Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ icon

Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ



НазваниеПути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ
Дата конвертации27.07.2013
Размер327.6 Kb.
ТипДокументы
источник

ПУТИ РАЗВИТИЯ ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ И ОПЫТ РАБОТЫ

БЕЛОМОРСКОЙ ОТКРЫТОЙ ШКОЛЫ


1. Пути развития вечерних школ.

Модернизация российского образования нацелена, в том числе, и на создание такой системы образования, которая была бы конкурентоспособной, учитывала интересы личности, региона и государства.

К сожалению, запущенные инновационные процессы в управлении школой, обучении и воспитании учащихся пошли преимущественно в одном направлении - совершенствования системы образования для наиболее способных учащихся. Это привело к усложнению учебных программ, увеличению объема изучаемого материала, психологического давления на ученика и учителя. Успешность работы учителя и школы стала измеряться количеством выпускников, поступивших в высшие учебные заведения.

Значительная часть слабоуспевающих учеников, не имеющих особых отклонений в умственном развитии, оказалась не способной усваивать изучаемый материал, увеличилось число хронически неуспевающих, второгодников, возросло количество конфликтных ситуаций в школе и семье. Участились случаи отказа от посещения школы подростками в возрасте до 15 лет. Оказалось невозможным изменить сложившуюся ситуацию методами и формами обучения и воспитания, применяемыми в дневных школах.

В то же время в педагогической литературе, нормативных документах неоднократно отмечалась большая роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи. Обучая и воспитывая почти полумиллионный контингент разновозрастных учащихся с трудной судьбой, вечерняя школа «вырывает» многих из группы риска, нацеливает на добрые дела и поступки, помогает в освоении основ наук и первоначальной профессии, давая тем самым дополнительный шанс найти им свое место в обществе, применить знания и способности на рынке труда, улучшить экономические и культурные условия своей жизни. Вечерняя школа, некогда запланированная для обучения работающей молодежи, превратилась за последние годы сначала в школу безработной молодежи, а затем – в школу для подростков, в основном «трудных» с «проблемами». Но, тем не менее, она по-прежнему служит гарантом подлинной демократичности и доступности образования тех, кто в силу разных причин не смог учиться в обычной массовой школе.

На сегодняшний день статус вечерней школы в системе образования не определен.

1. Государство, в лице органов управления образованием, не может до сих пор определить свое отношение к вечерним школам. Как говорил профессор Московской академии переподготовки кадров Решетников Н.Н., они (вечерки) нужны, но где их место в системе российского образования - сказать не могу. Данная позиция проявляется

  • и в отсутствии нового базисного учебного плана для вечерних (смены) школ (пользуемся планом 1998 года),

  • и в отсутствии программ и УМК для вечерних школ,

  • и в критериальном подходе оценки качества работы образовательного учреждения. Он такой же, как и для дневных школ. Хотя понятно, что далеко не всегда «вечерка» может сравняться по показателям с дневной школой: высокие успеваемость и качество обученности, призеры различных олимпиад, медалисты и многое другое - это за пределами практики вечерних школ. Но, тем не менее, наше образовательное учреждение два года подряд участвовало в конкурсе лучших общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО. Конечно же, по рейтинговой оценке мы были в конце списка. Но с другой стороны, отрадно, что на уровне муниципалитета существует понимание необходимости такого учреждения и его своеобразия: мы дважды становились победителями муниципального конкурса лучших образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.

2. Общество воспринимает вечернюю школу как учреждение «на окраине системы образования», своеобразная низшая ступень, где скапливается, так называемый отсев из дневных школ. И это мнение не постоянно, оно меняется в лучшую сторону у той части общества, которая на деле сталкивается с работой вечерней школы.

3. Личность порой воспринимает вечернюю школу как вид наказания, но превращение реакции отторжения в реакцию присоединения происходит сразу же, как только начинают пользоваться услугами вечерней школы.

В оценке значимости вечерних школ для государства, общества и личности нет единства, здесь переплетаются различные взгляды (от высокомерных и сочувствующих до благодарных и одобрительных), различные точки зрения (от «расформировать» до «расширять»). На мой взгляд, это происходит от того, что нет четкого понимания, что такое модернизация вечерней школы.

Ведь объективная реальность создала ряд противоречий, которые нельзя не замечать:

  • между постепенным накоплением проблем в образовании в депрессивных регионах и среди неблагополучных слоев населения и концентрацией внимания педагогической науки на модернизации образовательной системы, ориентированной на благополучные регионы и социальные группы;

  • между необходимостью поиска пути развития вечерних (сменных) школ и отсутствии (в отличие от школ массовых) проработанных путей развития на уровне органов управления образованием;

  • между наличием потенциала у вечерних (сменных) школ и отсутствием научно обоснованной системы реализации этого потенциала.

Конечно же, мы с вами, уважаемые коллеги не сможем разрешить все эти противоречия, но мы можем начать разговор о проблемах, мы можем сделать первые шаги в сторону реальной модернизации вечерних школ, мы можем обратить на себя внимание государства

Мировой опыт говорит о том, что разрешение данных противоречий и решение обозначенных проблем находится в сфере действия открытого образовательного пространства.

За последние годы на месте прежней унитарной школы возникла настоящая школьная полифония. Именно в ней содержатся предпосылки возникновения открытой системы образования. Но возникновение гимназий, лицеев, профильных школ угрожают потере демократизма в образовании и не соответствуют принципам открытой образовательной системы. Наиболее успешно воспринимают идеи и продвигаются к идеалам открытого образования вечерние школы, издавна связанные с дневными подобием закона сохранения энергии: если в одном месте контингент учащихся сокращается, то в другом он прибывает. Данная способность вечерних школ продиктована самой ситуацией: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В отличие от школ дневных, которым были предложены варианты всевозможных изменений, вечерняя школа выходила из ситуации самостоятельно, методом проб и ошибок и существующие ныне модели, можно сказать, созданы самой жизнью. Создаются своеобразные модификации образовательных учреждений для взрослых и подростков, которые характеризуются определенными параметрами, присущими открытому образованию. В.Н.Вершинин определяет эти параметры:

  • социальная открытость, т.е. получение образования по месту жительства, очно, заочно или дистанционно, независимо от социального происхождения, национальности, вероисповедания, возраста, семейного положения, состояния здоровья. Дается гарантия бесплатного получения различных вариантов базисного общего и полного среднего образования, а также и первой профессии, предоставляется возможность получения дополнительных образовательных услуг в широком ассортименте;

  • открытость для финансирования учреждениями, фирмами и отдельными лицами;

  • территориальная открытость, т.е. обучение вне зависимости от места проживания, от условного распределения микрорайонов между школами, возможность получения образования в учреждениях других территорий, в том числе заочно, параллельно с другим образованием, а в дальнейшем – дистанционно;

  • вариативность базового образования определяется наличием компонента, компенсирующего дидактическую запущенность и восстанавливающего мотивацию обучения, выбора уровня изучения предметов, наличие профильных классов;

  • наличие и вариативность образовательных услуг за рамками базисного образования дает возможность культурно-эстетического развития в кружках, на семинарах, консультациях, факультативах, параллельного обучения в других образовательных заведениях, а также подготовки к индивидуальной трудовой деятельности, допрофессиональной и профессиональной подготовки;

  • возможность выбора темпов обучения, т.е. наличие учебных групп с различным темпом обучения, ускоренное или замедленное обучение по индивидуальным планам и программам, экстернат;

  • разнообразие форм обучения, чему способствует наличие очной, очно-заочной, заочной, вечерней, сменной форм обучения.

В российском опыте модернизации вечерних школ традиционно выделяют две новые формы: «реальное училище» и центр образования.

Модель «реальное училище – школа первой профессии» (автором данной концепции является академик РАО Г.Д.Глейзер) – одна из перспективных и значимых на сегодняшний день. Данная модель направлена на психолого-педагогическую реабилитацию подростков-учащихся вечерней школы. Реабилитационный процесс основывается на двух основных моментах. Во-первых, получение основ профессии. Во-вторых, специализированные программы и методики преподавания общеобразовательных дисциплин.

Учебный план рассчитан на три года (шесть семестров), при этом применяется «методика репетиторства», которую можно рассматривать как особую технологию обучения. Обучение начинается «с азов», с материала пятого класса (без учета того, с какого класса дневной школы поступил подросток), но в быстром темпе и на самом доступном материале. Учебным планом отводится всего 17 часов в неделю на общеобразовательные дисциплины (плюс физкультура и факультативы) и два дня (12 часов) на профессиональную подготовку, которая осуществляется на производственной и преподавательской базе массовых школ, УПК, ПТУ, предприятий.

При той положительной роли, которую «реальное училище» играет в социальной и психологической адаптации подростка, имеется ряд недостатков, на наш взгляд, достаточно существенных. Во-первых, вся профессиональная подготовка выстраивается на договорных отношениях (и производственная и преподавательская база), что предполагает несамостоятельность и/или ограниченность в выборе профессий. Во-вторых, вследствие этих же причин сложно добиться «сближения» дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов. В-третьих, в условиях небольшой школы в регионах с диверсифицированной экономикой желательно иметь широкий спектр профессий, возможность обучения в малых группах, что достаточно сложно реализовать, опираясь на договорные отношения.

Другая модель адаптивной вечерней школы, заслуживающая внимания, Центр образования. Центры образования предоставляют возможность получить не только общее образование в соответствии с государственными образовательными стандартами, но и начальное профессиональное (или даже среднее профессиональное), а также различные услуги в сфере дополнительного образования, в том числе платные. Пользователями образовательных услуг Центра образования потенциально является все население, обсуживаемой территории. Поскольку в одной организационной структуре объединены школа, профессиональное училище (колледж), разнообразные курсы и кружки, то и источниками финансирования Центра образования могут быть не только бюджет, выделяемы федеральными и муниципальными властями на общее и профессиональное образование, но и финансовые средства всех заинтересованных в образовательных услугах организаций, предприятий, общественных организаций и частных лиц. Подразделения Центра образования могут работать не только на платной основе, но и на клубной, добровольно-общественной основе, взяв на себя часть функций, традиционно выполняемых домами культуры, клубами, общественными просветительскими организациями.

При всей полифункциональной привлекательность Центра образования данная модель может быть эффективной при наличии таких условий, как: высокий спрос населения на образовательные услуги, платежеспособность организаций и частных лиц - потребителей образовательных услуг за пределами общего образования, относительный дефицит в регионе обслуживания других образовательно-просветительских учреждений. Также нельзя не учитывать сложившийся уже стереотип «общеобразовательное учреждение – школа».

Рассматривая многогранный опыт работы вечерних школ, забегая вперед, хочется сказать, что наши школы помимо всех остальных функций, присущих общеобразовательным учреждениям, выполняют еще две функции, пожалуй, наиболее важные, определяющие суть и предназначение вечерней школы:

- функция социальной реабилитации и

- функция социальной адаптации подростков и молодежи средствами образования.

^ 2. Опыт МОУ Беломорская ОСОШ

Мы в своем опыте реформирования не искали проторенных путей, хотя и побывали и очно-заочной, и вечерней сменной школой, и центром образования, и опять вечерней сменной, пока не остановились на открытой (сменной) общеобразовательной школе. Нельзя сказать, что в чистом виде концепция данного образовательного учреждения была рождена нами. Мы использовали многочисленный опыт, описанный в педагогической печати, опубликованный в Интернет. Опять же помогла ситуация. Это была судьба. Совпали два момента: появление идеи о том, что это должна быть школа с профессиональной подготовкой учащихся и серьезные проблемы с лицензированием муниципального училища. Вот так в результате реорганизации открытой школы путем присоединения к ней муниципального училища в 2003 году было создано наше учреждение. Конечно же, школа не может быть застывшей формой, и с 2003 года многое изменилось, но концептуальные основы были заложены именно тогда.

Модернизации системы образования приводит к пониманию того, что каждое образовательное учреждение должно быть непохоже на другое. И как бы мы не определяли эти различия: «дух школы», обычаи и традиции, принципы организации образовательного процесса, - мы неизбежно приходим к определению миссии, как официально заявленным целям и ценностям, назначению и обязательствам образовательного учреждения.

Вырабатывая миссию школы, мы пытались определиться каково поле поиска решения проблемы, какие внутренние изменения необходимы, какие приоритетные направления деятельности учреждения мы видим. Пытались ответить на вопросы о необходимости данной школы для учредителя, социума, сотрудников.

Проанализировав все факторы и ответив на поставленные вопросы, мы пришли к пониманию и определению миссии нашего учреждения:

«Наша школа – открытое пространство для самореализации и социальной адаптации подростков и взрослых средствами образования».

Работая в режиме развития, мы идем по пути реализации модели «Школа, открытая по форме и адаптивная по содержанию».

Достижение конечной цели деятельности открытой школы – подготовка социально адаптированной личности - невозможно без выполнения определенных функций. На первое место мы бы вывели реабилитационную функцию, то есть «восстановление» уверенности учащихся в своих возможностях посредством обеспечения удовлетворения ими содержанием и процессом предлагаемой им деятельности. Организуемая деятельность должна иметь ситуацию успеха. Исходной посылкой является положение Ямбурга: «Можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий». Благодаря такому подходу происходит снятие «психологических зажимов», «комплексов неполноценности» школьников, возникновение у них положительных установок.

В тесной взаимосвязи с реабилитационной находится функция восстановления и/или развития мотивации познания.

Среди основных типов мотивации наиболее распространенным среди учащихся сменной школы является: учение ради получения документа об образовании. При наличии в данном мотиве здорового начала он не приведет к высоким отметкам, получению глубоких знаний, однако, являясь своеобразным «договором» между учеником и школой, при добросовестности сторон приносит свои плоды. И здесь наиболее эффективной формой организации контроля является развернутый, пошаговый алгоритм зачетов. Ученика должен увлекать сам процесс добросовестного получения зачетов.

Разработаны способы развития положительной мотивации учащихся:

  • доброжелательная атмосфера на уроках,

  • стимулирование ответов учащихся, при контроле знаний сравнение только с самим собой,

  • посильность учения,

  • вводное повторение,

  • гибкое сочетание различных форм работы – индивидуальных и групповых,

  • удобное расписание,

  • сочетание различных форм получения образования и т.д.

Работа по восстановлению и развитию мотивации требует применения различных стимулов, побуждающих учащихся к разнообразным видам деятельности, на которые их ориентирует педагог. Функция стимулирования осуществляется посредством:

  • положительного подкрепления;

  • элементов состязательности;

  • дополнительных инструкций;

  • предоставления учащимся права выбора уровня трудности учебного материала;

  • способов оценивания знаний;

  • научения школьников самостоятельному построению индивидуальных программ самообучения;

  • включение учащихся в процесс диагностирования и оценивания процесса и результатов обучения на основе рефлексии своих действий и действий других.

На создание условий учащимися для профессионального выбора направлена реализация ориентационной функции.

В ходе реализации данной функции открытая школа предоставляет обучающимся возможность получения профессиональной подготовки по одной или нескольким специальностям, что непосредственно направлено на их профессиональное самоопределение, а также позволяет получить первую профессию как определенный фактор социальной защищенности и одно из условий успешной социальной адаптации.

В содержании деятельности нашей школы мы выделяем следующие основные направления:

  • традиционная общеобразовательная деятельность,

  • социально-адаптивная и

  • профориентационная деятельность, которые реализуются посредством системы педагогического сопровождения обучающихся, наличием профессиональной подготовки, профессионального просвещения и профессиональных консультаций,
    социально-психологического консультирования, обучения навыкам самоопределения и
    осуществления внешних связей с учебными заведениями, центром занятости, предприятиями.

Реализация данных направлений деятельности базируется, в первую очередь, на принципах вариативности и педагогической поддержки.

Реализация принципа вариативности образования осуществляется в МОУ «Беломорская ОСОШ», в том числе и через предоставление возможностей:

^ Возможность первая: получение основного и среднего (полного) общего образования. При наличии потребностей - одновременное получение профессиональной подготовки или начального профессионального образования. Проектируя свою дальнейшую жизнь в социуме, обучающийся получает возможность выбора профессиональной программы, необходимой ему для реализации его дальнейших планов.

^ Возможность вторая: получение только общего основного или общего среднего (полного) образования, как определенных стартовых возможностей для реализации дальнейших жизненных планов.

^ Возможность третья: имея определенный уровень образования получать только профессиональную подготовку по интересующей специальности или же пройти переподготовку.

Таким образом, вариативность образовательных программ помогает соотнести способности и потребности обучающегося с потребностями социума и стать одним из образовательных средств социальной адаптации.

Учебный процесс в нашей школе может вестись практически при любом количестве обучающихся. Положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении предусматривает гибкую схему организации учебного процесса, вплоть до обучения по индивидуальному учебному плану. Предусматривается заочная форма обучения, реализующая адаптивную функцию, особенностями которой являются:

- наполняемость заочной группы от 9 человек, что позволяет реализовывать индивидуальный подход к каждому учащемуся;

- заочный учебный план рассчитан на меньшее количество учебных часов, что дает возможность и взрослым, и подросткам сочетать работу с учебой или же с обучением по программам профессиональной подготовки.

Процесс обучения осуществляется на следующих элементах: ступени обучения, параллели, классы, группы, учащиеся.

Занятия, как учебное время и форма освоения учебного материала, реализуется через уроки, групповые консультации, индивидуальные урочные занятия, индивидуальные внеурочные занятия через различные технологии: технологии индивидуализации учебно-воспитательного процесса на уроке, групповой консультации, технологии индивидуального освоения учебного плана, технологии организации индивидуального консультирования обучающихся .



^ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ в ОУ ЗАВИСИТ от

вариативных сроков освоения программ обучения




возраста обучающихся




от форм комплектования контингента обучающихся




ступени обучения




параллели




классы




группы




учащийся





Занятие как учебное время и форма освоения учебного материала

урок, групповая консультация

индивидуально урочное занятие

индивидуальное внеурочное занятие

технологии индивидуализации УВП на уроке, групповой консультации

технологии индивидуального освоения учебного плана

технологии организации индивидуального консультирования обучающихся



На сегодняшний день муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа» представляет собой образовательный комплекс, состоящий из общеобразовательного модуля, расположенного в трехэтажном здании на окраине г. Беломорска на территории бывшей воинской части, к нему примыкает спортивный городок и футбольное поле; структурных подразделений: «Центр профессиональной подготовки» (двухэтажное здание в центе города) и «Летнереченский учебно-консультационный пункт» (на базе МОУ «Летнереченская СОШ»). Для реализации поставленных задач МОУ «Беломорская ОСОШ» обладает необходимыми ресурсами, которые постоянно пополняются и совершенствуются.


^ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровое обеспечение.






2009 год

Всего членов педагогического коллектива

из них:

32

^ 1. Общеобразовательный модуль




Численный состав:

12

учителя общеобразовательных предметов

11

социальный педагог

1

Образование:




высшее

12

Квалификационный уровень:




высшая категория

2

1 категория

9

2 категория

1

^ 2. Летнереченский УКП




Численный состав:

6

учителя общеобразовательных предметов

6

в т.ч. совместители

4

Образование:




высшее

6

Квалификационный уровень:




1 категория

1

2 категория

5

^ 3. Центр профессиональной подготовки




Численный состав:

14

учителя специальных дисциплин

10

в т.ч. совместители

2

мастера производственного обучения

4

Образование:




высшее

10

среднее специальное

2

начальное профессиональное

2

Квалификационный уровень




высшая категория

2

1 категория

11

без категории

1



В школе существует многоуровневая система повышения квалификации педагогов. Первый уровень - это курсовая подготовка, которая осуществляется один раз в 5 лет.

В настоящее время курсовую подготовку прошли 94% педагогов.

Как показала практика, в современных условиях перспективным направлением повышения квалификации является организация этой деятельности на базе общеобразовательного учреждения - второй уровень. В межкурсовой период квалификация педагога повышается за счет методической работы, качество которой в значительной степени влияет на развитие учебного заведения. Поэтому нами в методической работе был сделан упор на проведение семинаров-практикумов и методических совещаний на темы обучающего характера, раскрывающие особенности преподавания в данном учебном заведении и направленные на формирование профессиональной компетенции учителей открытой школы.

И третий уровень школьной системы повышения квалификации - работа учителей над темами самообразования.


^ Обеспечение организационно-управленческих условий.


С 1 сентября 2008 года МОУ «Беломорская ОСОШ» стало участником эксперимента по реализации Комплексного проекта модернизации образования на территории Беломорского муниципального района. Участие в проекте потребовало проведение ряда организационно-управленческих мероприятий по:

  • по изменению системы государственно-общественного управления (ГОУ);

  • по внедрению новой системы оплаты труда (НСОТ);

  • по разработке и внедрению Школьной системы оценки качества (ШОКО).

Были внесены изменения в Устав по расширению функций Совета школы и переходу на штатно-окладную систему оплаты труда.

Проведены выборы и сформирован Совет школы .

Подготовлены и приняты необходимые нормативные документы.

^ Программно-методическое обеспечение.

МОУ «Беломорская ОСОШ» имеет лицензию на реализацию следующих программ:

  1. общеобразовательные программы:

- основного общего образования,

- среднего (полного) общего образования;

2) дополнительные образовательные программы:

- военно-патриотической направленности,

- спортивно-технической направленности,

- физкультурно-спортивной направленности;

3) программы профессиональной подготовки по 16 профессиям

- продавец продовольственных товаров,

- продавец непродовольственных товаров,

- контролер – кассир,

- делопроизводитель,

- оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин,

- секретарь руководителя,

- социальный работник,

- младшая медицинская сестра по уходу за больными,

- помощник воспитателя,

- повар,

- слесарь по ремонту автомобиля,

- слесарь – сборщик двигателей,

- водитель мототранспортных средств (категории А),

- водитель автомобиля (категория В),

- водитель автомобиля (категории С),

- водитель автомобиля (категория В, С).

Все профессии, по которым получена лицензия и по которым осуществляется профессиональная подготовка, соответствуют Перечню профессий (специальностей), подготовленным Департаментом государственной политики в области образования Минобрнауки России.

Работа по программно-методическому обеспечению общеобразовательного процесса продолжалась развитием инновационных процессов, а так же широким внедрением в педагогическую практику ИКТ.

Корректировались программы по факультативным курсам, реализующим национально-региональный компонент, «Культура Карелии», «География Карелии», «История Карелии».

^ Материально-техническое обеспечение.


Библиотечный фонд школы на 01.01.2009 года составил 7726 экземпляров.

Выписывается 17 наименований изданий периодической печати.

Фонд учебной литературы комплектуется на основании динамики движения учащихся и анализа фонда учебников в соответствии с Федеральным перечнем. На начало учебного года оформляется Информационная карта обеспеченности учебниками на текущий год.

Обеспеченность учебниками составляет 100 % по общеобразовательным программам

Фонд учебной литературы по программам профессиональной подготовки комплектуется в соответствии с ^ Планом комплектования.

Обновление и пополнение материальной базы учреждения ведется по по нескольким направлениям.


Информационная среда МОУ Беломорская ОСОШ


^ Учебно-воспитательная деятельность на базе новых информационных технологий.

Компьютерно-сетевые технологии

  • естественнонаучного образования,

  • предметного гуманитарного образования,

  • профессиональной подготовки.

Культурно-просветительская деятельность на базе новых информационных технологий.

Через реализацию проектов, внеклассную работу формирование

  • информационной культуры,

  • экологической культуры,

  • творческой активности,

  • толерантности,

  • нравственности.

Информационно-методическая деятельность на базе новых информационных технологий.

Учебно-методическая работа учителей

  • разработка электронных учебных ресурсов,

  • формирование программно-методического фонда,

  • дистанционная педагогическая поддержка обучающихся.

Научно-продуктивная деятельность на базе новых информационных технологий.

Создание и работа школьного научного общества

  • формирование медиатеки,

  • создание электронной библиотеки,

  • издательская деятельность,

  • обслуживание административной системы.

Административно хозяйственная деятельность на базе новых информационных технологий.

Автоматизированное управление школой

  • АРМ «Директор»

  • АРМ «Завуч»

  • АРМ «Учитель»

  • АРМ «Библиотека»

  • АРМ «Социальный педагог»

  • АРМ «Хозяйственная часть»

В двух зданиях школы - три компьютерных класса (37 рабочих мест),

- в распоряжении учителей школы - 12 компьютеров (в т. ч. 6 ноутбуков),

- в распоряжении администрации школы - 8 компьютеров (в т.ч. 3 ноутбука).

За последние годы существенно пополнился и был модернизирован компьютерный парк, как за счет средств бюджета, так и за счет средств заработанных учреждением. Оборудованы автоматизированные рабочие места (АРМ) «Директор», «Завуч», «Библиотека», «Социальный педагог», «Хозяйственная часть».

Создан аннотированный каталог информационных электронных ресурсов библиотеки МОУ Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа, куда включены приобретенные электронные учебники по общеобразовательным и специальным дисциплинам, справочные, методические и другие электронные ресурсы, а так же уроки и внеклассные мероприятия, разработанные учителями школы:

Всего – 259

По разделам:

  • Педагогика: 27

    • Организация и управление общеобразовательной школой - 6

    • Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса - 13

    • Методы обучения и организация учебного процесса - 6

    • Внеклассная (внеучебная) воспитательная работа - 2

  • Общее образование: 204

    • Филология: 31

    • Математика: 15

    • Общественные науки: 107

    • Естественные науки: 46

  • Начальное профобразование: 13

  • Гражданская оборона: в каталог не внесена - 14

  • Ресурсы универсального содержания: 3

^ Таблица по материальной базе.



п/п

Наименование показателя

Кол-во

Использование

1

Автомобильный транспорт (легковой)

5

Используется в учебных целях

2

Автомобильный транспорт (грузовой)

2

Используется в учебных целях

3

Трактор

1

Используется в учебных целях

4

Факс

1

Используется в администра-тивных целях

5

Копировальный аппарат

3

Используются в учебных и административных целях

6

МФУ (лазерный принтер, копировальный аппарат сканер)

3

Используются в учебных и административных целях

7

Сканер

3

Используются в учебных и административных целях

8

Принтер

8

Используются в учебных и административных целях

9

Пишущие машинки

4

Используются в учебных целях

10

Мультимедийный проектор

6

Используются в учебных целях

11

Интерактивная доска

1

Используется в учебных целях

12

Графопроектор

3

Используются в учебных целях

13

Цифровая фотокамера

2

Используются в учебных целях и внеклассной работе.

14

Цифровая видеокамера

2

Используются в учебных целях и внеклассной работе.


Наличие и эффективное использование данных ресурсов помогает работе школы в режиме развития.

На 01 сентября 2009 года контингент учащихся составил 474 человек,

в том числе:

по общеобразовательным программам 237 учащихся,

по программам профессиональной подготовки 237 учащихся.




Динамика численности контингента школы говорит о том, что данный тип образовательного учреждения является востребованным и интерес к нему со стороны социума не ослабевает.


^ Динамика охвата обучающихся различными формами получения образования.




Более 30% обучающихся ежегодно получают образование по заочной (с сессионным режимом) форме обучения. В основном это люди, имеющие семью, работу.


^ Возрастной состав обучающихся по общеобразовательным программам:

Большую часть контингента открытой школы составляют подростки в возрасте от 16 – 17 лет и молодежь, достигшая 18 лет, т.е. наиболее социально неориентированная часть молодежи.

Вопросы адаптации обучающихся - одно из самых важных направлений деятельности школы. Было проведено социально-педагогическое исследование по теме «Проблемы социально-педагогической адаптации и самореализации учащихся», результатом данной работы стала школьная программа помощи в адаптации.

Исходя из определенных нами объективных и субъективных показателей, мы можем определить состояние деятельности образовательного учреждения по адаптации обучающихся.

^ Внутренняя адаптация (к условиям образовательной среды).

На протяжении ряда лет успеваемость в школе сохраняется по реализации общеобразовательных программ на уровне 90 – 93%, по профессиональной подготовке – 100%. Учитывая слабую мотивацию к учебе и большие пробелы в знаниях обучающихся, поступающих в школу, данные показатели считаются хорошими.

^ Качество знаний удерживается в среднем по школе на уровне 4 - 7%, хотя в отдельных группах по отдельным предметам порой мы наблюдаем достаточно высокое качество знаний.

Происходит снижение количества пропусков уроков, в том числе и по болезни.

Одним из показателей внутренней адаптации является увеличение или уменьшение количества выбывших, т.н. «отсев».

Учебный год

Причина

выбытия

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Призыв в армию

7

11

2

Несовпадение режима работы с режимом учебы

12

10

4

Декретный отпуск

1

2

1

Вступление в силу приговора суда

-

2

-

Отказ от учебы

5

-

-

Неуспеваемость

4

4

-

Продолжительная болезнь

1

-

-

Не приступили к занятиям

8

3

2

Перемена места жительства

3

15

-

Переход в другие учебные заведения

-

7

-

Итого

41

54

9


Из данной таблицы мы видим, что происходит снижение выбытия из школы по причине несовпадения режима работы. Это стало возможным благодаря активному внедрению в учебную практику индивидуальных образовательных маршрутов, предоставлению обучающемуся возможности выстраивать свое образование самостоятельно во времени и пространстве. К сожалению, не все готовы, в том числе и психологически, к обучению в таком режиме. В большей части это связано с учащимися, работающими вахтовым методом.

Причины отказа от учебы в основном находятся в сфере семейных отношений, бытовых и материальных проблем.

Важным индикатором является активизация внеклассной и внешкольной жизни, и, как следствие, участие в мероприятиях муниципального района, чего не было ранее.

Принимаем участие в различных районных конкурсах, олимпиадах по краеведению, принимали участие в районной конференции «Шаг в будущее»

Внутренняя адаптация характеризуется как объективными, так и субъективными показателями, определяющими уровень удовлетворенности обучающихся образовательной средой.

В целях определения уровня удовлетворенности, мы регулярно проводим анкетирование среди учащихся школы. Анализ результатов позволяет нам сделать следующие выводы.

На вопрос «Насколько интересно Вам учиться в этой школе?» 40% десятиклассников и 25% учащихся 12 класса ответили: «Учусь с интересом, стараюсь учиться как можно лучше»; 36 % учащихся 10-х классов 6% выпускников «стараются учиться нормально, но особого интереса к учебе не испытывают; 12% и 50% соответственно затруднились ответить; и в общей сложности 30% опрошенных заявили, что учатся по необходимости. Ни один из опрошенных не сказал, что учиться совершенно не интересно, практически никакого старания к учебе не проявляет. Мы видим, что появляется мотивация к получению образования. Следующим шагом мы пытались выяснить побудительные причины для продолжения образования. 40% десятиклассников и 69% учащихся 12 класса основным мотивом продолжения образования выбрали намерение в дальнейшем продолжить образование. И в среднем четверть всех опрошенных определила для себя, что наличие образования поможет улучшить материальное положение и хорошо зарабатывать, не оказаться безработным и то, что в наше время неудобно иметь низкий уровень образования. И 16% десятиклассников посчитали, что учеба в открытой школе – это возможность более легким способом получить среднее образование. Также в ходе опроса выявилась определенная группа «трудностей», с которыми сталкиваются учащиеся. На первом месте – «трудно понять учебный материал» - почти 76% опрошенных с этим сталкиваются часто или иногда. Также ряд учащихся отмечает, что часто или иногда сталкиваются со скучным преподаванием, нехваткой времени на учебу, с тем, что состояние здоровья мешает нормальной учебе.

Такое анкетирование позволяет выявить степень удовлетворенности учащихся образовательной средой и, исходя из этого, оптимально выстраивать учебный и воспитательный процесс, внедряя новые педагогические технологии и методы обучения.

Говоря об адаптации внутренней, мы часто имеем в виду приспособление учащегося к школьной образовательной системе в процессе обучения, и наоборот. Но адаптация к школе является подготовкой к социальной (внешней) адаптации.

^ Внешняя адаптация.

Ежегодно мы прослеживаем судьбу наших выпускников, как результат всей учебно-воспитательной работы. В самоопределение выпускников – это и есть главный показатель адаптации к внешней среде.

Коэффициент адаптации выпускников сохраняется на уровне выше 80%

В 2006-2007 – 85,7%, 2007-2008 - 83,87% и в 2008-2009 - 90%. Часть выпускников не учатся и не работают. Мы можем говорить о том, что они не адаптировались к условиям внешней среды. Основной же причиной данной ситуации является ухудшение экономической ситуации муниципальном районе. Большее количество выпускников отдают предпочтение трудоустройству. Для продолжения образования в основном выбирают учреждения НПО. Но мы наблюдаем и положительную динамику по поступающим в учреждения среднего профессионального образования.

^ Адаптация выпускников.


^ Учебный год

Всего выпуск-ников

Поступили

Трудоустр-оились

^ Служба в армии

Не учатся и не работают

НПО

СПО

ВУЗ

2006 -2007

63

11

7

2

27

7

9

2007- 2008

62

9

5

1

29

8

10

2008- 2009

62

5

15

-

26

10

6



В инновационной деятельности школы следует отметить:

  • Внедрение активных методов обучения на основе информационной методологии самообучения: апробация метода проектов в 10 – 11-х классах на уроках биологии, географии, истории;

  • Реализация проектов

- «История школы»,

- «Школьный сайт» (www.belososh.ucoz.ru);

  • Начало работы по дистанционной педагогической поддержке обучающихся: размещение учебного материала на школьном сайте;

  • Оптимизация процесса обучения на базе сетевых технологий: использование электронных учебников, компьютерных программ тестирования, виртуальных лабораторий, репетиторов, презентаций.


^ Наши достижения

2007

Участие в конкурсе лучших образовательных учреждений в рамках реализации ПНП «Образование».

Участие и победа в муниципальном конкурсе «Лучшие образовательные учреждения Беломорского муниципального района, реализующие общеобразовательные программы» в номинации «Школа профориентации».

Корнилов М.П., учитель специальных дисциплин МОУ «Беломорская ОСОШ», принимал участие в конкурсе лучших учителей в рамках реализации ПНП «Образование», стал лауреатом премии Главы муниципального образования «Беломорский муниципальный район».

2008

Создан учебно-консультационный пункт в п. Летнереченский.

Принимали участие в конкурсе лучших образовательных учреждений в рамках реализации ПНП «Образование».


Участие и победа в муниципальном конкурсе «Лучшие образовательные учреждения Беломорского муниципального района, реализующие общеобразовательные программы» в номинации «Школа информационной культуры».

Участие в научно-практической конференции «Познание малой родины через реализацию национально-регионального компонента (из опыта работы по реализации НРК). Представлены работы учителей МОУ «Беломорская ОСОШ» Корниловой Л.М., Гайнуллиной Е.Г., Никитиной Т.Ю.

2009

Участие в научно-практической конференции «Инновационный опыт педагогов как фактор реализации ПНПО». Работа по теме «Информатизация как основа повышения эффективности образовательного процесса» (Хабарова В.А., Клишина Е.Е., Ющиева И.В.), «Использование инновационных технологий в практической деятельности» (Гайнуллина Е.Г., Никитина Т.Ю.).

Никитина Т.Ю., учитель биологии и географии МОУ «Беломорская ОСОШ», стала победителем муниципального конкурса лучших педагогов в номинации «Лучший учитель-предметник».




Похожие:

Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconПроект Концептуальные основы развития вечерних (сменных) общеобразовательных школ рк
Концептуальные основы развития вечерних (сменных) общеобразовательных школ рк разработаны в соответствии со следующими нормативными...
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconИзвлечения из правил по технике безопасности при работе в кабинетах химии средних школ
...
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconСеминар «Проблема модернизации вечерних школ в современных условиях»
Муниципальное вечернее сменное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорский центр образования»
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconМбоу «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» Анализ научно-исследовательской (экспериментальной) работы
Программы развития школы и Устава школы. Анализируя опыт организации научно-методической работы школы, мы получили возможность выявить...
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconПриглашаем в марте в город Барнаул на краевой семинар педагогов вечерних школ
АК, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 68. Моу «Отрытая (сменная) общеобразовательная школа №6»
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconУчебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред проф. И. Н. Пономаревой. 3-е изд., перераб. М вентана-Граф, 2007
Рабочая программа предназначена для учащихся вечерних школ с заочной формой обучения
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconМеждународный Институт Развития «ЭкоПро» III краевой Фестиваль школ-победителей конкурс
Фестиваль школ-победителей конкурса пнпо «Диссеминация инновационного опыта школы-лидера», 2009г
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconМетодические рекомендации по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития
Для учителей общеобразовательных школ, специальных (коррекционных) школ V вида)
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconСад для бегонии (роман) Впервые опубликован в авторском сборнике «Улица Вечерних услад»
Впервые опубликован в авторском сборнике «Улица Вечерних услад» (1998, издательство «эксмо пресс», Москва)
Пути развития вечерних школ и опыт работы беломорской открытой школы пути развития вечерних школ iconЕлена Сазанович я слушаю, лина… (повесть) (Впервые опубликована в авторском сборнике «Улица Вечерних услад»
«Улица Вечерних услад», 1998 г., «Эксмо пресс». В 2004 и 2005 гг по повести сняты два художественных фильма «Неуправляемый занос»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы