Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод icon

Сценарий вечера "Экскурсия по музею Русского языка". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод



НазваниеСценарий вечера "Экскурсия по музею Русского языка". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод
Дата конвертации09.10.2012
Размер117.78 Kb.
ТипСценарий
источник



Сценарий вечера


"Экскурсия по музею Русского языка".


Участники: учащиеся 10 – 12 классов.


Учитель: Лысунь Лариса Николаевна.


Учитель – экскурсовод

- Начинаем экскурсию по музею Русского языка [ таблица]. Экскурсоводы [табличка] познакомят вас с экспонатами [табличка] нашего музея. К нам пришли корреспонденты [табличка], которые напишут статью о нашем вечере в школьную газету. Им слово.

I-ый корреспондент

– Что такое язык?

1-ый учащийся – экскурсовод

-Язык – это история народа [табличка]

2-ой учащийся – экскурсовод

-Язык – это ключ к знаниям. [табличка]

1-ый учащийся – экскурсовод

-Язык – это средство выражения чувств,

мыслей. [табличка]

1-ой учащийся – экскурсовод

-Язык – это средство общения людей.

II-ой корреспондент

-Какие бывают языки?

1-ый учащийся – экскурсовод

-немецкий, французкий, английский и др. (речь сопровождается жестами).

I-ый корреспондент

-Какой наш родной язык? [ ]

2-ой учащийся – экскурсовод

- Русский язык [ ]

Учитель – экскурсовод: "Перед нами громада – русский язык" (Н.Гоголь) [табличку прикрепляют на заднюю стенку]. Мы приглашаем вас пройти по залам нашего музея и прикоснуться к богатству русского языка, познать его чудесные законы. Проходим в ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАЛ [табличку напротив таблички "Язык – это история…". – Речь сопровождается жестами].


^ Выступление учащихся 10 класса.

Учитель-экскурсовод

- Люди нашей планеты говорят на разных языках. У языка, как и у людей, есть семья. Самая большая семья – индоевропейская [таблицы и рисунки]. Русский, английский, немецкий, фрацузкий, греческий, хинди – эти языки из одной индоевропейской семьи [таблица]

II корреспондент

- Да. Предки англинчан, русских, немцев, индийцев жили вместе, охотились и сидели у одного костра. [рисунки, устная и жестовая речь].

2-ой ученик

-И сегодня эти люди живут рядом, на одной планете. Это тоже одна большая семья. Имя её – [ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО] [ рисунок и таблички]

3-ий ученик

- Шло время. Люди уходили жить на новые земли. Их язык изменялся. Так появились новые языки. В индоевропейской семье десять языковых групп: [таблицы] романская, германская, славянская и др. [показывает]. Русский язык – из славянской группы.

4-ый ученик

-Каждый язык всё время изменяется, из него уходят старые слова, появляются новые.

I – ый корреспондент

- Какие слова появились в русском языке в 20-м веке?

4-ый ученик

- Космос, такси, телескоп, телевизор, магнитофон, компьютер и др.

II – ой корреспондент

- Хорошо. (к залу). А сейчас проверим:

  • Что есть у языков, как и у людей?

  • Какая языковая семья самая большая?

  • Из какой языковой группы русский язык?

["зал" отвечает, корреспондент показывает указкой на таблички]

  • какие вы образованные!

[ занавес, готовятся атрибуты к выступлению 10бкласса]

^ Выступление учащихся 10 класса.

I – ый корреспондент

- ( к учителю) А как учили грамоте на Руси?

Учитель – экскурсовод

-Сейчас покажем. Итак, [Древняя Русь] [ табличка] . Исполняется танец "Хоровод девушек" После танца открывается занавес. На сцене – "ШКОЛА"].

Учитель – экскурсовод

- " В древнерусской школе учились только мальчики. [показывает] .Занятия начинались в 7 утра, а заканчивались поздним вечером. [показывает на 1 парту]. В одном классе учились дети разного возраста. Каждый ученик получал от учителя своё задание. Один "зубрил" азбуку [показывает] . Другой – учился читать [показывает]. Третий умел читать и учил наизусть молитвы [показывает]. Букваря ещё не было.

За каждую ошибку учитель наказывал детей [розгами] (табличка + инсценировка).

"Трудно азбука давалась нашим предкам в старину" [таблица].

Вот такая [азбука] (книга) , в древнерусской школе. [Показывает] Дети сначала учили названия букв, потом читали [склады] [слоги], а затем слова.

II корреспондент: А когда появился 1-ый букварь?

Учитель – экскурсовод

- Первый российский букварь был издан в 1574 году Иваном Федоровым. [табличка].

В начале 18 века [Петр I] провел [реформу] азбуки. Трудные для написания буквы были заменены лёгкими. Такими буквами мы пишем и сейчас. [показывает].

В 1918 г. была новая реформа. Из азбуки убрали:ять, ижицу, фиту, ер. [показывает].

И она стала выглядеть так: [табличка] (атрибуты убираются).

Учитель – экскурсовод

-Мы убедились в том, что ["язык – это история нашего народа" А.И Куприн] [показывает табличку] и прикрепляет её на заднюю парту].

I корреспондент

- А что нужно для того, чтобы грамотно писать и правильно говорить?

1-ый ученик-экскурсовод

- Нужно изучать грамматику.

2-ой ученик-экскурсовод

-"Все науки в грамматике нужды имеют. Грамматика показывает путь доброй натуре" М.В.Ломоносов. [показывает табличку] – писал Ломоносов. Он создал первую ["В Российскую грамматику" ] [таблицу, рисунок]

Учитель – экскурсовод:

- Сейчас мы пройдем в [зал "Русской грамматики"] [ табл.], потому что ["Грамоте учиться – всегда пригодиться] [табличка]

^ Выступление 11а класса (игра с залом).

2-ой ученик-экскурсовод

- Человеческий язык – это прежде всего язык …(слов), но слова состоят из… (фонем и морфем), объединяются в …(словосочетания и предложения).

1-ый ученик: Объявляем конкурс грамотеев [самый грамотный] [ табличка]

  • Как называются слова с противоположным значением? [табличка] (обращается к залу)

  • (Антонимы) [табличка]

  • Добавляйте слова.

2-ой ученик: [читает по плакату]
^

И нам с тобой пришёл черёд


Сыграть в игру "Наоборот".

Скажу я слово "высоко",

А ты ответишь: …(низко).

Скажу я слово "далеко",

А ты ответишь:…(близко).

Скажу я слово "потолок",

А ты ответишь:…(пол).

Скажу я слово "потерял",

И скажешь ты:…(нашёл).

Скажу тебе я слово "трус",

Ответишь ты:…(храбрец)

Теперь "начало", - я скажу.

Ну, отвечай,…(конец).

[отмечают активность, дарят призы]

1-ый ученик

- А теперь кроссворд "Знаешь ли ты русский язык?" [прикрепляет на стену] [2 уч-ся заполняют кроссворд]

  1. Какая часть речи отвечает на вопрос "Что делать?"

  2. Каким членом предложения является слово "красный"?

  3. Главный член предложения, но не подлежащее?

  4. Какой части речи слова "я, ты, он"?

  5. Как называется раздел языка, изучающий части речи?

  6. Главный член предложения, но не сказуемое?

  7. К какой части речи относятся слова "один, два, три"?

  8. Какая часть речи отвечает на вопрос "Как?"

  9. Знак препинания, который ставится в конце предложения.

  10. Знак препинания, который ставится между частями сложного предложения.

Учитель – экскурсовод:

-Что случилось? Грамматика. [табличка] Кто у нас самый грамотный? [призы, медали]

А сейчас перед нами [эпоха 18 века].

[исполняется танец "Менуэт", готовятся атрибуты для инсценировки "Недоросля"]

Посмотрите отрывок из комедии ["Недоросль" Д.И.Фонвизина] о том, как Митрофанушка учил грамматику. [представляет героев по таблице]


^ Выступление 11 класса:

[реквизит: доска, дверь, стул, книга] таблица.

Простакова: Друг мой, ты хоть для виду поучись!

Митрофан: Ну ладно, поучусь. А потом, что?

Простакова: А там и женился.

Митрофан: Поучусь последний раз. Не хочу учиться, а хочу жениться!

(входит Правдин: Это грамматика. Что вы в (берёт книгу) ней знаете?

Митрофан: Много! Существительна и прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя? [таблички, сущ.-прилаг.]

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она [приложена к своему месту].

Правдин: Нельзя лучше! В грамматике он силён!"

Учитель-экскурсовод

- Ребята, какая же часть речи слово ["дверь"].

  • Что? Существительное. Правильно! [учиться – всегда пригодится] [табл.]

[стыдно быть Митрофанушкой!]

Учитель-экскурсовод

- Тысячелетия создавал народ свой язык, свою культуру. Но настоящей сокровищницей русского языка является творчество русских писателей и поэтов.

Мы переходим в зал, именуемый [Сокровищница русского языка]

[прикрепляет на заднюю стену табл. Напротив 3 табл.]

II корреспондент

-Что такое современный русский язык?

Учитель-экскурсовод

-Это язык [от Пушкина до наших дней]

[занавес закрывается для портретной выставки]

I корреспондент: Сколько слов в русском языке?

Учитель –экскурсовод [по плакату]

В "Словаре" С.И Ожегова – 57 тысяч слов.

В "Словаре" Д.И. Ушакова – 85 тысяч слов.

В "Словаре" В.И.Даля, над которым он работал 47 лет – 200 тысяч слов.

В лексике культурного, образованного человека – 15-18 тысяч слов.

Сравните: Фонд знаков жестовой речи (жестики) насчитывает лишь несколько тысяч речевых жестов, обозначающих около 10-12 тыс. понятий (слов). В повседневном общении используется ограниченный словарь 600 – 800 слов.

Поэтому образованный неслышащий человек использует следующую схему общения:

[жест ↔ дактильный знак ↔ устное проговаривание]

[ А.С.Пушкин], имевший словарный запас около 20 тыс. слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания героев.

Послушайте отрывок из романа ["Евгений Онегин"], ["Письмо Татьяны к Онегину"].


Выступление 12 класса.

1 –ый уч-ся.

Я к Вам пишу – чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

………………………………..

Другой! …Нет, никому на свете

Не отдала бы сердце я!

То в вышнем суждено совете.

То воля неба: я твоя;

………………………………..

Судьбу мою отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слёзы лью,

Твоей защиты умоляю…

………………………………..

Кончаю! Страшно перечесть.

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…


[Занавес. Атрибуты для стих. в прозе.]


Учитель-экскурсовод

-Так объяснялись в любви в 19 веке.


Учитель-экскурсовод

- Писатель [Иван Сергеевич Тургенев][табличка] создал цикл небольших произведений, названный стихотворениями в прозе. В одном из них он так написал о языке:["… ты один мне поддержка и опора, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!…"][табличка] стихотворение ["Как хороши, как свежи были розы"]. Послушайте отрывок, в котором автор вспоминает дни своей молодости, раскрывает состояние души.

1 ученик

-"…Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне … сидит девушка – и безмолвно пристально смотрит на небо…Как простодушно вдохновенно задумчивые глаза …

Как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, - но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!".


[Занавес. Атрибуты для "Евгения Онегина"]


2-ой ученик

^

Предвижу всё: вас оскорбит


Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

………………………………..

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел…

………………………………..

Я думал: вольность и покой,

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами…

………………………………..

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя;

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я …

………………………………..

Но так и быть: я сам себя

Противиться не в силах боле,

Все решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе".

[занавес].


Учитель-экскурсовод.

-А.И Куприн писал: ["Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен …" А.И Куприн.

Послушайте отрывок из рассказа "Снег" Сергей Тимофеевич Аксакова [табл.]. Описание русской природы зимой. [Занавес открывается].


Выступление учащихся 11кл. (картина + жесты)

  1. ый ученик

-" Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов; и кусты, и деревья, даже камыши и высокие травы опустились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней".

2 -ой ученик

-Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот, наконец, пошли косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая туча … заволокла со всех сторон горизонт".

3-ий ученик

-"… И благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Наступали зимние сумерки; падающий снег начинал закрывать предметы и белым мраком одевал землю".

Учитель-экскурсовод

- Мы убедились в том, как велик, могуч, правдив и прекрасен русский язык.


[Букет писателю].


Учитель-экскурсовод.

-В старину говаривали, что испанским языком можно говорить с Богом, французским – с друзьями, немецким с врагами, итальянским – с женщинами, а вот русским языком можно выражать любые отношения между людьми: уважение, любовь, ненависть.

Учитель-экскурсовод

-Переходим в [ Выставочный зал]

II корреспондент

-Что нужно знать, чтобы правильно говорить?

Учитель-экскурсовод.

-Чтобы правильно говорить, нужно знать [нормы (правила) орфоэпии].

[ Орфоэпия – правильное литературное произношение и ударение].


Объявляем конкурс знатоков правильного литературного произношения.

[Приглашаются представители любого класса – команды. Учащиеся – экскурсоводы выносят таблички с началом правила, игроки показывают на таблице продолжение и проговаривают]:

[ Безударный гласный О нужно говорить как …[а]

[сочетание тс как …] [ц]

[ Звонкий согласный перед глухим как …[глухой]

[Окончание –ого, - его как [-ева], [-ова]

[ Звонкий согласный на конце слова нужно говорить как …[глухой]

[ Непроизносимые согласные …[не произносится]

[ Двойные согласные произносятся как …[один звук]


I корреспондент

-А для чего нужно соблюдать словесное ударение?

  1. ый ученик – экскурсовод

  2. -[Словесное ударение (') делает речь понятной]/

2- ой ученик – экскуровод.

-[ Словесное ударение помогает определить смысл слова].

Учитель-экскурсовод

-В русском языке есть одинаковые по написанию слова, обозначающие разные понятия.

[показывает таблицу [замок] [замок], [атлас] [атлас], [стоит] [стоит]. Подберите слова к [рисункам. Корреспонденты выполняют задания, обыгрывают его.

Учитель-экскурсовод

-Слова одинаковые по написанию, а понятия разные. Как определить значение слова?

I корреспондент

-Нужно поставить ударение.

Учитель-экскурсовод.

-Верно!

[Корреспондент проставляет ударение, читают слова, сопровождают жестом].

Учитель-экскурсовод.

-Слово – это знак, служащий для общения людей. Словом можно порадовать человека, но можно и сильно обидеть. Существует [кодекс – совокупность] правил человеческого общения, в основе которого – понятия: тактичность (соблюдение чувства меры в процессе общения), доброжелательность (дружелюбие), вежливость (учтивость, обходительность) и вежливые слова: извините, пожалуйста, прошу, будьте добры, спасибо, благодарю, и другие… [с помощью мимики и жестов].

Учитель-экскурсовод

- А сейчас маленький загадочный театр. На сцену выйдут "живые" картинки, назовите их, а первую букву мы откроем.

Выступление учащихся 12 класса.

Учитель-экскурсовод.

-[Язык – это средство общения].

Мы увидели, насколько богат наш русский язык.

"Берегите наш язык, наш прекрасный язык…",

Заканчивая нашу экскурсию по музею Русского языка, узнаем мнение корреспондентов.

Диалог.

  1. ученик – экскурсовод

- Вам понравилась наша экскурсия?

I корреспондент.

-Да, очень.

1 ученик – экскурсовод

-Что вы узнали нового о я языке?

II корреспондент: [читает по таблицам]:
^

[Язык – это история народа]


[Язык – это ключ к знаниям]

[Язык – это средство выражения чувств, мысли]

[Язык – это средство общения людей].

I корреспондент

-Современный русский язык – это язык от Пушкина до наших дней.

II корреспондент

-Чтобы правильно говорить, нужно соблюдать правила орфоэпии и ударение.

I корреспондент.

-Нужно соблюдать правила общения, потому что словом можно порадовать и обидеть.

Учитель – экскурсовод

-Спасибо вам, Спасибо всем ребятам – участникам нашего вечера, который завершает неделю русского языка в школе-интернате. В неделе русского языка принимали участие учащиеся 10х, 11х, 12х классов, а также дети дошкольного отделения и начальных классов [перечисляются активные участники, вручаются грамоты]




Похожие:

Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconЛысунь Лариса Николаевна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, имеет награду «Почетная грамота Министерства образования рф»

Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconГромова Виктория Николаевна-учитель изо комарова Оксана Николаевна -зам директора по увр сагдиева Лариса Степановна-директор Рыбакова татьяна Ивановна-учитель иностранного языка Основание: решение
Утвердить Положение об оплате труда работников моу «Основная общеобразовательная школа №43» с 01. 09. 2011 г
Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconУчастники «Мастер-класса»- 2008-2009 уч года Гордеева Наталия Александровна-учитель английского языка, моу-сош №1, р п. Степное
Моу-сош, с. Мечетное; Евстратова Вера Владимировна-учитель русского языка и литературы моу-сош р п. Советское; Степанова Татьяна...
Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconУрок русского языка Выполнил учитель начальных классов филиала мкоу ош с. Святославка в с. Воздвиженка Беспалова Е. А. Класс: 3
Мы уже много узнали об этой части речи. Давайте повторим изученный материал в виде теоретической разминки. (учитель показывает слайды...
Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconЗадание Есть ли в вашем оу ответственный за дистанционное образование?
Но дистанционным образованием с детьми занимается не только она, но и Козлова С. В. – учитель физики и информатики, Атопшева И. Г....
Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconПоложение о районном конкурсе «Учитель русского языка и литературы-2012» Учредителями районного конкурса «Учитель русского языка и литературы-2012»
Учредителями районного конкурса «Учитель русского языка и литературы-2012» являются отдел образования администрации мр абзелиловский...
Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconПараметры информации
Вилисова Галина Леонидовна, учитель начальных классов; Неб Надежда Николаевна, учитель начальных классов; Ныробцева Людмила Воадимировна,...
Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconЛогинова Т. В., учитель русского языка и литературы Логинова Т. В., учитель русского языка и литературы
Моу «сош №33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса» города Магнитогорска
Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод icon«слово о словах» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках «Недели русского языка») моу сош №2
Учитель. Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Слово о словах: Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём...
Сценарий вечера \"Экскурсия по музею Русского языка\". Участники: учащиеся 10 12 классов. Учитель: Лысунь Лариса Николаевна. Учитель экскурсовод iconО. Н. Холодырева, учитель русского языка и литературы высшей категории, моу «Гуманитарно-педагогический лицей»
Учебный проект, пред­ставленный призером рес­публиканского конкурса «Учитель года» О. Н. Холоды-ревой, посвящен одной из са­мых сложных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы