Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология icon

Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология



НазваниеТема 11 Бюджетирование как управленческая технология
Дата конвертации22.11.2013
Размер302.43 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Лекции по ПиУУ/Тема 01 Сущность и значение планирования в управлении.doc
2. /Лекции по ПиУУ/Тема 03 Функциональное планирование.doc
3. /Лекции по ПиУУ/Тема 04 Планирование маркетинга.doc
4. /Лекции по ПиУУ/Тема 05 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта.doc
5. /Лекции по ПиУУ/Тема 06 Планирование себестоимости.doc
6. /Лекции по ПиУУ/Тема 07 Планирование финансов.doc
7. /Лекции по ПиУУ/Тема 08 Налоговое планирование на предприятии.docx
8. /Лекции по ПиУУ/Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология.doc
9. /Лекции по ПиУУ/Тема 12 Финансовая структура предприятия.doc
10. /Лекции по ПиУУ/Тема 13 Бюджетная система предприятия..doc
11. /Лекции по ПиУУ/Тема 14 Организация управления бюджетами..doc
12. /Лекции по ПиУУ/Тема 15 Концепция и цели управленческого учета на современных предприятиях.doc
13. /Лекции по ПиУУ/Тема 16 Системы учета издержек по видам затрат..doc
14. /Лекции по ПиУУ/Тема 17 Концепция контроллинга.doc
1. 1 Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования 2 Система планов на предприятии и их взаимосвязь 3 Принципы и методы планирования
Тема 3 Функциональное планирование. План товарооборота
Лекции для студентов экономических специальностей всех форм обучения /Н. Д. Байкалова; кгтэи. Красноярск, 2004. 14 с
Тема 5 Планирование производства, ресурсного обеспечения и сбыта
8. 1 Теоретические основы планирования издержек производства и цен 2 Планирование себестоимости продукции 3 Составление сметы затрат на производство
9. 1 Теоретические основы финансового планирования 2 Формирование и распределение прибыли на предприятии 3 Составление баланса доходов и расходов
Налоговое планирование на предприятии Функции и структура налоговой системы РФ
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология
Тема 12 Финансовая структура компании
Тема 13 Бюджетная система предприятия
Тема 14 Организация управления бюджетами. Вопросы
Тема № Сущность управленческого учета
Тема основы производственного учета и применение его данных
Тема Организационные аспекты создания службы контроллинга

Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология.


  1. Понятие бюджета. Цели бюджетирования

  2. Порядок построения генерального бюджета производственного предприятия




  1. Понятие бюджета. Цели бюджетирования

Под бюджетированием в УУ понимают процесс планирования. Планирование – одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Бюджет (или смета) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

  1. Разработка концепции ведения бизнеса:

  • планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

  • оптимизация затрат и прибыли предприятия;

  • координация — согласование деятельности различна подразделений предприятия.

  1. Коммуникация — доведение планов до сведения руково­дителей разных уровней;

  2. Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

  3. Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

  4. Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптими­зация финансовых потоков.

Существуют следующие этапы разработки бюджетов;

• сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов;

• разработка первого варианта бюджетов;

• координация и анализ первого варианта бюджетов, вне­сение коррективов;

• утверждение бюджетов руководством предприятия;

• последующий анализ и корректировка бюджетов в соот­ветствии с изменившимися условиями.

Бюджеты в широком смысле подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие теку­щую (производственную) деятельность предприятия, и финансовый бюджет, представляющий собой прогноз финансовой отчетности.

В зависимости от поставленных задач различают также бюджеты:

а) генеральные и частные;

б) гибкие и статические.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия – генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета – суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты).

Генеральный бюджет состоит из двух частей – операционного и финансового бюджетов.

В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический бюджет – бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).


2. Порядок построения генерального бюджета производственного предприятия

Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия. Существуют и другие взаимосвязи; в частности, бюджет по­требностей в материалах влияет на план денежных потоков, но эта зависимость на схеме не показана.

Поскольку основой для разработки финансовых планов явля­ются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее составле­ние текущих бюджетов.

Бюджет реализации





Бюджет переходящих запасов


Бюджет производства








Бюджет потребности в материалах


Бюджет прямых затрат труда


Бюджет общепроизводственных расходов












Бюджет цеховой себестоимости продукции






Бюджет коммерческих расходов





Бюджет административных затрат



Бюджет прибылей и убытков



Бюджет капитальных вложений

Бюджет денежных потоков

Прогнозируемый баланс




Бюджет реализации

В бюджете реализации указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и являет­ся основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанав­ливается на основе объема реализации. Примерный вид бюдже­та реализации:

Наименование продукции

Количество, шт.

Цена без НДС,

руб.

Выручка без НДС, руб.

НДС,

руб.

Выручка с НДС, руб.

А
















Б
















В
















Итого











Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен на них разрабатывается в отделе маркетинга предпри­ятия. Объем реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия. Поскольку про­воз реализации всегда содержит в себе некоторый элемент неоп­ределенности, полезно указать максимально возможное, мини­мально возможное и наиболее вероятное значения.


Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов


Переходящие запасы включают в себя запасы готовой и незавершенной продукции. Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования. Необхо­димые переходящие запасы можно определить на основе бюд­жета реализации и имеющейся на предприятии информации о скорости оборачиваемости каждого из этих видов оборотных активов предприятия.

Производственная программа и бюджет переходящих запасов

готовой продукции


Наименование продукции

Объем реализации, шт.

Срок хранения запасов на складе, дн.

Запас готовой продукции, шт.

Товарная

продукция, шт.

на конец периода

на начало периода

А
















Б


















Производственная программа и бюджет переходящих запасов

незавершенного производства


Наименование продукции

Товарная продукция, шт.

Длительность производственного цикла, дн.

Коэффициент готовности, %

Запас незавершенного производства, шт.

Валовая

продукция, шт.

на конец периода

на начало периода

А



















Б




















Необходимый запас готовой продукции рассчитывают по формуле:

ГПкi= Si* ti,/ Т,

где ГПki - запас готовой продукции i-го вида на конец периода; Si — объем реализации i-го вида продукции в будущем периоде, ti средний срок хранения готовой продукции i-го вида на складе (в днях); Т— длительность будущего периода (в днях).

Запас готовой продукции зависит от ti — среднего срока хранения готовой продукции. Но следует ориентироваться не столько на ту ситуацию, которая сложилась на предприятии к настоящему времени, сколько на оп­тимальное время хранения запасов на складе.

В бюджете производства определяется количество продук­ции, которое предполагается произвести исходя из намечен­ного объема продаж и потребностей в запасах готовой продук­ции. Производственный бюджет составляется по видам продук­ции на основе соотношения:

ТПi = РПi + ГПкi -ГПнi ,

где ТПi — объем товарной продукции, который должен быть произведен в планируемом периоде; РПi — предполагаемый объем реализации продукции; ГПнi — запасы готовой продук­ции на начало периода.

Но для обеспечения непрерывности производственного процесса предприятию необходим некоторый запас незавер­шенной продукции. Запасы незавершенной продукции рассчи­тывают аналогично запасам готовой продукции, за тем исклю­чением, что вместо срока хранения учитывают длительность производственного цикла:

НЗПкi =- Вi*tiг / Т,

где НЗПki — запас незавершенной продукции i-го вида на ко­нец периода; Вi — объем выпуска i-го вида продукции за буду­щий период; ti длительность производственного цикла (и днях); кг — коэффициент готовности незавершенного произ­водства (обычно принимают равным 50%).

Итак, объем выпуска валовой продукции (ВП) i-го вида ра­вен объему выпуска товарной продукции, скорректированному на изменение запасов незавершенного производства:

ВПi = ТПi + НЗПкi - НЗПнi.


Бюджет потребностей в материалах

Бюджет потребностей в материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель — определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода.

Предварительно рассчитывают расход материалов по видам продукции.

Материал

Продукция А

Продукция Б

Итого потребность на расход

на 1 шт.

на объем

на 1 шт.

на объем

X
















Y
















Z
















Большей частью затраты на материалы являются перемен­ными, а потому потребность в материалах в натуральном выра­жении можно рассчитать по следующей формуле:

М = Н*Q + Мк,

где Н — норма расхода на единицу продукции; Q объем производства; Мк — запас материалов на конец периода.

Однако существуют материалы, расход которых зависит не от объема выпуска, а от длительности планируемого периода Т (например, вспомогательные материалы, катализаторы и др.). В этом случае применяется следующая формула:

М = Н*Т.

Объем закупок равен разности между потребностью в мате­риалах и запасом, имеющимся на предприятии к началу плано­вого периода:

З = М – Мн

Стоимость закупок С = З*Ц, где З — объем закупок (в натуральном выражении); Ц — цена.

Исходя из стандартного размера партии, периодичности за­купок и среднего срока оплаты составляется график оплаты Кредиторской задолженности перед поставщиками материалов (это важно для прогнозирования денежных потоков и состав­ления финансового плана).

Бюджет потребности в материалах


Материал

Потребность на расход, кг

Запас материала на конец периода, кг

Итого потребность в материале, кг

Запас материала на начало периода, кг

Объем закупок, кг

Цена за 1 кг, руб.

Стоимость закупок, тыс. руб.

X






















Y






















Z





















Итого





Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет прямых затрат на оплату труда составля­йся на базе производственном программы.

Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудо­емкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рас­считывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

Наименование продукции

Трудоемкость единицы продукции, ч

Средняя часовая тарифная ставка, руб.

Прямые затраты на оплату труда на 1 шт., руб.

Валовая продукция, шт.

Реализованная продукция, шт.

Прямые затраты на оплату труда, руб.

на валовую продукцию

на реализованную продукцию

А






















Б





















Итого








Бюджет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудова­ния. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоян­ными.

Статья затрат


Сумма, руб.

Переменные расходы – всего, в т.ч.




Вспомогательные материалы




Заработная плата вспомогательных рабочих




Премиальный фонд




Двигательная электроэнергия




Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования




Постоянные расходы – всего, в т.ч.




Амортизация




Заработная плата контролеров, мастеров, начальников цехов




Электроэнергия на освещение




Ремонт, техобслуживание



Итого






Бюджет цеховой себестоимости продукции

Бюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подго­товку участков и цехов с учетом изменения запасов незавер­шенного производства. Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на по­стоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.

Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем ес­ли на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной заданный период.

Статья затрат

Продукция А

Продукция Б

Итого

на единицу

на объем

на единицу

на объем

Переменные затраты

X
















Y
















Z
















Итого материалы
















Прямые затраты на оплату труда
















Отчисления на соцнужды
















Итого переменные затраты
















Постоянные затраты

Вспомогательные материалы

*

*

*

*




Энергозатраты

*

*

*

*




Фонд оплаты труда

*

*

*

*




Отчисления

*

*

*

*




Ремонт, техобслуживание

*

*

*

*




Амортизация

*

*

*

*




Итого постоянные затраты
















Итого цеховая себестоимость





Бюджет коммерческих расходов

В бюджет коммерческих расходов включают из­держки текущего характера, связанные с реализацией продук­ции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, ме­роприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.

Например, затраты на комиссионные являются переменны­ми и рассчитываются по формуле:

Комиссионные == Процент комиссионных * Объем реализации.

Затраты на рекламу являются постоянными.

Статья затрат

Продукция А

Продукция Б

Итого

на единицу

на объем

на единицу

на объем

Переменные затраты

Транспортировка
















Упаковка
















Комиссионные (5% от ст-ти)
















Итого переменные затраты
















Постоянные затраты

Реклама и стимулирование сбыта

Фонд оплаты труда отдела маркетинга и сбыта

Отчисления

Услуги сторонних организаций и прочие расходы

Итого постоянные затраты
















Итого коммерческие расходы





Бюджет общехозяйственных расходов

Бюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов.

Статья затрат


Сумма, руб.

Амортизация




Фонд оплаты труда




Отчисления




Представительские расходы




Энергозатраты, коммерческие услуги




Услуги сторонних организаций




Налоги в составе себестоимости




Прочие



Итого






Бюджет прибылей и убытков

Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, пе­ременных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

На основании бюджета прибылей и убытков проводят ана­лиз и делают выводы об оптимальности представленной систе­мы бюджетов и необходимости корректировок. Методы анализа бюджета прибылей и убытков будут рассмотрены в следующих главах.

Показатели

Продукция А

Продукция Б

Итого, руб.

В % к выручке

на 1 шт., руб.

на объем, руб.

на 1 шт., руб.

на объем, руб.

Выручка



















НДС



















Выручка без НДС



















Переменные затраты

Материалы



















Прямые затраты на оплату труда



















Отчисления на соцнужды



















Переменные коммерческие расходы



















Итого переменные затраты



















Маржинальная прибыль



















Постоянные затраты

Вспомогательные материалы

*

*

*

*







Энергозатраты

*

*

*

*







Фонд оплаты труда

*

*

*

*







Отчисления

*

*

*

*







Ремонт, техобслуживание

*

*

*

*







Амортизация

*

*

*

*







Постоянные коммерческие расходы

*

*

*

*







Административные

*

*

*

*







Итого постоянные затраты

*

*

*

*







Итого издержки

*

*

*

*







Прибыль

*

*

*

*








Составление финансового бюджета

Цель финансового бюджета – разработать прогнозный баланс предприятия, который является результатом финансовых и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.


Бюджет капитальных вложений

Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибыли и убытках, прогнозный баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.


Бюджет денежных средств

Для этого необходимо проанализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Условия погашения дебиторской задолженности: сколько процентов составляет поступление ДС от общего объема реализации текущего месяца; сколько % ДЗ текущего месяца будет ликвидировано в следующем периоде; куда поступают средства в кассу или на р\с.

Условия погашения кредиторской задолженности: как часто производится выплата заработной платы и за какой месяц; возникает ли большая задолженность по заработной плате; как регулярно оплачиваются счета кредиторов; как оплачиваются накладные расходы и т.д.

Необходимо учесть минимальное сальдо денежных средств на р\с и в кассе предприятия. Анализируется внешнее финансирование: размеры необходимых кредитов для покрытия дефицита оборотных средств. Планируются ли капитальные вложения.


Показатели

За год

В том числе по кварталам

1

2

3

4

1.Остаток ДС на начало периода
















2. Поступление средств от продаж (сумма)
















3. Всего ДС(сумма)
















4. Выплаты: за материалы
















- заработная работа
















- налог на прибыль
















- покупка оборудования
















- другие
















5.Всего выплат
















6.Минимальное сальдо
















7.Потребность в ДС (5+6)
















8.Избыток (недостаток) ДС(3-5)
















9.Привлечение заемных средств
















10.Погашение кредита
















11.Выплата процентов по кредиту
















12.Остаток ДС на конец периода

















Прогнозный баланс строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений.




Похожие:

Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconТема программы: Технология приготовления мучных кондитерских изделий Пирожные
Тема урока: Технология приготовления пирожных из песочного, бисквитного, заварного теста, слоеного теста
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconКонспект урока по учебнику «Технология. 1 класс». Авторы: Н. И. Роговцева и др. Тема: «Мебель. Стул» (Технологическая карта изучения темы) Тема
План-конспект урока по учебнику «Технология. 1 класс». Авторы: Н. И. Роговцева и др
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconИспользование проектной технологии во внеклассной работе учащихся старшей школы
Проектная технология, как образовательная технология XXI века, опирается в своей основе на следующие универсальные социальные понятия,...
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconПлан работы мо учителей гуманитарного цикла на 2012- 2013 учебный год
Тема: «Технология личностно-ориентированного подхода в обучении предметов гуманитарного цикла как средство развития школы и саморазвития...
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconКурс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100»
Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные...
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconТема проекта
Тема проекта: Кукольный театр Предмет: технология, литературное чтение, живопись, русский язык, внеклассная деятельность. Класс:...
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconСценарий урока химии по теме: «Генетическая связь классов неорганических соединений»
Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковая технология; технология дифференцированного обучения; коммуникативно-диалоговая...
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconОбразовательный стандарт основного общего образования по технологии
«Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд»
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconПоложение экспертизы общественных инициатив
Под общественными инициативами (далее-проектом) понимается управленческая деятельность развитием образования
Тема 11 Бюджетирование как управленческая технология iconТехнология продуктивного чтения
В образовательной системе существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы