Пояснительная записка Содержание программы icon

Пояснительная записка Содержание программы



НазваниеПояснительная записка Содержание программы
Дата конвертации23.11.2013
Размер276.84 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
источник



ПРОГРАММА

Школы будущего первоклассника

«Предшкольная пора»


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

Содержание программы

Раздел «Познаём других людей и себя»

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Раздел «Учимся родному языку»

Раздел «Играем и фантазируем»


Учебно-тематическое планирование


Методические рекомендации

Организация учебно - воспитательного процесса на этапе предшкольного образования


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как правильно подготовить его к обучению в школе? Часто родители уверены, что важно научить ребёнка читать, считать, писать и никаких проблем с учёбой не будет. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Включаясь в решение проблемы по преодолению отрицательных проявлений в период адаптации первоклассников, АМОУ СОШ № 30 реализует программу по подготовке будущих первоклассников.

В связи с изменениями в образовательной политике РФ (утверждение требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы второго поколения) предполагает обеспечить необходимый уровень преемственности между дошкольной и школьной ступенью.

Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте. ^ В психологии дошкольников и младших школьников много общего:

  • доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;

  • преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.);

  • анатомические и физиологические особенности;

  • приоритетное место в жизни младших школьников наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра;

  • необходимость успешности любой деятельности;

  • снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата.

Задача школы – опираясь на общее между этими возрастными этапами развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в дошкольном периоде.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Программа Школы будущего первоклассника АМОУ СОШ № 30 разработана на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» и предназначена для подготовки детей к школе.


^ Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность;

создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

^ Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей шестого года жизни. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребёнка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу.

Содержание программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения их в школе.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Занятия по программе «Предшкольная пора» носят интегрированный характер, с целью учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира.


Порядок организации работы школы будущих первоклассников:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;

  • наполняемость групп не более 20 человек;

  • продолжительность обучения составляет 15 недель.

Общее число занятий - 60 часов (февраль – май);

«Познаём других людей и себя» - 15 часов

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 15 часов

«Учимся родному языку» - 15 часов

«Играем и фантазируем» (физическая культура, музыка, ИЗО) – 15 часов

  • режим занятий: один раз в неделю по 4 занятия в день. Длительность занятий не более 30 минут. Перерыв между занятиями не менее 10 минут.

«Школа будущего первоклассника» позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть «слабые звенья» в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. Опыт работы этой школы показал, что дети, посещающие занятия, успешнее адаптируются в школе, психологически подготовлены к началу обучения, что позволяет им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.

^ Структура программы

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются четыре раздела: «Познаём других людей и себя», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Играем и фантазируем».

Выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идёт на разном содержании и с использованием разных средств обучения.


Раздел «Познаём других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умением управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Воспитываются доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика»:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

  • формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

  • подготовка к оперированию знаками.


Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение. Особое внимание уделено подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию словесного творчества ребенка. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение».


Раздел «Играем и фантазируем» В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство». Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами: подвижных и спортивных играх, дидактических, имитационных, сюжетно-ролевых, театрализованных, свободных играх-движениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать, а также развитию графической деятельности детей, воображения, умений ориентироваться в пространстве листа, умений анализировать форму предмета и изображения, освоению ряда специфических средств художественной выразительности.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел «Познаём других людей и себя» (15 часов)

Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.)*.

Осознавать: «Я – человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что – нет.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса).

Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо\плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т.п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить…).

Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет…»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этических ситуаций (правильно\неправильно, хорошо\плохо). Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.

В разговоре со сврестниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, игрушкам, мультфильмам (нравится\не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится\не нравится).


^ Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Козлова С.А. «Я хочу в школу»;

Козлова С.А. «Я и мои друзья»;

Козлова С.А. «О правах и правилах»;

^ Куликова Т.А. «Я и моя семья».


Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (15 часов)

В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения («столько же», «больше», «меньше»), уравнивать множества. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, - 1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 это 2 и 1, или 3 это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменением фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (влево-вправо, вверх-вниз), выполнять графические диктанты.

Считать предметы, решать стихотворные задачи в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделать свою работу, если неправильно её сделал.


^ Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольнаяя пора»:

Салмина Н.Г «Учимся думать»

Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;

^ Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;

Куликова Т.А. «Что, где, почему?»;

Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;

Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать».


Раздел «Учимся родному языку» (15 часов)

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать – мчаться – идти; хохотать – смеяться – улыбаться; грустно – весело; легко – тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.)

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сёстрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например: кошки, утёнка, муравья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Весна пришла», «Зимние забавы» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чём рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я- бабочка», «Я- лисичка» и т.п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Обводить предметы по контуру, штриховать в различных направлениях, раскрашивать, рисовать предметы, печатать буквы, слоги, слова; выполнять упражнения, направленные на развитие мелких мышц руки.


^ Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»;

^ Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.Играем и читаем вместе»;

Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».


Раздел «Играем и фантазируем» (15 часов)

Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.

Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения. Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их, по отдельным чертам завершать рисунок.

С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).

Изображать человека и животных в статике и динамике.

Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).

Овладеть разными видами дидактических игр (с предметами, словесными, настольно-печатными).

В процессе дидактических игр выполнять поставленную игровую задачу, не нарушать правил и действия игры.

Участвовать в имитационных играх («превращение» предмета, подражание кому-то, изображение профессии или действия и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, знакомство, поздравление, диалог по телефону, встреча друзей, разговор животных и др. Имитировать движения и звуки (по образцу и собственному замыслу). Быть внимательным при повторении движений за другими («Тень», «Повтори движение», «Эхо»).

Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (например: «Гости», «Путешественники», «Космонавты» и др.). Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий и др. Придумывать новые варианты дидактических игр.

Принимать участие в театрализованных играх. Учиться передавать особенности образа речевыми средствами, движениями, мимикой, пластикой. Участвовать в оформлении театрализованной игры (подготовка декораций, элементов костюма, музыкального сопровождения), в свободных играх-движениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.

Проявлять интерес к подвижным играм, соревнованиям с элементами спортивных игр. В процессе праздников участвовать в музыкальных играх, танцах, хороводах.

^ Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Салмина Н.Г., Глебова А.О. – комплект рабочих тетрадей «Учимся рисовать»:

«Клетки, точки и штрихи»,

«Рисование, аппликация и лепка»,

«Анализ форм и создание образа»,

«Графика, живопись и народные промыслы»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».


^ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел «Познаём других людей и себя»

  1. Знакомство. Встреча. Приветствие. Игры на знакомство «Снежный ком», «Комплемент».

  2. Правила школьной жизни. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах. Способы снятия усталости, напряжения. Игры «Доброе утро», «Разыскивается…», «Чуткие руки», «Живые деревья», «Любимое время года», «Дождь», «Что растёт после дождя?»

  3. Школьник и дошкольник. Игры «Раз, два, три – шепчи!», «Море волнуется раз…», «Урок или перемена», «Что в портфеле?»

  4. Для чего ходят в школу. Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых делах. Игры «Нос, пол, потолок», «Рисунки-загадки».

  5. Оценка и самооценка. Жизненные ситуации, позволяющие объективно

оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается,

а что – нет. Игры «Рыба, птица, зверь», «Снежинка», «Узоры и

волшебные лесенки».

  1. Учимся работать дружно. Принятые правила общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Оценивать свои поступки по отношению к другим людям. Игры «Разноцветные варежки», «Один или два», «Рисуем вместе», «Что на свете жёлтого цвета?», «Мои друзья», «Эхо».

  2. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет…»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей.

  3. Эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.).

  4. Развитие логического мышления. Дидактические игры «Разрезные картинки», «Сравни», «Найди предмет», «Лишнее слово».

  5. Развитие творческого мышления. Дидактические игры «Придумай сказку», «Фантастическое животное» и т.д.

  6. Развитие воображения. Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Укрась слово» и т.д.

  7. Развитие произвольного внимания. Дидактические игры «Найди отличия», «Лабиринт», «Сосчитай».

  8. Развитие зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры «Что изменилось», «Слова» и т.д.

  9. Развитие восприятия. Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Волшебный мешочек» и т.д.

  10. Итоговое занятие «Первоклассное путешествие».


Раздел «Учимся думать, размышлять, фантазировать»

  1. Счет. Пространственная ориентировка. Решение стихотворных задач. Игра «Танграм». Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Пчелка».

  2. Счет предметов. Геометрические фигуры. Логическая закономерность. Решение стихотворных задач. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Ракетчики».

  3. Счет в прямом и обратном порядке. Пространственная ориентировка.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение логических задач.

  1. Сравнение количества предметов (больше, меньше). Сходство и различие геометрических фигур: цвет, форма, размер. Пространственная ориентировка.

  2. Количественный и порядковый счет. Пространственная ориентировка. Графический диктант.

  3. Пространственные отношения. Числовой ряд. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение примеров вида +1; -1. Решение логических задач. Копирование.

  4. Сходство и различие предметов (игра « Что изменилось?»). Устный счет (игра «У кого больше букет?»). Решение стихотворных задач.

  5. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Графический диктант. Решение логических задач.

  6. Свойства геометрических фигур. Составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. Игра «Построй домик». Графический диктант. Решение стихотворных задач.

  7. Логическая закономерность. Решение логических задач.Порядковый и количественный счет. Копирование.

  8. Состав чисел 2-10. Пространственная ориентировка. Графический диктант. Развитие внимания (игра «Прыгающая мартышка»).

  9. Счет предметов. Сравнение групп предметов, уравнивание. Устный счет. Решение стихотворных задач.

  10. Последовательность при счете. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение логических задач. Решение примеров вида +1; -1. Графический диктант.

  11. Сравнение множеств. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10. Состав чисел 2-10. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги. Решение задач

  12. Итоговое занятие.



Раздел «Учимся родному языку»

  1. Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами». Росчерки. Обводка по контуру.

  2. Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». Росчерки. Печатание букв, обозначающие гласные звуки.

  3. Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал». Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

  4. Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка. Росчерки.

  5. Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь». Росчерки. Штриховка.

  6. Алфавит. В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы. Росчерки. Рисование по точкам.

  7. Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Игра «Составь слово». Развитие речи (игра «Описание насекомых»). Росчерки. Письмо по образцу.

  8. К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку». Росчерки. Штриховка.

  9. Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко». Росчерки. Раскрашивание и штриховка.

  10. В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части». Росчерки письмо по точкам.

  11. Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок. Росчерки. Штриховка.

  12. Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово». Росчерки. Написание элементов букв.

  13. В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха». Составление рассказа по картине. Росчерки. Письмо по образцу.

  14. Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Росчерки. Письмо элементов букв. Штриховка.

  15. Итоговое занятие.



Раздел «Играем и фантазируем»

  1. Русская народная музыка. Русская народная песня «Ах вы, сени…». Игра на музыкальных инструментах.

  2. Русская народная музыка. Игры-движения под музыку «Гори, гори ясно», «Иди, проходи» Игра на музыкальных инструментах.

  3. О чём рассказывает музыка. Слушание «Хрустальная пещера». Музыкальная игра «Марш».

  4. О чём рассказывает музыка. Характер музыки. «Детский альбом» П.И. Чайковского. Музыкальная игра «Дождик».

  5. Итоговое занятие.




    1. Подвижные игры на ловкость: «Салки с ленточками», «По местам».

    2. Подвижные игры на развитие быстроты и способностей к ориентированию в пространстве: «К своим флажкам», «Два мороза».

    3. Подвижные игры на развитие скорости и силовых способностей: «Лиса и куры», «Зайцы в огороде».

    4. Подвижные игры на развитие координационных способностей: «Метко в цель», «Кто дальше бросит».

    5. Итоговое занятие: «Весёлые старты».




  1. «Волшебная кисть и радуга красок» (акварель).

  2. «Как живут деревья» (тушь).

  3. «Сказки вокруг нас» (пластилин)

  4. «Пасхальная открытка» (гуашь).

  5. Итоговое занятие. Коллаж «Мир, в котором я живу».


Ожидаемые результаты:

  • Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.

  • Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  • Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Организация учебно-воспитательного процесса

на этапе предшкольного образования.


В пояснительной записке подчеркивалось, что цель программы «Предшкольная пора» – обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

По мнению Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная пора», независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители выполняли ряд условий:

  • с учетом особенностей организации процесса обучения детей этого возраста получили реальный результат обучения, определенный предложенной программой;

  • учитывали индивидуальность ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям;

  • поддерживали желание посещать образовательное учреждение и в будущем – школу.

Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, педагог должен использовать разработанные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора». Воспитатель, учитель, ведущий занятия, может, конечно, проявлять творчество, вносить новые элементы знаний, применять другие средства обучения, но пособия данного УМК должны оставаться основными и ведущими.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога, по мнению Н. Ф. Виноградовой, должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

1. Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка – отношение к учебной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.

2. Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и пр.).

3. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

4. Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

5. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т.п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».

^ При подготовке конкретного занятия педагог должен:

- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

^ В УМК «Предшкольная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младшего школьника деятельности – учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре и предупредит возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала.

Эффективной работе Школы будущего первоклассника способствует создание образовательной среды, в которой происходит обучение и развитие детей: наличие дидактических пособий, уголка живой природы, набора детских книг, настольно-печатных игр, разнообразных материалов для рисования, аппликации, конструирования и т.п.

Большое участие в педагогическом процессе подготовки к школе должны принять родители обучающихся дошкольников. Их помощь связана, прежде всего, с физическим и эстетическим воспитанием детей. В семье должны быть созданы условия для развития основных движений, для спортивных упражнений и закаливания ребенка. Проведение прогулок, посещение музеев и театров, слушание музыки и семейные праздники – все это дополнит программу обучения и обеспечит всестороннее развитие ребенка. Вместе с тем, образовательное учреждение не может перекладывать на родителей ответственность за изучение программы – за результаты обучения отвечает педагог.


Литература


  1. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.

  2. Волина В.Математика. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.

  3. Гаврина С. Большая книга тестов для детей 5-6 лет. – М., 2004 – 215 с.

  4. Гин С. Прокопенко И. Первые дни в школе: Пособие для учителей. – М.: Вита - Пресс, 2000 – 80 с.

  5. Гин С. Мир человека: Методическое пособие для учителей начальной школы. – М..: Вита- Пресс, 2003 – 144 с.

  6. Декина Н. Гибкие формы обучения в образовательной системе школы // Завуч начальной школы. 2004. № 1, с. 72-79.

  7. Занимательная грамматика. – М.: Омега, 1995 – 256 с.

  8. Логические игры и задачи на уроках математики./ А. Тонких, Т Кравцова.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.

  9. Новотворцева Н. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.

  10. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» /Под. ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вентана- Граф, 2005.

  11. Современная начальная школа: Информационно- методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе. / Авт.-сост. И. Петрова.- М.: ООО «Издательство «Астрель», 2003 – 287 с.

  12. Сухин И. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников.- М.: Новая школа, 1996. – 176 с.

  13. Рузина М. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб. : ООО « Издательский дом «Кристалл», 1999. – 176 с.

  14. Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа,2001.–126с.

  15. Управителева Л. Скоро в школу. Программа. // Начальная школа. Приложение «Первое сентября». 2001. № 5-17.



^ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 

1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Заместитель директора по УВР Санникова А.В.

Учитель начальных классов Зубова Р.А. 

4

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов в специализированных кабинетах

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

  • логическую и символическую пропедевтику.

8

Сроки реализации программы

2011 – 2016 учебные годы.

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Источники финансирования

 

11

Ожидаемые результаты

 

 

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению




Похожие:

Пояснительная записка Содержание программы iconСодержание Содержание Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Принципы Основные формы реализации программы Кадровое обеспечение Ожидаемые результаты
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Здоровячок» с социумом
Пояснительная записка Содержание программы iconСодержание Содержание Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Принципы Основные формы реализации программы Кадровое обеспечение Ожидаемые результаты
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом
Пояснительная записка Содержание программы iconСодержание пояснительная записка Тематический план Содержание Контрольные задания Литература пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по предмету «Информатика»
Пояснительная записка Содержание программы iconСодержание №п/п
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Содержание программы iconОбразовательная программа ноо 2011 г. Содержание программы
Пояснительная записка к образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка Содержание программы iconПаспорт программы пояснительная записка
Основные направления, ценностные основы, виды и содержание деятельности, формы занятий с обучающимися
Пояснительная записка Содержание программы iconСодержание I. Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся моу нош №3 являются...
Пояснительная записка Содержание программы iconСодержание пояснительная записка часть 1 (ин
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Пояснительная записка Содержание программы iconСодержание пояснительная записка
Программа предназначена для использования в системе повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений...
Пояснительная записка Содержание программы iconОбразовательная программа на 2011-2012 у г. у. Хужир 2011г. Содержание Введение Пояснительная записка Приоритетные направления
Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы