Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта icon

Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта



НазваниеТема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта
страница1/5
Дата конвертации22.11.2013
Размер0.54 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
источник
  1   2   3   4   5
1. /Лекции по ПиУУ/Тема 01 Сущность и значение планирования в управлении.doc
2. /Лекции по ПиУУ/Тема 03 Функциональное планирование.doc
3. /Лекции по ПиУУ/Тема 04 Планирование маркетинга.doc
4. /Лекции по ПиУУ/Тема 05 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта.doc
5. /Лекции по ПиУУ/Тема 06 Планирование себестоимости.doc
6. /Лекции по ПиУУ/Тема 07 Планирование финансов.doc
7. /Лекции по ПиУУ/Тема 08 Налоговое планирование на предприятии.docx
8. /Лекции по ПиУУ/Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология.doc
9. /Лекции по ПиУУ/Тема 12 Финансовая структура предприятия.doc
10. /Лекции по ПиУУ/Тема 13 Бюджетная система предприятия..doc
11. /Лекции по ПиУУ/Тема 14 Организация управления бюджетами..doc
12. /Лекции по ПиУУ/Тема 15 Концепция и цели управленческого учета на современных предприятиях.doc
13. /Лекции по ПиУУ/Тема 16 Системы учета издержек по видам затрат..doc
14. /Лекции по ПиУУ/Тема 17 Концепция контроллинга.doc
1. 1 Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования 2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь 3 Принципы и методы планирования
Тема 3 Функциональное планирование. План товарооборота
Лекции для студентов экономических специальностей всех форм обучения /Н. Д. Байкалова; кгтэи. Красноярск, 2004. 14 с
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта
8. 1 Теоретические основы планирования издержек производства и цен 2 Планирование себестоимости продукции 3 Составление сметы затрат на производство
9. 1 Теоретические основы финансового планирования 2 Формирование и распределение прибыли на предприятии 3 Составление баланса доходов и расходов
Налоговое планирование на предприятии Функции и структура налоговой системы РФ
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология
Тема 12 Финансовая структура компании
Тема 13 Бюджетная система предприятия
Тема 14 Организация управления бюджетами. Вопросы
Тема № Сущность управленческого учета
Тема основы производственного учета и применение его данных
Тема Организационные аспекты создания службы контроллинга




Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта


4.1 Теоретические основы планирования производства и реализации продукции

4.2 Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой

4.3 Содержание и порядок разработки производственных программ цехов

4.4 Производственная мощность предприятия

6.1 Теоретические основы планирования капитальных вложений

6.2 Планирование капитальных вложений

6.3 Планирование материального обеспечения предприятия

7.1 Планирование повышения производительности труда

7.2 Планирование численности рабочих

7.3 Планирование фонда заработной платы


Контрольные вопросы

Тестовые задания для самоконтроля

4.1 Теоретические основы планирования производства и реализации продукции


Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В годовом плане производства каждого предприятия содержится  взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.

Рыночные отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственной, хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрипроизводственного рыночного планирования предполагает:

1) свободное обеспечение производственно – технического и социального – экономического развития предприятия за счет собственных финансовых ресурсов;

2) высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности;

3) полную ответственность высшего руководства и специалистов предприятия за общие результаты рыночной деятельности и выполнение всех договорных обязательств;

4) получение планируемых доходов или прибыли, необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия, дальнейшего развития его потенциала;

5) установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.

В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.

По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:

  - определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;

  - выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;

  - взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;

  - распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия.


4.2. Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции


План производства и реализации продукции включает планирование производства продукции в натуральном выражении, производство продукции в стоимостном выражении, объема реализации продукции, показателей качества выпускаемых изделий, обоснование плана производства показателями использования производственных мощностей и основных фондов.

         Объем производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется показателями: товарной, реализуемой, валовой и нормативно – чистой продукции.

         Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:

         а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;

         б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.);

         в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.

         г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается.

         Объем товарной продукции планируют в стоимостном выражении по действующим оптовым ценам и нормативу чистой продукции по каждой номенклатурной позиции и определяют по формулам:

         Для каждого вида изделия или услуг

,                                                                  (4.1)

         а по всему объему товарной продукции

 , руб/год,                                  (4.2)

где - товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;

       - объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;

       - оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;

        n – номенклатура изготавливаемых изделий и полуфабрикатов для реализации на сторону;

        - стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальное строительство, руб.;

        - затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.

         Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителем и оплаченную по счетам.

         В плане объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям.

         При расчете объема реализуемой продукции учитывают изменение остатков готовой продукции на складе и стадии реализации на начало  и конец  планируемого периода по формуле:


.                                                (4.3)

         Объем реализуемой продукции определяется по действующим оптовым ценам предприятия и нормативу чистой продукции.

         Состав и объем товарной и реализуемой продукции на один и тот же период разделяется, так как последняя не учитывает складских остатков или продукцию, находящуюся в стадии реализации (товаропродвижении, транспортировки и расчетах).

Незавершенным производством называется выраженная в стоимостной форме, незаконченная в изготовлении продукция, находящаяся на различных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке.

В состав незавершенной продукции входят заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, в цеховых кладовых, на сборке и испытаниях, а также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.

Материалы, заготовки и полуфабрикаты, полученные от поставщиков, если даже они завезены в цех, не включаются в незавершенное производство до тех пор, пока они не запущены в обработку на данном предприятии.

Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства.

На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается.

В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода  зависит от среднедневного выпуска продукции  планируемого в последующем периоде и производственного цикла изготовления продукции.

В стоимостной форме планируемая величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле:


,                                         (4.4)

где  – себестоимость изделия;

       – коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости;

       – коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Этот коэффициент определяется отношением себестоимости изделия в незавершенном производстве  к себестоимости готового изделия  по формуле:

.                                                            (4.5)

Если условно принять, что все материалы для изготовления изделия запускаются в производство в первый день цикла, а все последующие затраты расходуются равномерно (рис. 4.1), то коэффициент нарастания затрат будет определяться по формуле:

,                                                      (4.6)

где  - коэффициент затрат на материалы в себестоимости изделия.

Этот средний коэффициент нарастания затрат рассчитан укрупненно.




Рисунок 4.1 - График нарастания затрат в незавершенном производстве


Здесь все материалы  и комплектующие изделия  поступают в производство при запуске.

Деятельный метод расчета среднего коэффициента нарастания затрат (4.7) заключается в том, что по каждому виду затрат в незавершенном производстве – основной материал, полуфабрикаты, комплектующие изделия, заработная плата и прочие затраты – определяется средневзвешенным пребыванием их в общем цикле изготовления изделия. Здесь материалы поступают в производство при запуске, а комплектующие изделия в процессе узловой и общей сборки (рис. 4.2).



Рисунок -  4.2. Детальный график нарастания затрат в незавершенном производстве


,      (4.7)

где  - затраты на материалы, поступающие в производство в начале цикла;

               - средний уровень затрат на данной стадии цикла;

        – время пребывания затрат данной стадии в цикле.

Когда возникает необходимость рассчитать объем незавершенного производства для каждого вида продукции по трудоемкости, то это определяется по формуле:


,                                                 (4.8)

где - трудоемкость;

      - средний коэффициент готовности изделий в заделе.

Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.

Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.


,                                         (4.9)

где - остаток незавершенного производства на конец планового периода;

       - остаток незавершенного производства на начало планового периода.

При укрупненных расчетах объем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота.

Валовой оборот – это сумма валовой продукции в рублях, выпускаемой всеми цехами завода.

В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная  основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменения остатков незавершенного производства.

Внутризаводской оборот представляет собой суммарный объем продукции, обращающийся между цехами, т.е. суммарный выпуск цехов, кроме цеха окончательной сборки и продукции цехов, отгружаемой потребителям и равен разности между валовым оборотом и валовой продукцией.

В него входят: стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, для ремонта оборудования, транспорта, изготовленная оснастка стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки, услуги заводского транспорта, ремонтных цехов и т.д.

С помощью расчетов валового и внутризаводского устанавливают соответствие возможностей заготовительных и вспомогательных цехов и обеспечивают производство необходимыми полуфабрикатами и разного вида работами и услугами.

Валовая продукция на предприятии машиностроительной промышленности по своему вещественному составу совпадает с товарной продукцией, отличия заключаются в оценке продуктивности. Валовая оценивается в ценах на первое января предыдущего года, а товарная – в действующих оптовых ценах.

Стоимость товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия и товарной (валовой) продукции в сопоставленных ценах определяется по заводскому методу, сущность которого состоит в том, что в объем продукции включается только продукция, реализуемая на сторону и для непромышленных нужд предприятия.

Однако следует помнить, что включаемая в валовую продукцию стоимость сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий по кооперативным поставкам существенно искажает представление о фактическом объеме и динамике производства на данном предприятии.

Поэтому в качестве оценочного показателя работы предприятия может применяться объем нормативной чистой продукции (иногда нормативная стоимость обработки или трудоемкость).

Объем нормативно – чистой продукции отражает величину вновь созданной стоимости. Это устраняет заинтересованность в выпуске материалоемкой продукции и влияние внешних факторов на показатели работы предприятия.

Норматив чистой продукции () – это часть оптовой цены, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды и прибыли. Норматив чистой продукции утверждается по всей номенклатуре изделий, полуфабрикатов, запасных частей, по всем работам и услугам промышленного характера, реализуемых на сторону.

Этот норматив утверждается в установленном порядке одновременно с ценами. Обязательным условием при этом должна быть прогрессивность норм трудоемкости.

Заработная плата производственных рабочих определяется из калькуляции изделия как сумма основной и дополнительной заработной платы и отчислениями на социальные нужды.

Для промышленно-производственного персонала по обслуживанию и управлению она рассчитывается через коэффициент по формуле:


,                                               (4.10)

где  - годовой фонд основной и дополнительной зарплаты с отчислениями на социальные нужды, руб.;

       - годовой фонд основной и дополнительной зарплаты с отчислениями на социальные нужды производственных рабочих, руб.

Следовательно, сумма заработной платы, подлежащей включительно в норматив чистой продукции, определяется по формуле:


.                                                      (4.11)


Прибыль, включаемая в норматив, является нормативной и рассчитывается по нормативу рентабельности , которая определяется по каждой позиции и устанавливается по отношению к себестоимости за вычетом материальных затрат , т.е.


,                                                         (4.12)


.                                                    (4.13)


Норматив чистой продукции на изделие определяется по формуле:


.                                        (4.14)


При большой номенклатуре выполненных работ и прочей продукции норматив чистой продукции (НЧП) устанавливается для предприятия в виде коэффициента ее к стоимости соответствующей продукции и работ по ценам предприятия. Этот коэффициент определяется соотношением между объемом продукции, выраженном в ценах и НЧП, сложившимся на производстве за два истекших года, но он не может быть более единицы.

Объем производства, выраженный в НЧП, в планах и отчетах предприятия определяется:

1) по готовым изделиям и продукции, планируется в натуральном выражении через норматив в виде:

,                                                   (4.15)

где m – номенклатура изделий;

        - количественное задание по выпуску i-го вида продукции в натуральных единицах.

2) по продукции, планируемой в стоимостном выражении, через нормативный коэффициент чистой продукции  по формуле:


,                                                       (4.16)


где  - объем планируемой продукции в стоимостном выражении.

3) по незавершенному производству продукции с длительным циклом путем умножения изменения остатков незавершенного производства (в руб.)  на коэффициент  по формуле:


.                                                  (4.17)


Внутрипроизводственный норматив чистой продукции  на комплект, деталь рассчитывается путем распределения общего норматива  на изделие пропорционально доле основной заработной платы производственных рабочих на данную единицу:


,                                               (4.18)


где  - основная заработная плата рабочих на изделие;

       - основная заработная плата рабочих на машинокомплект.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconБизнес-план Возможности фирмы (резюме) Виды товаров (услуг) Рынки сбыта товаров (услуг) Конкуренция на рынках сбыта План маркетинга План производства Финансовый план
Цели и функции фирмы. Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих...
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconОсобенности развития капитализма в России
М. – это крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconЗачету по дисциплине «Организация и планирование производства»
Общая характеристика базовых моделей процессов производства и предоставления услуг
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconПланирование образовательной деятельности и ее обеспечения на 2011 2012 учебный год
Выявленные проблемы… Ключевая проблема Цель… Задачи … Приоритеты года… Тема Программы развития… Тема районной инновационной площадки...
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconТематическое планирование по технологии. № урока, Тема урока. Вид урока
Влияние промышлен­ного и сельскохозяйственного производства на состояние водо­емов
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconПланирование призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием состоит в обоснованном определении главных...
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconПланирование работы Селивановского районного ресурсного центра дистанционного обучения
Тематическое планирование занятий Селивановского регионального центра дистанционного образования
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconТематическое планирование по биологии в 7 классе № Тема/ блок Тема урока
Планирование составлено на основе: общеобразовательной программы «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 класс, автора Пономаревой...
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconТематическое планирование по биологии в 6 классе № Тема/ блок Тема урока
Планирование составлено на основе: общеобразовательной программы «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 класс, автора Пономаревой...
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта iconТематическое планирование по биологии 10 класса тема /блок Тема урока
Планирование составлено на основе: общеобразовательной программы «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 класс, автора Пономаревой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы