Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки icon

Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки



НазваниеОтчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки
Дата конвертации31.07.2013
Размер195.48 Kb.
ТипОтчет
источник

Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки

«Использование современных педагогических технологий

в условиях поликультурного образования»

МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска


Введение

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, они апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены обществом.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального решения, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельными

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Среди великого разнообразия новых педагогических технологий мы выбрали несколько и апробировали их на практике:

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- игровые технологии;

- проблемное обучение;

- технология модульного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- дифференцированное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии развивающего обучения.


Анализ уроков в начальной школе, изучение опыта работы учителей в условиях поликультурного образовательного пространства, с одной стороны, и анализ и обобщение результатов педагогических, методологических и методических исследований по проблеме использования современных педагогических технологий позволили выявить следующие противоречия в теории и практике обучения:

1) между достаточно развитым потенциалом обучающихся и недостаточным уровнем готовности учителей к организации обучения с использованием современных педагогических технологий;

2) между необходимостью систематического и комплексного использования в образовательном процессе современных педагогических технологий и эпизодическим применением в массовой практике лишь отдельных их составляющих;

3) между потребностью в использовании в школе технологий деятельностного типа и сложившейся в школах традиционной практикой обучения;

4) между высоким уровнем проработанности в научно-педагогических исследованиях различных аспектов современных педагогических технологий и недостаточным исследованием вопросов практической реализации учителями по эффективному использованию их в обучении.

Вышеназванные противоречия определили актуальность и тему опытно-экспериментальной работы: «Использование современных педагогических технологий в условиях поликультурного образования»


Основная часть

2.1. Концепция экспериментальной деятельности основывается на следующих положениях:

1. Современное школа ориентируется на всё большее использование современных образовательных технологий. Школа призвана готовить будущих активных членов общества – к быстрой адаптации к жизни во взрослом обществе, к исполнению возлагаемых на них надежд обществом.

2. Современные образовательные технологии обладают огромным потенциалом. В значительно меньшей степени исследовано воздействие современных педагогических технологий на развитие личности школьников. В то же время эмпирические факты, результаты индивидуальных наблюдений за школьниками показывают, что современные образовательные технологии оказывают сильное эмоционально-психологическое воздействие на обучающихся и таким образом, оказываются серьезным и полезным инструментом, влияющим на развитие личности школьников

3. Внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, как показывает опыт передовых педагогов, позволяет не только интенсифицировать процесс обучения. Одновременно, правильно организованный процесс их использования приводит к активизации познавательной деятельности школьников, формированию ключевых компетенций. Это, в свою очередь приводит к осознанному усвоению учебного материала.

4. Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе помогает решать образовательные задачи, одновременно способно реализовывать определенные условия для индивидуализации и дифференциации обучения. Результатом такого обучения становится появление возможности для раскрытия, формирования и развития творческого потенциала каждого обучающегося.

Исходя из этих положений, современная школа призвана исследовать влияние современных педагогических технологий на развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся, создавать условия для творческого использования технологий в обучении, воспитании и развитии детей.

2.2. Учебный план и учебные программы

Экспериментальная деятельность осуществлялась в условиях общеобразовательной школы, опираясь на базовые программы и учебные планы.


^ 2.3. Программные цели и задачи эксперимента

В ходе проведения экспериментальной работы ставилась цель – внедрение современных педагогических технологий в практику деятельности учителей и определение их влияния на уровень взаимодействия субъектов педагогического процесса и качество образования обучающихся.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

  1. Анализ уровня владения современными педагогическими технологиями учителями общеобразовательной школы.

  2. Определение перспективных линий и комплекса организационно-педагогических условий эффективного внедрения инновационных подходов в условиях поликультурного образования.

  3. Внедрение современных педагогических технологий в педагогический процесс общеобразовательной школы.

  4. Повышение квалификации педагогических кадров общеобразовательной школы.

  5. Повышение качества образования обучающихся.


^ 2.4. Научная и практическая значимость

Научная значимость проводимой экспериментальной работы заключается в том, что:

1. Выявлены направления и способы использования современных педагогических технологий в образовательном процессе школы.

2. Предложена модель построения занятий по различным предметам в начальной школе.

3. Уточнены методики использования современных образовательных технологий в общеобразовательной школе, в обучении по различным учебным предметам.

4. Выявлено влияние современных педагогических технологий на активизацию познавательного интереса, творческих способностей обучающихся.


^ Практическая значимость проводимой экспериментальной работы:

1. Подготовлены дидактические и учебно-методические материалы по предметам, конспекты уроков с использованием современных педагогических технологий.

2. Повысилась познавательная и творческая активность обучающихся.

3. Повысилась творческая активность педагогов.

4. Экспериментальная работа по использованию современных педагогических технологий коллективом учителей в образовательном процессе повысила общеинтеллектуальный и профессиональный уровень преподавателей. Совершенствуя учебный процесс, совершенствовался сам коллектив начальной школы, его творческий потенциал.

5. Укрепилась материально-техническая база школы, приобретена новая техника и методическое обеспечение.

6. Результаты эксперимента будут полезны учителям школ. Использование современных педагогических технологий повысит образовательный уровень выпускников начальной школы, будет способствовать развитию творческих способностей и вызовет стремление к самообразованию и самосовершенствованию личности.


^ 2.5. Объект и предмет исследования

Объектом исследования является педагогический процесс в условиях поликультурного образования.

Предметом исследования является использование современных педагогических технологий.


^ 2.6. Методы и конкретные методики эксперимента

Методы исследования:

Эмпирические: сбор научных фактов – анализ нормативных документов, изучение педагогического опыта учителей, анализ использования современных педагогических технологий в начальной школе, педагогическое наблюдение и эксперимент в их различных формах; систематизация и обобщение педагогических фактов.

Теоретические: анализ моделей обучения в психологии и дидактике, их прогностического и объясняющего потенциалов, противоречий в системе теоретического знания; выдвижение гипотез и теоретическое моделирование учебного процесса.

При проведении эксперимента на всех его этапах использовалось анкетирование учителей (для выявления уровня готовности к использованию современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной работе; мотивация исследовательской деятельности, теоретическая готовность к диагностической деятельности и т.д.). Для количественной и качественной оценки в экспериментальных классах использовались контрольные работы, психологические диагностики, мониторинги.

С целью усиления воздействия современных педагогических технологий на обучающихся разрабатываются собственные экспериментальные дидактические материалы. В их число входят презентации для объяснения учебного материала, видеозаписи для включения в структуру уроков и внеурочных мероприятий различной формы, раздаточный материал, таблицы, схемы и т.д.


^ 2.7. Состав участников эксперимента

Первоначально в состав участников эксперимента входило 12 человек, включая научного руководителя, педагога-психолога, заместителей директора по УВР и ВР, но в процессе деятельности группы в работу включились все учителя начальной школы.



Должность специалиста

Ф.И.О., год рождения

Образование, год окончания

1

научный руководитель

Вервинская Наталия Викторовна, 1977

Высшее, 1998

2

заместитель директора по УВР

Кочергина Ольга Борисовна, 1970

Высшее, 1995

3

заместитель директора по УВР

Иркабаева Наиля Искандаровна, 1964

Высшее, 1985

4

учитель начальных классов

Белкина Вера Ивановна, 1970

Высшее,

5

учитель начальных классов

Назарова Елена Юрьевна, 1977

Высшее, 2003

6

учитель начальных классов

Ногина Светлана Анфинагентовна, 1974

Высшее, 1998

7

учитель начальных классов

Соколова Эльза Аухатовна, 1970

Высшее, 1994

8

учитель начальных классов

Коровкина Марина Васильевна, 1968

высшее, 2003

9

учитель начальных классов

Дьячкова Ирина Сергеевна, 1977

Высшее, 2002

10

учитель начальных классов

Стяжкина Лариса Владимировна, 1973

высшее, 1997


11

учитель начальных классов

Лукьянчикова Татьяна Сергеевна, 1972

Высшее, 2003

12

педагог-психолог

Карачева Елена Владимировна, 1977

высшее, 2002


Плодотворная, кропотливая работа учителей привела к следующим результатам.

^ 2.8. Результаты исследований

1. Повысилась познавательная активность обучающихся, что подтверждают следующие показатели:

  • рост качества знаний за последние три года:




2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

успеваемость (%)

100

100

100

качество (%)

69,5

71,38

73,61




  • результативность выступлений на районных олимпиадах




2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

участники

6

6

9

9

победители/

призеры

-/1

1/2

-/1

-/2


^ 2. Повысилась творческая активность учеников:

  • увеличивается число обучающихся, выступающих с защитой своих научно-исследовательских работ на районной научно-практической конференции «Юный исследователь», «Лаборатория XXI века»:







2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

участники

5

14

8

победители/призеры

1/4

2/5

2/2

  • Участие детей в различных дистанционных играх, конкурсах, олимпиадах, викторинах.

2008-2009 учебный год

- Всероссийская дистанционная олимпиада «Творческий потенциал России»:

Лауреаты: Назаров К., Овсянникова А., Турова А., Зеленцова Е., Корнеева П., Хаматнуров Д., Шаяхметова А., Насибутдинов Н., Хурамшин М.

- Всероссийская дистанционная викторина «В океане света»:

Коновалова П. – 1 место, Нурлыгаянов И. – 2 место, Осинский А. – 3 место.

- 23 международный чемпионат математических и логических игр совместно со Школой космонавтики: 5 участников (финалисты).

2009-2010 учебный год

- Всероссийская игра-конкурс «Инфознайка»:

Белкин В., Яговкин С., Исмагилова К. – дипломанты, 13 участников.

- Всероссийский дистанционный конкурс «Фактор роста»:

Бобылева Д. – 1 место

Адигамов А. – 3 место

13 участников

- Всероссийский дистанционный конкурс-игра «Конструируй! Исследуй! Оптимизируй!»:

Белкин В. – 3 место

- Всероссийский конкурс «Познание и творчество»:

Лауреаты: Корнеева П., Маматов А., Булат А., Султанова Г., Мухамадеев В., Шулакова Т., Коновалова А., Зеленцова Е., Просвирин А.

- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ИД «Первое сентября»:

2А – проект «Удивительные растения мира»

2Б – проект «Атлас животного мира Земли»

4Б – проект «Роль витаминов в жизни человека»

2010-2011 учебный год

- Республиканский конкурс по информационным технологиям «Крит-2011»: Назаров К. – 1место

- Всероссийский конкурс «Познание и творчество»:

Лауреаты: Корнеева П.., Султанова Г., Акмурзин А.

- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ИД «Первое сентября»:

3Б класс «Солнечная система»

- Всероссийская игра «Инфознайка 2011» - Исмагилова К., Фархутдинов Р. – победители, 40 участников.

- Международная игра-конкурс «Золотое руно»:

Коновалова П. – 1 место по России

2011-2012 учебный год

- Международный конкурс по английскому языку – Корнеева П.- 1 место

- Всероссийская дистанционная игра-конкурс «Спасатели-2011»:

53 участника. Победители: Багаутдинов Р., Олефиренко В., Кулаков Е., Сиденко Г., Юсупова Л., Шайхуллин И., Коковихин Н., Акушева С., Багаутдинова Л., Ахмеров И., Каштанов А., Шайдуллина И., Шилов Д.


Вашему вниманию представляю таблицу, в которой отражено участие обучающихся в конкурсах, играх, викторинах.


Количество участников во Всероссийских конкурсах:




2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011уч.г.

2011-2012 уч.г.

Кенгуру

55

55

60

61

Русский медвежонок

109

113

138

141

Человек и природа

-

71

53




Зимние интеллектуальные игры

-

-

10

103

КИТ

-

-

34

48

Золотое руно

16

20

34





^ 3. Экспериментальная работа по использованию современных педагогических технологий коллективом учителей в образовательном процессе повысила общеинтеллектуальный и профессиональный уровень преподавателей. Совершенствуя учебный процесс, совершенствовался сам коллектив начальной школы, его творческий потенциал:

  • возрос уровень квалификации педагогов *:

год


категория

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

высшая

4

5

6

5

первая

6

6

8

8

вторая

8

9

6

4

не имеют категории

-

-

-

-

*данные на 1 сентября учебного года


  • Учитель начальных классов Назарова Е.Ю. – победитель ПНПО «Лучшие учителя России», 2009г., Соколова Э.А. – участник, 2011г.

  • Профессиональные конкурсы:

2008-2009 учебный год

Районный конкурс «Учитель года-2009» - Назарова Е.Ю., 2 место;

Районный конкурс «Лучшее ШМО в 2008-2009 уч.году» - 2 место;

Всероссийский дистанционный конкурс «Образование: взгляд в будущее»: Назарова Е.Ю. – лауреат 2 степени, Соколова Э.А., Кулешова Н.В. – лауреаты 3 степени.

2009-2010 учебный год

- Республиканский конкурс «ИКТ в творчестве педагога»:

Белкина В.И. – лауреат 2 степени, участники- Маркелова О.Н., Стяжкина Л.В., Назарова Е.Ю.

- Республиканский конкурс воспитательных программ:

Назарова Е.Ю. – 1 место

- Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года-2009»:

Соколова Э.А. – финалист

2010-2011 учебный год

- Районный конкурс методических разработок «Симфония урока»:

6 участников, дипломанты: Решетникова А.М., Коровкина М.В., Дьячкова И.С., Стяжкина Л.В.

- Республиканский конкурс «Учитель года-2011» - Назарова Е.Ю., участник (16 место)

2011-2012 учебный год

- Всероссийский дистанционный конкурс «Образовательный потенциал России»: 8 участников,

Лауреаты 1 степени: Бажина Е.А., Зорина В.А., Решетникова А.М.

- Районный конкурс учителей начальных классов «Открытый урок»:

Кокряцкая С.В. – 2 место

  • Публикации:

2008-2009 учебный год

- Материалы сборника региональной НПК «Совершенствование педагогического процесса в условиях поликультурного образования»: Дьячкова И.С., Хуснуллина М.Н., Зорина В.А., Коровкина М.В.

2010-2011 учебный год

- Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы», Уфа, ИРО РБ, 26.11.2010г.:

Коровкина М.В.

Фролова О.С.

Кокряцкая С.В.

Белкина В.И., Стяжкина Л.В.

Назарова Е.Ю.

- Общественно-политическая газета муниципального района Благовещенский район «Панорама» от 22.03.2011г.:

Кочергина О.Б. «Экспериментируем, творим, развиваемся» (о работе экспериментальной площадки)

Кокряцкая С.В.


  • Организация и проведение семинаров, НПК, мастер-классов:

2008-2009 учебный год

- Зональный семинар «Особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс»:

Кулешова Н.В. - «Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Кирякова О.Г. – урок математики «Сумма. Слагаемые»

Кузнецова Е.П. – урок русского языка «Безударные гласные в корне слова»

2009-2010 учебный год

- Районный семинар-практикум «Использование современных педагогических технологий в начальной школе» (в рамках курсов повышения квалификации ИРО РБ):

Соколова Э.А. - мастер-класс «Технология развития критического мышления», урок математики «Сравнение предметов по массе»

Стяжкина Л.В. – мастер-класс «Мультимедийное сопровождение урока», урок окружающего мира «Реки»

- Районный семинар заместителей директоров по УВР «Технологии и средства формирования ключевых компетенций обучающихся»:

Коровкина М.В. – урок математики «Уравнение»

Назарова Е.Ю. – мастер-класс «Инновационный проект создания ЭУП «Математика – 4 класс»

- Встреча участников Всероссийского интернет-педсовета в РБ: участники Белкина В.И., Стяжкина Л.В.

- Проведение мастер-классов в ИРО РБ «Исследовательская деятельность обучающихся», «Электронный учебник «Математика», 4 класс»- Назарова Е.Ю., «Технология развития критического мышления»- Соколова Э.А.

- Интернет-педсовет ИРО РБ «Современные образовательные технологии»: Назарова Е.Ю.

2010-2011 учебный год

Районный семинар заместителей директоров по ВР «Работа школы по социализации личности обучающихся»:

Кокряцкая С.В. – урок окружающего мира «Мир вокруг нас»

Решетникова А.М. – классный час «Я+ТЫ = МЫ»

^ Итогом работы экспериментальной площадки стала

- Региональная НПК «Совершенствование педагогического процесса в условиях поликультурного образовательного пространства» (24.03.2011г.):

Открытые уроки - Фролова О.С., Решетникова А.М., Апсатарова О.В., Коровкина М.В., Стяжкина Л.В., Белкина В.И., Дьячкова И.С., Кокряцкая С.В.

Мастер-классы – Соколова Э.А., Назарова Е.Ю.

2011-2012 учебный год

- Районный День открытых дверей «Реализация ФГОС НОО на базе УМК или отдельных линий учебников»:

Открытые уроки:

Кокряцкая С.В. – литер. чтение «Буква гласного э»

Белкина В.И.- окружающий мир «Один дома»

Маркелова О.Н.- математика «Вспомним. Повторим.»

Немцева Г.Ф.- кружковое занятие ОФП «Развитие двигательных навыков» Хурамшина Н.Е. - кружковое занятие «Звери зимой» (ИЗОстудия)

- Школа молодого педагога:

Коровкина М.В. – открытый урок математики

  • Участие в педагогических мастерских, фестивалях:

2009-2010 учебный год

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября»:

Белкина В.И., Стяжкина Л.В., Лукьянчикова Т.С.

- Практико-ориентированная дистанционная мастерская по теме «Современные образовательные технологии: ТРКМ»:

Соколова Э.А. – дипломант

- Районный фестиваль рабочих программ учителей начальных классов:

Соколова Э.А. – лауреат

2010-2011 учебный год

- Практико-ориентированная дистанционная мастерская по теме «Предметные компетентности в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения» - 10 участников

- Практико-ориентированная дистанционная мастерская по теме «Стандарты второго поколения: что должен знать, уметь и понимать педагог»- 8 участников.

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября»:

Белкина В.И., Кокряцкая С.В.


  • Разработка методических рекомендаций, программ.

2009-2010 учебный год

- Соколова Э.А. - сборник методических рекомендаций «Использование технологии РКМ в начальных классах» (кафедра ТиМНО ИРО РБ),

- Назарова Е.Ю. – программа воспитательной работы «Тропинка к счастью», утверждена МС ИРО РБ

2010-2011 учебный год

- Назарова Е.Ю. практическое пособие «Формирование исследовательских умений младших школьников по русскому языку во внеурочное время»

- Соколова Э.А. – программа воспитательной работы «Дорога детства», Утверждена МС ИРО РБ


^ 4. Укрепилась материально-техническая база школы.

Критический анализ имеющегося компьютерного парка, демонстрационной аппаратуры для обеспечения эффективной экспериментальной работы выдвинул на первый план необходимость приобретения недостающей техники и методического обеспечения. В результате деятельности по укреплению материально-технической базы сегодня в школе кабинеты начальных классов оснащены компьютерами и мультимедийными проекторами. Для работы по реализации программы эксперимента в начальной школе имеются:

Интерактивная доска, 2 принтера, 1 копировальный аппарат, 2 сканера, 9 мультимедиапроекторов, 1 компьютер, 3 ноутбука, телевизоры, DWD-проигрыватели.


Заключение

По проведенной экспериментальной работе можно отметить, что применение современных педагогических технологий способствует формированию ребенка как творческой личности, активно вовлеченной в учебный процесс. Эффективное использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяют учителю не только представить обучение более наглядным и динамичным, но и направить ребенка на самостоятельное решение учебных задач, повысить познавательную и творческую активность обучающихся и педагогов.

Итак, мы пришли к выводу, что целенаправленное, систематическое использование современных педагогических технологий влияет на повышение познавательной активности и развитие творческих способностей обучающихся, а также ключевых компетенций. И, как следствие, повышает качество образования, уровень развития различных составляющих умственных способностей детей (внимание, воображение, память, логическое мышление, повышает мотивацию к обучению), а также повышает профессиональную компетентность учителя.




Похожие:

Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconОтчет о деятельности в рамках экспериментальной (инновационной) площадки
Ежегодный отчет о деятельности в рамках экспериментальной (инновационной) площадки
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconИнформация о деятельности муниципальной экспериментальной площадки в моу «Ханымейская средняя общеобразовательная школа №3»
Информация о деятельности муниципальной экспериментальной площадки в моу ханымейская средняя общеобразовательная
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconПриказ №578 г. Кола
Мурманской области, утвержденным приказом отдела образования администрации Кольского района от 12. 01. 2010 №7, в целях проведения...
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconПоложение о деятельности образовательного учреждения Василеостровского района Санкт-Петербурга в режиме экспериментальной площадки районного уровня
Настоящее Положение определяет условия, порядок организации деятельности образовательного учреждения, работающего в режиме экспериментальной...
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconПриказ № Об организации школьной экспериментальной площадки в целях совершенствования научно-методической деятельности школы и реализации программы развития школы
Организовать работу школьной экспериментальной площадки по теме: "Реализация модели здоровьесбережения школы как механизма повышения...
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconДокументи
1. /Ежегодный отчет о деятельности 2011 в рамках экспериментальной площадки.doc
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconУровень площадки
Отчёт об опытно-экспериментальной деятельности в моу «Средняя общеобразовательная школа с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской...
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconПоложение о муниципальной экспериментальной педагогической площадке в системе образования Добровского района
Настоящее положение определяет условия и порядок присвоения отделом народного образования администрации Добровского района статуса...
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconНазвание раздела
Отчет о деятельности областной экспериментальной площадки Института развития образования Омской области моу «Шербакульский лицей»...
Отчет о деятельности муниципальной экспериментальной площадки iconИтоговый отчёт о деятельности районной экспериментальной площадки «Информатизация овп как фактор успешной социализации и адаптации школьников»
Учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ханымейская средняя общеобразовательная школа №3»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы