«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» icon

«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»



Название«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»
Дата конвертации09.10.2012
Размер50.61 Kb.
ТипДокументы
источник

«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства».

Селиванова Н.С., Анисимова Е.С., Соколова Г.Г., Козорез С.Г., Мыльникова Е.А. ГС(К)ОУ «С(К)ОШИ №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»


Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие  личности ребенка, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. И, как правило, у него возникает своеобразие субъективных отношений к окружающему миру и к самому себе.

В результате недостаточного  развития  речи, меньшего объема знаний, которыми располагает ребенок с проблемами слуха по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления его личности. Многие эмоциональные состояния, социально-нравственные чувства остаются совсем незнакомыми данной категории детей до среднего школьного возраста из-за малой доступности выразительной стороны речи и музыки, больших трудностей приобщения к литературе. Особенности  развития  двигательной сферы также обусловлены такими факторами как отсутствие слуха, недостаточное развитие речи, а также функциональное нарушение некоторых физиологических систем.

Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Им было доказано, что такие категории, как деятельность и общение, обуславливают психическое развитие человека и становление его личности. А практическая деятельность детей, лишенных слуха, организованная на коллективных творческих началах и вызывающая потребность осваивать язык в качестве средства общения для выражения своих мыслей, чувств и эмоций – это путь формирования их сознания, психики и развития личности.

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Вопросом использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонично развитой личности занимаются в настоящее время такие области научного познания как артпедагогика и арттерапия. Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию представляет синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), которые обеспечивают разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Арттерапия - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), на практике реализующаяся как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде:

  • арт-терапия в основном использует средства невербального общения, что очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах;

  • арт-терапия строится на вере в творческую основу человека;

  • арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми;

  • арттерапия развивает творческие возможности;

  • арттерапия является хорошим способом социальной адаптации.

Таким образом, мы пришли к идее создания проекта «Вместе ты и я - мы одна семья».

Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Проект «Вместе ты и я - мы одна семья» не стал исключением. Его целью стало повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства.

Проект живет своей жизнью: одни процессы сменяются другими. Вначале мы ставим проблему, анализируем ее – и появляется идея по её решению. Затем наступает этап планирования: мы прорабатываем проект, ставим цели и задачи, прописываем результаты. Составляем план, последовательность действий, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение. Отмечаем, как мы будем отслеживать качество, и какие риски могут возникнуть. После того, как проект выполнен - подводим итоги, устраиваем презентацию. И, конечно, по ходу всего проекта мы отслеживаем качество, оцениваем, проверяем ход.

В реализации проекта «Вместе ты и я - мы одна семья» совместно с педагогами принимали участие воспитанники в возрасте от 5 до 19 лет. Подготовительная работа предполагала использование следующих видов арттерапии: иммаготерапию (воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (использование мелодекламации), кинезитерапию (танцетерапия, коррекционная ритмика - воздействие движениями).

Иммаготерапия, способствующая развитию речевых способностей, применялась с целью обучения воспитанников невербальному выражению эмоциональных состояний, а также развития способности к коллективному взаимодействию. Прослушивание музыки позволяло развивать умение концентрировать свое внимание, тем самым благоприятно воздействовало на нарушенную слуховую функцию.

Использование кинезитерапии (движений под музыку) оказывало положительное влияние на установление контактов в групповом танце, а также способствовало развитию позитивных эмоций. (Особое место мы отводили групповым танцам, так как в результате воздействия этой формы арттерапии дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них происходит коррекция нарушенных психических и физических функций).

В рамках проекта был проведен праздник «Любящие сердца», посвященный Дню 8 марта, цикл праздников речи, где каждый ребенок смог проявить свои способности в различных видах творческой деятельности и осознать свою значимость для коллектива сверстников и взрослых.




























Похожие:

«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconГосударственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида г. Энгельса Саратовской области"
Министерство финансов Саратовской области (ГС(К)оу «С(К)оши №2 VIII вида г. Энгельса»)
«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» icon2 октября 2011 года в рамках благотворительной акции «От сердца к сердцу», ОАО «Сбербанк России» г. Саратова организовал для воспитанников гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г
Саратова организовал для воспитанников гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса выступление артистов детского театра «Арт-ревю»...
«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» icon«Современные технологии реабилитации и обучения детей с нарушением слуха», организованный на базе гс(К)оу школы-интерната №4 города Самара с целью обмена педагогическим опытом среди коллективов учреждений для детей с нарушением слуха по вопросам социальной адаптации учащихся
Самара состоялся II международный фестиваль-конкурс театров и студий моды среди детей с нарушением слуха «DeAFile», в котором приняли...
«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconОткрытое занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 3а классе Учитель Шакина Т. В
ГС(К) «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»
«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconВ гс(К)оу «С(К) оши №1 первого вида г. Энгельса» прошла «Неделя здоровья»

«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconВ школе-интернате №1 проводится совместная работа по социальной адаптации воспитанников с Мусульманской общественной организацией Махалля г. Энгельса
В школе-интернате №1 проводится совместная работа по социальной адаптации воспитанников с Мусульманской общественной организацией...
«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconПротокол №02 «16» 09 2010 год
Кольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (далее скош) с целью максимально возможной социальной адаптации,...
«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconС 18 по 24 октября 2010 г в г. Новочебоксарске проводились Всероссий­ские юношеские игры среди инвалидов по слуху
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 первого вида г. Энгельса», гс(К)оу для обучающихся, воспитанников...
«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconУчебный план
Гс (К) оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» на 2010...
«Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства». Селиванова Н. С., Анисимова Е. С., Соколова Г. Г., Козорез С. Г., Мыльникова Е. А. Гс(К)оу «С(К)оши №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconДошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»
Наш адрес: 413100, г. Энгельс, пл. Свободы 11. Контактный телефон: директор Попов В. В. 56-84-10
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы