Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью icon

Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью



НазваниеАнкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
страница1/3
Дата конвертации25.07.2013
Размер473.77 Kb.
ТипАнкета
источник
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Белоколодезская средняя общеобразовательная школа»


Мониторинг в системе воспитательной

работы классного руководителя


Методические рекомендации


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие…………………………………………………………………………………….4

Раздел I. Личностное развитие учащихся......................................................…………6

Примерный вариант программы изучения личности………………………………………....6

Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника……………………………………………………………………………………..6

Методика оценки воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте……………8

Диагностика нравственной воспитанности………………………………………………….1

Методики изучения направленности личности учащегося………………………………….12

Раздел II. Развитие классного коллектива…………………………………………….14

Диагностическая карта — характеристика класса………………………………………...…15

^ Карта-схема изучения организованности коллектива……………………………………………………………………………………..15

Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»…………………….16

Методика «Наши отношения»…………………………………………………………………17

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе……18

Раздел III.. Эффективность воспитательной системы класса………………………..20

Анкета для старшеклассников…………………………………………………………………20

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью…………………….22

Анкета для изучения взаимоотношений между учителями и учащимися………………….23

Критерии (само)оценки эффективности работы классного руководителя…………………23

Критерии оценки эффективности воспитывающего мероприятия………………………….24

Литература………………………………………………………………………………………24


ПРЕДИСЛОВИЕ


Результаты воспитания имеют отдалённый характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. Чтобы узнать достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью и коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него. Выявить степени соответствия помогает диагностика. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечными результатами определяет эффективность процесса воспитания.

В предлагаемых рекомендациях кратко изложены некоторые аспекты проблемы осуществления мониторинга воспитательного процесса. Понятие «мониторинг» пришло в педагогику из экологии и социологии. Это непрерывное слежение за состоянием чего-либо с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. С педагогической точки зрения – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании воспитательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития с учетом полученных результатов.

Основными объектами мониторинга классного руководителя могут выступать: развитие ребенка и формирование его новообразований, развитие общения и коллектива одноклассников, создание воспитательной среды, деятельность всех участников воспитательного процесса. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности воспитательной системы ее конечным целям.

Основным результатом деятельности воспитательной системы являются положительные изменения в развитии личности ребенка, сформированность интегративных качеств личности, определенных моделью выпускника школы.

В систему мониторинга классного руководителя входит база данных об учащихся класса, которая создается в течение учебного года. Создание такой базы данных является необходимым условием для глубокого анализа состояния воспитательной работы в классе. Такой анализ может служить основанием для постановки целей работы с классом на новый учебный год.

Направления мониторинга классного руководителя.

Процессы ежедневного контроля:

  • посещаемость;

  • состояние успеваемости;

  • организация процесса учения;

  • дисциплина на уроках и переменах;

  • состояние работы с родителями по оказанию помощи классу и школе;

  • взаимодействие с социумом (внешкольные организации).



Параметры мониторинга и показатели результативности

воспитательной работы в классе:

  • уровень воспитанности;

  • уровень нравственного, культурного развития учеников;


-3-

  • уровень социального развития ученика, готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе);

  • дисциплинированность (соблюдение заповедей для учащихся, правил внутреннего распорядка);

  • общественная активность, отношение к труду;

  • наличие правонарушений, детей, состоящих на учете в КДН;

  • занятость в кружках и секциях;

  • главные успехи и достижения учащихся в различных видах деятельности (в сравнении с прошлым учебным годом);

  • участие школьников в районных, областных смотрах, конкурсах;

  • результаты работы классного коллектива;

  • бережливость (отношение к школе, школьному имуществу);

  • результаты работы классного руководителя;

  • состояние здоровья учащихся;

  • психологический и эмоциональный микроклимат класса (отношения между детьми, доминирующее настроение в коллективе, самочувствие ребенка в классе);

  • уровень сформированности классного коллектива;

  • работа ученического самоуправления класса;

  • степень удовлетворенности воспитательной работой всех участников: детей, родителей, учеников.

Этапы мониторинга

^ I этап – предварительная диагностика. На данном этапе выявляются положительные и отрицательные аспекты воспитательного процесса. Анализ полученных результатов. Определяется направление работы.

^ II этап – промежуточный контроль. Выявление степени реализации ближних (промежуточных целей). Активная аналитическая работа классного руководителя по сопоставлению реально достигнутых результатов и исходно запланированных. Коррекция деятельности классного руководителя, направленная на устранение выявление недочетов.

^ III этап – итоговый контроль. Подведение итогов учебного года, выяснение причин успехов и недостатков в работе. определение основных тенденций дальнейшего развития системы работы с классным коллективом, формулируются цель и основные задачи на новый учебный год.

Педагогический мониторинг – путь самосовершенствования классного руководителя, инструмент системной работы по реализации целей и задач школы и классного коллектива как составляющего воспитательной системы. Один из разделов плана классного руководителя:

^ Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.


Предмет изучения

Методы и приемы изучения

Сроки изучения

Субъект изучения

^ Развитие личности учащегося


Формирование классного коллектива (уровень организации классного коллектива)


Состояние и результаты воспитательного процесса.

Наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, сочинения, анализ деятельности, обобщение независимых характеристик, социометрические методы, ранжирование, недописанный тезис, педагогический консилиум и т.д.


1-2 раза в год

Классный руководитель,

школьный психолог,

администрация, родители, учителя, работающие в классе, старшеклассники и т.д.

^ Раздел I. Личностное развитие учащихся.

Примерный вариант программы изучения личности



  1. Общие сведения об ученике. Где он живёт. Кем работают его родители. Состав семьи, ее материальное положение. Культурный уровень родителей. Взаимоотношения в семье. Характер воспитания в семье. Влияние родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося. Применение поощрений и наказаний. Режим школьника. Использование им свободного времени. Участие его в домашнем труде. Друзья ученика в школе и вне школы. Их влияние и характер взаимодействия со школьниками. Состояние здоровья учащегося (по данным школьного врача).

  2. Общий уровень развития учащегося. Общее развитие учащегося, его кругозор. Культура речи, начитанность, широта и устойчивость интересов, посещение театров, музеев, просмотр телепередач. Отношение к учебному труду. Как учащийся относится к учебным занятиям. Внимателен ли на уроке. Как готовит домашнее задание. Умеет ли организовать учебный труд. Как он относится к успехам и неудачам в учебном труде.(своим и других учащихся). Отношение к физическому труду. Как относится к самообслуживанию. Как выполняет общественные поручения трудового характера. Участвует ли в труде за пределами школы. Уровень дисциплинированности учащегося. Знает ли правила для учащихся и как их выполняет. Имеет ли навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в общении со взрослыми, товарищами. Опрятность и аккуратность в повседневной жизни. Интересы и склонности учащегося. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, техники, спорта. В каких кружках занимается, и какие внешкольные учреждения посещает. Какой профессией интересуется.

  3. Общественное лицо и общественная работа учащегося. Участие в общественной жизни класса. Интерес к жизни класса и активность в общественной работе. Выполнение общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Умение руководить и подчиняться товарищам. Место учащегося в классном коллективе. Связан ли он с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

  4. Основные черты личности учащегося. Общественное сознание. Мотивы его учебной и общественной работы. Моральные качества учащегося. Интерес к текущим событиям. Готовность оказать помощь школе. Правдивость и честность. Принципиальность и. скромность. Проявляет ли чуткость и внимание к товарищам, оказывает ли им помощь.

  5. .Волевые черты характера. Целеустремленность и активность, самостоятельность и инициативность. Организованность, выдержка, уверенность в себе. Настойчивость, решительность упорство, самокритичность. Недостаток воли.


-5-

  1. Особенности темперамента учащегося и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Преобладают процессы возбуждения или торможения. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти.



^ Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника


Характеристика

ученика ____________________ класса ________________________


школы _____________________ города ___________________ за _____ уч.г.



  1. ^ Общие сведения о школьнике


Возраст, физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы.

Условия жизни и быта в семье. Состав семьи. Занятия родителей. Взаимоотношения членов семьи. Отношение к ребенку в семье. Позиция ребенка в семейном общении (равнодушный, опекаемый, зависимый, безнадзорный, самостоятельный). Контроль родителей за учебной деятельностью ребенка. Кто принимает наиболее активное участие в воспитании ребенка. Участие учащегося в домашних делах. Досуг в семье. Проведение учеником свободного времени.

Наиболее важные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося.

Положение ученика в структуре школьного коллектива. Взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет в коллективе.

Референтная группа школьника, наиболее значимые для него лица из ближайшего социального окружения.


  1. ^ Направленность личности.


Общая направленность личности (личная, общественная, деловая). Ведущая мотивация основных видов деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.). Преобладающие материальные и духовные ценности. Интересы и склонности учащегося. Влияние их на учебную и неучебную деятельность. Глубина и устойчивость интересов.

Нравственное развитие ученика. Взгляды и убеждения, стремления, мечты и идеалы. Их действительность в мотивации поведения. Профессиональные интересы и склонности учащегося.


  1. ^ Характер, темперамент, особенности

эмоционально-волевой сферы


Черты характера, преобладающие в отношении:

а) к учебе;

б) к труду;

в) к общественным обязанностям и поручениям;

г) к сверстникам и взрослым;

д) к товарищам и друзьям;

-6-

е) к вещам;

ж) к самому себе.

Самооценка и уровень притязаний ученика.

Волевые черты характера (настойчивость, решительность, отношение к трудностям, дисциплинированность).

Проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.

Проявление темперамента. Преобладание одного из типов темперамента по традиционной классификации.

Особенности эмоциональной сферы. Степень эмоциональной возбудимости, импульсивности, агрессивности, эмоциональная устойчивость, эффективность и т.д. проявление эмоций вовне, умение контролировать проявление эмоций. Степень развития моральных, эстетических, интеллектуальных, практических чувств.


  1. ^ Способности и особенности познавательной деятельности


Учение и способности. Особенности успеваемости по изучаемым предметам. Трудные предметы. Общие (интеллектуальные) способности. Творческие способности. Специальные и практические способности (математические, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные).

Особенности восприятия и внимания школьника, наблюдательность. Особенности памяти: осмысленность, точность, быстрота запоминания, длительность сохранения, точность воспроизведения. Владеет ли приемами запоминания. Преобладающий тип памяти в учебном процессе.

Развитие образного и абстрактного мышления. Последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделить главное, умение обобщить и сделать выводы. Самостоятельность мыслительной деятельности, гибкость мышления.

Развитие устной и письменной речи, словарный запас.


  1. ^ Педагогические выводы и рекомендации

В характеристике не следует давать излишне подробное освещение всех деталей личности, т.к. это может привести к мозаичности и к тому, что наиболее важные, характерные для личности школьника черты и тенденции «растворятся» в обилии мелких фактов и деталей.

Следует остерегаться и другой крайности: освещать только те особенности личности, которыми она выделяется среди других, пренебрегая остальными ее сторонами. Для того, чтобы характеристика отвечала всем предъявляемым к ней требованиям, она должна составляться на основании всех данных, имеющихся у педагога о личности ребенка, отражать в той или иной мере все компоненты его структуры и, вместе с тем, акцентировать внимание на наиболее ярких, стержневых, доминирующих качествах – как положительных, так и требующих педагогической коррекции.

При изучении школьника не следует ограничиваться только мысленной констатацией различных фактов, отражающих особенности его личности. Учителю необходимо вести педагогический дневник, где на каждого школьника отводиться свое место. В педагогическом дневнике фиксируются цели, выдвигаемые гипотезы изучения определенных сторон личности учащегося, излагаются факты, делается их интерпретация. Записи должны быть краткими, лаконичными, отражающими самое основное, без собственных домыслов.

Характеристика должна обязательно включать также и данные, полученные от психолога. Характеристика может быть обсуждена и с другими педагогами, что позволит лучше понять противоречия в поведении отдельных учеников, причины такого поведения и даст возможность принять наиболее правильные меры педагогического воздействия.

-7-

  1. ^ Анализ семейных отношений


Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается. Так, дома, в семье, ребенок находится в иных по сравнению со школой условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Знакомство с семьей школьника учитель может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителя ученика.
  1   2   3




Похожие:

Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconМетодика изучения удовлетворенности учащихся жизнью учебного заведения
Методика, разработанная А. А. Андреевым, направлена на изучение степени удовлетворенности учащихся жизнью учебного заведения
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconМетодика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать(прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей...
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconМетодика изучения удовлетворенности детей жизнью в детском лагере
Детям предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconКомплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения
Методика, разработанная А. А. Андреевым, направлена на изучение удовлетворенности родителей образовательным учрежде­нием по организации...
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconУровень воспитанности учащихся 2010-2011 учебный год «Удовлетворённости учащихся школьной жизнью»
Диагностика «Уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (по методике М. И. Рожкова)
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconМетодика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении
Цель. Определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconЦель: определить степень удовлетворённости участников образовательного процесса школьной жизнью Дата проведения
Результаты мониторинга «Оценка удовлетворённости участников образовательного процесса качеством предоставляемых муниципальных услуг...
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconНаправ-ления в работе
Изучение удовлетворённости родителей школьной жизнью, а также предложений по ее улучшению
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconРезультаты мониторинга воспитательной работы в образовательных учреждениях г. Комсомольска-на-Амуре. Результаты изучения удовлетворенности учащихся 11 классов школьной жизнью за три года. №2008-2009
Результаты мониторинга воспитательной работы в образовательных учреждениях г. Комсомольска-на-Амуре
Анкета для старшеклассников Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью iconМетодика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е. Н. Степановым)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы