Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни icon

Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни



НазваниеТема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни
Дата конвертации23.11.2013
Размер175.06 Kb.
ТипСтатья
источник


Асбестовская городская территориальная избирательная комиссия


Тема 1

Законодательство Российской Федерации о выборах:

федеральный, региональный и местный уровни


(обучение Асбестовской городской молодежной

избирательной комиссии)


г. Асбест

2013


Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы, нормативные правовые акты региональных уровней, которыми устанавливается порядок и сроки назначения выборов, референдумов, порядок и сроки подготовки и проведения выборов и референдумов, также нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.


^ 1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

Статья 3

1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 32

1.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2.Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3.Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а)назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

в)назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Статья 130

2.Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 92

2.Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3.Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 111

4.После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.


^ 2.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Из преамбулы закона следует, что референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

В законе закреплены принципы проведения референдума:

-всеобщее равное прямое и свободное волеизъявление граждан Российской Федерации при тайном голосовании;

-право на участие в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств;

-участие в референдуме граждан Российской Федерации на равных основаниях, то есть каждый участник референдума обладает равным числом голосов;

-непосредственное голосование гражданина Российской Федерации за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них).

-участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению;

-тайное голосование, исключающее возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.


^ 3.Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Законом определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.


^ 4.Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

Закон устанавливает порядок, сроки подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, а также основные принципы проведения выборов:

-Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

-участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным;

-никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


^ 5.Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Закон устанавливает порядок, сроки подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также основные принципы проведения выборов:

-депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

-участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным;

-никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации.


6. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»

Закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав и применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

-законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

-представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

-в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

-полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

-законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

-истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

-выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

-отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

-муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

-органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

-в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Таким образом, закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


^ 7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 1999 года

184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Из закона следует, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом предусмотрен порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также принципы избрания депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации:

-депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

-депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Выборы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


^ 8. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Закон устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум, который может проводиться на всей территории муниципального образования. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (глава муниципального образования) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и назначаются представительным органом муниципального образования.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).


^ 9.Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ

«О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Закон регулирует отношения, возникающие при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы») при подготовке и проведении выборов и референдума, при эксплуатации и развитии ГАС «Выборы», а также при решении с ее использованием задач, не связанных с выборами и референдумом.

Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.


10.Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, такие как:

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 года № 134/973-II «О Положении о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации», которое принято в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2007 года № 200/1255-4 «Об инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет», которое принято в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также иные постановления и нормативные правовые акты, принятые в целях обеспечения единообразного применения избирательного законодательства при подготовке и проведении выборов и референдумов.


^ 11.Закон Свердловской области от 17 апреля 2006 года № 20-ФЗ

«О референдуме Свердловской области и местных референдумов в Свердловской области».

Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Свердловской области и местных референдумов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, из которого следует, что в Свердловской области могут проводиться референдумы Свердловской области и местные референдумы.

Референдум Свердловской области проводится на всей территории Свердловской области.

Местный референдум проводиться на всей территории муниципального образования.


12.Избирательный кодекс Свердловской области

Избирательный кодекс Свердловской области регулирует порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области, выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, устанавливается гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.

Избирательным кодексом Свердловской области предусмотрено, что нормативные правовые акты о выборах, принимаемые органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления, не должны противоречить кодексу. Если нормативный правовой акт о выборах, принимаемый органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления, противоречит кодексу, применяются нормы кодекса.


^ 13.Областной закон от 23 декабря 2010 года № 105-ОЗ

«Об уставе Свердловской области»

Устав является основным законом Свердловской области.

Из устава следует, что источником власти в Свердловской области является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области осуществляются в соответствии с федеральными законами и законом Свердловской области.

Депутатом Законодательного Собрания Свердловской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню выборов 21 года.

Выборы Губернатора Свердловской области осуществляются в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законом Свердловской области.

Губернатор Свердловской области избирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области осуществляются по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Свердловской области, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, а также по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Свердловской области.

По единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Свердловской области, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избираются 25 депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.

По одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Свердловской области, избираются 25 депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.

Выборы Губернатора Свердловской области осуществляются по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Свердловской области.

В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, днем окончания срока, на который избираются депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатор Свердловской области, органы местного самоуправления, депутаты представительных органов муниципальных образований, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах.

Решение о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, решение о назначении выборов Губернатора Свердловской области должны быть приняты не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.


^ 14.Устав Асбестовского городского округа (принят решением Асбестовской городской Думы 7 марта 1996 года)

Согласно Уставу граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление в форме прямого волеизъявления путем:

-местного референдума;

-муниципальных выборов.

Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Решение о назначении местного референдума принимается думой.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов думы, главы городского округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, и принимаемым в соответствии с ним законом Свердловской области и настоящим Уставом.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В Уставе закреплено, что дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Дума состоит из 21 депутата, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

В думу может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший возраста 18 лет.

Выборы депутатов осуществляются на основе избрания десяти депутатов по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам и одиннадцати депутатов по единому избирательному округу, включающему в себя территорию Асбестовского городского округа в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа. Глава городского округа избирается сроком на четыре года на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательной системе относительного большинства по единому избирательному округу, образуемому на территории городского округа.

Главой городского округа может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года.

Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований назначаются решением Думы Асбестовского городского округа.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Таким образом, Российское избирательное законодательство представляет собой массив разноуровневых нормативных правовых актов и предстает в виде отдельных законов и иных нормативных правовых актов.

Предметом регулирования избирательного законодательства выступают различные аспекты общественных отношений по поводу приобретения и передачи публичной власти путем проведения выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.





Похожие:

Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconТема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconЗаконодательство Российской Федерации о выборах
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ
Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconВыборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решение
Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование...
Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconРоссийская федерация федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего...
Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconКодекс российской федерации
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...
Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconДокументи
1. /Законодательство Федеральное/konstitucia.doc
2. /Законодательство...

Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconЗаконодательство Федеральный закон от 01. 12. 2007 года №315-фз. Федеральный закон от 23. 11. 2009 года №261-фз. Распоряжение Правительства РФ от 01. 12. 2009 года №1830-р
Федеральный закон от 23. 11. 2009 года №261-фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений...
Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон "о политических партиях" и федеральный закон "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации"
Федерального Собрания Российской Федерации," дополнить словами "высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей...
Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconЗаконодательство Российской Федерации Законы Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании»
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Тема 1 Законодательство Российской Федерации о выборах: федеральный, региональный и местный уровни iconЗакон о выборах президента российской федерации
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы