Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» icon

Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1»



НазваниеПрограмма коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1»
Дата конвертации25.11.2013
Размер228.93 Kb.
ТипЗакон
источник

Программа коррекционной работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»


Введение

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189);

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)


Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МОУ «Школа №1» .


Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.


Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.


Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:


  1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

  2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

  3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

  4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий.

  5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

  6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

  7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.


^ 1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями данные по конкретному образовательному учреждению;

— анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования данные по конкретному образовательному учреждению;

— анализ данных о динамике психического и физического состояния школьников, их интеллектуального психофизиологическо потенциала данные по конкретному образовательному учреждению;

— анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с особыми потребностями данные по конкретному образовательному учреждению;


2. ^ Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели ГПД и медицинский работник (врач и медицинская сестра детской поликлиники № 1, прикрепленной к школе). Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, председателем школьного ПМПК является учитель начальных классов Воронкова Е.В.

^ Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

  • диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

  • конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).


Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


^ 2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

^ 2.1. Коррекционные классы общеобразовательных школ — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В школе сформировано и функционирует 2 специальных коррекционных класса 7 вида: 3-Г, учитель Зубкова М.А., 4-Г, учитель Цветкова И.И.

Всего в данных классах обучаются … детей, имеющих проблемы речевого развития (указывается количество детей с задержкой развития речи в общеобразовательном учреждении). Обучение ведется по УМК «Школа России». УМК «Школа России» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение 2-х первых месяцев. Это способствует благоприятному вхождению ребенка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу.

Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.


^ 2.2. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися

В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.


Работа логопедических групп

  1. Коррекционная логопедическая работа проводится с … учащихся (указывается количество учащихся). Сформировано … логопедических групп (указываются списки групп), индивидуальные занятия проводятся для … человек (указываются фамилии учащихся).

  2. Расписание занятий (указываются дни и часы занятий).

  3. Программы обучения (указываются специализированные или авторские программы).


Работа спецгрупп по физической культуре

  1. Коррекционная работа по физической культуре рекомендована … учащимся указываются списки групп. Сформировано … спецгрупп (указываются списки групп и основания зачисления в спецгруппу по справке о заболевании или выписке из медкарты). Для реабилитации детей с ограниченными возможностями в вариативной части учебного плана выделены часы для занятия групп ЛФК, которые ведет специально подготовленный учитель физической культуры.

  2. Расписание занятий (указываются дни и часы занятий).

  3. Программы обучения (указываются специализированные или авторские программы).


^ Индивидуальные занятия с педагогами

В школе организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь, переезд, …). В учебном плане отводится (1 час в неделю) для индивидуальных занятий с педагогом. Время занятий фиксируется в расписании дня.

УМК «Школа России» предоставляет большие возможности для организации этой работы:

— материалы учебников;

— дидактические карточки;

—тренинговые тетради по русскому языку и математике, предназначенные для отработки основных тем программы начальной школы.


^ 2.3. Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

В школе надомное обучение проходят следующие учащиеся:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(указываются: Ф.И.О., класс, расписание занятий для каждого учащегося, Ф.И.О. педагогов, проводящих занятия; программы, по которым ведется обучение)

По окончании обучения ребенку выдается табель (дневник) общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.


^ 2.4. Дистанционное обучение комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

В школе дистанционное обучение проходят следующие учащиеся:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

(указываются: Ф.И.О., класс, перечень учебных предметов, Ф.И.О. педагогов, отвечающих за дистанционное обучение; программы по которым ведется обучение).


Для осуществления дистанционного обучения у школы имеются следующие возможности: мультимедийное оборудование (указываются технические средства, которыми располагает общеобразовательное учреждение: компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого поддерживается связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.


^ 2.6. Внеурочная деятельность


Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Учебники УМК «Школа России» предлагают для выбора различные социально значимые проекты, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать по своим интересам и возможностям.

Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

  • сентябрь (День знаний);

  • октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);

  • ноябрь (Дни духовности и культуры);

  • декабрь (Рождественские чтения);

  • январь (Рождество Христово);

  • февраль (Неделя патриотической песни);

  • март (Неделя малышей);

  • апрель (Пасха);

  • май (День славянской письменности);


Спортивно-оздоровительные мероприятия:

  • Дни здоровья — (сентябрь, ноябрь, апрель);

  • «Веселые старты» — (осенние каникулы);

  • Соревнования по футболу (весенние каникулы);

  • Праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» (зимние каникулы);

  • ­­­­­­



3. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.


Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по итогам полугодия и учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает:

  • отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

^ 4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В связи с этим в школе выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития: в 2011 – 2012 учебном году на курсы повышения квалификации в области коррекционной педагогики направлены: Зубкова М.А., Цветкова И.И., на дистанционные курсы по обучению детей инвалидов направлены: Тулякова Г.Б., Рындычева Н.М., Сапрыкина И.И., Терехова Л.М., Голикова М.Н., Дугина А.А., Муравка М.В.

2. Сведения об обеспечении учебно-методической литературой, используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов: учащиеся коррекционных классов обеспечены учебной литературой из фонда библиотеки, все учебники разрешены к использованию МО РФ и соответствуют Федеральному перечню учебников на 2011-2012 учебный год.

3. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (указываются конкретные условия, существующие в общеобразовательном учреждении):

- оборудованы помещения: кабинет логопеда, кабинет социального педагога, кабинет педагога-психолога и комната психологической разгрузки, лицензированный медицинский кабинет, малый спортивный зал.

- имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: компьютеры в компьютерном классе, телевизоры с функцией видео-просмотра, магнитофоны.


5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Внутренний механизм взаимодействия:




Образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины: Управление по образованию г.о.Балашиха, ЦПМСС «Радуга», Детская поликлиника №1, ГОУ «Педагогическая академия последипломного образования».

^ 6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

— увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;

— другие соответствующие показатели.


Приложение 1


Психолого-педагогическая карта учащегося

Фамилия, имя: __________________________________

Дата рождения: __________________

Школа: № _________   класс: _________ тип класса:___________________


^ Психолого-педагогические особенности развития личности учащегося

на начальном этапе обучения

^ Уровень готовности к школьному обучению

Особенности  протекания процесса адаптации к школе

Динамика уровня интеллектуального развития

Способности учащегося по основным предметам

 

 

 

 


Педагогическая диагностика

Класс

Уровень актуального развития

Зона ближайшего развития

^ Сфера нарушений школьной адаптации

Русский язык

1 класс

 

 

Сложности в обучении, воспитании

 

 

 

 

^ Литературное чтение

1 класс

 

 

Трудности в освоении норм поведения

 

 

 

 

 Математика

1 класс

 

 

Сложности в развитии учебно-интеллектуальных УН

 

 

 

 

^ Окружающий мир

1 класс

 

 

Особенности социальных контактов

 

 

 

 


Психологическая диагностика

^ Познавательная сфера

Личностные особенности

Мотивационно-волевая сфера

 

 

 


Биологические факторы: _______________________________________________________________


Дополнительные сведения (участие в конференциях, олимпиадах; грамоты, награды/занятость в системе дополнительного образования):


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

 

 

 

 

 


^ Рекомендации по сопровождающей работе:

Учитель: ___________________________________________________________________________________

Классный руководитель: ______________________________________________________________________

Психолог: __________________________________________________________________________________


Приложение 2

Вход в школу

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10–12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота не менее 5 см) и поручни (высота 50–90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

^ Внутреннее пространство школы

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80–85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

^ Школьная раздевалка

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

^ Школьная столовая

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

^ Школьный туалет

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м х 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

^ Спортивный зал

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

^ Школьная библиотека

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

^ Классные кабинеты

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

^ Территория школы

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.




Похожие:

Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма коррекционной работы
Программа коррекционной работы моу «сош №5» согласно Стандарта направлена на освоение основной образовательной программы начального...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма коррекционной работы 1-4 классы
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» icon23 июня 2010 года были подведены итоги районного этапа окружного смотра-конкурса информационно-правовых стендов (уголков профилактики)
Моу «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №2», моу «Пурпейская средняя общеобразовательная школа №3», моу «Ханымейская...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №105 Утверждено Директор мбоу сош№105
Программа коррекционной работы школы создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма коррекционной работы Программа коррекционной работы Пояснительная записка
Задания для этой группы детей, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века» включены в учебники, рабочие тетради,...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма коррекционной работы моу «Солянская сош» Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения
Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования,...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconПрограмма коррекционной работы отдела психолого-педагогической помощи моу усош №1 им. А. С. Попова
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными...
Программа коррекционной работы моу «Средняя общеобразовательная школа №1» iconОбразовательная программа моу «Архангельская общеобразовательная средняя школа» Чернского района Тульской области 2010 2011 моу «Архангельская общеобразовательная средняя школа»
Образовательная программа моу «Архангельская общеобразовательная средняя школа» Чернского района Тульской области является общей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы