Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей icon

Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей



НазваниеДидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей
Дата конвертации25.07.2013
Размер42.43 Kb.
ТипДокументы
источник

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Консультация для воспитателей


Мышление ребёнка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно – образное, т.е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями. Для решения этой проблемы лучше предложить специальный наглядно – дидактический материал, который поможет ребёнку – дошкольнику связать образ и понятие в единое целое и поможет сформировать у него основные понятия, например «звук» и т.п. Ребёнок учится выражать себя, управлять своими эмоциями. Вступать в разнообразные отношения.

^ Повышается эффективность овладения рядом умений:

  • Внимательно слушать собеседника, чтобы понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что - то не понятно.

  • Проявлять уважение к говорящему. Не перебивать его, выражать своё отношение к предмету разговора, излагать собственное мнение, приводить примеры, отвечать ясно, последовательно выражать свои мысли.




  • Ориентироваться в ситуации общения, т.е. выстраивать разговор с учётом ситуации, быть активным в общении




  • Договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты.




  • Завершать общение, используя этикетные формы.


Целью дидактических игр является развитие у детей слухового восприятия, внимания, памяти, ритмического чувства, умение использовать выразительность речи, т.е. правильно пользоваться речевым дыханием; менять, ритм, темп и силу голоса; изменять интонацию; применять выразительные средства мимики, жестов, а также умение изображать эмоциональное состояние мимическими средствами и понимать настроение собеседника.


Дидактические игры помогают решать множество учебных задач по развитию речи, позволяют отказаться от стереотипов, снять напряжение и перенестись, например, в сказочный мир или придумать свою историю, поддерживают интерес к самостоятельному словесному творчеству. Учат применять эпитеты, пословицы, поговорки, повторы, обогащают словарный запас.


Способствуют воспитанию умственной и социальной активности ребёнка в процессе обучения родному языку, особенности овладения дошкольниками эмоционально-оценочной лексикой, развивают словесное творчество, умению ориентировки и наблюдения за объектом подражания для правильного произношения и т.п..


Использование дидактических игр имеет большое значение для общеречевого развития, потому что при игре формируется произвольность речи.


При ознакомлении со звуковым составом перед ребёнком раскрываются общие свойства человеческой речи. Развивается так называемая чувствительность к звукам, умение различения слов и слогов, способность производить анализ звукового состава слова.


Учат контролировать свою речь, подмечать в ней недостатки произношения в момент говорения. Выявляют недостатки произношения в чужой, повышают умение звукового анализа слов. Желание поиграть может стать важным стимулом в овладении навыками произношения звуков, слухового восприятия и анализа. Помимо непосредственного подражания развивают сознательное стремление ребёнка к усвоению звуковой культуры речи. Степень сформированности этого умения находится в прямой зависимости от систематического обучения. А так как занятия проводятся один раз в неделю, то хорошо помогают дидактические игры, используемые помимо занятий в свободное время.


В настоящее время набирает силу процесс огрубения нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной, эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов


В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют их в своей речи. Дидактические игры познакомят их с ними. Научат понимать их переносное значение, узнавать значение новых слов, определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, понимать некоторые многозначные слова, подбирать синономы и антонимы, составлять с ними предложения и короткие связные рассказы. Объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения, осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов, самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом; овладевать навыками речевого этикета, умением составлять описательные и повествовательные рассказы, побуждают к активизации речи, заставляют в уме совершать словесно- логические операции.


Использование дидактических игр формируют у детей способность понимать содержание русских народных сказок, эмоционально на них откликаться, уметь выражать своё отношение к событиям и героям, а также оценивать значение выразительных средств, для раскрытия художественного образа.


Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок детям можно предложить картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. При произнесении какого-либо выражения можно предложить подобрать к нему соответствующие иллюстрации. Это поможет детям лучше понять смысл данных выражений, стимулирует уместное их употребление в соответственных речевых высказываниях, чтобы другим было интересно.


Научат творческому отношению к произведениям устного народного творчества. Импровизации по мотивам русских народных сказок подготовят ребят к логичному и точному использованию средств речевой выразительности в собственной речевой деятельности. Дидактические игры помогут развитию образной речи и развивают речь в процессе практического общения. Игры помогут приобретению единства мысли и слова, мышления и речи. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивают мыслительную деятельность. Развитие речемыслительной деятельности важнейшая задача подготовки дошкольников к школе. В игре идёт развитие разных сторон и функций речи.

От содержания и характера игр зависит характер развития речи в каждый период жизни детей.

Ребёнок, владеющий её основами, быстрее находит контакты даже в незнакомом обществе.


Дидактические игры должны быть направлены на достижение главной цели – устанавливать партнёрские отношения между детьми, преодолевать замкнутость, стеснительность.




Похожие:

Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconКонсультация для воспитателей Приемы работы по обучению грамоте детей с нарушениями речи
Цель: познакомить воспитателей с приемами работы по обучению грамоте детей с нарушениями речи
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconГ. И. Ненахова учитель истории и обществознания мбоу сош №40 г. Липецка Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с нарушением слуха на урок
...
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconКонсультация для воспитателей «Беседа как метод обучения диалогической речи»
Прежде всего, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные...
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconПедсовет "Дидактические игры как эффективное средство развития речи детей"
Повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов по развитию речи детей
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconПлан работы с педагогами на 2010 2011 учебный год
Консультация и практикум «Сюжетно – ролевая игра как средство развития экологической культуры дошкольников»
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconКонсультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»
Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать...
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconКонсультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей» Подготовил: воспитатель Козина И. В
Яется правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на...
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей icon«Игра как средство повышения эффективности логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников с дизартрией.»
Ш детский сад мдоу комбинированного вида №12 «Белочка» посещают дети с общим недоразвитием речи. Для детей с общим недоразвитием...
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconДидактическая игра в 1-г классе «Кукла едет отдыхать»
При выборе игр, я стараюсь руководствоваться требованиями программы по развитию речи для глухих и слабослышащих детей, учитывать...
Дидактическая игра как средство развития речи детей консультация для воспитателей iconКонсультация для воспитателей. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой пси- хического развития
Задержка психического развития выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Задержка психического развития...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы