начинается с чтения. Данная повесть небольшая по объему. "Схематичное" знакомство осуществляли на 1 уроке и прочитали весь текст самостоятельно во внеурочное время, опираясь на вышеуказанную схему и творческое задание – выразить понимание содержания путем зарисовки основных частей текста. Именно с этого момента начался 2 урок.

^ Методические средства: обсуждение рисунков, сопровождаемое чтением отрывков из текста, восстановление последовательности событий; выделение и озаглавливание основных частей (составление плана для последующего пересказа текста); лексический анализ в процессе чтения; активизация речевой деятельности учащихся путем организации групповой формы работы; организация взаимоконтроля и взаимооценки результатов; аргументация ответов. Задание для самостоятельной внеурочной работы предлагается на выбор двум группам: подготовить пересказ с опорой на план и рисунки (1гр.); с помощью плана, рисунков и текста (2 гр.). Учащимся предоставляется свобода выбора задания и система групповой подготовки. Важно то, что каждый член группы может в достаточной степени реализовать свои способности и в то же время внести вклад в коллективную работу.

^ На 3 уроке продолжается аналитическая работа над текстом. Воспроизводится содержание в процессе пересказа (следует отметить высокий уровень активности практически всех учащихся и объективное оценивание результатов). Центральный этап работы – анализ отдельных эпизодов, отражающих основной смысл произведения. (Разновидность анализа – пообразный.) Особое внимание на данном этапе работы уделяется личностным качествам героев и оценке их поступков учащимися.

^ Методические средства: слухо – зрительное восприятие и определение содержания отрывков с последующим чтением, выполнение заданий проблемного характера, работа с иллюстрацией, чтение по ролям, группировка материала вокруг главных персонажей. В процессе проводится словарная работа (подбор синонимов, антонимов, перефразирование).

^ 4 урок – обобщающий.

Содержание: систематизация знаний учащихся, осмысление образов литературных героев как живых людей, составление рассказов – характеристик.

^ Методические средства: беседа проблемного характера, выборочное чтение, работа с изученным словарным материалом – угадывание отрывков после перефразирования, подбор недостающих речевых единиц.

План беседы:

  1. Кто такие Петр и Феврония?

  2. С какой целью Петр совершил убийство змея?

  3. Какие слова и поступки доказывают мудрость Февронии?

  4. В чем выражается ее любовь и преданность мужу?

  5. Как вы думаете, какие чувства испытывал Петр к Февронии?

  6. Выразите свое отношение к Петру, к Февронии.

  7. О чем эта "Повесть …?"

  8. Встречали ли вы таких людей в жизни?

В процессе изучения данного произведения осуществлялась регламентация использования различных форм речи (устной и письменной, жестовой), а также способов восприятия устной речи (слухо – зрительно и на слух). На вводном занятии преобладали устная и письменная речь, т.к. сообщаемый материал не представлял трудности для понимания. На уроках анализа вводилась жестовая форма речи с целью ускорения процесса понимания содержания текста учащимися, а также формирования адекватной эмоциональной оценки описываемых событий.

Более сложным для восприятия являются лиро – эпические произведения. "С одной стороны школьники должны уяснить сюжет и характер персонажей, с другой – почувствовать своеобразие лирического выражения автором собственных мыслей и чувств". (М.И. Никитина.)

^ 2. Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". (6 часов)

Подбор методических средств осуществлялся следующим образом.

^ Содержание работы: сведения исторического плана, картины быта 17 века и их значение в понимании характеров и идеи произведения. Смысл столкновения трех главных героев. Образ Калашникова – защитника человеческого достоинства. Особенность сюжета. Связь с произведениями устного народного творчества. Язык произведения. Оценка героя с позиций народа. Выражение учащимися собственного отношения к прочитанному.

^ Вводное занятие.

Методические средства:

Основа – исторический и социально – бытовой комментарии. Словарная работа на протяжении всего занятия. Беседа с использованием опорных схем, картин, карты и текста учебника. Заполнение таблицы "Россия в 16 веке." (Под руководством учителя учащиеся выбирают словарь, характеризующий изучаемую эпоху.)

^ 2,3,4 уроки – работа над содержанием.

Используется "опережающее" внеурочное чтение с предварительными заданиями: озаглавить часть поэмы, сделать схематичные зарисовки. Словарная работа в течение всех уроков. Анализ частей (вид анализа – "вслед за автором"). Рассматривание основных эпизодов и характеров героев. Отмечается выразительность и эмоциональность описаний, языковые средства. В процессе беседы используется выборочное чтение, а также выразительное чтение отдельных отрывков.

^ 5 урок – обобщающий.

Проводится беседа по всей поэме, используется инсценировка отдельных эпизодов. С помощью выборочного чтения определяется оценка героев с позиции народа, тема и идея произведения, выражается отношение учащихся к прочитанному произведению.

^ 6 урок – развитие речи.

Составляется отзыв о произведении, в котором отражается тема, главные действующие лица, место и время действия. Дается краткое описание событий, выражается идея и впечатления от изученного произведения.

На первых уроках используются преимущественно репродуктивные методы, а на последующих – эвристические (проведение проблемных, сравнительных, обобщающих бесед, выполнение заданий по анализу и сопоставлению эпизодов, образов героев и т.п.) Большое значение придается насыщению текста смысловой выразительностью, богатым внутренним содержанием, личным отношением. Этому способствуют, так называемые, словесно – пантомимические рассказы, в которых основная роль отводится жестовой форме речи.

Чтение – двусторонний личностный процесс. Это - отношение самих героев произведения к описываемым событиям, которое должно быть раскрыто читателям. И отношение самого читателя, сопереживание герою, внутреннее содействие или неприятие. Это личностное отношение в большей мере и определяет восприятие текста.




Похожие:

Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconУроки литературы по теме: поэма "Русские женщины" Н. А. Некрасов (1 часть "Княгиня Трубецкая") Из опыта работы зам директора по увр селивановой Н. С
Развитие учащихся путем активизации учебной деятельности в процессе работы над текстом изучаемого произведения
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconДокументи
1. /Из опыта работы Банникова Л.А/Из опыта работы с одаренными детьми.doc
2.
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С icon«Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности младших школьников» Из опыта работы учителя начальных классов Пламодьяловой Елены Васильевны
Условия возникновения проблемы, становление опыта: Трудности в обучении каллиграфическому письму в рамках традиционной системы. Смена...
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconОпыт работы Требования к описанию опыта работы Опыт должен содержать
На титульном листе указывается наименование органа управления образованием района, полное наименование учреждения образования, в...
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconИсследовательская работа по литературе с учащимися старших классов Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории
Обсуждение выбранной темы, постановка цели, задачи и основные направления работы
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconПлан работы по проведению Года Учителя в моу исош № Мероприятия Сроки
Внедрение в практику работы школы результатов научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической...
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconФормирование навыков устных вычислений учащихся средней школы(из опыта работы учителя математики Шиловой Л. Г.)

Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconВечер русского фольклора «Посиделки»
Из опыта работы учителя музыки Сахаровской сош Алексеевского района Республики Татарстан
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconТестирование как одна из форм контроля
Из опыта работы Пегусовой Риты Вячеславовны, учителя математики высшей квалификационной категории
Из опыта работы учителя Селивановой Н. С iconРазвитие музыкально-эстетической культуры у школьников
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки моу «Гимназия г. Раменское»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы