Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб icon

Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб



НазваниеОрганизация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб
Дата конвертации31.07.2013
Размер268.27 Kb.
ТипДокументы
источник

Организация

профильного обучения в МОБУ СОШ № 5 г. Благовещенска РБ


В настоящее время ведется активный поиск методов, средств, способствующих повышению качества образования учащихся. В 2001 году на заседании Государственного совета Российской Федерации была утверждена Концепция модернизации системы образования в стране. В ней Правительством ставилась задача перехода старших классов средней школы на профильный обучение. Профилизация как средство дифференциации и индивидуализации обучения позволяет более полно учесть интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и планами в отношении продолжения образования в высших или средних специальных учебных заведениях. Для организации профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ появилась соответствующая нормативно-правовая база:

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756 – Р, одобряющее Концепцию модернизации системы образования;

Постановление Правительства РФ от 09.0.6.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения»;

Приказ МО РФ от 23.0.6.2003 № 2757 «Об утверждении мероприятий по подготовке к введению профильного обучения на старшей ступени обучения».

Профилизация обучения учащихся ставит следующие цели:

  • обеспечить учащимся выбор индивидуальных образовательных программ;

  • предоставить школьникам возможность углубленно изучать отдельные дисциплины программы полного общего среднего образования для подготовки к среднему и высшему профессиональному образованию;

  • обеспечить успешную социализацию учащихся.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, у учащихся расширяется возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории. При профильном обучении в учебном плане школы кроме изучения базовых предметов на уровне стандарта общего среднего образования, предусмотрено изучение профилирующих предметов на углубленном уровне.

Концепция профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных предметов. Это:

  • базовые общеобразовательные;

  • профильные;

  • элективные.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения (математика, русский язык, литература, иностранный язык, родной язык, история, физическая культур, интегрированные курсы обществознания (для математических профилей), интегрированные курсы естествознания (для гуманитарных профилей).

Профильные курсы – курсы повышенного уровня, которые определяют направленность каждого профиля обучения.

Содержание каждого из базовых и профильных курсов определяется стандартом, а их недельная нагрузка – федеральным (региональным) базисным учебным планом.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, которые способствуют профилизации обучения на старшей ступени.

Элективные курсы выполняют основные функции:

  • дополняют содержание профильного курса, способствуя углубленному его изучению;

  • способствуют углубленному изучению базисных учебных курсов;

  • способствуют удовлетворению потребностей учащихся в изучении курсов, не предусмотренных в учебном плане.

В 2005-2006 учебном году в МОУ СОШ № 5 введен педагогический эксперимент по внедрению предпрофильного и профильного обучения. Перед педагогическим коллективом были поставлены цели:

  • создать в школе систему профильного обучения, обеспечить углубленное изучение профильных предметов программы полного общего образования в выбранных профилях (при условии выполнения требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным предметам);

  • создать систему предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования;

  • выявлять интересы и возможности ученика на основе проведения элективных курсов;

  • сохранять и совершенствовать систему подготовки учащихся в начальной школе как основу для дальнейшей профильной подготовки учащихся;

  • обеспечить равный доступ к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности специализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, укреплять сотрудничество с вузами, ссузами и учреждениями профессионального образования города.

Реализация поставленных целей предусматривает решение задач:

  • выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и развитие их, ориентированное на выбор профиля обучения в старших классах;

  • обеспечение углубленного изучения отдельных предметов, программы полного общего среднего образования;

  • овладение учителями и учащимися навыками научно-исследовательской работы;

  • создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения или индивидуальных образовательных программ;

  • разработка системы тщательного отслеживания образовательных процессов в школе, диагностики деятельности педкадров, повышение мотивации учителей;

  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных социальных ценностях, в том числе – связанных с профессиональным становлением.

Общее полное среднее образование, реализующее профилизацию бучения школьников, охватывает следующие этапы:

начальная школа (1-4 классы).

Задачи этой ступени обучения:

  • обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развить его способности;

  • формировать желание и умение учиться, помочь приобрести прочные навыки чтения, письма, счета, опыт обучения и сотрудничества;

  • развитие трудолюбия, интереса к выбору профессии, знакомство с миром труда, общественной значимости труда;

  • знакомство с наиболее доступными профессиями.

В 2006-2007 учебном году первые классы, 2А, 3Б классы используют новые учебные планы, утвержденные коллегией Министерства образования РБ от 26 мая 2004 года. Новый БУП 2004 г. предусматривает поэтапное введение в образовательных учреждениях РБ предпрофильного и профильного обучения.

Во 2А классе введен английский язык, в 3Б классе – английский язык, информатика. Проведены внеклассные мероприятия «Все профессии важны» - 4В (Лашова Т. Д., февраль 2007 г.), экскурсии по предприятиям города (май), неделя профориентации (кл. часы, встречи с представителями различных профессий).

2007-2008 учебный год

БУП 2004 г. – 1 классы, 2А, 2Б, 2В, 3А,4Б классы, введены во 2А, Б, В классах - английский язык (2 часа), 3А,4Б - английский язык (2 часа), информатика (1час). Проведены внеклассные мероприятия «Все профессии нужны – выбирай на вкус» - январь 2008 г. (Бажина Е. А., 3Г класс), неделя профориентации (с 28.01.08 по 2.02.08 г.), открытый классный час в 4 А классе «Нравственный человек – какой он?» (Кулешова Н. В., декабрь 2007 г.).

Основная школа (5-9 классы)

Ориентируется на достижение всеми учащимися государственного стандарта образования. В основной школе в полной мере учитываются индивидуальные различия учащихся, создаются максимальные возможности для развития каждого школьника, в том числе и предпрофильная подготовка.

5-7 классы:

  • формируются потребности в самоопределении, развитии интересов склонностей;

8-9 классы:

  • формируется профессиональное самосознание;

  • предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности, подготовка учащихся к осознанному выбору профиля.

Старшая ступень (10-11 классы)

Обеспечивает развитие нравственно-интеллектуальной, творческой, осознанно профильно-ориентированной личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, умеющей взаимодействовать с коллективом; развивает убежденность в адекватности выбранной профессии, подготавливает к реализации профессиональных намерений, к продолжению образования в профессиональных учебных заведениях.

^ Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматривается как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая в условиях быстро меняющегося мира должна обеспечить:

  • для общества – воспроизводство культурного потенциала;

  • для государства - ускорение научно-технического прогресса, стабильное развитие экономики;

  • для каждого человека – готовность к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.

Выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их зарубежные сверстники, но хуже умеют эти знания применять. Аналогичная картина складывается и на рынке труда, когда ряд вакансий занят некомпетентными специалистами, которые усвоили определенные объем знаний, но на практике не могут на должном уровне выполнять свои профессиональные функции. Изнутри системы образования это представляется избыточностью («учить всех всему»), но с точки зрения производства – недостаточностью образовательных услуг.

Профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже) начинается уже в VIII классе и достигает своего пика в IХ, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в IХ классе.

При этом примерно 70-75% учащихся в конце девятого класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. (данные Центра социологических исследований Минобразования России)

Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в школе привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы.

Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построение дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).

Необходимым условием, способствующим самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки. Основной формой предпрофильной подготовки является организация курсов по выбору, для чего необходимо увеличить объем учебного времени вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в 9-м классе. Основная функция курсов по выбору – профориентационная. Количество таких курсов по выбору должно быть по возможности значительным, они должны носить краткосрочный и чередующийся характер (своего рода учебные модули).

Речь идет не только о знакомстве с миром профессий и рынком труда (это необходимо делать), но и обучении подростка умениям проектировать свою собственную образовательную траекторию, чтобы ученик мог принять решение, на каком уровне ему изучать предмет – базовом или профильном и какие элективные курсы ему лучше выбрать.

Ребенок, посещая спортивную секцию, не освобождается от предмета «физическая культура», обучаясь в заочной физико-математической школе, посещает школьные уроки математики и физики. Что надо сделать, чтобы оптимизировать нагрузку детей, которые имеют определенности и склонности в той или иной области или которые определились относительно своей будущей деятельности?

Дети, собирающиеся поступать в престижный вуз, в последние две четверти реально осваивают две программы того или иного предмета – школьную и углубленную. Вопрос состоит в том, как будущего «лирика» освободить от изучения очень тонких вопросов физики или химии. И наоборот, как будущих «физиков» освободить от тонкостей литературоведения?

Введение предпрофильного и профильного обучения актуально. Обстоятельства следующие:

Во-первых, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинство старшеклассников. Начиная с позднего подросткового возраста, с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Большинство старшеклассников (70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые нужны в будущей профессии».

В школе создаются необходимые условия для введения предпрофильного обучения и профильного обучения:

  1. реализуется образовательный процесс и методическая работа;

  2. устанавливается штатное расписание, распределяются должностные обязанности;

  3. подготовка учителей на курсах повышения квалификации;

  4. проведение итоговой аттестации после IХ класса;

  5. заказ учебников;

  6. разработка механизмов введения и способ учета портфолио при определении образовательного рейтинга ученика.

В 2005-2006 учебном году апробируются подходы по организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения соответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, соответствующей их самоопределению, по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучение в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

Анализ действующего Базисного учебного плана и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недель в году. Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 часа в неделю) отводить на 2 вида специально организованных курса по выбору: предметные курсы и ориентационные курсы; оставшуюся часть (1/3) предпрофильной подготовки, примерно 30-35 часов в год, предполагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.

Предметные курсы – содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

Физика - модуляция электрических цепей (параллельное, последовательное, смешанное). Закон Дж. Ленца – Самойлова О. А.

Русский язык – «Деловой русский язык», 15 час

Химия – «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».

Биология – «Человек» и др.

Информационная работа – это организованное знакомство учащихся 9-х классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей.

К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил». Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

С 2005-2006 учебного года в школе создается годичная команда педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке учащихся и профильному обучению. Разрабатывается нормативная баз:

  1. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы при введении предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  2. Положение о годичной команда педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке учащихся основной школы.

  3. положение о порядке приема в профильные классы.

  4. положение о портфолио учащегося.

  5. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов (требования к пояснительной записке, оформление тематического плана элективного курса, основные подходы к оценке заявок на разработку программ, экспертная оценка проектов программ элективных курсов).

Учебные планы

Разрабатывается план деятельности по разработке системы предпрофильного и профильного обучения и создание условий для ее реализации на практике:

  • ознакомление родителей, учащихся с целями и задачами предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • выявление профильной направленности учащихся (анкетирование учащихся 8-х классов);

  • диагностирование интересов и склонностей, направленности личности учащихся («Кем и каким быть»);

  • оказание психологической помощи в выборе профессии;

  • оказание социально- психологической помощи в выборе профессии (тренинг «Моя будущая профессия»);

  • ознакомление учащихся и родителей с информацией о профессиях;

  • ознакомление учащихся с курсами по выбору и различным профессиям («Ищу себя»);

  • оформление стенда «Вам, выпускники!»;

  • дни открытых дверей в ПТУ, техникумах «Где, чему и как учат»;

  • ознакомление с перечнем профессий, востребованных в городе. Встречи родителей и учащихся с работниками центра занятости. Ознакомление учащихся с миром профессий;

  • ознакомление учащихся с различными производствами, работой предприятий и учреждений, экскурсии на предприятия города.

Учителя школы проходят курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования для системы профильного обучения.

^ Анкета

профильной ориентации

(проводится с учащимися 8 класса)

Фамилия: __________________________

Класс: _____________________________

  1. На каждый профиль (профили) ты хотел бы пойти в 10 классе?

___________________________ (основное намерение)

___________________________ (запасные варианты)

Не знаю ___________________

  1. Почему ты выбираешь именно этот профиль? (отметь вариант ответа, наиболее тебе близкий, или укажи свой ответ)

А. Мне нравятся входящие в этот профиль предметы.

Б. Я плохо успеваю по другим предметам.

В. Этот профиль связан с моей будущей профессий.

Г. Мне посоветовали родители.

Д. Этот профиль выбрал мой друг.

Е. Не знаю.

Анкета

Уважаемые девятиклассники!

Вам предстоит определить профиль своего дальнейшего обучения в старших классах. информация необходима для организации курсов по выбору, которые помогут вам уточнить вашу готовность и способность усваивать предмет на повышенном уровне.

  1. Уверены ли вы в выборе профиля обучения в старших классах?

    1. да, я полностью уверен в выборе профиля обучения;

    2. не уверен в своих способностях для обучения на выбранном профиле;

    3. еще не определился с выбором профиля;

    4. предпочитаю универсальное обучение (непрофильный общеобразовательный класс);

    5. если нет вашего варианта ответа, напишите свой вариант:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Считаете ли вы, что углубленное изучение математики, физики, химии, биологии понадобится вам для обучения на старшей ступени?

    1. да, намерен обучаться в профильных классах с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии;

  2. Что вы ожидаете от элективных курсов?

1) углубленное изучение отдельных тем; напишите, какие темы хотели бы изучить ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие формы изучения элективных курсов была бы вам наиболее желательна?

    1. традиционные учебные занятия, уроки;

    2. подготовка и защита проектов, курсовых работ;

    3. проведение научных исследований;

    4. деловые и ролевые игры, тренинги;

    5. индивидуальные занятия с преподавателем; другое (напишите, что) _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как часто вы хотели бы посещать элективные курсы по иностранным языкам?

    1. 1 раз в неделю в течение года;

    2. 2 раза в неделю в течение полугодия;

    3. изучение курсов в форме дистанционного обучения;

    4. во время каникул 2-3 раза в год.



Анкета

«Курсы по выбору» (предметные)

Фамилия, имя _________________________

Класс _________________________

Выбери наиболее нужные тебе курсы из предлагаемых ниже (каждый курс рассчитан на одно полугодие):

Название курса




Математика




Физика




Информатика




Химия




Биология




Другие





Дата заполнения «____»__________200__г.

Подпись учащегося ________

С выбором моего сына (дочери) согласен (согласна)


На всех стадиях осуществления профильного образования качественный результат может быть получен только в том случае, если хорошо наложена информационная работа с родителями, так как они, с одной стороны, являются основными потребителями образовательных услуг, а с другой – оказывают достаточно большое влияние на выбор учеником направления обучения.

2 марта 2007 г. проведена родительская конференция «Поддержка профессионального самоопределения юношества. Усилия семьи и школы». В ней приняли участие родители обучающихся 5-11 классов.

На конференции выступили:

  1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Шабалина Г. К. «Организация предпрофильного и профильного обучения в школе».

  2. Педагог-психолог Овечкина Т. Н. «Психологические аспекты профильного образования».

  3. Учитель биологии Зотова т. Ю. С программой элективного курса «Секреты твоего здоровья».

  4. Учитель физики Самойлова О. А. «Особенности физико-математического профиля в 10А классе».

  5. Учитель математик Сиразетдинова Г. М. – о работе интеллектуального кружка «Умники и умницы».

  6. Преподаватель п/к «Орленок» Чурилов Н. И. «Формирование современной молодежной элиты».

  7. Специалист Центра занятости населения Бычкова А. В. «Востребованность профессий на рынке труда».

Были даны рекомендации родителям, использовались интерактивные средства информации. В театрализованной форме дети показали занятие кружка.

В рамках внутришкольного контроля проведена диагностика учебных результатов в форме тестов, контрольно-методических срезов, экзаменов. Диагностирование проводилось на базовом и продвинутом уровне.

10А класс (профиль физико-математический)

  • информатика – качество 61,1% (17.03.07г.);

  • алгебра – качество 58,8 % (20.03.07г.);

  • физика (экзамен) – качество 100 % (29.05.07г.);

  • алгебра (экзамен) – качество 55,5 % (23.05.07г.)

10Б класс (профиль химико-биологический)

  • химия (экзамен) – качество 76,4 % (23.05.07г.);

  • биология (экзамен) – качество 64,7 % (29.05.07г.)

Результаты профильного обучения и предпрофильной подготовки обсуждались на заседании методического совета школы.

В мае 2007 года проводилось собеседование с выпускниками 9-х классов, которые будут продолжать обучение в 10-м классе. Предварительные профили обучения - физико-математический, химико-биологический. Эти выпускники, кроме обязательного письменного экзамена по алгебре сдавали физику (11 человек, качество 72,7%), геометрию (1 человек, качество 100%), химию (21 человек, качество 85,7%), биологию (4 человека, качество 50%).

18.06.07 г. была проведена беседа с родителями будущих десятиклассников.

Для того, чтобы учащиеся сделали выбор профиля дальнейшего обучения, необходимо правильно организовать предпрофильную подготовку в основной школе.

В 2007-2008 учебном году планируем проведение факультативного курса по физике (начиная с 5-го класса), шире использовать возможности дополнительного образования, которое является одним из механизмов работы по обеспечению индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

Основные задачи на 2007-2008 учебный год:

  • обеспечение на высоком уровне образовательного процесса;

  • организация дополнительного образования;

  • работа с родителями;

  • внеклассная деятельность;

  • профориентационная работа;

  • результативность элективных курсов;

  • обеспеченность учебниками;

  • повышение педагогического и методического мастерства учителей.

Большую роль в обеспечении образовательного процесса играет психолого-педагогическое сопровождение. Педагогом-психологом Овечкиной Т. Н. проводилась групповая работа с обучающимися 8-11 классов по темам: «Я в этом мире», «Я и моя будущая профессия», «Изучаем профессиональные склонности старшеклассников», «Психология социально успешной личности», «Мои жизненные ценности», «Я и моя работа: место на рынке труда».

В январе 2007 года проведено анкетирование обучающихся в параллели 9-х, 10-х классов по обучению в профильных классах и на элективных курсах.

Проведен методический семинар «Профессиональные типы личности»


6 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ  ЛИЧНОСТИ

(по Дж. Голланду).


  1. ^ Реалистический (практический) тип – любит заниматься практическими видами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Предпочтение занятиям,  требующим разных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано с приемом и переработкой информации.

  2. ^ Исследовательский (интеллектуальный) – сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем придти к заключению. Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, оригинальностью. Обладает достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач. Межличностные отношение в структуре деятельности играют незначительную роль.

  3. ^ Социальный тип – активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессионалы данного типа гуманны, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее. В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучение людей.

  4. ^ Конвенциональный (стандартный) тип – усидчивый исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь - референт). Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отсутствовать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы. Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение четко определенной деятельности. Выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, системами условных знаков.

  5. ^ Предпринимательский тип – находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативынй, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решений. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Профессионалами данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно авантюрным). Тип всегда неудовлетворительного человека.

  6. ^ Артистический тип – высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музыкант, актер и т.п.).

Даны рекомендации учителем, как использовать тест Дж. Голланда для учащихся.

В процессе жизнедеятельности возможно изменение своего профессионального типа. Следует акцентировать внимание учащихся на том, что профессиональная направленность личности является результатом совмещения интересов, склонностей, темперамента и других индивидуальных психологических особенностей человека.

^ 1. Реалистический (практический) –

водитель, ветеринар, фермер, агроном, садовод, лесничий, радиомонтажник, милиционер, кондитер, повар, картограф, механик, связист, пчеловод


2. Исследовательский (интеллектуальный)

ботаник, физик, философ, программист, эколог, химик


3. Социальный

учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник


4. Конвенциональный (стандартный)

бухгалтер, экономист, секретарь – референт, нотариус, кассир, топограф, корректор, патентовед.


5. Предпринимательский тип –

коммерсант, предприниматель, политик, страховой агент, менеджер, товаровед, директор, журналист, телерепортер, следователь.


6. Артистический

дизайнер, художник, музыкант, актер, переводчик.


Одним из ведущих условий эффективной организации предпрофильной дифференциации и профильного обучения мы считаем технологическую и мотивационную готовность педагогов к инновациям.

Директором и завучами анализируются возможности учителей, психологов, социологов, методистов для участия в этой работе и подбираются педагогические кадры. На школьные службы возложена ответственность за исполнение: на психологическую (Овечкина Т. Н.) – разработка психолого-диагностического инструментария; на методическую (Шабалина Г. К., Закирова Л. З.) – составление учебного плана, расписание, программно-методическое обеспечение учебного процесса, связь с внешкольными образовательными учреждениями; на социально-педагогическую службу (Иркабаева Н. И.) – возложено изучение интересов учащихся.

Создана годичная команда педагогов, в которую входят Абубакирова Р. Г., Шафикова К. Т. – учителя математики, Низамова О. И. – учителя информатики, Самойлова О. А. – учитель физики, Позолотина Н. А. – учитель химии, Глазырина Г. Г. – учитель биологии.

На родительском собрании (апрель 2007 г.) родители получили полную информацию о предполагаемой модели предпрофильной дифференциации со следующего 2007-2008 учебного года. Родители были ознакомлены с видами профилей, учебными планами, учебными программами предметов, элективными курсами, с психолого-педагогическими основами профессионального самоопределения и возможностями школы, центра детского творчества, с перспективами профильного обучения в школе.

В 2007-2008 учебном году были открыты 10А – физико-математический класс (23 ученика) и 10Б – профиль химико-биологический и универсальный (18 учеников).

Комплектование профильных классов было открытой и гласной, объективной и справедливой процедурой. Была предложена «внешняя» форма с приглашением родителей и учителей. Учитывались дополнительные индивидуальные показатели достижений учащихся.

В 2007-2008 учебном году введены элективные курсы:

  1. 5Б класс – физики, химии (Самойлова О. А.)

9-ые классы

  1. Современная русская орфография – Апчаева И. А.

  2. Права потребителей – Богданова Л. Н.

  3. Решение расчетных задач повышенной сложности – Позолотина Н. А.

  4. В мире профессий по компасу – Скоропад О. В.

  5. Основы менеджмента – Санарова Н. Н.

  6. Человек и его здоровье – Зотова Т. Ю.

  7. Геометрическое моделирование – Сиразетдинова Г. М.

  8. Измерение физических величин и фундаментальные опыты по физике – Самойлова О. А.

  9. Обработка числовой информации с помощью электронных таблиц - Низамова О. И.

В 9-х классах проводится предпрофильная подготовка, целью которой является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, а также созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Цель предпрофильной подготовки – создание условий для формирования осознанного выбора, обеспечивающего предварительное самоопределение выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Функции школы:

  • разработка и представление на экспертизу в экспертный совет программ курсов по выбору;

  • составление списков, распределение учащихся по элективным курсам;

  • обеспечение посещения учащимися курсов и контроль за посещаемостью занятий согласно расписанию.

Реализуемая в школе предпрофильная подготовка содержит:

^ 1 блок – информационная работа (включает в себя информирование родителей и учащихся об особенностях образовательных программ);

2 блок – диагностическая работа (диагностика склонностей и интересов)

3 блок – профессиональные пробы (прохождение курсов по выбору)

В сентябре, октябре – проведены административные контрольные работы по профильным предметам (11 кл.): математика – качество 56%, информатика – 88%, физика – 73%, биология – 52%, химия – 52%.

В ноябре проводится классно-обобщающий контроль 10-х классов.

Проведены срезы знаний, зачеты (ноябрь, декабрь 2007 г.):

11А класс (профиль физико-математический):

химия – качество 68,7%, успеваемость 100%,

алгебра и начала анализа – качество 72%, успеваемость 100%,

физика – качество 100%

11Б класс (профиль химико-биологический)

химия – качество 72%, успеваемость 100%

10Б класс (профиль химико-биологический)

химия – качество 40%, успеваемость 100%

В предпрофильных 9-х классах проведены административные контрольные работы по алгебре.

9А класс – качество 68%, успеваемость 100%,

9Б класс – качество 51%, успеваемость 100%,

9В класс – качество 49%, успеваемость 92%.

Большое внимание уделялось проведению школьных и районных олимпиад. Количество призеров олимпиад по математике, физике, химии, экологии, биологии больше, чем в 2006-2007 учебном году.

Математика – Тураев А. – 11А (III место)

Субхангулова А. – 10А (III место)

Химия – Осинская И. – 9А (III место)

Бикенеева Р. – 11А (III место)

Физика – Поздеева Ж. – 10А (I место)

Экология – Закиров Ш. – 10А (I место)

Фролова О. – 11А (II место)

Биология – Фролова О. – 11А (III место)

^

Проведена профориентационная работа с учащимися 9-11 классов


  1. Психологической службой подготовлены и проведены:

    1. Классные часы «Как выбрать профессию?», «Наиболее значимые группы профессий», «Дифференциально-диагностический опросник» 11А, Б классы.

    2. Тест профессиональных предпочтений (методика Голланда) проведен в 11А, Б 9А, Б, В классах.

    3. Проведены индивидуальные занятия, работа в микрогруппах «В мире профессий» в 9-11 классах.

    4. Профориентационная игра «Ориентация на успех» с обучающимися 9, 11 классов.

    5. Индивидуальный курс по запросу старшеклассников «Я и моя профессия» 11 классы.

    6. Профориентационная игра «Стажеры - инопланетяне» (материал из серии журнала «Школьный психолог») 10А, Б классы.

  2. С 28 января по 2 февраля – Неделя пофориентационной работы в школе. Планируются встречи старшеклассников с прдставителями БПК, БПГТ, ПУ-9, ЦЗН.

  3. Были проведены экскурсии на предприятия города: 8Б, 10А, Б классы – ТЭЦ.

  4. Планируется работа психолога по профориентационной активизирующей методике «За и против» (автор Н. Пряжников) среди 8 классов – предпрофильная подготовка.



^

Качество знаний в профильных классах


11 классы


Предмет

2006-2007 учебный год

2007-2008

учебный год

I полугодие

год

I полугодие

год

Алгебра и начала анализа

57%

66,6%

78%

45,7% (ЕГЭ)

Геометрия

66,6%

72,2%

78%

77,7%

Физика

85,7%

100%

100%

87,7%

Информатика

71,4%

83,3%

100%

100%

Химия

81%

88%

76%

100%

Биология

79%

65%

76%

88,2%



^

Олимпиады 2007-2008 учебного года



11А Фролова Оля – III место (биология), II место (экология)

11А Тураев Айрат - III место (математика)

10А Субхангулова Алина - III место (математика)

11А Бикинеева Регина - III место (химия)

10А Поздеева Евгения - I место (физика)

10А Закиров Шамиль - I место (экология)


Согласно плана деятельности по системе предпрофильного и профильного обучения проведены:

  1. Педагогический совет «Профильная школа в личностно-развивающей образовательной среде». (08.04.2008 г.)

  1. Профильное обучение как условие повышения качества образования – Шабалина Г.К., зам. директора по УВР.

  2. Компетенции в современном образовании. Модель личности выпускника профильной школы – Самойлова О.А., учитель физики.

  3. Профориентационная работа со старшеклассниками – Глазырина Г.Г., учитель биологии.

  4. Каким должно быть резюме – Гумерова Г.Ш., учитель иностранного языка.

  5. Анализ анкет старшеклассников «Выявление спроса детей на профильное обучение», «Определение мотивов выбора профессии» - Овечкина Т.Н., педагог-психолог.

  6. Индивидуальные учебные планы – Сушенцова И.А., учитель иностранного языка.

  7. Технология интегрированного обучения – Низамова О.И., учитель информатики.

  8. Технология личностно-ориентированного обучения – Фролова И.А., учитель русского языка и литературы.

  9. Технология коллективного способа обучения – Фаузетдинова С.Р., логопед.

  10. Профильное обучение: «за» и «против», Конькова А.К. – учитель географии.

  1. Методический день

«Роль моего предмета в будущей жизни ученика»


Дата проведения 25.02.08 г.

1. Практическая часть

Предмет

Учитель

Тема

Кл.

Предмет

Учитель

Тема

Кл.

Предмет

Учитель

Тема

Кл.

Математика

Бажина Е. А.

Закрепление: решение задач и примеров. Русские традиции: праздник Масленицы

3 Г

Биология

Зотова Т. Ю.

Витамины

8 В

Литература

Третьякова С.А.

Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни

10 А

Геометрия

Гридина А. Р.

Площади многоугольников

8 В

Биология

Глазырина Г. Г.

Глобальные экологические проблемы

11 Б

Занятия элективного курса

Апчаева И.А.

О чем весна мне говорила

9- е

классы

2. Круглый стол

3. Информационно-теоретическая часть

Роль моего предмета в будущей жизни ученика:

    • «математика» Сиразетдинова Г.М.;

    • «филология» Третьякова С. А.;

    • «биология» Зотова Т. Ю.

4. Заключительная часть. Подведение итогов

5. Совещание при директоре, с приглашением руководителей ШМО


Директор _______ Т.Н. Кузнецова

Исполнитель зам. директора по УВР Шабалина Г.К.




Похожие:

Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconОрганизация профильного пространства в мобу гимназия №1 г. Благовещенска. Гимназия дом, в котором мы практически живем!
Целенаправленная работа учительского коллектива, где каждый осознал свое профессиональное мастерство, проникся и принял идею профильного...
Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconОрганизация профильного обучения в мобу сош имени И. Я. Нелюбина с. Ильина Поляна Благовещенского района рб

Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconОрганизация профильного обучения в 2011-2012 уч г. 11 классы
Взаимодействие оу в организации профильного обучения с учреждениями профессионального образования (указать)
Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconПоложение об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения
Законом РФ «Об образовании», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, методическими рекомендациями...
Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconПрограмма интенсивного семинара для руководителей школ «Организация и моделирование содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки» Целевая аудитория
«Организация и моделирование содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки»
Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconПроект профильного обучения по теме : Организация профильного обучения в условиях средней школы на основе индивидуальных учебных планов
Организация профильного обучения в условиях средней школы на основе индивидуальных учебных планов
Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconОтчет о проведении 3 этапа Кубка района по спортивному туризму и ориентированию Дистанция ориентирование на лыжах
Нованиях приняли 13 команд из 8 общеобразовательных учреждений города и района ( мобу гимназия №1, мобу сош с. Новонадеждино, мобу...
Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Серпухов Организация профильного обучения
Какой потенциал заложен в нас от природы, как его в себе разглядеть и реализовать? Именно с этими сложными вопросами, с которыми...
Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconОтчёт по исполнению муниципального задания мобу «Подколкинская сош» за 1 полугодие 2012г
Численность обучающихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки и программам профильного обучения
Организация профильного обучения в мобу сош №5 г. Благовещенска рб iconОтчёт по исполнению муниципального задания мобу «Подколкинская сош» за 2012 год
Численность обучающихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки и программам профильного обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы