Тема учебного занятия icon

Тема учебного занятия



НазваниеТема учебного занятия
Дата конвертации20.11.2013
Размер133.33 Kb.
ТипУрок
источник




Общая Тема: Строение клетки

Тема учебного занятия: Клеточная мембрана. Ядро

Класс: 10

Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе изучения темы.

Задачи урока:

Образовательная: 1) углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.

2) сформировать представление о основных видах транспорта вещества, через мембрану.

3) Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строении и химического состава.

Воспитательная: 1) Разъяснить учащимся, что важнейший признак клетки - способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.

Развивающая: 1) Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.

^ Тип урока: Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: Репродуктивный.

Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с картами урока, работа у интерактивной доски.

^ Средства обучения: интерактивная доска, презентация «Строение клетки», карты урока.

Ход урока


Структура

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время





1. Оргмомент.

Приветствие. Заполнение журнала. Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему нашего занятия, и предположить что мы будем делать?

Живет на свете человек,
Но сколько ни смотри,
Не разглядишь ты и вовек,
Что у него внутри.
Возьмем, к примеру, дом стоит
Из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит
Из маленьких частей.
Вам кажется, мала она,

Но в микроскоп взгляните,
Ведь это целая страна -
И в той стране столица
является ядром,
Внутри ее хранятся
Запасы хромосом.
В столице, как положено,
От центра совсем рядышком,
От мира отгорожено
Главнеющее ядрышко.
А цитоплазма шириться
огромным Океаном,
Вокруг него границей
Наружная мембрана.
И органы другие там
Трудом поглощены,
Своим, согласно отраслям,

На благо всей страны.


Из курса 9 класса вам известно строение и функции органоидов клетки (слайд 1).

На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки.

Цель нашего урока расширить знания о строении и функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки (слайд 2).



Слушают, записывают цель в картах урока

2'





2. Целепологание





3. Изучение и закрепление нового материала




(^ На доске вывешены понятия, изучаемые в течение урока.)


- Рассмотрите схемы растительной и животной клетки (слайд 3).



Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В карте урока выполните задание №1. На выполнения работы 3'.


- Какие же структуры общие для всех видов клеток?


- Таким образом, несмотря на, большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану, ядро.


- Отметьте в задании №2 мембрану и ядро клетки. Данное задание у интерактивной доски выполнит _______ (задание №1 для интерактивной доски). У вас так?


- Один из ученых – биологов сказал, что после того как появилась мембрана….. из супа, варившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?


- Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций? Используя учебник на странице 55, второй абзац, заполните ячейку функции натужной клеточной мембраны ^ таблица №1 в карте урока. На работу 3'.

Проверьте все ли функции записали (слайд 4).



Допишите не достающие.


- Теперь рассмотрим строение цитоплазматической мембраны. Внимательно слушайте меня, и по ходу рассказа заполните ячейку строение наружной клеточной мембраны ^ таблица №1 в карте урока.

- (слайд 5, без анимации).

Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев липидов. Каждая молекула липида образованна гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным концом внутрь. В билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые находятся на поверхности, а другие пронизывают мембрану, образуя каналы. В связи с белками могут находиться углеводы.

- Давайте проверим, что записали?


- Выполните задании №3, какие белки отмечены цифрами?

Это задание у интерактивной доски выполнит _______ (задание №2 для интерактивной доски «Шторка»). . На работу 3'

- Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту концентрации, из области с более высокой концентрации в область с более низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через мембрану.

(слайд 5, с анимацией). Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный слой. Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в липидах (CO2, O2). К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды. Некоторые ионы (Cl-) и заряженные молекулы пассивно диффузируют через мембрану благодаря белкам формирующих поры.

Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ - K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы K+, а поступают ионы Na+.


- Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз. Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление веществ в клетку в результате впячивания мембраны. Экзоцитоз обратный процесс эндоцитозу. Посмотрите, каким образом можно показать процессы эндоцитоза (слайд 6 и 7).


- Выполните задание №4. Подпишите где показан фагоцитоз, а где пиноцитоз.


- Переходим к рассмотрению строения ядра клетки
(слайд 8)




Ядро- важнейшая структуру в клетках эукариотических организмов. Это связано с многообразием функций ядра.

В таблицу №1 запишите следующие функции ядра
(слайд 9).

- Внимательно слушая мой рассказ, заполните ячейку о строении ядра и ядрышка в таблице №1.

Итак, ядро обычно имеет шаровидную форму и отделено от цитоплазмы оболочкой. Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС (слайд 10). В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы и-РНК и Т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы (слайд 11). Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержится ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованны петлями нитей ДНК участвующих в синтезе Р-РНК.

- Посмотрите внимательно еще раз на схему строения ядра (слайд 11) и в картах урока выполните задание №5, где нужно воспроизвести недостающие надписи. Это задание у интерактивной доски выполнит _______ (задание №3 для интерактивной доски). На работу 3'.

Задание выполнено верно. Проверьте себя.


- (слайд 12, с анимацией) В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связанны центромерой.


- Набор хромосом, содержащийся, в клетке называется кариотипом.

- Посмотрите на (слайд 13, 14) и ответь на вопрос? Почему число хромосом одинаково, а организмы по строению различны?

- Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно.


- Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор хромосом и называются соматические, т.е. по две хромосомы каждого вида одинаковые. Эти хромосомы называют гомологичными. А гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках.


- В карте урока в рубрике «Проверь себя» внимательно прочтите и выполните самостоятельно задания №1и №2. На выполнение 7'. Выполнили? Теперь проверьте себя (слайд 15) , каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Кто получил отметку «5» и «4» поднимите руку, кто получил отметку «3». Я выставляю отметки в журнал тем учащимся, которые получили отметки «5» и «4». Отметки «3» и «2» не выставляю.

Спасибо, вы молодцы!


- Подведем итог урока (слайд 16).

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания в картах урока и у интерактивной доски.

38'


















4. Задания на дом. Рефлексия.

- Домашнее задание (слайд 17).


- На доске представлено начало предложений, от вас я хочу услышать окончание выбранных предложений. Что узнали нового на уроке? Чему научились на уроке? Для ознакомления 1'. Итак, начнем (слайд 18).


- Цель, которую ставили на уроке, мы достигли (слайд 19).

- Спасибо за урок




5'



Список используемой литературы:

  1. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000год.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология 10-11 – М.: дрофа, 2006 г.

  3. Пепеляева О.А., Сунцов И.В. Дополнительные материалы по общей биологии. – М.: ВАКО,2006г.

  4. http://school-collection.edu.ru/

  5. http://www.cellbiol.ru/book/organizaciya_hromosom/chislo_hromosom_u_raznyh_vidov



Карта для учащихся

Задание №1. Отметьте знаком «+» органоиды, которые находятся в данных клетках.


Органоиды

Растительная клетка

^ Животная клетка

Протисты

Грибы
















^ Наружная клеточная мембрана













Эндоплазматическая сеть (ЭПС)













^ Аппарат Гольджи













Лизосомы













Рибосомы













Митохондрии













^ Пластиды Хлоропласты













Хромопласты













Лейкопласты













^ Клеточный центр













Вакуоль













Ядро













Ядрышко














Задание 2. Отметьте цитоплазматическую мембрану клетки и ядро.


Цитоплазматическая мембрана_________


Ядро_________

Задание 3. Соотнесите номер белка на рисунке с его названием.





Покровные белки:

Погруженные белки:

Пронизывающие белки:


Задание 4. Напишите, какой из процессов эндоцитоза показан на рисунке.




1______________________________________


2______________________________________


З
1 Ядро

2

3

4 Хроматин

5

6
адание 5. Заполните недостающие надписи в строении ядра


^ Таблица 1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ


Органоиды

СТРОЕНИЕ

ФУНКЦИИ

Наружная клеточная мембрана







^ Эндоплазматическая сеть (ЭПС)







Аппарат Гольджи







Лизосомы







Рибосомы







Митохондрии







^ Пластиды Хлоропласты







Хромопласты







Лейкопласты







^ Клеточный центр







Вакуоль







Ядро







Ядрышко




Проверьте себя

1. Впишите в предложения о видах транспорта веществ через мембрану пропущенные слова: активный транспорт, пассивному, диффузия, осмос, активному.

1. Переход молекул растворителя из области с более высокой их концентрацией в область с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану называется...
2. Движение молекул или ионов из области с высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией называется ...
3. Сопряжённый с потреблением энергии перенос молекул или ионов через мембрану против градиента концентрации называется ...
4. Диффузия и осмос относятся к ... транспорту веществ через клеточную мембрану.
5. Фагоцитоз и пиноцитоз относятся к ... транспорту веществ через клеточную мембрану.

2. Выпишите номера правильных суждений.

1. Толщина клеточных мембран всегда составляет 7,5 нм.
2. Мембраны – это липопротеиновые структуры (липид+белок). К некоторым липидным и белковым компонентам на внешней поверхности мембраны присоединены углеводные компоненты.
3. Липиды клеточной мембраны спонтанно образуют монослой.
4. Мембранные белки расположены на поверхности мембраны и выполняют разные функции.
5. Две стороны мембраны различаются по составу и свойствам.
6. Мембранные липиды и белки не могут перемещаться в мембране.
7. Сахара, аминокислоты и ионы транспортируются через мембрану особыми белками-переносчиками.
8. Одним из способов поступления веществ в клетку является активный транспорт, не требующий затрат энергии.
9. Плазматическая мембрана непроницаема для всех заряженных молекул.
10. Пиноцитозом называют процесс поступления в клетку твердых частиц.
11. Вещества, растворимые в липидах, легко проникают внутрь клетки.

3. Какие клеточные органоиды принимают участие в синтезе АТФ? Что общего в их строении вы можете отметить?

Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика: 1 – встречаются только в растительных клетках; 2 – встречаются только в животных клетках; 3 – встречаются и в растительных, и в животных клетках:

а) плазмалемма; б) цитоплазма; в) эпр; г) центральная вакуоль; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) клеточная стенка; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) ядро.

Встречаются только в растительных клетках

Встречаются только в животных клетках

Встречаются и в растительных, и в животных клетках













Похожие:

Тема учебного занятия iconПрограмма наблюдения учебного занятия. Предмет Ф. И. О. учителя Класс Тема занятия
Мобилизационное начало учебного занятия, создание положительного настроя на занятие
Тема учебного занятия iconКонспект учебного занятия с использованием цор город: Магнитогорск оу: моу сош №5 Учитель: Комарницкая Т. А. Класс: 6 Тема учебного занятия: «Песни уральских казаков»
Сформировать представление учащихся об уральском казачьем войске и их песенных традициях
Тема учебного занятия iconКонкурсных испытаний Номинация «Учитель года»
Предмет и класс для проведения учебного занятия выбирает участник конкурса. Тема учебного занятия в соответствии с календарно-тематическим...
Тема учебного занятия iconНоминация «Учитель года» Конкурсное испытание «Методическое объединение»
Предмет и класс для проведения учебного занятия выбирает участник конкурса. Тема учебного занятия в соответствии с календарно-тематическим...
Тема учебного занятия iconСамоанализ проекта (учебного занятия) с использованием икт косеко Ирина Ивановна Класс 10 Изучаемая тема: «Страны Зарубежной Европы»
Как разрабатываемый проект (учебное занятие) связано с предыдущим? (предыдущая тема. )
Тема учебного занятия iconКонспект занятия до «Хозяюшка» №7 Тема занятия
Цель занятия: продолжить учить учащихся с технологией приготовления песочного теста, развивать мелкую моторику
Тема учебного занятия iconКонспект занятия до «Хозяюшка» №4 Тема занятия: Бисквитный пирог с яблоками и изюмом
Цель занятия. Познакомить учащихся с различными видами приготовления бисквитного теста
Тема учебного занятия iconКонспект занятия до «Хозяюшка» №6 Тема занятия
Цель занятия: формировать навыки изготовления кондитерского изделия, соблюдая рецепт, упражнять в нарезании готового пирога, воспитывая...
Тема учебного занятия iconТема учебного занятия
Способствовать формированию представления о сложном процессе производства ткани, начиная от сбора растений
Тема учебного занятия iconКонспект занятия до «Хозяюшка» №5 Тема занятия: Кексы и мини- кексы
Цель занятия: Познакомить детей с приготовлением кексов, ролью электроприборов в этом процессе, развивать фантазию
Тема учебного занятия iconКонспект занятия до «Хозяюшка» № Тема занятия: «Лесное панно»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы