Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий icon

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий



НазваниеИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Дата конвертации07.03.2013
Размер320.87 Kb.
ТипИнструкция
источник

Единый государственный экзамен 2005 Биология 11 кл. (1 - / 15)

Проект для обсуждения




Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант 2005 г.



Инструкция по выполнению работы


На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий.

Часть 1 включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 содержит 7 заданий (B1 – B7): 4 – с выбором трех верных ответов из шести, 2 – на соответствие, 1 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1 – С6). При выполнении заданий С1 – С3 надо дать ответ из одного-двух предложений, а заданий С4 – С6 – полный развернутый ответ.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


^ Желаем успеха!


Часть 1


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А42) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1



Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?


1)

окрашивание

2)

центрифугирование

3)

культуры тканей

4)

химический анализ


A2


Одно из положений клеточной теории –


1)

при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению

2)

новые клетки образуются при делении исходных клеток

3)

в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды

4)

клетки способны к росту и обмену веществ


A3


Рибоза входит в состав молекул



1)

ДНК

2)

РНК

3)

хлорофилла

4)

гемоглобина


A4


Главным структурным компонентом ядра являются



1)

рибосомы

2)

хромосомы

3)

митохондрии

4)

хлоропласты


A5


В процессе фотосинтеза происходит



1)

синтез углеводов и выделение кислорода

2)

испарение воды и поглощение кислорода

3)

газообмен и синтез липидов

4)

выделение углекислого газа и синтез белков


A6


Мейоз отличается от митоза наличием



1)

интерфазы

2)

веретена деления

3)

четырех фаз деления

4)

двух последовательных делений


A7


К автотрофным организмам относят

1)

дрожжи

2)

хлореллу

3)

пеницилл

4)

мукор


A8


При партеногенезе организм развивается из



1)

зиготы

2)

вегетативной клетки

3)

соматической клетки

4)

неоплодотворенной яйцеклетки


A9


Парные гены гомологичных хромосом называют


1)

аллельными

2)

сцепленными

3)

рецессивными

4)

доминантными


A10


У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.


1)

ААBb

2)

aabb

3)

AaBb

4)

AABB


A11


Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,



1)

носит обратимый характер

2)

передается по наследству

3)

носит массовый характер

4)

не связана с изменением хромосом



A12



Какое направление биотехнологии позволило ввести в бактерию ген гормона

роста человека для его синтеза на промышленной основе?


1)

генная инженерия

2)

клеточная инженерия

3)

гибридизация клеток

4)

клонирование клеток


A13



Какие особенности жизнедеятельности грибов сближают их с растениями?


1)

минерализация органических веществ

2)

неограниченный рост в течение всей жизни

3)

синтез органических веществ из неорганических

4)

использование в пище готовых органических веществ


A14


Рост растений происходит благодаря деятельности ткани



1)

покровной

2)

механической

3)

образовательной

4)

фотосинтезирующей



A15


Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие



1)

головка

2)

сложный зонтик

3)

простой зонтик

4)

корзинка



A16


Признак приспособленности птиц к полету –



1)

полые кости

2)

копчиковая железа

3)

роговые щитки на ногах

4)

четырехкамерное сердце


A17


Для животных, в отличие от растений, характерно

1)

клеточное строение

2)

гетеротрофное питание

3)

бесполое и половое размножение

4)

дыхание кислородом воздуха


A18


В организме человека полуподвижное соединение костей характерно для



1)

скелета головы

2)

позвоночника

3)

плечевого пояса

4)

тазового пояса


A19


Обеззараживание ядовитых веществ, попавших в организм человека с пищей,

происходит в



1)

почках

2)

печени

3)

толстом кишечнике

4)

поджелудочной железе


A20



Малокровие у человека возникает вследствие


1)

недостатка кальция в крови

2)

уменьшения витаминов в организме

3)

уменьшения содержания гемоглобина в крови

4)

нарушения деятельности органов пищеварения


A21


Под воздействием инсулина в печени происходит превращение



1)

глюкозы в крахмал

2)

глюкозы в гликоген

3)

крахмала в глюкозу

4)

гликогена в глюкозу



A22



Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении


1)

в пищу немытых овощей

2)

воды из стоячего водоема

3)

мяса, зараженного его личинками

4)

плохо вымытой посуды, которой пользовался больной



A23



Область распространения северного оленя в зоне тундры – это критерий


1)

экологический

2)

генетический

3)

морфологический

4)

географический


A24



Направляющий фактор эволюции –



1)

дрейф генов

2)

естественный отбор

3)

географическая изоляция

4)

наследственная изменчивость


A25



Примером ароморфоза служит


1)

уплощение тела у донных рыб

2)

возникновение многоклеточных организмов

3)

редукция кишечника у паразитических червей

4)

возникновение у животных покровительственной окраски


A26



Пример ароморфоза у млекопитающих –


1)

теплокровность

2)

гетеротрофное питание

3)

аэробное дыхание

4)

рефлекторная нервная деятельность


A27


К социальным факторам антропогенеза относят



1)

прямохождение

2)

появление речи

3)

мутационный процесс

4)

борьбу за существование


A28



Сигналом к осеннему перелету птиц служит


1)

понижение температуры воздуха

2)

увеличение количества осадков

3)

наступление первых заморозков

4)

сокращение длины светового дня


A29


Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:

листовой опад  ……  еж  лисица?


1)

крот

2)

кузнечик

3)

дождевой червь

4)

плесневые грибы



A30



В круговороте веществ используется солнечная энергия, которая включается в этот процесс



1)

растениями

2)

животными

3)

плесневыми грибами

4)

клубеньковыми бактериями


A31



Клеточный органоид, содержащий молекулу ДНК, –


1)

рибосома

2)

хлоропласт

3)

клеточный центр

4)

комплекс Гольджи


A32


Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в


1)

лизосомах

2)

рибосомах

3)

митохондриях

4)

эндоплазматической сети


A33



Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизмененных побегов – усов, чтобы



1)

сохранить признаки сорта

2)

ускорить созревание плодов

3)

повысить устойчивость к заболеваниям

4)

получить потомство с новыми признаками


A34



Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?


1)

25%

2)

50%

3)

75%

4)

100%


A35


Может ли родиться дочь, больная гемофилией, в семье, где отец – гемофилик?


1)

не может

2)

может, если отец гетерозиготен по данному признаку

3)

может, если мать гетерозиготна по данному признаку

4)

может, если отец гомозиготен по данному признаку


A36


Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

1)

имеют органы и ткани

2)

размножаются спорами

3)

многоклеточные организмы

4)

в клетках содержат хлоропласты


A37


Функцию дыхания у головастика на ранних стадиях онтогенеза выполняют

1)

ячеистые легкие

2)

наружные жабры

3)

легочные мешки

4)

трахейные трубочки


A38



В организме человека не происходит превращение


1)

белков в жиры

2)

белков в углеводы

3)

углеводов в жиры

4)

органических веществ в неорганические


A39


Центр дыхательных рефлексов расположен в

1)

мозжечке

2)

среднем мозге

3)

продолговатом мозге

4)

промежуточном мозге


A40



Исходным материалом для естественного отбора служит


1)

борьба за существование

2)

мутационная изменчивость

3)

ненаследственная изменчивость

4)

приспособленность организмов к среде обитания


A41


Пример общей дегенерации – отсутствие



1)

листьев у кактуса

2)

клыков в зубной системе грызунов

3)

цветков у голосеменных растений

4)

хлорофилла в клетках растения-паразита повилики


A42


Наибольшая концентрация ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде обнаруживается у



1)

хищников

2)

древесных растений

3)

травянистых растений

4)

травоядных животных



Часть 2


Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В7. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.


В заданиях В1 – В4 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов  № 1 без пробелов и других символов.

B1



У насекомых с полным превращением


А)

три стадии развития

Б)

четыре стадии развития

В)

личинка похожа на взрослое насекомое

Г)

личинка непохожа на взрослое насекомое

Д)

за стадией личинки следует стадия куколки

Е)

во взрослое насекомое превращается личинка


Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

B2



Человек, в отличие от животных,


А)

влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности

Б)

имеет S-образный позвоночник

В)

образует различные популяции

Г)

имеет первую сигнальную систему

Д)

обладает второй сигнальной системой

Е)

создает и использует орудия труда



Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

B3


Прокариотные клетки отличаются от эукариотных



А)

наличием рибосом

Б)

отсутствием митохондрий

В)

отсутствием оформленного ядра

Г)

наличием плазматической мембраны

Д)

отсутствием органоидов движения

Е)

наличием одной кольцевой хромосомы


Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

B4



В природной экосистеме, в отличие от искусственной,


А)

длинные цепи питания

Б)

короткие цепи питания

В)

небольшое число видов

Г)

осуществляется саморегуляция

Д)

замкнутый круговорот веществ

Е)

используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной


Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)


При выполнении заданий В5 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

B5



Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них





КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ





НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

1)

вены малого круга кровообращения

А)

от сердца

2)

вены большого круга кровообращения

Б)

к сердцу

3)

артерии малого круга кровообращения







4)

артерии большого круга кровообращения










1

2

3

4














B6



Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны





ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ




ОРГАНИЗМЫ

1)

использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

А)

автотрофы

2)

использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ

Б)

гетеротрофы

3)

использование только готовых органических веществ







4)

синтез органических веществ из неорганических







5)

выделение кислорода в процессе пластического обмена











1

2

3

4

5


















При выполнении задания В7 установите правильную последователь­ность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получив­шуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

B7


Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем,


А)

уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов

Б)

заселение среды обитания особями других видов

В)

сокращение численности исходных видов

Г)

изменение среды обитания в результате действия экологических факторов

Д)

формирование новой экосистемы





















Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1


Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1  С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задания С1  С3 дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С4 – С6 – полный развернутый ответ.



C1


В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

C2


Объясните, почему первые живые организмы Земли были гетеротрофами.

C3


При половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном. Объясните, почему.

C4


В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

C5


Для сохранения клеток эпителиальной ткани их поместили в стерильную дистиллированную воду. Однако через некоторое время все клетки разрушились. Объясните, почему.

C6


Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?


Ответы к заданиям демонстрационного варианта по биологии

Часть 1




задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А1

2

А15

4

А29

3

А2

2

А16

1

А30

1

А3

2

А17

2

А31

2

А4

2

А18

2

А32

1

А5

1

А19

2

А33

1

А6

4

А20

3

А34

4

А7

2

А21

2

А35

3

А8

4

А22

3

А36

1

А9

1

А23

1

А37

2

А10

1

А24

2

А38

2

А11

2

А25

2

А39

3

А12

1

А26

3

А40

2

А13

2

А27

2

А41

4

А14

3

А28

4

А42

3
Часть 2




задания

Ответ

В1

БГД

В2

БДЕ

В3

БВЕ

В4

АГД

В5

ББАА

В6

АББАА

В7

ГАВБД




Часть 3



C1


В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

//Ответ:

Содержание верного ответа


(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Балл


При нарушении норм и сроков внесения удобрений




Ответ включает названный выше элемент и не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

^ Максимальный балл

1


C2


Объясните, почему первые живые организмы Земли были гетеротрофами.

//Ответ:

Содержание верного ответа


(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Балл


В первичном океане было много органических веществ, так как этому предшествовал их абиогенный синтез.




Ответ включает названный выше элемент и не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

^ Максимальный балл

1


C3


При половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном. Объясните, почему.

//Ответ:

Содержание верного ответа


(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Балл


При половом размножении, в отличие от вегетативного, в новых организмах наблюдаются различные комбинации родительских признаков, вследствие кроссинговера, мейоза и случайного сочетания гамет.




Ответ включает названный выше элемент и не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

^ Максимальный балл

1


C4


В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

//Ответ:

^ Содержание верного ответа

(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла)

Балл

Элементы ответа:

  1. появление густого перьевого покрова

  2. запасание подкожного жира

  3. запасание или смена кормов




Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ

ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


C5


Для сохранения клеток эпителиальной ткани их поместили в стерильную дистиллированную воду. Однако через некоторое время все клетки разрушились. Объясните, почему.

//Ответ:

^ Содержание верного ответа

(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла)

Балл

Элементы ответа:

  1. концентрация раствора цитоплазмы оказалась выше, чем дистиллированной воды;

  2. вода из среды стала поступать в клетки по закону осмоса

  3. клетки разбухли и лопнули




Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ

ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


C6


Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

//Ответ:

^ Содержание верного ответа

(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла)

Балл

Элементы ответа:

  1. генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами,

Аа – без малых коренных зубов

  1. генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами

  2. вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%




Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ

ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3




© 2005 Министерство образования Российской Федерации

Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается




Похожие:

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 52 задания (А1-А52). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 52 задания (А1-А52). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 47 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 60 заданий
Включает 47 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы