Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка icon

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка



НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Дата конвертации26.11.2013
Размер69.25 Kb.
ТипПрограмма
источник

5.ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Пояснительная записка

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников МОУ «Барабановская СОШ»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;

  • гражданская идентификация;

  • общечеловеческие ценности;

  • поликультурный мир;

  • личное нравственное самосовершенствование.

В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие цели:

  • формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традициях, фольклоре, искусстве);

  • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;

  • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;

  • воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки);

  • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);

  • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива» (семейного, школьного и др.);

  • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

^ 1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

^ 2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

^ 3. Нравственная ценность отбора содержания обучения является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народов России, осознание вклада национальных культур в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

^ 4. Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игр, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

  • «^ Помоги ближнему своему» — участие в помощи пожилым и больным людям, проживающим в микрорайоне (покупка и доставка продуктов; несложный бытовой труд; чтение прессы и т.п.);

  • «Братья наши меньшие» — забота о животных;

  • «Памяти павших будем достойны» — работа в сельском парке Победы.

  • «Живи, росток» — уход за растениями в классе и школе.

5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Программа работы образовательного учреждения опирается на особенности контингента учащихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии) а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Представлено системой факультативных курсов и кружков, включенных в духовно-нравственное и социальное направления развития личности (см. раздел ООП НОО «Внеурочная деятельность»). Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности — системе дополнительного образования.


^ Планируемые результаты

воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

  1. ^ Изменения в модели поведения школьника:

    • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

    • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

    • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

    • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

  2. Критерии изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

  1. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.


Содержание воспитательной работы

начальной школы образовательного учреждения

  1. Проектная деятельность

  • 1.1. Сообщения-презентации:

  • «Правила поведения, отраженные в народных сказках»;

  • «Чему учат пословицы и поговорки».

1.2. Презентации:

  • «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет»;

  • «История религиозного праздника» (по выбору);

  • «Герои Отечественных войн России».

  1. Праздники и вечера развлечений

  • «Россия — Родина моя»;

  • «Праздник Победы — праздник со слезами на глазах»;

  • «Масленица»;

  • «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

  • «Народные ремесла родного края».

  1. Выставки, конкурсы, презентации

3.1. Выставки:

  • «Москва — столица»;

  • «Участники Великой Отечественной Войны — жители нашего района»;

  • «Герои труда рядом с нами».

3.2. Конкурсы:

  • «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей);

  • «Что мы умеем: делаем новогодние игрушки».

3.3. Презентации:

  • «Наша школьная жизнь»;

  • «Мы любим своё село».

  1. Круглые столы и диспуты

  • «Как избежать конфликта с одноклассником»;

  • «Моя семья: традиции и праздники».

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН

работы образовательного учреждения с семьей

по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников

  1. Повышение педагогической культуры родителей

    1. Родительские общешкольные собрания:

  • «Нравственное воспитание младшего школьника»;

  • «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка»;

  • «Семья и религия: воспитание толерантности».

    1. Конференции, обмен опытом, круглые столы:

    • конференция «Воспитание доброты: опыт семьи»;

    • круглый стол «Воспитательный опыт пап»;

    • круглый стол «Почему дети бывают эгоистами».

  1. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений):

    • фотовыставка «Труд младшего школьника в семье»;

    • выставка «Как мы растем»;

    • выставка «Советуем прочитать. Педагогическое образование родителя»;

    • классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.

  1. Консультации для родителей

Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.




Похожие:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу «Казанцевская средняя школа» Курьинского района Алтайского края Пояснительная записка
Уховно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Новой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования мо школы – интерната...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
И духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России» с учетом методических разработок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы