Литература для учащихся. Литература для учителя icon

Литература для учащихся. Литература для учителя



НазваниеЛитература для учащихся. Литература для учителя
Дата конвертации30.07.2013
Размер94.52 Kb.
ТипЛитература
источник

Комитет по образованию Первомайского района Алтайского края

МОУ «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа»


Твоя профессиональная


карьера

ПРОГРАММА


профориентационного курса по выбору


9 класс


Составила: Дегтярёва Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы.


Б. Ключи


2009


Программа профориентационного курса по выбору «Твоя профессиональная карьера» рассчитана на учащихся 9 класса и направлена на формирование профессионального самоопределения личности, активизации её внутренних, психологических ресурсов. В программу включены: пояснительная записка, тематическое и процессуальное содержание курса, его календарный план, примерный перечень тем творческих работ, а также список литературы для учителя и для учащихся. Система занятий помогает разобраться в проблемах, используя полученные на занятиях знания, тогда как предлагаемый список литературы обеспечивает развитие учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам.


Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание курса (тематическое и процессуальное).

  3. Тематическое планирование.

  4. Литература для учащихся.

  5. Литература для учителя.

Пояснительная записка.

Одна из важнейших социальных функций школы состоит в обеспечении развития и реализации способностей учащихся, их социализации, профессионального самоопределения.

Основное назначение программы состоит в формировании профессионального самоопределения личности, активизации её внутренних, психологических ресурсов, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в максимальной мере реализовать себя в ней.

Программа рассчитана на 14 часов, предусматривает системный подход к формированию у школьников профессионального самоопределения.

Цели:

  • помочь учащимся оценить свой потенциал, сориентироваться в мире профессий, соотнести свои личные способности с требованиями, которые предъявляет рынок труда и непосредственно интересующая их профессия;

  • заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности;

  • способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, её самоопределению и самореализации в будущей профессиональной карьере.

Задачи:

  • создать условия для осознанного выбора профессиональной деятельности, помочь согласовать «хочу» и «могу» при формировании профессионального самоопределения, в активизации внутренних психологических ресурсов;

  • обеспечить условия для актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся через специальную организацию их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий; развивать способность к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях;

  • помочь учащимся выявить уровень своих способностей, соотнести желания и возможности.

Курс позволяет учащимся составить представление, с одной стороны, о многообразии мира профессий и, с другой стороны, о богатстве внутреннего психологического мира человеческой личности с последующим переходом непосредственно на характеристики «образа «Я» учащихся в контексте разработки личного профессионального плана.

Подбор тем курса посвящён секретам выбора профессии, которая анализируется с точки зрения трех аспектов этого процесса: «хочу» (профессиональные намерения), «могу» (возможности личности), «надо» (социальные проблемы рынка труда) – позволяющих выйти на требование к современному профессионалу в новых социально – экономических условиях, приводящих к пониманию возможностей профессиональной самореализации.

На занятиях предпочтительны поисково-аналитические методы, осуществляемые посредством активных форм работы, таких как: деловая игра, тестирование, семинар – практикум, выполнение творческого проекта. В качестве средств обучения возможно использование диагностических карт, анкет, опросников профпригодности для оценки индивидуальных способностей.

В процессе изучения курса учащийся может узнать:

  1. о системе профессионально-технического образования в России, требованиях рынка труда;

  2. понятие о профессии, специальности и квалификации работника, факторах, влияющих на уровень оплаты труда;

  3. пути получения профессионального образования;

  4. требования к качествам личности при выборе профессии;

овладеть следующими умениями:

  1. находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях его получения и последующего трудоустройства;

  2. сопоставлять свои способности и возможности с требованиями к профессии;

  3. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  4. получать информацию из различных источников для построения планов профессиональной карьеры.

Содержание курса








^ Название темы



Тематическое содержание



Процессуальное содержание

1.

Введение. Профессия. Мир профессий.

Что такое профессия? Классификация профессий.

^ Мотивы и основные условия выбора профессии.

Типичные ошибки при выборе профессии.

Анкетирование, анализ результатов.


Согласование целей и возможностей обучения.

^ Осознание учеником необходимости соизмерять свои желания и возможности при выборе профессии.

Овладение навыками самооценки в процессе анализа результатов анкетирования.

2.

Познай себя.

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Тестирование.

^ Эмоционально-волевые качества личности. Интересы и склонности (карта интересов и склонностей) – я хочу.

Опросник профессиональных предпочтений. Анкета «Ориентация».

^ Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Тест на определение интеллектуального потенциала.

Осознание необходимости психологического тренинга в процессе изучения личностных качеств человека и системного подхода к выбору профессиональной деятельности.

^ Овладение навыками самодиагностики и самооценки.

3.

Качества человека для различных типов профессий.

Что такое профессиональная пригодность? Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий.

^ Опросник коммуникативных и организаторских способностей.

Осознаёт необходимость соответствия качеств человека и будущей профессии.

^ Анализирует и оценивает собственные коммуникативные и организаторские способности.

4.



Образование в России.



Возможности получения образования в России.

^ Высшее образование в России: типы вузов, правила приёма.

Лицеи и колледжи. Государственное и частное образование в России.

Система профессионально-технического образования.

Экскурсия в профессионально-техническое учебное заведение

^ Овладевает навыками и приёмами самостоятельного анализа рынка образовательных услуг.


5.




Требования рынка труда к профессионалу.




Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

^ Тест оценки силы мотивации.

Тест на оценку работоспособности и трудолюбия.



Знакомится с современным рынком труда, деятельностью муниципального и коммерческого предприятия, сферой предпринимательской деятельности.

Оценивает степень мотивации и работоспособности, анализирует с позиции приоритетности профессий.

6.

^ Итоговое занятие.

Защита творческого проекта.


Показывает навыки анализа профессиональной пригодности.

Рецензирует работы, аргументирует своё мнение.

^ Оценивает эффективность собственной деятельности при изучении курса.



Тематический план.






Тема


Форма занятия


Форма контроля

^ Количество часов


теория


практика


1.




Введение. Профессия. Мир профессий.


Лекция с элементами аналитической беседы.


Анкетирование.





1



1


2.




Познай себя.




Семинар-практикум.




Тестирование.

Опросник.

Составление карты интересов и склонностей.




1




3


3.



Качества человека для различных типов профессий.


Семинар-практикум



Опросник-анкета





1




1


4.



Образование в России.


^ Аналитическая беседа.






1



экскурсия


5.



Требования рынка труда к профессионалу.


Семинар-практикум



Тестирование.





1




2


6.

Итоговое занятие.

Профессиональные пробы.

Защита творческого проекта.



---



2




Всего:

5

9


Перечень тем творческих проектов.


  • Составление профессиограммы. (Опишите профессию, которая входит в область ваших интересов, соответствует вашим индивидуальным психологическим способностям)

  • Личный профессиональный план.



Литература для учащихся.


  1. Газарян С. Ты выбираешь профессию.- М., 1985.

  2. Степанов А.Н. и др. Азбука профориентации.- СПб., 1995.

  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М,, 1991.

  4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики.- М., 1996.

  5. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов образовательных учреждений. – М., Просвещ., 1995.



Литература для учителя.


  1. Газарян С. Ты выбираешь профессию.- М., 1985.

  2. Бондарев В. Выбор профессии. – М., 1989.

  3. Воробьёв А.М. Тренинг интеллекта. – М., 1989.

  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М,, 1991.

  5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики.- М., 1996.

  6. Мишин А.К. Куда пойти учиться? (Справочное информационное пособие). – Барнаул, 2004.

  7. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. (Материалы для специалиста образовательного учреждения). – СПб.:КАТО, 2003.

  8. Степанов А.Н. и др. Азбука профориентации.- СПб., 1995.

  9. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи. - М., 1993.

10. Шевченко Ю.А. Край удивительных профессий. - М., 1981.




Похожие:

Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя Дополнительная литература для учащихся
Разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа (фгос)
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя Дополнительная литература для учащихся
Учебно-методический комплект (учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова)
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учащихся. Литература для учителя
Система творческих заданий приучает решать проблемы, используя полученные знания, тогда как предлагаемый список литературы обеспечивает...
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учащихся Методическая литература для учителя
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе для прове­дения контрольных работ 3 часа, практических...
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя Литература для обучающихся
Программа выполняет две основные функции
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя литература для обучающихся
Ведущей тенденцией современного общества становится информатизация всех сфер общественной жизни и производства
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя литература для обучающихся
Ведущей тенденцией современного общества становится информатизация всех сфер общественной жизни и производства
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учащихся; методическая, научно-педагогическая, справочная литература для всех категорий педагогических работников и специалистов служб сопровождения
Положение о правилах пользования библиотекой в мбоу «сош с. Б. Чечуйка» Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской...
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя Литература для обучающихся
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учащихся; методическая, научно-педагогическая, справочная литература для всех категорий педагогических работников и специалистов служб сопровождения
Настоящие Правила пользования биц мбоу «Новичихинская сош» разработаны на основе Федерального Закона “О библиотечном деле”, принятого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы