Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий icon

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий



НазваниеИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Дата конвертации07.03.2013
Размер200.15 Kb.
ТипИнструкция
источник

Единый государственный экзамен 2002 Биология 11 кл. (1  / 13)

Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант


Инструкция по выполнению работы


На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий.

Часть 1 включает 52 задания (А1-А52). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный.

Часть 2 содержит 3 задания (B1-B3) с выбором нескольких верных ответов. При выполнении этих заданий в бланк ответа надо записать цифры, обозначающие элементы правильного ответа.

Часть 3 содержит 5 заданий со свободным ответом (С1-С5). При выполнении заданий С1-С3 надо дать ответ из нескольких слов или одного-двух предложений, а заданий С4-С5 – полный развернутый ответ. Ответы на задания С1-С5 надо записать на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

Для получения отметки «3» достаточно выполнить верно любые 22 задания из всей работы.

Для получения отметки «4» или «5» необходимо выполнять задания из частей 1, 2 и 3. При этом не требуется выполнить все задания работы, но для получения отметки «5» среди верно выполненных должно быть хотя бы одно задание из Части 3.

Приступайте к выполнению работы.


^ Желаем успеха!

Часть 1



При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак «х» в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А52).


А1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?

  1. биосферный

  2. экосистемный

  3. популяционно-видовой

  4. биогеоценотический


А2. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы – одно из положений

  1. теории эволюции

  2. клеточной теории

  3. учения об онтогенезе

  4. законов наследственности


А3. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав

  1. ДНК

  2. РНК

  3. АТФ

  4. белка


А4. Мономерами молекул каких органических веществ являются аминокислоты?

1) белков

2) углеводов

3) ДНК

4) липидов




А5. Изображённую на рисунке растительную клетку можно узнать по наличию в ней

  1. ядра

  2. плазматической мембраны

  3. вакуолей

  4. эндоплазматической сети


А6. Клетки организмов всех царств живой природы имеют

  1. оболочку из клетчатки

  2. ядро

  3. комплекс Гольджи

  4. плазматическую мембрану


А7. Определите, какой процесс в клетке изображён с помощью схемы.



  1. темновая фаза фотосинтеза

  2. биосинтез белка

  3. реакции гликолиза

  4. реакция окисления веществ


А8. Благодаря какому процессу в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом, равным материнскому?

1) образования хроматид

2) спирализации хромосом

3) растворения ядерной оболочки

4) деления цитоплазмы


А9. Почему бактерии относят к организмам прокариотам?

1) состоят из одной клетки

2) имеют мелкие размеры

3) не имеют оформленного ядра

4) являются гетеротрофными


А10. Вирус СПИДа может функционировать в клетках

  1. нервных

  2. мышечных

  3. эпителиальных

  4. крови


А11. Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют

1) конъюгацией

2) опылением

3) оплодотворением

4) кроссинговером


А12. Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

  1. гибридологическим

  2. цитогенетическим

  3. близнецовым

  4. биохимическим


А13. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона

  1. сцепленного наследования

  2. расщепления

  3. независимого наследования

  4. промежуточного наследования


А14. Употребление наркотиков оказывает вредное влияние на потомство, так как они вызывают

  1. нарушение психики

  2. нарушение работы печени

  3. изменение работы почек

  4. изменение генетического аппарата клетки


А15. Открытие Н.И. Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений послужило основой для создания

1) Главного ботанического сада

2) коллекции семян видов и сортов растений

3) селекционных станций

4) Института генетики


А16. Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов?

  1. экология

  2. систематика

  3. биология

  4. ботаника


А17. Гриб в составе лишайника

1) создает органические вещества из неорганических

2) поглощает воду и минеральные соли

3) расщепляет органические вещества до минеральных

4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой


А18. Процесс дыхания у растений происходит

1) в специальных органах

2) во всех живых клетках

3) только в клетках с хлоропластами

4) только в молодых клетках


А19. Почему водоросли относят к царству растений?

1) В их клетках происходит дыхание.

2) В их клетках происходит фотостинтез.

3) Они размножаются.

4) Они имеют клеточное строение.


А20. Поглощают кислород и выделяют углекислый газ при дыхании

1) все свободноживущие животные

2) только водные животные

3) только обитатели суши

4) внутренние паразиты человека и животных


А21. У насекомого, изображенного на рисунке, развитие

1) непрямое

2) с куколкой

3) прямое

4) с полным превращением


А22. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится

1) наследственная изменчивость

2) борьба за существование

3) естественный отбор

4) членораздельная речь


А23. Защиту организма человека от чужеродных тел и микроорганизмов осуществляют

1) лейкоциты, или белые кровяные клетки

2) эритроциты, или красные кровяные клетки

3) тромбоциты, или кровяные пластинки

4) жидкая часть крови – плазма


А24. Какую роль играют витамины в организме человека?

1) являются источником энергии

2) выполняют пластическую функцию

3) служат компонентами ферментов

4) влияют на скорость движения крови


А25. В какой доле коры головного мозга завершается переработка зрительной информации?

  1. в затылочной

  2. в теменной

  3. в височной

  4. в лобной


А26. По анализу крови можно определить

1) уровень артериального давления

2) частоту пульса

3) количество эритроцитов и лейкоцитов

4) количество крови в организме




А27. Что изображёно на рисунке?

  1. экологическая пирамида

  2. пищевая цепь

  3. пищевая сеть

  4. виды взаимоотношений организмов


А28. Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемой?

1) отсутствуют цепи питания

2) не происходит круговорот веществ

3) кроме солнечной, используется дополнительная энергия

4) растения не располагаются в пространстве ярусами


А29. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки?

  1. мутаций

  2. внутривидовой борьбы

3) межвидовой борьбы

4) естественного отбора


А30. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой коры головного мозга – пример

  1. идиоадаптации

  2. ароморфоза

3) биологического прогресса

4) биологического регресса


А31. Какую функцию выполняет в клетке хромосома?

  1. фотосинтеза

  2. биосинтеза белка

  3. фагоцитоза

  4. носителя наследственной информации


А32. Сходство функций хлоропластов и митохондрий состоит в том, что в них происходит

  1. синтез молекул АТФ

  2. синтез углеводов

  3. окисление органических веществ

  4. синтез липидов


А33. Принцип комплементарности лежит в основе образования водородных связей между

1) аминокислотами и молекулами белка

2) нуклеотидами в молекуле ДНК

3) глицерином и жирной кислотой в молекуле жира

4) глюкозой в молекуле клетчатки


А34. В основе образования пептидных связей между аминокислотами в молекуле белка лежит

1) принцип комплементарности

2) нерастворимость аминокислот в воде

3) растворимость аминокислот в воде

4) наличие в них карбоксильной и аминной групп


А35. Пластический обмен в клетках животных не может происходить без энергетического, так как энергетический обмен обеспечивает клетку

1) ферментами

2) молекулами белка

  1. молекулами АТФ

  2. кислородом


А36. В световой фазе фотосинтеза в отличие от биосинтеза белка

1) используется энергия молекул АТФ

2) участвуют ферменты

3) реакции имеют матричный характер

4) происходит синтез молекул АТФ

А37. В основе роста любого многоклеточного организма лежит процесс

  1. мейоза

  2. митоза

  3. оплодотворения

  4. синтеза молекул АТФ


А38. Постоянство числа, формы и размера хромосом при половом размножении организмов обеспечивают процессы

1) оплодотворения и мейоза

2) опыления и митоза

3) дробления зиготы

4) развития с превращением


А39. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

1) генеалогического

2) близнецового

3) цитогенетического

4) гибридологического


А40. Рождение от гибридов первого поколения во втором поколении половины потомства с промежуточным признаком свидетельствует о проявлении

1) сцепленного наследования

2) независимого наследования

3) связанного с полом наследования

4) неполного доминирования


А41. Причина расщепления особей с доминантными признаками в F2, полученных от гибридов первого поколения, состоит в их

1) наследственной неоднородности

2) широкой норме реакции

3) узкой норме реакции

4) генетическом однообразии


А42. Изменчивость признаков, которая носит массовый, приспособительный характер,

1) не обусловлена изменением генотипа

2) вызвана изменением генов

3) связана с изменением числа хромосом

4) вызвана изменением структуры хромосом


А43. В селекции растений используют метод полиплоидии для получения

1) явления гетерозиса

2) чистых линий

3) высокоурожайных сортов

4) трансгенных растений

А44. Какую роль играют растения семейства бобовых в природе?

1) служат продуктом питания для человека

2) обогащают почву азотными солями

3) являются полноценным кормом для скота

4) на их корнях обитают клубеньковые бактерии


А45. Доказательством родства всех видов растений служит

1) клеточное строение растительных организмов

2) наличие ископаемых остатков

3) вымирание одних видов и образование новых

4) взаимосвязь растений и окружающей среды


А46. Какие особенности строения и жизнедеятельности утконоса служат доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся?

1) волосяной покров

2) четырехкамерное сердце

3) выкармливание детенышей молоком

4) размножение яйцами


47. Длительное пребывание человека в помещении с высокой концентрацией угарного газа

1) существенно не влияет на способность крови переносить кислород и углекислый газ

2) приводит к увеличению способности крови снабжать тело кислородом

3) несущественно влияет на содержание кислорода в крови

4) приводит к резкому уменьшению количества кислорода, которое доставляется к клеткам тела


А48. Сущность процесса свёртывания крови заключается в

1) склеивании эритроцитов

2) переходе растворимого белка фибриногена в нерастворимый белок фибрин

3) увеличении числа форменных элементов в 1 см3 крови

4) скапливании лейкоцитов вокруг чужеродных тел и микроорганизмов


А49. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

1) только биологических

2) только социальных

3) социальных и биологических

4) абиотических и биотических


А50. Расширение ареала вида, изоляция входящих в него популяций, воздействие на них движущих сил эволюции – причины

1) экологического видообразования

2) географического видообразования

3) биологического регресса

4) биоритмов в природе


А51. Появление большого разнообразия видов насекомых на Земле – следствие развития их по пути

1) ароморфоза

2) дегенерации

3) биологического регресса

4) идиоадаптации


А52. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

2) растения выделяют в атмосферу кислород

3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

Часть 2



^ При выполнении заданий В1-В3 в бланк ответов запишите номера элементов, относящиеся к правильному ответу, начиная с первой клеточки, без пропусков и знаков препинания.


В1. Какие признаки характеризуют рефлекс, проявляющийся у школьников в ответ на звонок с урока? Запишите соответствующие цифры.

1) Каждый школьник реагирует индивидуально.

2) На него одинаково реагируют все школьники.

3) Передается по наследству.

4) Не передается по наследству.

  1. Врожденный.

  2. Приобретенный в течение жизни.


В2. Каково значение круговорота веществ в биосфере? Запишите соответствующие цифры.

1) Обеспечивает приток энергии извне.

2) Способствует образованию приспособленности организмов к среде.

3) Поддерживает биологические ритмы.

4) Обеспечивает многократное использование веществ.

5) В его основе лежат пищевые связи между организмами.

6) В его основе лежат территориальные связи между организмами.


В3. Чем мейоз отличается от митоза? Запишите соответствующие цифры.

1) Образуются четыре гаплоидные клетки.

2) Образуются две диплоидные клетки.

3) Происходит коньюгация и кроссинговер хромосом.

4) Происходит спирализация хромосом.

5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.

6) Происходит два деления.

Часть 3



Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк. Запишите сначала номер задания (С1 – С5), затем на задания С1-С3 дайте краткий ответ из нескольких слов или одного-двух предложений, а на задания С4-С5 – полный развернутый ответ.


С1. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?


С2. В чем проявляется относительный характер приспособленности?


С3. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?


С4. Чем характеризуется биологическое разнообразие?


С5. Почему клетку считают функциональной единицей живого?

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии


В работу включены задания четырех типов: с выбором одного ответа, с выбором нескольких верных ответов, с кратким ответом, с развёрнутым ответом. Ключи и эталоны верных ответов даны в приведённой ниже таблице.
^
Задания с выбором одного верного ответа А1-А52

Задание с выбором одного верного ответа считается выполненным верно, если номер выбранного учеником ответа совпадает с ключом. Выполнение этих заданий проверяется и оценивается с помощью компьютера.


^ Задания с выбором нескольких верных ответов (В1-В3)

Задания с выбором нескольких верных ответов считаются выполненными, если номера выбранных учеником ответов совпадают с ключом. Выполнение этих заданий проверяется и оценивается с помощью компьютера.
^

Задания с кратким ответом С1-С3


Выполнение заданий C1-C3 оценивается проверяющим.

Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если записанный учеником ответ близок по смыслу к эталону верного ответа к данному заданию.


^ Задания с развёрнутым ответом С4-С5

Выполнение этих заданий оценивается проверяющим. Задания считаются выполненными верно, если в ответе имеются все указанные в эталоне элементы ответа. При этом по сравнению с эталоном допускается другая структура ответа, иные формулировки, не нарушающие смысл каждого элемента ответа.
Часть 1




задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А1

1

А14

4

А27

1

А40

4

А2

2

А15

2

А28

3

А41

1

А3

3

А16

2

А29

4

А42

1

А4

1

А17

2

А30

2

А43

3

А5

3

А18

2

А31

4

А44

2

А6

4

А19

2

А32

1

А45

1

А7

2

А20

1

А33

2

А46

4

А8

1

А21

3

А34

4

А47

4

А9

3

А22

4

А35

3

А48

2

А10

4

А23

1

А36

4

А49

3

А11

3

А24

3

А37

2

А50

2

А12

1

А25

1

А38

1

А51

4

А13

2

А26

3

А39

2

А52

1



Часть 2




задания

Ответ

В1

146

В2

145

В3

136
^


Часть 3

Вопросы С1-С3 и эталоны кратких ответов к ним


С1. Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

Они увеличивают генетическую неоднородность особей в популяции.

С2. В чем проявляется относительный характер приспособленности?

^ Она полезна лишь в тех условиях, в которых сформировалась в процессе эволюции.

С3. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?

Образуют разные гаметы, несущие разные гены данной пары.
^

Вопросы С4-С5 и эталоны развёрнутых ответов к ним


С4. Чем характеризуется биологическое разнообразие?

1. Генетической неоднородностью особей в популяциях.

2. Разнообразием популяций, входящих в состав вида.

3. Разнообразием видов в экосистемах и экосистем в биосфере.

С5. Почему клетку считают функциональной единицей живого?

1. В клетке происходит пластический обмен, редупликация молекул ДНК, синтез иРНК.

2. В клетке происходит энергетический обмен.

3. Клетка является единицей размножения, роста и развития организмов.


© 2002 Министерство образования Российской Федерации

Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается




Похожие:

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 52 задания (А1-А52). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 47 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 47 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы