Литература для учащихся. Литература для учителя icon

Литература для учащихся. Литература для учителя



НазваниеЛитература для учащихся. Литература для учителя
Дата конвертации30.07.2013
Размер128.77 Kb.
ТипЛитература
источник

Комитет по образованию администрации Первомайского района

МОУ «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа»


Учись писать грамотно


(Трудные случаи орфографии)


Программа

предметного курса.


Русский язык

9 класс.


Составила: Дегтярёва Наталья Борисовна,

учитель русского языка

и литературы


Б. Ключи. 2008


Программа предметного курса по выбору ориентирована на актуализацию личного опыта учащихся по русскому языку, поддерживает и углубляет базовые знания по орфографии в сфере предпрофильного обучения в 9 классе. Ученик на занятиях – активный участник познания, и важнейшая задача педагога не подавить, а развить его индивидуальность. В программу включены: пояснительная записка, тематическое и процессуальное содержание курса, его календарный план, примерный перечень тем проектов и творческих работ, а также список литературы для учителя и учащихся. Система творческих заданий приучает решать проблемы, используя полученные знания, тогда как предлагаемый список литературы обеспечивает развитие учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам.


Оглавление.


  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание курса (тематическое и процессуальное).

  3. Тематический план.

  4. Примерный перечень тем проектов, практических работ.

  5. Литература для учащихся.

  6. Литература для учителя.
^

Пояснительная записка


Важнейшим направлением в обучении русскому языку является систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность и логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, принципами выбора написания ).

Программа предлагает рассматривать проблемы орфографии прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в письменной его форме. Свободное владение орфографией предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма.

Особенностью данной программы является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у ребят укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, его мотивированности, логичности.

Программа курса по выбору «Учись писать грамотно» (трудные случаи орфографии) рассчитана на 16 часов, ориентирована на социо-гуманитарный профиль, хотя проблема овладения орфографией актуальна в любой сфере деятельности, следовательно, может быть предназначена для всех учащихся 9 класса. В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии.

Цели:

  • Помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения правописания, ответить на вопросы: «Знаю ли я? Могу ли я писать грамотно?»

  • Создать условия для актуализации опорных знаний и умений, сформированных при изучении орфографии в 5-7классах, и развития орфографической зоркости.

Задачи:

  • Способствовать развитию у учащихся стремления писать грамотно.

  • Обеспечить условия для овладения приёмами рациональной умственной деятельности, навыками самоинструкции, самоконтроля.

  • Помочь учащимся соотнести свои желания и возможности, выявить уровень своих способностей.

В основу построения программы положены принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный), что позволяет учащимся систематизировать ранее изученный материал и осознанно применять его на практике. Орфография в программе даётся блоками двух видов: по морфемам, в которых имеются буквенные орфограммы, и по видам орфограмм между морфемами.

На занятиях предпочтительны поисково-аналитические методы, осуществляемые посредством активных форм работы, таких как деловая игра, рецензирование, семинар-практикум, выполнение творческих заданий.

Для достижения целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными средствами обучения. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии, работа со словарями (орфографический, словообразовательный, этимологический), орфографический анализ текста и структурно-семантических схем слова, который развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные той или иной морфемной особенностью.

В процессе изучения курса учащиеся могут овладеть следующими умениями:

  • Находить в словах орфограммы, обосновывать их написание.

  • Находить и исправлять орфографические ошибки.

  • Пользоваться словарями и справочной литературой.

  • Составлять опорные таблицы, схемы, алгоритмы, тексты диктантов на определённый вид орфограммы.

  • Владеть орфографической грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования языком в учебных и иных целях.


Содержание курса





Название темы

Тематическое содержание

Процессуальное содержание

1.

Введение. Орфография как система правил правописания

Сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Разделы русской орфографии и обобщающие правила для каждого из них.

Деловая игра.

Согласование целей и возможностей обучения.

Определение ожиданий («Я хочу. Я могу») в форме деловой игры.

Ученик оценивает результаты собственной деятельности.

2.


Принципы русской орфографии.



«Фонемные» и «нефонемные» правила. Орфографическая зоркость. Морфологический, фонетический, традиционный принципы орфографии.

Практическая работа.



Осознаёт основные отличия принципов русской орфографии, осваивает умения классифицировать орфограммы, создавать таблицу-схему по теме занятия.

Овладевает навыками различения сильной и слабой позиции звуков, Умением находить орфограммы на основе звукобуквенного анализа.


3.

Правописание приставок.

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на З/С.

Приставки ПРИ/ПРЕ. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Орфографический анализ. Творческий проект: разработка алгоритма.

Осваивает особенности деления приставок на группы, соотносимые с принципами русской орфографии

Осознаёт роль смыслового анализа при различении приставок ПРИ/ПРЕ.

Овладевает навыками аналитической работы, применяет навыки коллективной работы при создании алгоритма.

4.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сомнительные гласные: безударные гласные, Ы/И после приставок на согласную, О/Е после шипящих, Ы/И после Ц. Чередование гласных О/А, Е/И, Е/Ё.

Сомнительные согласные: непроизносимые, удвоенные, оглушение/озвончение на конце и в середине слова.

Творческо-аналитическая работа: составление таблицы.

Тестирование.

Овладевает системой правил, регулирующих написание гласных и согласных в корне слова. Применяет смысловой анализ при подборе однокоренного проверочного слова; осознаёт орфографические трудности , связанные с чередованием. Использует словари для объяснения правильного написания. Применяет навыки самоинструкции и самоконтроля при выполнении проверочной работы, оценивает результаты собственной деятельности.

5.

Употребление Ъ и Ь.

Разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных, после шипящих, в числительных и глаголах.

Творческий проект: создание алгоритма.

Осваивает основные опознавательные признаки орфограмм данного вида, находит и систематизирует орфограммы, применяет умения и навыки групповой работы при выполнении творческого проекта, аргументирует состоятельность и целесообразность собственного проекта. Овладевает навыками рецензирования.

6.

Правописание суффиксов.

Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи: существительных, прилагательных, наречий, полных и кратких причастий. Суффиксы К и СК; О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных, наречий,…

Практическая работа: орфографический анализ структурно-семантических частей слова.

Осваивает систему орфограмм, отражающих написание суффиксов разных частей речи.

Осознаёт роль словообразовательного анализа при выборе правильного написания суффиксов.

Использует словари (орфографический, словообразовательный, этимологический) как способ объяснения написания морфем.

Применяет приём орфографического анализа структурно-семантических схем.

7.

Правописание окончаний.

Правописание безударных падежных окончаний существительных, прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов.

Практическая работа:

орфографический анализ предложений, составление текста диктанта (слова, словосочетания) на данный вид орфограмм.



Актуализирует знания по правописанию окончаний разных частей речи.

Овладевает навыками аналитической работы.

Применяет знания при выполнении практической работы, опираясь на собственный опыт.

Осознаёт преимущества и трудности индивидуальной формы работы.


8.

Дефисные написания.

Дефисные написания существительных, прилагательных, наречий, местоимений (между морфемами и словами). Опознавательные признаки дефисных написаний. Условия выбора дефисного написания. Виды орфограмм, относящихся к данной группе.

Самостоятельная аналитическая работа с опорной таблицей.

Орфографический анализ текста.

Тестирование.

Осваивает навыки самостоятельной аналитической работы.

Применяет знания, практические умения, лингвистическую интуицию при систематизации орфограмм.

Самостоятельно формулирует орфографические правила.

Применяет знания и умения при выполнении теста.

Оценивает и анализирует результат собственной деятельности.

9.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Производные предлоги. Омонимичные части речи. Частицы НЕ/НИ, их признаки правописания, различение на письме.

Орфографический анализ текста.

Актуализирует знания по распознаванию орфограмм, связанных с различением на письме служебной части речи и морфемы.

Осознаёт грамматико-орфографические отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи.

Применяет грамматико-семантический анализ при различении НИ приставки, НИ-НИ союза и частицы НИ.

Проверяет орфографическую правильность текста, понимает, для каких орфограмм нужно прибегнуть к словарю-справочнику.

10.

Итоговое занятие.

Творческий проект.

Защита творческого проекта.

.Показывает орфографические знания и навыки. Рецензирует работы, аргументирует своё мнение.

Оценивает эффективность собственной деятельности при изучении курса.





^

Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема

занятия

Форма

занятия

Форма

контроля

Количество часов

теория

практика

1.

Введение. Орфография как система правил правописания.

Лекция с элементами аналитической беседы.

Деловая игра.



0,5



0,5

2.

Принципы русской орфографии.

Лекция с элементами аналитической беседы

Составление таблицы-схемы.



0,5



0,5

3.

Правописание приставок.

Аналитическая беседа.

Составление алгоритма. Самостоятельная работа



1



1

4.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Семинар-практикум.

Творческо-аналитическая работа: составление таблицы. Тестирование.



1



1

5.

Употребление Ъ и Ь.

Семинар-практикум.

Составление алгоритма.


0,5


0,5

6.

Правописание суффиксов.

Семинар-практикум.

Практическая работа: орфографический анализ структурно-семантических частей слова.



0,5



1,5

7.

Правописание окончаний.

Семинар-практикум.

Практическая работа: орфографический анализ предложений. Составление текста диктанта.



1



1

8.

Дефисные написания.

Практикум.

Тестирование.


_


1

9.


Правописание служебных частей речи.

Аналитическая беседа.

Самостоятельная работа: орфографический анализ текста.



1



1

10.

Итоговое занятие.

Профессиональные пробы.

Защита творческого проекта.


_


2




Всего:

6 часов

10 часов



Перечень тем проектов.


  1. Из истории русской орфографии.

  2. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографии.

  3. Фонетические написания в русском языке.

  4. Основные способы проверки орфограмм.

  5. Удвоенная и мнимая удвоенная согласная.



Практические работы.


  1. Орфографический анализ текста:

  2. Проверить орфографическую правильность текста и систематизировать слова по типу и виду орфограмм.

  3. Проверить орфографическую правильность текста и классифицировать слова в соответствии с принципами русской орфографии.

  4. Проверить орфографическую правильность текста, используя умения определять морфемы и принадлежность слова к определённой части речи.

  5. Составить текст диктанта на определённый вид орфограмм.

  6. Тест.

ЛИТЕРАТУРА



Для учащихся:

  1. Баранов М.Т. и другие. Русский язык. Справочные материалы (пособие для учащихся). – М., 1989

  2. Гранин Г.Г. и другие. Секреты орфографии. - М., Просвещение. 1991.

  3. Дидактический материал к урокам обучения грамоте

  4. Розенталь Д.Е. Практическое пособие по русскому языку. – М., Просвещение. 1990.

  5. Русский язык. Учебник (5, 6, 7 класс) под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.



Для учителя:

  1. ГоршковаВ.Н. Морфология. Словообразование. Орфография. Упражнения с выборочным ответом. – М., Просвещение. 1983.

  2. Гранин Г.Г. и другие. Секреты орфографии. – М., Просвещение. 1991.

  3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., Просвещение. 1982.

  4. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., «Советская энциклопедия». 1990.

  5. Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. – М., Просвещение. 1990.

  6. Соловьёв Н.В. Русское правописание. Орфографический справочник. 2-е изд. – С.- Петербург, «Норинт». 1997.

  7. Скороходов Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. – М., Просвещение. 1990.

  8. Энциклопедия. Русский язык. – М., Научное издательство «Большая энциклопедия», «Дрофа». 1998.





Похожие:

Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя Дополнительная литература для учащихся
Разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа (фгос)
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя Дополнительная литература для учащихся
Учебно-методический комплект (учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова)
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учащихся. Литература для учителя
Система занятий помогает разобраться в проблемах, используя полученные на занятиях знания, тогда как предлагаемый список литературы...
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учащихся Методическая литература для учителя
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе для прове­дения контрольных работ 3 часа, практических...
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя Литература для обучающихся
Программа выполняет две основные функции
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя литература для обучающихся
Ведущей тенденцией современного общества становится информатизация всех сфер общественной жизни и производства
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя литература для обучающихся
Ведущей тенденцией современного общества становится информатизация всех сфер общественной жизни и производства
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учащихся; методическая, научно-педагогическая, справочная литература для всех категорий педагогических работников и специалистов служб сопровождения
Положение о правилах пользования библиотекой в мбоу «сош с. Б. Чечуйка» Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской...
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учителя Литература для обучающихся
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Литература для учащихся. Литература для учителя iconЛитература для учащихся; методическая, научно-педагогическая, справочная литература для всех категорий педагогических работников и специалистов служб сопровождения
Настоящие Правила пользования биц мбоу «Новичихинская сош» разработаны на основе Федерального Закона “О библиотечном деле”, принятого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы