Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования icon

Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеПояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/5
Дата конвертации26.11.2013
Размер0.95 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4   5



Оглавление

  1. Пояснительная записка.

  2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  4. Учебный план начального общего образования- 1 классы.

  5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  6. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  9. Коррекционная работа



^ Пояснительная записка

Балашейская школа была открыта в 1912 году. С 1952 года стала функционировать как средняя общеобразовательная школа.

Место расположения школы доступно для обучающихся, живущих на территории посёлка и близлежащих населённых пунктов, так как к ней ведут дороги с асфальтовым покрытием. Подвоз детей осуществляется двумя автобусами из сёл Старая Балашейка, Жемковка, Заборовка, Трубетчино, войсковой части № 18316. Из детского сада в школу поступают 95-96% первоклассников.

Нормативно-правовой базой разработки Образовательной программы являются Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142, Приказа Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (ФГОС НОО), УМК «Школа России», Конституции Российской Федерации ст. 43, Закона РФ «Об образовании» ст. 9, 14, 29, Устав школы, Конвенция о правах ребенка.

Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и структуре основной образовательной программы. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

^ Цели реализации основной образовательной программы:

  • создать условия для освоения содержания образования, соответствующего требованиям государственных стандартов;

  • обеспечить личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности; личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • обеспечить метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • обеспечить предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

  • развить личность школьника, его творческие способности, интерес к учению;

  • сформировать желание и умение учиться;

  • воспитать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим.

^ Принципы и подходы

Формирование основной образовательной программы начального общего образования базируется на принципах непрерывного общего развития каждого ребенка, целостности картины мира, учета индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Образовательная программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных возможностей ученика, в освоении основ личностного самоопределения.

Родителей – в обеспечении условий для развития интеллектуального потенциала ученика, получения ими глубоких знаний, обеспечивающих подготовку к продолжению образования.

Общества – в реализации образовательных программ, обеспечивающих воспитание у учащихся таких личностных качеств, как способность к выбору, готовность к ответственности, сотрудничеству, ориентация на нравственную оценку и самооценку.

Посёлка в воспитании юного жителя городского поселения Балашейка, способного сохранить традиции малой родины, ее материальные и духовные ценности, решать проблемы дальнейшего развития малой родины.

В настоящее время в школе обучаются 241 учеников (14 классов-комплектов). Функционирует в полном объёме начальная школа (1-4 классы), основная школа (5—9 классы) и старшая школа (10—11 классы) — 6 классов начальной, 5 классов основной и 3 класса старшей школы.

Образовательная деятельность школы осуществляется в соответствии с уставом и лицензией А № 342205 (срок действия до 19 мая 2016 года), регламентируется локальными актами: Договор с Учредителем, Коллективный трудовой договор, Правила внутреннего трудового распорядка для работников, Должностные инструкции сотрудников школы, Положение о промежуточной аттестации учащихся, Положение о совете старшеклассников, Положение о школьных методических объединениях, Положение о Педагогическом совете, Положение об управляющем Совете.

У школы лицензированы следующие виды образовательной деятельности: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, дополнительные общеобразовательные программы по направленностям: туристско-краеведческой, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, спортивно-технической, естественнонаучной, социально-педагогической.

В школе реализуются образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Кроме того, школа предоставляет учащимся возможность развивать склонности, творческие способности, реализовывать потребности и познавательные интересы в системе дополнительного образования и внеурочной работе.

Школа располагает большим спортивным, тренажёрным и хореографическим залами, столовой на 190 посадочных мест, библиотекой и медиатекой, мультимедийным проектором, аудио-видеоаппаратурой, оборудованием для демонстрационных экспериментов, лабораторным оборудованием, что позволяет качественно осуществлять образовательный процесс.

В октябре 2010 года образовательное учреждение успешно прошло государственную аккредитацию по всем образовательным ступеням. (Приказ министерства образования и науки Самарской области от 11.03.2012 №4300).

Юридический адрес: 446060, Самарская область, муниципальный район Сызранский, п.г.т. Балашейка, ул. Куйбышева, д. 42. телефоны: 8(8464) 933-123; факс: 8(8464) 933-149.

электронная почта: rodnik.66@mail.ru

адрес сайта:www. balasheika.ucoz.ru

Учредителем Учреждения является Самарская область

ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка – образовательное учреждение, ориентированное на обучение и развитие учащихся с разным уровнем познавательной активности.

Образовательная среда начальной ступени направляется на воспитание у ребёнка личностных качеств, позволяющих ориентироваться в ситуациях самоопределения, ставить собственные цели в учебном процессе и за его пределами; способность к самостоятельной работе индивидуально, в составе группы, класса.

В 2011/2012 учебном году сформирован один класс-комплект первоклассников, общей численностью 24 учащихся.

Педагогический коллектив начальной школы – 6 человек, из них

  • 1 учитель высшей квалификационной категории;

  • 1 учитель первой квалификационной категории;

  • 1 учитель второй квалификационной категории;

  • 2 педагога награждены Почётной Грамотой Министерства образования РФ.

  • 1 учитель - Отличник просвещения РСФСР

Методическая тема начальной школы: «Личностно-ориентированный подход- путь к повышению качества знаний».

Школа располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей необходимые условия для учебной деятельности, развития способностей и интересов учащихся:

  • 26 учебных кабинетов,

  • 2 учебных кабинета оснащены компьютерной техникой. Всего в учебном процессе используется 35 компьютеров;

  • видео и аудио аппаратура ;

  • библиотечный фонд современной учебной литературы -3505 ед., справочной и художественной литературы -3072 ед.;

  • спортивный зал.

Организация питания

  • В школе организовано горячее питание учащихся. Охват горячим питанием - 86%

Занятия спортом

  • спортивный зал с нестандартным оборудованием;

  • спортивная площадка;

  • кабинет ритмики с хореографическим станком;

  • тренажёрный зал

В начальной школе реализуются программы учебных курсов учебно-методического комплекта «Школа России». В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки, которые дают школьнику возможность в процессе четырех лет обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.

Основная образовательная программа школы направлена на обеспечение уровня образованности, соответствующего интеллектуальному потенциалу ученика, на развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного познания.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

В программе учитываются также характерные особенности для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учтен существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• программу коррекционной работы;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

Основные положения

Специфика ОУ

достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися

Использование возможностей УМК «Школа России», применение ИКТ- технологий, технологий личностно-ориентированного обучения

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

Организация занятий во внеурочной деятельности по адаптированным программам дополнительного образования

Кружки «Домисолька», «Ритмика и бальные танцы», «Моё здоровье», «Бабушкины руки», «Подвижные игры», «Почемучки», «Сказочный мир театра»

организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности

Организация учебно-исследовательской деятельности, участие школьников в олимпиадах, конференциях, интерактивных играх различного уровня; школьной конференции «Первые шаги в науку»

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды

Создан и функционирует управляющий Совет; школьное самоуправление «Совет дела» с 1-7 класс, 8-11 класс «Совет старшеклассников»

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа

Применение игровых, здоровьесберегающих, формирования критического мышления, личностно-ориентированных и ИКТ-технологий. Организация работы в парах, статических и динамических группах.

возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников

Закрепление научных руководителей при проведении учащимися исследовательской работы.

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта) для приобретения опыта реального управления и действия

Участие в социальных проектах «Чистый четверг», «Спешите делать добрые дела»

Учебный план содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Исходя из потребностей и запросов родителей первоклассников, внеурочная деятельность включает реализацию следующих программ:

«Домисолька», «Ритмика и бальные танцы», «Моё здоровье», «Бабушкины руки», «Динамическая пауза», «Почемучки», «Сказочный мир театра».

Система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации определяются Уставом школы в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями ФГОС.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Администрация школы обеспечила информацию родителей первоклассников (законных представителей) о содержании основной образовательной программы начального общего образования, Устава и других документов, регламентирующих осуществление образовательного процесса.


^ 2. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция).

Программа духовно-нравственного развития содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка создает все условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса согласованы усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу «Казанцевская средняя школа» Курьинского района Алтайского края Пояснительная записка
Уховно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников моу «Барабановская сош»
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка

Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Новой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования мо школы – интерната...
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
И духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России» с учетом методических разработок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы