Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» icon

Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа»



НазваниеПовышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа»
Дата конвертации26.11.2013
Размер71.74 Kb.
ТипДокументы
источник

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»


В связи с предложенной темой моего выступления начну его со ставшей хорошо известной цитаты из НОИ «ННШ»: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации… Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Исходя из этих задач, сам термин качество образования в последние годы приобрёл новое значение. Редкая школа сегодня остаётся только в «знаниевой модели», в которой с показателями качества образования было всё понятно. Конечно, этот показатель качества знаний остаётся во главе угла. Но очевидно и то, что этого современному миру уже недостаточно. Признавая все достоинства традиционного образования в России, мы не можем не увидеть, в том числе и на своём опыте, как психологически тяжело мы решаем нестандартные ситуации, переживаем такие резкие изменения в профессиональной жизни. А их оказалось так много в течение нашей карьеры! Поэтому говорить о качестве образования только как о качестве знаний недостаточно. И это справедливо.

Другой вопрос: что же взять в качестве меры сегодня? Как измерить качество личностного развития участников образовательного процесса и развития конкретной школы в целом? На сегодняшний день мы ссылаемся на показатели, предложенные болезненно входящими в нашу жизнь мониторингами. Очень хочется надеяться, что идёт процесс совершенствования этих показателей, мы ждём, что мониторинги оставят показатели, реально отражающие школьную ситуацию, и выведут «мёртвые вопросы».

Для своей школы мы определили такой первичный объём показателей:

- уровень знаний;

- психологическое состояние учащихся в школе;

- адаптация каждого ребёнка в школе, она и поэтому тоже общеобразовательная;

- развитие потенциала ученика;

- воспитанность выпускников;

- рост профессионализма коллектива.

В таком подходе видишь многие проблемы, с которыми ежедневно сталкивается наша сельская школа. Каждый раз кажется: так тяжело не было никогда. Но понимаем, что данная трибуна не решит этих проблем, поэтому сегодня мы тезисно готовы сказать о положительном в опыте нашей работы.

В небольшом выступлении трудно остановиться на каждом даже из этих особо выделенных показателей.

1. ^ Повышение качества уровня знаний.

Основной мерой данного параметра в последнее время стали результаты ЕГЭ и ГИА. Неоднозначно относятся к такому подходу и в нашей огромной стране, и в нашей небольшой школе. Но это данность современного момента развития образования и педагогический коллектив школы много работает в этом направлении. В прошлом учебном году школой были проведены два больших семинара для руководителей ОУ и заместителей по УВР, где был представлен опыт работы коллектива по подготовке выпускников к ЕГЭ. Для нас эти семинары стали подведением промежуточных итогов серьёзной и очень длительной работы в этом направлении. Началом её мы считаем далёкий 1996год – тогда школой был заключён договор о совместной деятельности с кафедрой пед. диагностики АПК. Уже тогда в рамка эксперимента мы апробировали многие задания, которые теперь узнаём в подходах к КИМам ЕГЭ. Затем было активное участие в централизованном тестировании, в эксперименте по введению ЕГЭ. Во многом благодаря этому к моменту введения обязательного ЕГЭ коллеги - участники экспериментальной деятельности были профессионально и психологически готовы к этой форме контроля. Можно, конечно, иронически вспоминать 90 годы – годы повального экспериментирования, но для нас наш эксперимент оказался долгосрочным, пользу от него мы ощущаем до сих пор и благодарим всех, кто доверял нам, приглашая к работе. Наверное, нескромно в третий раз за год говорить о своих успехах в одном направлении, но самые высокие результаты хочется назвать. Первыми включились в эксперимент учителя русского яз., с первых же лет показывая высокое качество. За три экспериментальных года с 2006 по 2008 год высокое качество ЕГЭ по русскому языку показали 63,6; 43 и 42% соответственно. О высоком уровне подготовки говорят данные и последних лет. Максимальные баллы, набранные нашими выпускниками:

- 2009г. – 85;

- 2010г. – 72;

- 2011г. – 90;

- 20012г. – 85; К сожалению, никак не поддаётся результат 100 баллов!

О большой и эффективной работе педагогов говорят и сухие цифры среднего балла, который в школе за 4 года проведения ЕГЭ в обязательном режиме не опускался ниже 63 баллов. Особенно удачными были результаты 2009 года – ср. балл 77,8 (это выпускники Семёновой С.А.) и 2011 года – ср.балл.71,6, а процент выпускников, показавших высокий результат по предмету(а это более 72 баллов) составил почти 64% (учитель Буданова Н.М.)

Не такая показательная статистика по другим предметам, но сравнивая результат своей работы с прошлыми годами, со средним результатом по району, мы видим положительную динамику, видим добротный фундамент для будущей работы. За 4 года не было ни одного выпускника нашей школы, не подтвердившего освоение программ среднего образования ни по одному предмету – обязательному или по выбору.

В этом результате всё-таки правильные и административные решения, связанные с использованием возможностей учебного плана. В нём приоритеты отдаются тем предметам и элективным курсам, которые востребованы выпускниками для построения своей будущей профессиональной траектории. В этой связи хочется поблагодарить учителей старшей школы, реализующих программы элективных курсов, которыми особенно дорожат ученики. Это элективные курсы по математике и русскому языку, истории, обществознанию, химии, биологии.

Но не могу не сказать и о грустных размышлениях. В Интернете в опубликованном выступлении чиновника прочитала: «Чем выше результат ЕГЭ, тем выше профессионализм учителя». Хочу сказать от лица людей от сохи, а точнее от школьной доски, что если это и правило, то, как часто бывает в русской жизни, со многими исключениями. А причины исключений следует изучать.

И всё-таки главный принцип нашего подхода к качеству образования связан не только с качеством знаний: качество должно совершенствоваться не только в глубину, но и в ширину. Именно поэтому программа развития нашей школы пытается решать сложнейшую проблему современной школы: гармонизация социальной и образовательной функций школы. Не могу сказать, насколько актуальна эта тема для большой городской школы, где на помощь приходят учреждения дополнительного образования и есть другие возможности, но многолетний педагогический опыт подсказывает, что соединение этих функций для сельской школы – её миссия, её крест. Кроме задачи научить, мы ежеминутно решаем задачи оградить, уберечь, пожалеть, заставить, убедить… Не всегда хорошая материальная база больших школ заменит детям сельского микрорайона то, чего они не могут получить, нигде, кроме школы. Мы гордимся тем, что наши дети умеют многое делать не только головой, но и руками, и сердцем. В районе хорошо известны наши успехи и в области декоративно-прикладного творчества, и спортивные достижения, и творческие работы наших детей. В прошлом году был сделан новый для школ виток: переход на ФГОС в начальной школе. Предметом особой заботы стало всё, что там происходило. Тяжело входила в нашу жизнь внеурочная деятельность. Видим мы и будущие трудности, когда коллектив менее 20 человек должен будет обеспечить потребности в такой деятельности не одного класса. Но мы с удовлетворение можем сказать, что мы сделали реальный шаг к повышению качества не только знаний, а действительно образования в широком смысле слова. 8 учителей, почти 50% коллектива были задействованы в организации этой работы. Это была качественная, творческая и добросовестная работа. Слова благодарности уже прозвучали и на последнем педсовете прошлого года, и в благодарственном письме учителям родителей уч-ся 1 класса. Хочется и сегодня искренне сказать спасибо всем коллегам, кто учил правильному отношению к своему здоровью и окружающему миру, английскому языку, азам риторики, кто творил с первоклассниками красками и бумагой, кто вместе с ними ставил первые спортивные рекорды.

Разговор о качестве образования невозможен без разговора об учителе. Сегодня остановиться на месте для учителя значит признать свою несостоятельность. Мы должны согласиться, что учиться постоянно – это необходимость времени, потому что время сейчас не идёт, а бежит. Мы признаёмся, что в компьютерных технологиях многие наши ученики сильнее. А с этим нельзя мириться, этого надо стыдиться, это надо преодолевать, как и другие проблемы. Хочется большей чёткости в постановке задач перед учителем. Мы пришли в педагогику и мы действительно должны. Должны многое, но не бесконечно многое. «Великое искусство научиться многому – браться за немногое» (Дж. Локк). Пугает и сокращение времени на эмоциональный контакт учителя и ученика. Рабочие программы, мониторинги, электронная версия дневника и журнала. Понимая важность и иногда разумность этого, иногда начинаешь тосковать о живых глаза своих учеников, ведь в сутках всего 24 часа.

В преддверии нашего общего праздника – начала уч. года – хочется, чтобы каждый на своём месте позаботился о том, с каким настроением и настроем придёт учитель в класс. Потому что и от этого будет зависеть качество нашего образования.

Позвольте мне, может быть, не по теме своего выступления процитировать одну поэтессу, жившую в далёком 19 веке, в далёкой для нас стране. Пусть её слова настроят и вас, молодые и уверенные в себе, и вас, опытные и поэтому много сомневающиеся, на искреннее служение нашей профессии, на способность жить в другом измерении.


^ ЧИЛИЙСКАЯ ПОЭТЕССА, УЧИТЕЛЬ

ГАБРИЕЛА МИСТРАЛЬ

(1889-1957)


МОЛИТВА УЧИТЕЛЬНИЦЫ (ФРАГМЕНТ)


Господь! Ты, учивший нас, прости, что я учу; что ношу звание учителя, которое ты носил на земле.

…Учитель, сделай моё усердие постоянным, а разочарование преходящим. Вырви из моей души нечистую жажду возмездия, которая всё ещё смущает меня, мелочное желание протеста, которое возникает во мне, когда меня ранят. Пусть не печалит меня непонимание и не огорчает забвение тех, кого я учила.

…Сделай меня сильной, несмотря на мою женскую беспомощность; дай мне презирать всякую нечистую власть, всякое насилие… Поддержи меня!

…Дай мне простоту и дай мне глубину; избавь мой ежедневный урок от сложности и пустоты.

Дай мне оторвать глаза от ран на собственной груди, когда я вхожу в школу по утрам. Садясь за свой рабочий стол, я отброшу мои мелкие материальные заботы, мои ничтожные ежечасные страдания.

Пусть рука моя будет лёгкой, когда я наказываю, и нежной, когда я ласкаю. Пусть мне будет больно, когда я наказываю, чтобы знать, что я делаю это любя.

Сделай так, чтобы мою …школу я превратила в школу духа. Пусть порыв моего энтузиазма, как пламя согреет её классы…Пусть моё сердце будет лучшей колонной и моя добрая воля – более чистым золотом, чем колонны и золото богатых школ.

И, наконец, напоминай мне с бледного полотна Веласкеса, что упорно учить и любить на земле – это значит прийти к последнему дню с израненной грудью, пылающей от любви.




Похожие:

Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году
Расширение самостоятельности общеобразовательных учреждений как одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша...
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconИзменения в системе начального образования Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России Д. А. Медведевым,...
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Главным ресурсом повышения качества образования и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является...
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconДоклад на августовскую конференцию 2011 года
«Изменение содержания школьного образования как фактор повышения его качества в свете реализации направлений национальной образовательной...
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В рамках реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отдел образования администрации города...
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В рамках реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отдел образования администрации города...
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
О результатах реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в системе образования моу «Гамалеевская сош №1»...
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconДоклад муниципального образования «Город Донецк» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год»
I. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»...
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconПлан действий по модернизации общего образования в моу дод дюсш муниципального района Большеглушицкий Самарской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Повышение качества образования как одно из направлений национальной образовательной инициативы «наша новая школа» iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
О результатах реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в системе образования Сорочинского района за...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы