1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный icon

1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный



Название1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный
Дата конвертации21.11.2013
Размер49.37 Kb.
ТипДокументы
источник

7 класс


1.Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия)

Докажите, что [з`] не сонорный.

2.Наш язык в действии (лексика)

Прочтите фрагмент сказки А. Ремизова.

«( Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. ( Встретишься с медведем, скажи ему: (Иди, иди, Мишка! (…)(. И медведь уйдет.»

Назовите устаревшее значение выделенного слова. В каком значении употребляется это слово в современном русском языке?


3.Как растут слова? (Морфемика, словообразование)

Перед вами существительные в форме родительного падежа множественного числа: коров, домов, столов, голов, подков. Выделите окончания в данных словах и определите, в каком слове окончание зависит от значения.


4.Кто есть кто? (Морфология)

Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Обоснуйте свой ответ.

Мне рассказывал один знакомый.

Дела нет, один разговор.

На улицу вели многие пути, а в переулок только один.


5.Точка, точка, запятая… (синтаксис и пунктуация

Приведите все возможные варианты членения фразы на слова:

ЗАЧЕМПОСТАВЛЕНАТАМАРКА?

Объясните, что помогает Вам членить фразу.


6.От слова – к тексту (творческая работа)

Прочтите фрагмент стихотворения В. Шефнера:

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь (людское чудо

Не скудела в наши дни.

Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них.


I.Орфоэпическая норма русского литературного языка

1.На уроке русского языка возник спор. Кто из ребят правильно расставил ударения в словах?

А) Юра: обеспЕчение, танцОвщица, маркЕтинг

Б) Ира: обеспечЕние, танцовщИца, мАркетинг

В) Сережа: обеспЕчение, жАлюзи, мАркетинг

Г) Лена: обеспечЕние, бАлую, маркЕтинг


2.В каком ряду слов возможны варианты произношения [чн] - [шн]?

А) конечно, яичница, горчичник

Б) нарочно, скворечник, полуночник

В) молочница, непорядочный, булочная

Г) подсвечник, скучно, пустячный


3.В каком слове произносится только согласный [т]?

А) критерий

Б) отдал

В) мистер

Г) кратер


II.Лексическая норма русского литературного языка


1.Найдите лишнее слово в ряду синонимов.

А) страна

Б) государство

В) родина

Г) держава


2.Выберите правильный вариант употребления слова с предлогом.

А) рецензия на рассказ

Б) рецензия о рассказе

В) рецензия по рассказу

Г) рецензия к рассказу


3.Семиклассников попросили использовать в предложении фразеологизмы.

Саша сказал: «Наш класс идёт в одну ногу со временем».

Дима сказал: «В жизни всё изменяется, всё течёт в лучшую сторону».

Маша предложила: «Не мудрствуя долго, мы должны хорошо учиться».

Кто из ребят правильно выполнил задание?

А) Саша и Дима

Б) Дима и Маша

В) Саша и Маша

Г) никто


III.Грамматическая норма русского литературного языка

1.Как правильно написать словесное выражение «с 1508 рублями»?

А) с тысяча пятьсот восьмью рублями

Б) с тысячей пятисот восьмью рублями

В) с тысячью пятьюстами восемью рублями

Г) с тысяча пятистами восемью рублями


2.Укажите правильный вариант построения предложения.

А) Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанку охватил ужас.

Б) Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шел серый гусь.

В) Смотря на эту удивительную сцену, мне вспомнился интересный случай, но я продолжал наблюдать за питомцами.

Г) Читая историю о Каштанке, особое впечатление производит на нас взаимоотношения героев рассказа.


3.Перед вами предложения из сочинения ученика 7 класса. Укажите правильный вариант построения предложения.

А) На уроках литературы мы изучаем такие произведении, как рассказы А.П. Чехова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, баллада В.А. Жуковского и поэма А.С. Пушкина.

Б) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

В) Книги научат нас разбираться и привьют любовь к живописи, литературе, музыке.

Г) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали рассказы

А.П. Чехова вслух.


IV.Орфографическая и пунктуационная норма русского литературного языка

1.Прочитайте текст. Определите тему текста.

2.Сформулируйте основную мысль текста.

3.Определите микротемы и разбейте текст на абзацы.


4.Озаглавьте текст.

5.Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.


Осень в этом году в Подмосковье была нежда…ой. В одну из темных безлу…ых ночей (не)проше…ым гостем явился крепкий мороз…ц и снеж…к. На бегу остановились (не)большие реч…нки (не)замутне…ые (не)приютными холодными ветрами. И природа начала перестраиваться подчиняясь (не)жела…ой (н…)кем (не)зва…ой ранней осени. Быстро погружался в предстоящую спячку сад торопясь сбросить с себя свежезамороже…ую листву. Из-под белого снежного покрывала на засе…ых полях кое-где выглядывали (зеленовато)глянцевые пятнышки недавно посе…ых озимых. Но особенная прелесть для мес…ных ребятишек таилась в малохоже…ых и (не) езже…ых дорогах и дорожках. Они за одну ночь покрылись твердым настом по которому счастливые дети уже неслись под горку на (не)кова…ых санях.


6.Назовите языковые средства, с помощью которых в тексте создается образ осени.

7.Укажите, какие средства связи существуют между 1-ым, 2-ым и 3-ьим предложениями:

А) лексические средства связи: однотематическая лексика, повтор слова, синонимы, порядок слов в предложении

Б) грамматические средства связи: видовременная форма глаголов, синонимы

В) лексические и грамматические средства связи: синонимы, видовременная форма глагола, порядок слов в предложении

Г) лексические средства связи: местоимение, синонимы, имена прилагательные, видовременная форма глагола

8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении № 4 должны стоять запятые.

И природа начала перестраиваться (1) подчиняясь (2) (не)жела…ой (3) (н…)кем (не)зва…ой (4) ранней осени.

А) 1, 2, 3

Б) 2, 3, 4

В) 1, 3, 4

Г) 1, 3


9.Укажите правильный вариант характеристики 6 -го предложения текста (знаки препинания не расставлены).

Из-под белого снежного покрывала на засе…ых полях кое-где выглядывали (зеленовато) глянцевые пятнышки недавно посе…ых озимых.

А) предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено деепричастным оборотом

Б) предложение повествовательное, простое, невосклицательное, распространенное, осложнено причастными оборотами

В) предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено причастным оборотом

Г) предложение повествовательное, простое, осложнено причастным оборотом


10.В каком случае неправильное определение морфологических признаков выделенного слова приводит к орфографической ошибке?

1) непроше…ым гостем – прилагательное, образованное от бесприставочного глагола несовершенного вида (просить), поэтому пишем одну букву Н

2) в малохоже…ых (дорогах) – сложное прилагательное, вторая часть образована от бесприставочного глагола несовершенного вида, поэтому пишем одну букву Н

3) осень была нежда…ой – прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида (ждать), поэтому пишем одну букву Н

4) на засея…ых полях – прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида (сеять), поэтому пишем одну букву Н

А) 1, 3

Б) 2, 3, 4

В) 3, 4

Г) 1, 4




Похожие:

1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный icon1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия)
В каких фонетических вариантах представлен корень в словах рыба, рыб, рыбка, рыбешка? Объясните, почему?
1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный iconУрок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия" Ефимова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”
1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный iconМетодическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»
Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)
1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный iconГотовимся к олимпиаде по русскому языку фонетика. Графика. Орфоэпия
Скучно, фонетика, термин, молоко, бежать, переделать, мороз, берег, после, язык, Бог
1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный iconТематическое планирование индивидуально- групповых занятий по предмету «Русский язык» 1 час в неделю (34 часа в год)
...
1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный iconЗанятие Речь. Предложение. Гласные звуки и буквы
Письменная речь – всё, что люди читают и записывают значками – буквами. Речь состоит из предложений; графически предложение обозначается...
1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный iconТема урока Подготовка к егэ
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии
1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный iconОрфоэпия. Фонетика
Расставьте ударения в словах: Статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, ща­вель, цемент, одобрить, положить
1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный iconЗвуки и буквы Гласные и согласные звуки

1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный icon10 класс зачёт №1 «лексика. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Графика. Орфоэпия»
Гольцова нг, Шамшин ив, Мищерина ма русский язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2008-2012 гг
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы