Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного icon

Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного



НазваниеПротокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного
Дата конвертации26.07.2013
Размер278.75 Kb.
ТипПротокол
источник

СОГЛАСОВАНО

Управляющим Советом

муниципального общеобразовательного

учреждения «Белокурихинская средняя

общеобразовательная школа № 1»

Протокол № от 2011 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор муниципального общеобразовательного

учреждения «Белокурихинская средняя

общеобразовательная школа № 1»

Е.Н.Салтыкова

Приказ № от .2011 г.



Основная образовательная программа

начального общего образования


на период 2011-2015 годы


муниципального общеобразовательного учреждения «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1» города Белокурихи Алтайского края


^ Авторы программы:

Директор школы Е.Н. Салтыкова

Заместители директора по УВР Е.В. Бирюкова

Е.А. Горяева

Г.И. Тарасова

М.В. Воронкина

О.Р. Солодова

Педагог-психолог школы О.В. Лещёва


Основная  образовательная  программа начального общего  образования (далее ООП НОО) Основная  образовательная  программа начального общего  образования (далее ООП НОО) МОУ «БСОШ №1» разработана  на основе  ст. 14,15, 32 (п.6) Закона РФ «Об  образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года) Настоящая программа учитывает социокультурные особенности и образовательные потребности города Белокуриха, а также типовое положение о гимназии, Устав и Программу развития МОУ «БСОШ №1»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения

3. Учебный план (приложение №1)

4. Формирование УУД (приложение №2)

5. Программы по предметам: (приложение №3)

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Немецкий язык

Окружающий мир

Музыка

Технология

Изобразительное искусство

6. Программа духовно-нравственного воспитания (приложение №4) 7.Программа формирования здорового образа жизни (приложение №5) 8.Программы внеурочной деятельности в начальной школе приложение №6) 9.Программа работы с одаренными детьми (приложение №7)

10.Системы оценки достижения планируемых результатов (приложение №8)

11. Программа коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования (приложение № 9)


^ Пояснительная записка.

Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) МОУ «БСОШ №1» разработана на основе ст. 14,15, 32 (п.6) Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года).

Настоящая программа учитывает социокультурные особенности и образовательные потребности города, а также типовое положение о школе, Устав и Программу развития МОУ «БСОШ №1».

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «БСОШ №1» разработана образовательным учреждением самостоятельно, с привлечением органов самоуправления (управляющий совет образовательного учреждения), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

^ Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Поэтому миссия начальной школы как образовательной ступени МОУ «БСОШ №1» состоит в создании условий для:

а) обеспечения реализации конституционного права граждан, проживающих на территории города Белокуриха, на предоставление общедоступного бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Белокуриха в соответствии с федеральными законами, Уставом МОУ «БСОШ №1», утвержденными учредителем на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования;

б) формирование образовательной базы, вносящей значимый вклад в общественное благополучие, устойчивость социальных отношений, в качество кадрового, интеллектуального, технологического капитала города Белокуриха.

^ Основными задачами реализации основной образовательной программы являются:

1. формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

2.·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·3.развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

4.·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5.·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

6.изучение интересов, возможностей и способностей каждого ученика, создание условий для их проявления и развития через систему выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Настоящая образовательная программа ставит и перед МОУ «БСОШ №1» задачи, связанные с изменениями образовательного пространства, что создаёт возможность полностью реализовать требования ФГОС НОО. Среди них:

а) максимальное использование возможностей образовательного процесса для создания оптимальных условий для целостного развития каждого ученика, способного к самоорганизации, самоопределению, саморазвитию, самореализации;

б) личностное и творческое развитие личности ребёнка через познавательные потребности, содержательные интересы и духовную сферу (см. Программу развития МОУ «БСОШ №1» на 2011-2013 г.г.).

в) создание эффективной модели синтеза урочной и внеурочной деятельности в целях достижения планируемых образовательных результатов на ступени начального общего образования.

г) повышение эффективности информационной образовательной среды через пополнение банка цифровых образовательных ресурсов, экспертизу и систематизацию электронных материалов для учебных предметов и внеурочной деятельности, использование всеми учителями начальной школы Интернет - технологий, создание и работу сайтов класса и личных сайтов педагогов, распространение опыта через сеть Интернет, создание электронного мониторинга образовательных достижений младших школьников.

д) разработка системы общественно-полезных практик, социальных проектов и акций для учащихся начальной школы, способствующих приобретению значимого социального опыта.

е) пополнение и обновление компьютерной базы, медиаресурсов, оборудование кабинетов начальной школы. Создание современных кабинетов для начальной школы.

ж) создание системы научно-методической поддержки и сопровождения процесса реализации основной образовательной программы начального общего образования в МОУ «БСОШ №1»

з) разработка системы работы с родительским сообществом, обеспечивающая вовлечение родителей в деятельность органов государственно-общественного управления, в деятельность по реализации ООП НОО в МОУ «БСОШ №1»

и) установление основных подходов к организации мониторинга качества образования, включение в реализацию данного проекта всех учителей начальной школы.

^ В основе реализации ООП НОО лежит системно - деятельностный подход, который предпо­лагает:

•   воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям        информационного общества, инновационной экономики, задачам      построения российского гражданского общества на основе принципов       толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

•   переход к стратегии социального проектирования и конструирования на    основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата)    личностного и познавательного развития обучающихся;

•   ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования —    развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных    учебных действий, познания и освоения мира;

•  опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

•  признание решающей роли содержания образования, способов организации    образовательной деятельности и учеб­ного сотрудничества в достижении    целей личностного и со­циального развития обучающихся;

•    учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических    особенностей обучающихся, роли и значе­ния видов деятельности и форм   общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•   обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного    общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

•  разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и    индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых    детей    и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья),         обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов,     обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Образовательная программа начального обучения адресована детям 6,5 - 11 лет, поэтому программа начального общего образования МОУ «БСОШ №1» формировалась с учётом особенностей первой ступени общего образования и характерных особенностей младшего школьного возраста.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

^ Особенности детей от 6,5 - до 11лет связаны с:

• центральными психологическими новообразованиями, формируемыми на данной ступени образования (словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов);

• развитием целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

^ Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности:

Для достижения запланированных образовательных результатов младших школьник должен в ходе реализации ООП решить следующие задачи:

  • освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

^ Задачи педагогов МОУ «БСОШ №1», решаемые в ходе реализации данной программы:

Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи:

  • обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создает комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

  • формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

  • создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);

  • поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;

  • создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.

Виды деятельности младших школьников, реализуемые в ^ МОУ «БСОШ №1»:

Достижение запланированных образовательных результатов, возможно, достичь в разных видах деятельности обучающихся, которые адекватны младшему школьному возрасту. К таким видам деятельности относятся:

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Педагогические технологии, используемые в начальном образовании ^ МОУ «БСОШ №1»:

1) Технологии развивающего обучения:

-технология проблемного обучения;

-технология учебной дискуссии;

-технология проектного обучения;

-технология развития критического мышления учащихся;

-игровые технологии;

-информационные технологии;

^ 2) Личностно - ориентированные технологии обучения:

- «Педагогика сотрудничества»;

3) Технологии поддерживающего обучения:

- системно - деятельностная технология;

- объяснительно - иллюстративная технология;

- интегративная, обеспечивающая целостное освоение знаний и др.

Образовательная программа МОУ «БСОШ №1» определяет формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся согласно Уставу гимназии и соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта образования и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МОУ «БСОШ №1», который определяет общий и максимальный объем нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей.

Основанием для проектирования учебного плана МОУ «БСОШ №1» с учетом требований ФГОС стали:

1) Перечень образовательных областей и учебных предметов (п.12 и п.19.3 ФГОС);

2) Примерная основная образовательная программа (п. 3. Базисный учебный план начального общего образования), БУП – 2004;

3) Требования СанПиН;

4) Используемые Образовательная система и УМК;

5) Традиции, опыт образовательной практики МОУ «БСОШ №1»

Учебный план МОУ «БСОШ №1» реализует программу начального общего образования по модели ^ 4-летней начальной школы и определяет максимальный объем нагрузки учащихся при пятидневной рабочей неделе.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся гимназии на ступени начального общего образования спроектирована на основе ценностных ориентиров начального общего образования, дает определение, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий, устанавливает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Программа построена на основе обеспечения преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

В^ Программе духовно-нравственного развития и воспитани обучающихся на ступени начального общего образования сформулированы цель и задачи, ценностные установки, основные направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания, а также совместная деятельность гимназии, семьи и общественности по воспитанию и социализации обучающихся, содержание внешкольной, внеурочной работы. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, общественно-полезные практики и т. д.

^ Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является базовой моделью организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, определяет структуру системной работы в данном направлении.

В программе работы с одаренными детьми обозначены цель и задачи программы и основные направления работы по ней.

^ Рабочие программы по учебному предмету имеет следующую структуру:

- пояснительная записка

- общая характеристика учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Базовая образовательная программа включает в себя:

1) образовательную область «Филология»;

2) образовательную область «Математика»;

3) образовательную область «Обществознание»;

4) образовательную область «Естествознание»;

5) образовательную область «Искусство»;

6) образовательную область «Физическая культура»;

7) образовательную область «Технология»

В соответствии с пп.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения.

Система оценок, формы, порядок и периодичность стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, а также организация накопительной системы оценки (портфель достижений) рассматривается в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». Там же представлен порядок выведения итоговой оценки выпускнику и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.

 ^ Главной задачей реализации программы для школы является обеспечение заявленных в программе целей и задач, достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися Образовательной программы начального общего образования.

В связи с этим главным и конечным результатом работы начальной школы должны стать:

1) Модель выпускника начальной школы:

Выпускник «Начальной школы» - человек, владеющий уровнем элементарной грамотности, владеющий общеучебными умениями, уважающий себя и осознающий ценностные нормы человеческой жизни, ориентированный на здоровый образ жизни.

^ 2) Портрет выпускника:

Выпускник начальной школы это:

-деятельный и активный;

-любознательный и инициативный;

-проявляет исследовательский интерес;

-коммуникативный и ответственный;

-доброжелательный и трудолюбивый;

-владеющий навыками культурного поведения.

^ Участниками образовательного процесса в МОУ «БСОШ №1» являются ученики гимназии, педагогические работники, психолог, педагоги учреждений дополнительного образования, врач, родители (законные представители) обучающихся.

В начальной школе сложившийся творческий педагогический коллектив, основная масса которого - это учителя высшей и первой категории.

Прием обучающихся в 1-4 классы МОУ «БСОШ №1» осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» на основе правил приема обучающихся в образовательные учреждения в установленном порядке и Положением о приеме в образовательное учреждение, разработанным школой самостоятельно.

Школа заботится о стартовом уровне готовности первоклассников, проводя ежегодно регулярные занятия для дошкольников в « Школе раннего развития».

Образовательное учреждение МОУ «БСОШ №1», реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в гимназии;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом МОУ «БСОШ №1» .

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре , отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


^ Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно - ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

^ Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

^ Цели   ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

^ Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках к каждому разделу учебной программы. В системе планируемых результатов этот учебный материал особо выделяется, т. к. имеет опорный характер, т. е. служит основой для последующего обучения.

Данные цели ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования в МОУ «БСОШ №1» устанавливаются следующие планируемые результаты освоения:

  • междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий;

  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение» «Немецкий язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».



Приложение №1

^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану начального общего образования

на 2011/2012 учебный год

Учебный план для первых классов составлен на основе Базисного учебного плана Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года)

Учебный план для 2 – 4-ых классов разработан на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений 2004 года с изменениями 2008 года (приказ от 20.08.2008 г. № 241 Министерства образования и науки РФ, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава школы.

Учебный план составлен с учётом требований СанПиН, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования России (МОиН РФ № 373 от 06.10.2009г.) В учебном плане начальной ступени обучения (прогимназии) соблюдены основные требования указанных нормативно-правовых актов, принципиальные положения обучения в классах начальной ступени гимназии.

Учебный план для начальной школы ориентирован на четырёхлетний нормативный срок освоения государственных программ начального общего образования. Аудиторная учебная нагрузка с 1 по 4 класс рассчитана на 5-дневную рабочую неделю. Школа работает в двухсменном режиме: 1,4 классы – 1-ая смена, 2-3-ые классы – 2-ая смена.

Учебный план для начальных классов ориентирован на 33 учебных недели в год для 1 классов, 34 учебных недели в год для 2 – 4 классов.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность уроков в первых классах – 35 минут (с учетом динамических пауз), во 2 – 4 классах – 40 минут.

Учебный план для первоклассников представлен только обязательной (инвариантной) частью, определяющей:

  - структуру обязательных предметных областей: Филология (Русский язык, Литературное чтение), Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Искусство (Музыка, ИЗО), Технология, Физическая культура;

- учебное время, отводимое на изучение предметов (недельное и годовое);

- общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

- межпредметные модули (в рамках обязательных предметных областей).

Вариативная часть в первом классе отсутствует.

Учебный план сохраняет:

· номенклатуру обязательных образовательных областей;

· базисное количество часов на обязательные образовательные области (в целом и на каждую в отдельности);

· наличие в полном объеме учебных предметов Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Со 2-го класса вводится иностранный язык (английский, немецкий) (2 часа).

Учебный план школы направлен на реализацию общего, интеллектуального, нравственного развития личности и позволяет удовлетворить образовательные потребности обучающихся. Овладение обучающимися необходимым минимумом знаний, навыков, учебных действий, которые гарантируются учебным планом, позволяют ребенку продолжить образование на следующей образовательной ступени.

Учебный план школы на 2011/2012 учебный год будет осуществляться в условиях поэтапного перехода на новые стандарты образования, что может повлечь в дальнейшем его корректировку.




Похожие:

Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconПротокол №1 от «26» февраля 2011 г. Директор школы Бокова Н. И. Утверждаю отдел образования Спасского района Пензенской области Куликова Е. В
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Спасска
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconПротокол № от Утверждаю: Директор школы Кузнецов Д. А
Совете муниципального общеобразовательного учреждения «Подольская средняя общеобразовательная школа»
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconПротокол от г. № … Утверждаю: Директор мбоу сош №14 О. Н. Демьянкова от г. № …
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconУтверждаю директор муниципального общеобразовательного учреждения Частинской средней общеобразовательной школы Н. Н. Селиванова (подпись) (Ф. И. О.) «09» декабря 2011 г м. п. Документация об открытом аукционе в электронной форме
Директор муниципального общеобразовательного учреждения Частинской средней общеобразовательной школы
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconПротокол №1 от 29. 08. 2013 года Утверждаю Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Становление личности учащегося через использование современных педагогических технологий
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconУтверждаю директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мельничной основной общеобразовательной школы О. П. Дурновцева «14» декабря 2011 г м. п. Документация об открытом аукционе в электронной форме
Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Мельничной основной общеобразовательной школы
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconПротокол № Утверждаю Директор школы 2011г. /Борщевская Е. Г
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Калининской средней общеобразовательной школы
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconПротокол №3 от 29. 12. 2012г. Утверждаю: директор школы Т. И. Олемская приказ №95 от 29. 12. 12г
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Солоновская средняя школа им. Н. А. Сартина" Волчихинского района Алтайского...
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconПротокол №1 от 29. 08. 2013 года Утверждаю Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения фгос в основной...
Протокол № от 2011 г. Утверждаю директор муниципального общеобразовательного iconПротокол №01 от 31. 08. 2011 г г. Белебея В. Г. Павлов Пр от 31. 08. 2011 г. №120
Рассмотрено утверждаю на педагогическом совете директор маоу сош №2 Протокол №01 от 31. 08. 2011 г г. Белебея
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы