Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И icon

Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И



НазваниеМетодическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И
Дата конвертации09.10.2012
Размер121.18 Kb.
ТипМетодическая разработка
источник



Методическая разработка

урока физики по теме:

«Движение искусственных спутников»


Учитель Алексеенко О.И.


Изучение базового курса физики в нашей специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 1 вида начинается с 8 класса на основе авторской программы С.В Громова и направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных физических понятиях и явлениях, их взаимосвязи;

  • овладение умениями применять изученный материал при описании физических явлений в природе и технике; формулировать физические законы и понятия, применять их при решении задач; производить прямые измерения физических величин и простые исследования; сравнивать, вычленять основное в изученном материале, устанавливать причинно – следственные связи; делать обобщения; организовывать свой учебный труд;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения ЗУН и самостоятельного приобретения знаний;

  • воспитание осознанных мотивов учения и способности ориентироваться при выборе профессии.

***

Перед учителем школы для детей с недостатками слуха стоит общая цель обучения – обеспечить всестороннее развитие личности и подготовить к самостоятельной трудовой деятельности с соответствующим уровнем адаптации в социальной среде. А также конкретная цель в единстве четырех ее составных элементов: обучающего, воспитывающего, развивающего и коррекционного.

В процессе работы каждый учитель руководствуется системой дидактических принципов, обоснованных в общей педагогике. При этом предполагается своеобразие их реализации с учетом дефекта слуховой функции обучаемых, а также используются специфические принципы: коррекционная направленность в обучении, единство обучения наук и словесной речи, интенсивное развитие слухового восприятия, опора на предметно – практическую деятельность, интенсификация речевого общения.

Физика как предмет вызывает интерес у учащихся, в то же время изучение теоретического материала затруднено из – за специфических особенностей развития их познавательных процессов. И, в первую очередь, словесной речи и мышления.

1

С трудностями учащиеся сталкиваются в ходе самостоятельной работы с учебником, справочниками и различной дополнительной литературой по предмету. Поэтому учителю приходится адаптировать изучаемый материал, делать доступным изложение учебного текста. Предъявлять объем знаний по теме порционно, т. е. логически взаимосвязанными частями, с опорой на различные виды плана и наглядный материал, формулировать выводы, при этом руководствоваться практической направленностью применения полученных знаний.

Большое значение имеет использование ранее изученного материала и правильно организованное повторение, в процессе которого учащимся предлагается выполнение заданий различной степени сложности в зависимости от уровня их возможностей.

Результативности работы учащихся на уроке способствует целеполагание предстоящей деятельности (что они должны узнать, чему и для чего научиться) и подведение итогов в соответствии с поставленными целями.

Важный момент – знакомство с основным словарем изучаемой темы, восприятие на слух и отработка в произносительном плане. Учащиеся должны усвоить данный речевой материал: уметь определять его значение, правильно произносить в различных речевых конструкциях, различать с использованием остаточного слуха.

Для успешной организации учебного труда учащихся необходимо знакомить с направлениями деятельности на уроке и объемом заданий, т. е. сообщать план предстоящей работы.

На уроке должна звучать речь детей. Учитель использует прием сопряженного проговаривания (словарь, выводы, план и т. п.), установки различного характера (спросите, сообщите, скажите), устные высказывания и сообщения (по заданию учителя и в процессе организованных диалогов по схеме: учитель – ученик – ученики) и т. п.

С целью активизации речевой и познавательной деятельности учащихся на этапе проверки усвоения изучаемого материала или отработки навыков предпочтительнее организовывать работу парами по схеме: сильный – средний ученик, сильный – слабый ученик, предлагать задания в виде тестов. Необходимо оценивать и поощрять не только правильные ответы, но и речевую активность, а также старание учащихся при контроле за собственной речью.

Особое внимание нужно уделять подготовке наглядно – дидактического материала и системе его предъявления в процессе урока, а также использованию речи (устной,

2

письменной, дактильной и жестовой) и способам сообщения речевого материала (слухо – зрительно и на слух).

Развитию познавательных интересов учащихся, умения самостоятельно приобретать знания способствует правильно спланированная система подбора вариантов домашнего задания с учетом уровня усвоения изучаемого материала и возможностей каждого обучаемого.

***

В
данной методической разработке урока в 11 классе по теме «Движение искусственных спутников»
представлены основные этапы совместной деятельности учителя и учащихся по повторению, изучению и закреплению программного материала.


^ Цели урока: 1. Подготовить учащихся к восприятию нового

материала с опорой на ранее изученный.

Познакомить с движением искусственных спутников.

2. Развивать логическое мышление учащихся,

активизировать речевую деятельность с

использованием остаточного слуха, умение

работать с учебником и справочной литературой.

3. Поддерживать интерес к предмету, стремление

пополнять свои знания.

Основные знания и умения:

  • знать историю создания ИСЗ и понятия 1,2,3 космической скорости;

  • уметь решать задачи на нахождение первой космической скорости.

^ Оборудование урока: учебники «Физика» 9 класс (авт. С.В. Громов, Н.А.Родина, 2003г., «Справочник по физике и технике» авт. А.С. Енохович, 1992г.), опорный речевой материал, иллюстрации, таблицы, рисунки, раздаточный материал.

План урока:

  1. Повторение темы «Движение тела, брошенного

под углом к горизонту».

  1. Работа со словарем.

3

  1. Знакомство с новой темой.

  2. Решение тестов.

  3. Решение задач.

  4. Подведение итогов.

  5. Домашнее задание.

Основной словарь темы:

  • искусственный спутник Земли;

  • космическая скорость;

  • эллиптическая орбита;

  • круговая орбита.

  • траектория,

  • ракета.

План изучения темы:

  1. Исследования Исаака Ньютона.

  2. Запуск искусственных спутников.

  3. История создания искусственных спутников.

  4. Виды искусственных спутников.

  5. Космические скорости.

Образцы речевого материала для предъявления на слуховой основе:

  • Мы будем изучать тему «…..».

  • По какой формуле можно найти 1 космическую скорость?

  • По какой орбите движется ИСЗ?

  • Дайте определение 1 космической скорости.

  • Чему равна 3 космическая скорость?

  • Основной словарь темы.

(Предъявление на слух основного словаря темы осуществляется в начале изучения темы. Фразы предъявляются на этапе закрепления ЗУН).


***

^ Этапы урока:


I. Введение в урок.

Организация работы учащихся, проверка режима усиления ЗУА,

сообщение плана предстоящей деятельности.

^ II. Повторение пройденного материала.

Учащимся даются индивидуальные дифференцированные по степени сложности задания на карточках, где предлагается выбрать правильный схематичный рисунок и дорисовать нужную траекторию движения тела. Проводится взаимопроверка результатов, подводятся итоги.

4

1.

Как будет двигаться тело, брошенное горизонтально?




а)



б)



в)


2.

Как будет двигаться тело, брошенное под углом к горизонту?




а)



б)



в)


3.

Дорисуйте траекторию движения тела




а)



б)


III. Работа по теме.

1.Сообщение темы и цели урока. Знакомство со словарем темы.

Объяснение нового материала с опорой на план изучения темы и наглядный материал, а также иллюстрации и текст учебника.

Сообщение учителя представляет собой адаптированное изложение учебного текста. Формула космической скорости дается в готовом виде с пояснением физических величин. Знакомство с частью информации предполагается предоставить учащимся самостоятельно в процессе выполнения домашнего задания.

5

- ^ Исаак Ньютон изучал возможности перехода от простого падения тела по параболе к орбитальному движению тела вокруг Земли. Он писал: «Брошенный на землю камень отклонится под действием тяжести от прямолинейного пути и, описав кривую траекторию, упадет на Землю. Если его бросить с большей скоростью, то он упадет дальше».






6

Можно сделать вывод: если бросить камень с высокой горы с достаточно большой скоростью, то его траектория могла бы стать такой, что он вообще никогда бы не упал на Землю, превратившись в ее искусственный спутник.




Для запуска искусственных спутников применяют ракеты, поднимающие спутник на заданную высоту.





7

^ 4 октября 1957 года первый советский искусственный спутник, шар, запущенный под руководством выдающегося ученого – конструктора С.П. Королева, массой 83,3 кг, достигший высоты 947 км, вызвал восторженное удивление всего мира. 92 дня он летал вокруг нашей планеты.



С.П. Королев 1907-1966 годы.


^ 3 ноября 1957 года был запущен второй искусственный спутник массой 508 кг с подопытным животным – собакой Лайкой – в герметически закрытой кабине летал 5 месяцев 11 дней.





Искусственные спутники предназначены для изучения Земли как планеты, Солнца, звезд и межзвездного пространства, а также для нужд народного хозяйства (спутники связи, метеорологические, военные и другие).




8

^ Минимальная скорость, которую нужно сообщить телу у поверхности Земли, чтобы превратить его в искусственный спутник, называется первой космической скоростью и вычисляется по формуле:

M

V1 = g•R или V1 = G•R

-11 Н·м

(G – ускорение свободного падения = 6,67 · 10 кг , R – радиус планеты, M – масса планеты)

км

Для Земли V1 = 7,9 с





9

При второй космической скорости тело преодолевает земное притяжение и становится спутником Солнца.

^ V2 = 11,2 км/сек

Чтобы преодолеть притяжение Солнца и покинуть Солнечную систему, нужно развить еще большую скоростьтретью.

V3 = 16,7 км/сек

Расслабляющая пауза.

Кратковременный отдых в различных вариантах (упражнения для глаз и т. п.)

^ 2. Закрепление изучаемого материала.

Решение тестов при работе в парах. Проверка осуществляется по образцу, данному учителем после выполнения задания. Подводятся итоги работы в парах. Формулировка заданий теста предполагает не только активизацию мыслительной деятельности учащихся, но и формирование правильных речевых высказываний по изучаемой теме. А также способствует запоминанию основного материала урока.


  1. Первая космическая скорость – это … .

а) скорость движения ракеты в космосе;

б) минимальная скорость, которую нужно сообщить телу у поверхности Земли, чтобы превратить его в искусственный спутник;

в) максимальная скорость, которую нужно сообщить телу у поверхности Земли, чтобы превратить его в искусственный спутник.

  1. Для запуска ИСЗ используют … .

а) ракеты;

б) самолеты;

в) они сами движутся.

  1. ИСЗ движется по … .

а) по эллиптической орбите;

б) по круговой орбите;

в) по прямой линии.

  1. Первую космическую формулу находят по формуле … .

а) V1 = √g∙t;

Mз

б)V1 = √g∙Rз

Mз

в) V1 = √G∙Rз

  1. Первая космическая скорость равна … .

а) 9 км/с;

б) 7,9 км/с;

10

в) 100 км/с.

  1. Первый космический спутник запустила страна … .

а) США;

б) Англия;

в) СССР.

  1. Вторая космическая скорость нужна для … .

а) преодоления земного тяготения;

б) для спуска на Землю;

в) для более быстрого движения вокруг Земли.

  1. Третья космическая скорость нужна … .

а) чтобы стать планетой Солнечной системы;

б) для выхода за пределы Солнечной системы;

в) чтобы стать спутником Марса.


^ Решение задачи.

Учитель дает задание найти в учебнике и справочнике массы и радиусы Марса и Венеры, затем рассчитать первую космическую скорость по соответствующей формуле. Учащиеся, используя справочник и учебники, выполняют 1 часть задания. После этого один ученик, которому требуется помощь учителя, работает у доски, а остальные выполняют работу в тетрадях, Осуществляют взаимопроверку результатов, а затем сверяют решение с образцом на доске. Подводится итог данной работы, делается акцент на типичных ошибках.

^ Устный опрос учащихся.

Проводится с целью обобщения изученного материала, закрепления основных речевых конструкций и отработки при восприятии на слух. (Предъявляются образцы речевого материала с обязательной четкой установкой: «Послушайте» и ориентировкой на вспомогательные опорные таблички).


^ IV. Итог урока. Домашнее задание.

Итог подводится в соответствии с поставленными целями. Акцентируется внимание учащихся не только на том, чему они научились, но и на том, что узнали нового и интересного. Предполагается самооценка результатов работы.

Задание на вечер предлагается в следующем варианте:

1. решить задачу (найти первую космическую скорость ИСЗ с учетом массы и радиуса Венеры);

2. прочитать учебник (стр.120 –122) и подготовить ответы на вопросы:

  • Какие страны в 60-х годах тоже произвели запуск ИСЗ?

  • Какие ИСЗ предназначены для полета людей?

  • На какую высоту можно запустить ИСЗ?

11

  • Какая межпланетная станция вышла за пределы Солнечной системы и когда?

3. Подготовить сообщение по плану.

  • Ю.А. Гагарин – первый космонавт.

  • Первый выход человека в космос.

  • Женщина – космонавт.

Задания предъявляются дифференцированно (1 – всем учащимся, 2 и 3 распределяются между учениками на выбор).

Учитель дает список дополнительной литературы и наглядный материал.


***

В процессе подготовки данной методической разработки использовалась следующая литература:

  • учебное пособие «Сурдопедагогика».

  • ж. Дефектология, 1984, 1989, 2004 гг.

  • ж. Физика в школе, 2001, 2003, 2005 гг.

  • М.И. Блудов «Беседы по физике».

  • М. Колтун «Мир физики».

  • Под ред. В.А Шаталова «Звездный городок».

  • Ю.И. Коптев, С.А. Никитин «Космос».



12




Похожие:

Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconРазработка урока физики по теме "Плотность вещества". 7-й класс Мухаррамова Гульнара Муниповна, учитель физики
Цели урока: Обучающая: ввести новую характеристику тела (вещества)- плотность
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconРазработка урока по географии по теме " Условные знаки и масштаб, географические координаты " Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconМетодическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconМетодическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconРазработка урока по географии по теме "Литосфера" Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики моу сош №1 г. Александровска Пермского края
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере" Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики моу сош №1 г. Александровска
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconМетодическая разработка по теме : «Музыкальная терапия» Сахарова Лариса Евгеньевна Методическая разработка по теме
Межмуниципальный сборник статей «Организация учебно-воспитательного процесса детской школы искусств в современных условиях»
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconМетодическая разработка урока-проекта по теме
На урок английского языка по теме «Праздники и традиции Великобритании» в 9 классе
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconМетодическая разработка обобщающего урока по химии в 10 классе по теме «Металлы I-III групп главных подгрупп псхэ»
Юдина Н. А. учитель химии Преображенской средней школы Красногвардейского района Оренбургской области
Методическая разработка урока физики по теме: «Движение искусственных спутников» Учитель Алексеенко О. И iconМетодическая разработка урока в 8 классе По теме «Группы крови, резус-фактор. Донорство» На конкурс «Учитель здоровья 2010»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы