Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка icon

Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка
Дата конвертации22.11.2013
Размер455.71 Kb.
ТипПрограмма
источник


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 9 классе


Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

1. Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

  • Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 93 с.

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

^ Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

^ Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.


^ Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.


Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.


^ В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;


чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;


чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.



Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обяза­тельного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитывают­ся как различные возможные толкования содержания произве­дения, так и вариативность словесного выражения.


Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произ­ведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз­ личных сторон содержания и формы произведения, обоснован­ность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произ­ведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).


Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.


(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)


^ Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы.

5

Из литературы XVIII века.

8

Из литературы XIX века.

62

Из литературы XX века.

26

Из зарубежной литературы.

3

ИТОГО

105



^ Учебно-тематический план



Тема урока

Дидакти ческая модель обучения

Педаго гические средства

Вид деятельности уч-ся

Задачи. Планируемый результат



Домашнее задание

ИКТ

Дата

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой

фронтальная

Знать теоретико-литерат. понятия




Подготовить отзыв о прочитан ной книге







2

Литература Древней Руси

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерус­ской литературы. История открытия памят­ника

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой

фронтальная







1 гр. –культура России 12 в.

2 гр. –история открытия «Слова»







3,4

«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерус­ской литературы. История открытия памят­ника, проблема авторства.

Русская история в «Слове...»


Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, анализ произвед.

фронтальная групповая

Знать историческую основу произведения, историю открытия, основные версии авторства

Знать о высочайшем уровне культуры России 12 века

Охар-ть героев

1гр. –природа в «Слове»

Презентация




5

Поэтический мир и герои «Слова». Идейный смысл произведения

Поисковая

Проблемные задания

групповая

Уметь формулир. идею. проблематику произв. Давать хар-ку героям.

Уметь участвовать в диалоге, пони мать чужую т. зр., отстаивать свою

1 гр. – связь «Слова» с УНТ, индив. – опера Бородина

Презентация




6

Поэтическое искусство «Слова», связь с фольклором. Жизнь «Слова» в литературе и других видах искусства

Поисковая

беседа, работа с книгой, анализ произвед.. тест

Групповая,

индивидуальная

Знать о худ. своеобразии, связи с УНТ

Уметь найти нужную информацию, создать связный устный текст

сочинение

Презентация. Фрагмен ты оперы «Князь Игорь»




7

Общая характеристика русской ли­тературы XVIII века. Классицизм. Особенности русско­го классицизма


Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой

фронтальная

Знать основные черты классицизма




Индив.зад. – судьба Ломоносова, устный рассказ

Презентация




8-9

^ Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.


Поисковая

Проблемные задания тест

Групповая,

индивидуа льная

Знать биографию поэта, теорию «з штилей», особенности оды.

Уметь анализ. текст.

Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов

Отрывок наизусть, индив. зад.-судьба Державина







10

^ Гавриил Романович Державин. Идеи просвещения и гуманизма в ли­рике Г Р. Державина

Поисковая

Проблемные задания, анализ текста

Групповая,

индивидуа льная

Знать биографию поэта, особенности раскрытия темы

Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов

Стих-ние наизусть, индивид. – биография Фонвизина







11

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой

фронтальная

Знать биографию писателя, содержание комедии




1 гр. –проблема гражданственности, 2 гр - воспитания







12

Проблемы гражданственности, образования и воспитания в пьесе.

Поисковая

Семинар Проблемные задания. тестирование

Групповая,

индивидуа льная

Уметь отбирать литературный материал

Уметь раскрывать авторскую позицию, строить устное высказывание

охар-ть Милона, Првдина, Стародума







13

Образы положительных героев пьесы «Недоросль».

Поисковая

Семинар Проблемные задания

Групповая,

индивидуальная

Уметь отбирать литературный материал

Уметь делать сравнительный анализ

Ответ. на вопросы







14

Контрольная работа по комедии Д. И . Фонвизина «Недоросль»( по системе ГИА)










Уметь самостоятельно

редактировать сочинение

индив. зад.-судьба Карамзина. Прочит. повесть







15-16

Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сенти­ментализма.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, анализ текста, тест

Групповая,

коллективная

Знать основные черты сентим.

Уметь анализ. текст

Уметь раскрывать авторскую позицию, строить устное высказывание, сопоставлять героев.

Групповые задания по главам повести.

Презентация




17.

Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Обличительный пафос произведения.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, анализ текста, тест

Групповая,

коллективная

Знать взгляды Радищева на креп. право.

Уметь формулировать идею, проблематику, выявлять автор. позицию

Навыки интерпретации текста

Домашнее сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений)».







18-19

Романтизм как литературное направление. Творчество Жуковского

Объяснительно-иллюстративная

беседа, анализ текста

коллективная индивидуальная

Знать основные черты романтизма ,биографию писателя, теоретико-лит. Понятия, уметь анализировать

Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов

Гр. зад. по анализу стихотворений

Презентация




20.

Реализм. А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа,

фронтальная

Знать биографию писателя, уметь создавать хронологическую канву лекции.

Уметь писать эссе « Грибоедов в моем восприятии»

Творч. задание «Москва и москвичи»

Презентация




21

С Грибоедовым по фамусовской Москве. Чтение и анализ 1 действия

Поисковая

Проблемные задания, анализ текста тест

Групповая,


Знать особенности комедии как жанра, уметь выразит. читать, выявлять внешний конфликт. черты классицизма и реализма

Уметь составлять характеристику Чацкому по первому действию.

Характеристика героев по группам







22-23

«Век нынешний и век минувший в комедии. Анализ 2-3 действия

Поисковая

Проблемные задания, анализ текста

Групповая,


Знать терет. понятия. Уметь определять идейное содержание, внутренний конфликт, давать и речевую хар-ку персонажам

Уметь составлять таблицу из цитат «Взгляды Чацкого»

Составить таблицу, сопоставив 2 века







24

Обучение анализу эпизода драматического произведения

Поисковая

Проблемные задания, анализ текста

Групповая,


Уметь анализировать эпизод

Уметь строить высказывание «Всегда ли ровесники-единомышленни ки?»

Твор. работа







25

Загадка Софьи Фамусовой



Поисковая

Проблемные задания, анализ текста

Групповая,


Уметь давать хар-ку персонажа, в том числе и речевую.

Уметь строить высказывание «В чем я вижу загадку Софьи?»

Твор. работа хар-ка героя







26.

Чацкий в системе образов комедии. Об­щечеловеческое звучание образов пер­сонажей


Поисковая

Проблемные задания, анализ текста

Групповая,


Уметь давать хар-ку персонажа, в том числе и речевую.

Уметь строить высказывание «Мое восприятие Чацкого»

Твор. работа, хар-ка героя







27

Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).


Поисковая

Работа с критич. статьей

Групповая,

коллективная

Уметь отбирать материал




Подг. к сочинению.







28

Сочинение

Поисковая

Письм. высказывание

индивидуальная
















30

А.С. Пушкин: жизнь и судьба. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа,

фронтальная

Знать биографию писателя, уметь создавать хронологическую канву лекции.

Уметь писать эссе «Мой Пушкин»

1 гр. – анализ оды «вольность»,2 - «Деревня»

Презентация




31

Свободолюбивая лирика Пушкина

Проблемное изложение

Семинар

Беседа, анализ стихов тест

групповая

Знать, что свобода представлена как полит., философ., нравств. идеал,

Уметь анализ. стих.

Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов

Стих-ние наизусть, группов. зад.







32.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Проблемное изложение

Семинар

Беседа, анализ стихов

групповая

Знать взгляды Пушкина на назначение поэта и поэзию. Уметь анализ. стих.

Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов

Стих-ние наизусть, группов. зад.

Презентация




33.

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

Проблемное изложение

Семинар

Беседа, анализ стихов

групповая

Знать адресаты любовной и дружеской лирики, историю создания стих-ий. Уметь анализ. стих.

Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов

Стих-ние наизусть, группов. зад.

Презентация




33.

Философская лирика Пушкина

Проблемное изложение

Семинар

Беседа, анализ стихов

групповая

Знать филос. мотивы в лирике. Уметь анализ. стих.

Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов

Стих-ние наизусть, группов. зад.

Презентация




34.

Сочинение по лирике Пушкина

Поисковая

Письм. высказывание

индивидуальная







Инд.-история создания романа,особенности жанра







35

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Собранье пестрых глав»

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа,

коллективная индивидуальная

Знать жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской сторфы»

Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.




Презентация




36

«Кто он таков?» Знакомство с Онегиным

Поисковая

Работа с текстом

коллективная индивидуальная

Уметь выделять смысловые части текста, хар-ть героя

Уметь узнавать тропы, их роль для хар-ки героя

Сост. цитатную хар-ку героя, инд. – Онегин в критике







37

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Поисковая

Работа с текстом

коллективная индивидуальная

Уметь характеризовать героя.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа.

Сост. цитатную хар-ку героя

Презентация




38.

Судьба Ленского

Поисковая

Работа с текстом тест

коллективная индивидуальная

Уметь характеризовать героя.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа.

Сост. цитатную хар-ку героя, инд. – Белинский о Ленском







39

«Им овладело беспокойство» Под влиянием каких событий изменился Онегин?

Поисковая

Диспут.Комментированное чтение, анализ текста

групповая индивидуальная

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном.

Уметь самостоятельно формулировать тему сочинения.

Отрывок наизусть, группов. зад.,индив. – опера «Е.О.»







40-41

Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики:

Поисковая

Семинар

беседа

групповая индивидуальная

Уметь отбирать материал, составлять конспект статьи

Уметь сопоставлять разные точки зрения

груп. зад.,







42

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии

Поисковая

Внекл. чт. тест

групповая

Уметь характеризовать героя.

Уметь сопоставлять героев.

Домашнее сочинение по творчеству Пушкина

Презентация




43

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа,

фронтальная

Знать биографию поэта, уметь создавать хронологическую канву лекции.

Иметь представление о культурологических основах семейных традиций.

.

Презентация




44

Мотивы вольности и одиночества в лирике

Поисковая

Семинар

беседа

групповая

Знать основные тропы, уметь находить их в тексте

Уметь определять стихотворный размер, анализ на фонетич. уровне

Стих-ние наизусть, группов. зад.

Презентация




45

Тема России и ее своеобразие.

Поисковая

Семинар

беседа

групповая

Уметь выделять смысловые части текста

Уметь формулировать микротемы, анализировать текст

Стих-ние наизусть, группов. зад.







46

Тема любви. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Поисковая

Семинар

беседа

групповая

Знать адресаты любовной и дружеской лирики, историю создания стих-ий. Уметь анализ. стих.

Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов

Стих-ние наизусть, группов. зад.

Презентация




47

Контрольная работа по лирике
















Прочитать роман







48

Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

Проблемное изложение

Лекция, беседа

фронтальная

Уметь хар-ть особенности сюжета и композиции

Уметь объяснять смысл названия худож. произвед.

Пересказ эпизодов, хар-ка героя







49

Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»

Поисковая

Семинар

беседа

групповая

Уметь сопоставлять эпизоды, хар-ть героя

Уметь интерпретировать события с т. зр. разных персонажей

Пересказ эпизодов, хар-ка героев







50

Печорин и водяное общество

Поисковая

Семинар

беседа

групповая

Уметь владеть различными видами пересказа.

Уметь излагать события в форме дневниковых записей

Пересказ эпизодов, хар-ка героев







51-52

Печорин в системе образов романа.

Поисковая

Семинар

Беседа, тест

групповая

Уметь владеть различными видами пересказа.

Уметь сопоставлять героев.

Групповые задания







53

«Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Поисковая

Семинар

беседа

групповая индивидуальная

Уметь отбирать материал, составлять конспект статьи

Уметь сопоставлять разные точки зрения

Подготов. к зачету







54

Зачет по творчеству Лермонтова




котроль

индивидуальная







Домашнее сочинение







55

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества Жизнь и творчество.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа

фронтальная

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное

Уметь воспринимать произведение в контексте эпохи




Презентация




56

Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя

Проблемное изложение

Семинар

беседа тест

групповая

Знать содержание изученных произведений

Уметь сопоставлять героев.




Презентация




57

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

Проблемное изложение

Лекция, беседа

групповая индивидуальная

Знать историю создания поэмы, композицию, особенности жанра

Иметь представление о хронотипе х/п










58-59

Образы помещиков. Способы и приемы типизации

поисковая

Семинар

беседа

групповая

Знать содержание , уметь хар-ть персонажей

Уметь анализировать худож. текст.




Презентация




60

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция образа в замысле поэмы.

Поисковая

Семинар

беседа

групповая

Понимать роль главного героя в системе образов

Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций










61

Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.

Поисковая

Семинар тест


групповая индивидуальная

Уметь составлять вопросы к изученному произведению

Уметь формулировать авторскую позицию, аспекты произвед.










62-63.

Классное сочинение по творчеству Гоголя

Поисковая

Письм. высказывание

индивидуальная
















63-64

Поэты пушкинской поры

Поисковая

Семинар

беседа

групповая

Знать особенности лирики поэтов.

Уметь делать сравнительный анализ произвед.










65-66

А. Н. Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Объяснительно-иллюстративная

Семинар

беседа тест

групповая индивидуальная

Знать содержание произведения, уметь анализировать.













67-68

Ф. М.Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки.

Поисковая

Работа с текстом

коллективная индивидуальная

Уметь характеризовать героя.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа.

Сост. цитатную хар-ку героя







69- 70

И.С. Тургенев. Повести о любви.

Поисковая

Семинар

беседа

групповая индивидуальная

Знать содержание изученных произведений

Уметь делать сравнительный анализ произвед.










71

Некрасов. Поэмы.

Объяснительно-иллюстративная

Семинар

беседа

групповая

Знать содержание изученных произведений, уметь определять проблематику и композицию

Уметь, обращаясь к тексту, характеризовать образы героев.










72-73

Чехов. Маленькая трилогия

Поисковая

Семинар

беседа тест

групповая индивидуальная

Знать содержание изученных произведений, уметь выявлять основную идею рассказа

Уметь делать сравнительный анализ










74-75

Л. Н. Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Формирование личности юного героя повести.

Поисковая

Работа с текстом

коллективная индивидуальная

Уметь характеризовать героя.

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа.










76

Из русской прозы XX века. И.А,Бунин. Рассказ «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича - печальная история любви людей из разных социальных слоев.

Поисковая

Семинар

беседа

групповая индивидуальная

владеть различными видами пересказа.

Знать особенности раскрытия темы любви в творчестве










77

Русская литература XX века. Русская поэзия серебряного века.

Проблемное изложение

Лекция,

Фронтальная

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное

Уметь интегрировать материал урока с содержанием смежных дисциплин

индивид. – биография Блока

Презентация




78-79

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». проникновенное чувство Родины.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с текстом

Фронтальная, групповая

Знать биографию поэта, уметь анализир. текст,. выделяя тропы.

Уметь воспринимать творчество Блока в контексте эпохи.

Стих-ние наизусть, индивид. – биография Есенина







80-81

Тема Родины в лирике С. А. Есенина.

Народно-песенная основа произведений поэта.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с текстом

Фронтальная, групповая

Знать биографию поэта, особенности поэтики, мотивы творчества

Уметь анализировать цветовую лексику в канве стихотворения

Стих-ние наизусть, индивид. – биография Ахматовой

Презентация




82-83

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с текстом

Фронтальная, групповая

Знать биографию поэта, владеть навыками анализа.

Уметь интерпретировать ключевые слова и символ. образы

Стих-ние наизусть, индивид. – биография Маяковского

Презентация




84

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с текстом

Фронтальная, групповая

Знать биографию поэта, владеть навыками анализа.

Уметь прослеживать эволюцию раскрытия тем в творчестве

Стих-ние наизусть, индивид. – биография Цветаевой







85

Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой.

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, работа с текстом

Фронтальная, групповая

Знать биографию поэта, уметь анализир. текст, выделяя тропы.

Уметь воспринимать творчество в контексте эпохи.

Стих-ние наизусть, подготов. к сочинению.

Презентация




86-87

Классное сочинение по поэзии серебряного века.

Поисковая

Письм. высказывание

индивидуальная
















88-89

Булгаков М.Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Поисковая

беседа тест

Фронтальная, групповая

Знать сюжетные особенности произведения

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.










90-91

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин» - поэма про бойца.

Поисковая

беседа тест

групповая индивидуальная
















92-93

Шолохов М.А. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.

поисковая

беседа тест

групповая индивидуальная

Знать особенности композиции рассказа, уметь хар-ть героя

Уметь давать пространственно-временную хар-ку текста




Фрагменты фильма




94-95

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Нравственный смысл рассказа-притчи


Проблемное изложение

Семинар

беседа тест

Коллективная, групповая

Знать автобиограф. основу рассказа,уметь раскрывать худ. своеобразие рассказа.

Уметь раскрыть образ праведницы










96-99

РУССКАЯ ПРОЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. Творчество Шукшина, Астафьева, Вампилова.

Поисковая

Семинар

беседа тест

групповая индивидуальная

Знать содержание изученных произведений







Презентация




100-101

^ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Поисковая

Семинар

беседа

групповая индивидуальная

Знать содержание изученных произведений







Презентация




102-105

Зарубежная литература

Поисковая

Семинар

беседа

групповая индивидуальная

Знать содержание изученных произведений















ЛИТЕРАТУРА.


Для учителя.

  1. Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004

  2. Журнал « Литература в школе».

  3. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».

  4. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  5. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  6. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.

  7. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы

  8. Мультимедиа энциклопедия.

  9. Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.



Для учащихся.

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.

  6. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.

  7. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.



Произведения для заучивания наизусть.

  1. Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

  2. М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

  3. Г. Р. Д е р ж а в и н. Властителям и судиям. Памятник (на вы­бор).

  4. А, С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чац­кого).

  5. А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору учащихся).

  6. Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

  7. М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).

  8. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).

  9. С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отгово­рила роща золотая...» (по выбору учащихся).

  10. B. В. Маяковский. Люблю (отрывок).

  11. М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору уча­щихся).

  12. Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

  13. А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с те­ми я, кто бросил землю...». «Что ты бродишь неприкаянный...». Муза. «И упало каменное слово...» (по выбору).

  14. А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом...» (отрывок).



Произведения для внеклассного чтения.

  1. Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

  2. Д. И. Ф о н в и з и н. Бригадир.

  3. Стихотворения М.В.Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е. А. Баратынского.

  4. А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

  5. Н. М. Карамзин. История государства Российского.

  6. А. С. П у ш к и н. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

  7. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

  8. Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

  9. А. Н. Островский. Пьесы.

  10. Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И.Тютчева, А. А.Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

  11. И. С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.

  12. Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

  13. Ф. М.Достоевский. Белые ночи.

  14. А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

  15. И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

  16. М. Го р ь к и й. Мои университеты.

  17. Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В.В.Мая­ковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. За­болоцкого, А. I Твардовского, Н. М. Рубцова, ЕА. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А Брод­ского и др.

  18. М. А. Булгаков. Рассказы.

  19. Повести и рассказы Н.С.Лескова, В. В. Га р шин а, Г.И.Успенского, М.А.Шолохова, Ю.В.Трифонова, В. П.Астафьева.

  20. Исторические произведения А.Н.Толстого, Ю.Н.Ты­нянова, М.Алданова, М. А. Осоргина, К.Г.Паустов­ского и др.

  21. Сатирические произведения А.Т.Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра и др.

  22. Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

  23. Пьесы А. В. Вам лилова, В. С. Розова.

  24. Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Баклано­ва, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.



Из зарубежной литературы

  1. У. Шекспир. Комедии и трагедии.

  2. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

  3. Дж. Г. Байрон. Стихотворения.

  4. О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.






Похожие:

Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconПрограмма основного общего образования по литературе пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconПрограмма по литературе 6 «А» класс (2012-2013 учебный год) Учитель Ефремова Анна Валерьевна. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы...
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе программы по литературе
В. Я. Коровиной,тематических планов Щопенской Н. И. и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования...
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconПрограмма по литературе для 11 класса (2012/2013). Учитель Трембицкая Юлия Александровна. Пояснительная записка
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа...
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка Статус документа
...
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по литературе базовый уровень пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа I целевой раздел пояснительная записка
Охватывает ребят трех возрастных ступеней
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconПояснительная записка по литературе
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconДокументи
1. /Организационный раздел/Перечень всех используемых образовательных и учебных программ...
Программа по литературе в 9 классе Раздел I. Пояснительная записка iconПрограмма по литературе для 10 класса «А» (2012/2013) Учитель Перлова Алла Ивановна Пояснительная записка
Г. И. Беленького, Э. А. Красновского, Ю. И. Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы