Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» icon

Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»



НазваниеДошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»
Дата конвертации09.10.2012
Размер147.23 Kb.
ТипДокументы
источник

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ГС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1

первого вида г. Энгельса Саратовской области»



Наш адрес: 413100, г. Энгельс, пл. Свободы 11. Контактный телефон: директор Попов В.В. 56-84-10


Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха является первой ступенью непрерывного образования. Им принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации нарушений слуха и речи, в подготовке детей к школе.

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» была открыта 1 января 1984 года. При школе - интернате с самого основания работает дошкольное отделение для детей с нарушениями слуха. Оно расположено в здании спального корпуса, на втором этаже. В дошкольном отделении имеются кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий, большая уютная спальня, столовая. Для каждой возрастной группы имеется своя игровая комната, в которой находится необходимый дидактический материал по всем разделам программы, развивающие игры и игрушки. В кабинете для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения имеется логопедический тренажер, представляющий собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка. Во дворе находится спортивно-игровой комплекс для дошкольников.

В настоящее время в нашем дошкольном отделении обучаются и воспитываются 28 неслышащих детей в возрасте от 2,5 до 6 лет с различной степенью потери слуха. К нам поступают дети со всех уголков Саратовской области.

При поступлении в дошкольное отделение школы - интерната многие малыши не имеют словесной речи даже на уровне отнесённого лепета, они не понимают обращенную к ним речь, не могут адекватно реагировать на предлагаемые им на слух речевые и неречевые звучания, у них вялый артикуляционный аппарат и поверхностное дыхание. Их общение с окружающими взрослыми осуществляется на уровне предметных действий и отдельных указательных жестов.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе дефектолога, воспитателя и музыкального руководителя. Основные задачи обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха: обогащение общего развития ребёнка, обучение словесной речи и развитие остаточного слуха, подготовка к школе. Они реализуются по разным направлениям: умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, обучение словесной речи и развитие остаточного слуха. Так ребёнок получает информацию об окружающем мире, он учится жить в этом мире, познавать его.

Выпускники дошкольного отделения умеют читать, писать, считать в пределах 10, в общении используют отдельные слова и короткие фразы, понимают простые словесные инструкции, умеют отвечать на вопросы.

В дошкольном отделении школы – интерната работает творческий, высоко профессиональный коллектив педагогов.

Наши педагоги стремятся направить ребёнка на путь, где он состоится как личность. Это не только добрые и отзывчивые люди, с которыми волею судеб соприкасаются дети, это - команда единомышленников, обладающих природным даром вести ребёнка по пути развития.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном отделении осуществляется под руководством учителей - дефектологов, имеющих высшее дефектологическое образование, знающих особенности развития неслышащих детей и владеющих методиками их обучения и воспитания.

Учителя - дефектологи проводят специальные коррекционно-развивающие занятия: как фронтальные (по развитию слухового восприятия, развитию речи и развитию элементарных математических представлений), так и индивидуальные (развитие слухового восприятия и формирование произносительных навыков). На занятиях дети учатся (тренируются) различать (слышать и понимать) речевой материал, правильно его произносить (звуки, слова, фразы).

Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию, аппликации, конструированию, труду; а также проводят подвижные, дидактические и сюжетно - ролевые игры, физкультурные занятия.

Музыкальный руководитель проводит фронтальные и индивидуальные занятия, на которых ведётся работа по развитию музыкально-ритмических движений, развитию слухового восприятия, развитию голоса неслышащих детей.


Речевое общение неслышащих

дошкольников в условиях

слухо-речевой среды.

Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью неслышащими дошкольниками, является организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье. Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители. Основными условиями создания слухо-речевой среды являются: мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности, формирование у детей потребности в речевом общении, поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень, а также побуждение детей к активному применению речи. В процессе работы широко используется остаточный слух ребенка как необходимое условие формирования устной речи и общения, контроль за его речью со стороны взрослых, соблюдение единых требований к речи взрослых.

К началу обучения в д/о неслышащие дети не имеют словесной речи даже на уровне отнесенного лепета, они не понимают обращенную к ним речь, не могут адекватно реагировать на предлагаемые им на слух речевые и неречевые звучания. У них вялый артикуляционный аппарат и поверхностное дыхание. Их обращение с окружающими взрослыми осуществляется при помощи предметных действий и отдельных указательных жестов.

В дошкольном отделении нашей школы обучаются 28 детей, все слухопротезированы на оба уха (биноурально). Дети пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами не только на занятиях, но и при проведении режимных моментов, на прогулке, во время игр (они снимаются только на время сна). Индивидуальные слуховые аппараты помогают детям с нарушенным слухом не только воспринимать речь окружающих при общении, но и контролировать качество собственного произношения. Кроме того, постоянное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами значительно расширяет представления детей о звуках окружающего мира.

Для формирования у детей потребности в речевом общении необходимо побуждать детей к устному общению, поддерживать все проявления речи ребёнка на уровне их произносительных возможностей. Дети могут общаться голосовыми реакциями, воспроизводить элементы слова, воспроизводить звукоподражания, лепетные и полные слова, которые могут произноситься:

а) точно (мама, папа, там);

б) приближённо (с заменой временно отсутствующих в речи звуков);

в) усечённо (с неполным звуковым составом).

На первом этапе допускается неточное, приближённое воспроизведение слов и фраз, на втором - весь речевой материал должен произноситься - точно или с использованием регламентированных замен.

Жизнь ребенка в детском саду связана с проведением различных режимных моментов(обед, подготовка ко сну, сборы на прогулку и т.д.). Ежедневная бытовая деятельность создает условия общения детей с взрослыми и между собой. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гиги­ены, посуды, одежды создают возможности накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий.

На начальных этапах обучения бытовая деятельность создает условия для формирования предметной отнесенности значений слов, обеспечения прочной наглядной основы. Слова используются в различных коммуникативных высказываниях: простых по структуре вопросах, побуждениях. Пользуясь естественной речью по поводу выполнения действий, организации детей во время проведения режимных моментов, воспитатель выделяет слова, нужные для обозначения наиболее необходимых предметов и действий.

Важно предъявление слова в единстве с демонстрацией функций свойств предмета (демонстрируя ложку, чашку, воспитатель показывает её форму, правильное удержание в руке, аккуратное зачерпывание пищи и др.). Условия общения делают необходимым включение слова в различные типы высказываний («Это ложка», «Возьми ложку», «Где твоя ложка?»).

Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с бытовой деятельностью позволяет запомнить речевой материал, использовать в привычных ситуациях.

Речевое развитие детей происходит в происходит в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, а также в ходе ознакомления с окружающем миром.

На занятиях по видам детской деятельности дети овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами.

Например, в игре это слова «играть», «игрушка»; в изобразительной деятельности - «бумага», «кисточка», «рисовать».

Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшие уточнение и конкретизацию.

В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности («Лепи аккуратно», «Не мешай», «Вита-молодец»).

В свободной деятельности педагог обсуждает с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их общение, между собой используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности.

На занятиях по развитию речи решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи. На занятиях по развитию речи происходят усвоение, уточнение и расширение значений слов.

В качестве методов формирования речи дошкольников с нарушениями слуха используются: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т.д. На занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению у детей формируются навыки слухо-зрительного восприятия речевого материала, и уточняется их произношение. На данных занятиях работа ведется на знакомом речевом материале, в процессе работы над его звуковой стороной также уточняется значение слов и предложений в различных видах речевой деятельности, которые в первую очередь связаны с устной коммуникацией: слушанием, слухо-зрительным восприятием, говорением.

Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье - важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, так как именно в семье создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребёнка. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им. С этой целью сурдопедагоги дошкольного отделения проводят индивидуальные консультации для родителей, приглашают родителей на свои занятия, помогают им в приобретении методических пособий для работы с неслышащими малышами дома. - Е.Н. Балышева «Ребёнок плохо слышит» (развивающие занятия для детей с проблемами слуха);

- СВ. Корсун И.А. Гинзберг «Азбука для неслышашего малыша»; - Н.Д. Шматко Т.В. Пелымская «Если малыш не слышит» (пособие для педагогов, воспитателей и родителей детей с недостатками слуха); - Э.И. Леонгард Е.Г. Самсонова Е.А.Иванова «Я не хочу молчать!» (опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард). В этих пособиях подробно описывается, как организовать занятия по развитию речи и слуха дома.

Сурдопедагогами заводятся индивидуальные тетради, в которых даются упражнения по закреплению поставленных сурдопедагогом звуков, фразовый материал, насыщенный тем или иным звуком, речевой материал, который ребёнок научился воспринимать на слух.

Формирование устной речи осуществляется тем успешнее, чем более тесной будет связь в работе между специальным детским садом и школой. Развивающееся в ходе целенаправленного обучения слуховое и слухо-зрительное восприятие речи оказывает положительное влияние на овладение детьми произносительной стороной речи, в первую очередь, на ее приближение к естественному звучанию живой, выразительной речи нормально слышащих людей. Работа по развитию остатков слуха детей способствует обогащению представления глухих о звуках окружающего мира. Содержанием работы по развитию слухового восприятия, как в детском саду, так и в школе является обучение детей восприятию на слух речевого материала (слов, словосочетаний, фраз, текстов) и неречевых звучаний, включая и музыкальные. Однако, содержание работы в д/о имеет некоторые отличия. Так в детском саду большое внимание уделяется обучению детей ощущению (обнаружению) неречевых и речевых (словосочетания и слова) сигналов, которые не проводятся в школе. Дошкольники учатся воспринимать фразы типа девочка одела пальто; девочка гуляет. В школе же учащиеся, начиная с 1 ого класса, учатся слушать разнообразные тексты, которые от года к году увеличиваются в объеме и усложняются. Организация работы по РСВ в детском саду и начальной школе имеет много общего. Она проводится в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на всех фронтальных занятиях и уроках, в играх, в быту, в общении и на специальных фронтальных и индивидуальных занятиях.

И дошкольников и школьников учат сначала различать на слух знакомый по звучанию речевой материал при постепенно увеличивающемся выборе, а затем - и опознавать его на слух (т.е. узнавать на слух вне ситуации наглядного выбора). За время обучения в детском саду дети должны научится воспринимать незнакомое по звучанию слово (фраза) прежде всего как речевой сигнал и в ответ повторять то или иное слово (фразу), пытаясь воспроизвести слоговую и ритмическую структуру услышанного.

К началу обучения в д/о неслышащие дети не имеют словесной речи даже на уровне отнесенного лепета, они не понимают обращенную к ним речь, не могут адекватно реагировать на предлагаемые им на слух речевые и неречевые звучания. У них вялый артикуляционный аппарат и поверхностное дыхание. Их обращение с окружающими взрослыми осуществляется при помощи предметных действий и отдельных указательных жестов. На индивидуальных занятиях по РСВ дети учатся различать и опознавать на слух звукоподражания, полные слова, словосочетания и фразы. В первые 1,5-2 года ведется работа по выработке условно-двигательной реакции на звук. В начале обучения ежедневно, затем не реже 1 раза в неделю. Так, в течении 3-х лет дошкольники учатся различать речевой материал на слух при увеличивающимся выборе от 2-3-х до 10-ти речевых единиц. Речевой материал, который дети учатся воспринимать на слух, подбирается из разных тематических групп. Материалом занятий по РСВ является речевой материал, как данного года обучения, так и всех предыдущих. На каждом занятии сочетаются различение на слух речевого материала и его опознавание. При этом слова и фразы для различения на слух подбираются на неделю, а для опознавания на каждое занятие. Работа по РСВ ведется как с ЗУА, так и без нее. Работе без аппарата уделяется часть занятия не реже 1 раза в неделю. В начале обучения дети различают речевой материал на слухо-зрительной основе, затем только на слух. В дальнейшем им предлагается различать его сразу на слух (время перехода на данный этап индивидуально, оно зависит от состояния звуковой функции ребенка и навыков в работе по РСВ. Для слабослышащих дается больший объем речевого материала для восприятия на слух.

На индивидуальных занятиях по формированию произношению формируются первичные навыки звуковоспроизведения, проводится работа по коррекции дефектов голоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатков воспроизведения слова. Обучение произношению в дошкольный период проводится в два этапа. Первый этап является периодом нерегламентированного усвоения состава речи. Основной прием -подражание речи взрослых. Главной задачей на данном этапе является побуждать детей к устному общению на уровне их произносительных возможностей. Дети могут общаться голосовыми реакциями, воспроизводить элементы слова, воспроизводить звукоподражания, лепетные и полные слова, которые могут произноситься точно (мама, папа, там); приближенно (с заменой временно отсутствующих речи звуков) и усеченно (с неполным звуко - слоговым составом); допускается неточное, приближенное воспроизведение слов и фраз.

Второй этап обучения произношению характеризуется тем, что овладение произносительными навыками осуществляется на полисенсорной основе подражания речи взрослого, но и с привлечением тактильно вибрационных ощущений и спец. приемов коррекции произношения. Весь речевой материал должен произноситься точно или с использованием регламентированных замен.

Основными методическими приемами остаются сопряженная и отраженная речь, продолжаем широко использовать фоноритмику. На индивидуальных занятиях ведется работа над различными сторонами произношения. При планировании занятий учитываются специфические трудности при формировании произношения каждого ребенка. Индивидуальная работа с ребенком строится с учетом его реальных достижений. Если тот или иной ребенок не справляется с полным объемом программы, то она сокращается с учетом его возможностей, при этом уменьшается количество речевого материала, который ребенок должен научиться воспроизводить на слух.

Работа над словом и фразой занимает на занятиях по ФП центральное место. В процессе индивидуальной работы дети овладевают звуко - слоговым составом слова с учетом своих произносительных возможностей. Особое внимание уделяется сохранению звуко - слогового состава при произношении речевого материала слитно, с ударением, в нормальном темпе. Формирование навыка произношения слова осуществляется на звуковой базе, имеющейся у ребенка. При этом дети учатся воспроизводить слова как точно, так и приближенно.

Работая над фразой на начальном этапе, использую упражнения, построенные на ограниченном звуковом материале. Эти упражнения направлены на то, чтобы дети учились произносить достаточно большой по объёму речевой материал, не испытывая при этом затруднений звуковоспроизведения. Подбирается также фразовый материал, насыщенный тем или иным звуком.

На каждое занятие выносится работа как по вызыванию звуков, их автоматизации и коррекции дефектов, так и по формированию точного и приближенного воспроизведения слова или фразы.

  1. этап - вызывание звуков: появление многообразных замен
    регламентированных и регламентированных

  2. этап - устранение наиболее грубых дефектов произношения:
    - заменяются нерегламентированные замены на регламентированные;
    - проводится вызывание, автоматизация и дифференциация звуков.

Работа по РСВ и обучению произношению на индивидуальных занятиях тесно взаимосвязаны.

Произносительные навыки формируются при широком использовании остаточного слуха детей. При подборе речевого материала для работы над произношением отдаётся предпочтение тем словам, словосочетаниям и фразам, которые дети учатся воспринимать на слух. На индивидуальных занятиях должен максимально обеспечиваться индивидуальный подход к ребёнку. Работа с ним требует учёта его психофизических особенностей. На продуктивность занятия значительно влияют особенности внимания и памяти, повышенная утомляемость может отрицательно сказаться на темпах усвоения навыков. Поэтому свои занятия провожу в занимательной для ребёнка форме, с использованием различных игрушек, наглядных пособий. Это позволяет сделать занятие интересным, а работу - осмысленной для ребёнка.





\

Зимушка холодная «кусает» щеки, нос.

На прогулке не замерзнем,

Играем мы всерьез.


Спасибо! Вкусный был компот. Еще добавки «просит рот».







- ^ Дети, дети! Где вы были?

- В детский садик мы ходили. Там нас учат говорить и свой сад любить.







^ Любим мы гулять, играть, любим прыгать и скакать. А когда придёт обед, Съедим все щи и 100 котлет.




^ Гномики веселые в домиках живут. Говорят гостям: «Привет!» И в сказку всех зовут!










^ Сказка Зимняя идет. Здесь Снегурочка, Мороз! В хоровод детей позвали, с нами весело плясали.



Мы танцуем и поем - весело живем!



Слоги, звуки говорить

Так бывает трудно...

Но мы стараемся всегда

Знать всё, что нужно.



^ Учат на занятиях считать, писать, читать.

Для того, чтоб сами умели рассказать.




Все для игр есть у нас - посмотрите сами.

Кто нас учит и чему? Педагоги, мамы!



Я учусь говорить и слушать. В игры на компьютере я люблю играть. Меня учат говорить: «Что? - Дом» и «Где? - Там».




«На меня посмотри, И за мной повтори: Это кукла, это дом, Это зайка под кустом... Справились? Молодцы! Молодцы и я, и ты!»






Похожие:

Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconС 18 по 24 октября 2010 г в г. Новочебоксарске проводились Всероссий­ские юношеские игры среди инвалидов по слуху
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 первого вида г. Энгельса», гс(К)оу для обучающихся, воспитанников...
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconУчебный план
Гс (К) оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» на 2010...
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconОткрытое занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 3а классе Учитель Шакина Т. В
ГС(К) «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconГосударственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида г. Энгельса Саратовской области"
Министерство финансов Саратовской области (ГС(К)оу «С(К)оши №2 VIII вида г. Энгельса»)
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconКонспект урока информатики в 8 классе «Клавиатура как объект ввода информации». Учитель информатики Чулкова Н. В. Цель
ГС(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области»
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconВыставка-конкурс детского рисунка, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Воспитанники гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 первого вида г. Энгельса»
Отечественной войны 1812 года. Воспитанники гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 первого вида г. Энгельса» приняли...
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconПлан рассмотрен и принят на заседании педсовета протокол №1 от 31 августа 2012 года
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса»
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconСписок педагогов мс(К)оу "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" № Фамилия должность Педстаж на 01. 12. 2011
МС(К)оу "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconТрудовой договор № " " 200 г. Кгсоу «Большемуртинская специальная (коррекционная) общеобразовательная кола-интернат VIII вида»
Работодатель – Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников...
Дошкольное отделение гс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 первого вида г. Энгельса Саратовской области» iconПрограмма энергосбережения государственного образовательного учреждения Тульской области «Болоховская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Директор гоу то «Болоховская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы