Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения icon

Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения



НазваниеЛингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения
Дата конвертации28.07.2013
Размер40.89 Kb.
ТипДокументы
источник

Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения


Современный образовательный процесс в лингвистической плоскости нельзя считать сбалансированным с точки зрения содержания, форм и методов обучения, которые соответствовали бы формированию гармонично развитой личности. Очевидно: педагог-словесник не всегда продумано, логически выверено осуществляет планирование. Следует обозначить отсюда вытекающую проблему: отсутствие системы в планировании на разных этапах обучения, дисбаланс между содержанием и формами обучения , минимальное интегративное включение на уроках лингво - эстетического цикла, методическая некомпетентность, релаксационное восприятие предметов культурологического цикла и т.д., - все это препятствует развитию творческой активности учащихся, формированию различных типов мышления, коммуникативной активности и социальной адаптации в целом.

Многолетний педагогический опыт позволяет актуализировать цель данной статьи: формирование у учащихся ассоциативно-аналитического уровня восприятия литературы, родного языка, других предметов данной образовательной области как наук, видов искусства возможно посредством расширения содержания образования на основе требований стандартов образования, коррекции УМК при единой образовательной траектории на разных этапах обучения с учетом интеллектуальных и эмоциональных запросов учащихся. Своеобразным фундаментом в системе планирования должен стать метод интеграции как перспектива развития самого учителя и катализатор между знаниями субъектов учебной деятельности. Данный метод, являясь одним из ведущих в современной дидактике, позволяет параллельно задействовать на учебных занятиях другие современные методы, применять разнообразные формы классной и внеклассной учебной деятельности. Например, можно предложить изучение темы «Становление и развитие западноевропейского и русского романтизма в первой четверти 19 века» через систему уроков и внеклассных занятий по примерному плану: «Романтизм в немецкой литературе». Сказка как жанр. Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

Внеклассное занятие: П. И. Чайковский «Щелкунчик». Сюжетность музыки гениального композитора»

В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра.»

Очевидна связь всех тем, предложенных мини- системой уроков: общее время создания произведений, но выделяются особенности развития европейских культур, выявляются общие черты при жанровом расхождении, исследуя текст, выделяется общее и разное в проблематике. Связующим является музыкальное занятие, где должна быть подчеркнута музыкальность литературного материала, достигнутая различными творческими методами. Следует отметить, что многоаспектное планирование и тщательный подбор литературного, музыкального материала обеспечивает не только эмоционально-эстетическое развитие, но и реализует принцип научности. Это весьма важно в современных образовательных условиях: к сожалению, в последнее время наметилась тенденция коммуникативной упрощенности и релаксационного восприятия гуманитарных дисциплин. Именно поэтому, работая с литературным словом, большое внимание уделяю грамматическим формам слова как различительным фактам (семантическое значение приставок, временные формы глаголов, влияние возвратных суффиксов, значения неполных и распространенных синтаксических конструкций и т.п.). Отмечу, что творческой темой по самообразованию является «Изучение синтаксиса на основе морфологии». Предлагаю цикл уроков русского языка и литературы, разработанных с учетом системы в планировании на основе интегративного метода и разных формах организации учебной деятельности.



Тема

Цель

Результат

Внеклассное мероприятие

Урок русского языка в 7 классе

«Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Выявление роли главного морфологического признака причастия для смыслового понимания текста. Оценка роли причастий в художественном тексте.

Определение значимости действительных и страдательных причастий в тексте

Творческие работы-стихотворения с употреблением причастий разных грамматических категорий

Заседание творческого клуба

Тема «Роль причастий в стихотворениях поэтов IХ века»

Урок литературы в 8 классе «Сатирические чтения» М.М. Зощенко «Голубая книга»


Выявление роли эмоционального воздействия на учащихся «Голубой книги» М.М. Зощенко.

Творческая работа индивидуального характера в форме альманаха «Хочу улыбку миру подарить»

Внеклассное занятие. «Живопись конца IХ в.- начала ХХ в. М. Шагал. Картины городского быта»



Урок литературы в 9 классе. «Тема и идея в сказке

Е.И. Замятина «Церковь Божия»

Выявление через жанровое своеобразие темы произведения и его идеи.

Формирование культурологического пространства учащихся посредством осознанного восприятия произведений мировой культуры

Моделирование литературоведческих понятий, создание логических карт

Заочная интернет-экскурсия . «История создания храма Христа Спасителя».

«Эволюция темы поэта и поэзии в хронологическом контексте мировой культуры»

Установление временной связи и преломления проблемы добра и зла в произведениях мировой культуры («Притча о Сеятеле»,

А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный»)

Создание исследовательских карт на основе сравнительно-сопоставительного анализа текста

«Притчевое начало в творчестве поэтов русского модернизма»




Похожие:

Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconТема: о значении домашнего задания в учебной деятельности школьника
Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconПравила и приёмы решения физических задач (2 ч)
Выполнения плана решения задачи. Числовой расчёт. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении...
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconТемы вашего учебного проекта
Рассматриваются базовые сведения о поиске информации в сети Интернет: принципы организации интернет-ресурсов, наиболее известные...
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconТехнология. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Выпускники могут обсудить и обосновать роль человека в создании материально-культурной среды, его влияние (созидательное и разрушительное)...
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconАннотация к работе «Методические и дидактические материалы по изучению темы «Уравнения» в 6 классе
Уметь видеть проблемы, искать способы решения проблем. Творчески мыслить, быть способными генерировать новые идеи и решать их, творчески...
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconСиноним предпринимательству. Предпринимательство
Объектом предпринимательства является осуществление эффективной комбинации факторов производства (труд, капитал, земля (ресурсы))...
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconПрограмма элективного курса по математике для профильной подготовки «Способы решения нестандартных уравнений» Авторы: Володькин Е. Г., Кармакова Т. С., Шелягина И. Д. Пояснительная записка
Ебного плана в старшей профильной школе. Предлагаемый элективный курс «Способы решения нестандартных уравнений» позволяет осуществлять...
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconБилет №20. Биосфера, ее границы. Ноосфера
Перечислите возможные способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля, земляники. Укажите преимущества каждого из названных...
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconОтчет о проведении «Месячника психологического здоровья учащихся»
«Воспитательный процесс в школе: проблемы, пути и способы повышения качества». Цель: проанализировать качество воспитательного процесса...
Лингвокультурологические дисциплины: проблемы и возможные способы их решения iconКонспект урока Класс: 11 физико-математический профиль. Тема урока: Основные методы решения иррациональных уравнений
Систематизировать способы решения иррациональных уравнений; стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами и методами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы